Ранняя дифференциальная диагностика острых кишечных инфекций и острого аппендицита у пациентов с диарейным синдромом

Резюме

Для улучшения дифференциальной диагностики острых кишечных инфекций (ОКИ) и острого аппендицита (ОА) в день поступления больных в стационар был разработан ранний дифференциально-диагностический критерий (ДДК) на основе клинико-лабораторных показателей, доступных для широкой клинической практики. С позиции диагностической точности были проанализированы информативные гематологические и биохимические показатели, а также показатели кислотно-щелочного состояния крови. Был разработан алгоритм дифференциальной диагностики ОКИ и ОА, итогом которого стало определение ДДК на основе уровней глюкозы и общего билирубина, а также процента моноцитов крови.

Ключевые слова:острый аппендицит, острая кишечная инфекция, дифференциально-диагностический критерий

Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2016. № 2. С. 35-41.

В настоящие время острые кишечные инфекции (ОКИ) остаются актуальной научной и практической про­блемой инфекционной патологии [1]: из года в год в структуре инфекционной заболеваемости 40-50% слу­чаев приходится на их долю [2, 3]. Острые диарейные ин­фекции имеют сходную клиническую симптоматику со многими инфекционными и неинфекционными заболева­ниями, что в свою очередь приводит к диагностическим ошибкам, которые отмечаются в 11-14% случаев [4, 5].

Одним из основных симптомов у 95% больных ОКИ является боль в животе [4, 5]. По этой причине при диагностике ОКИ особые трудности возникают в связи с необходимостью дифференцировать эти заболевания с хирургической патологией (острый аппендицит, острый панкреатит, тромбоз мезентеральных сосудов, аднексит, прерванная внематочная беременность и др.) [2, 3]. По частоте встречаемости наибольшее значение для дифференциальной диагностики ОКИ имеет острый ап­пендицит (ОА), особенно в тех случаях, когда это забо­левание протекает с диарейным синдромом, поскольку ОА требует безотлагательного решения об оперативном вмешательстве [3, 6].

В связи с вышесказанным дифференциальная диагно­стика между ОКИ и ОА является важной проблемой в работе инфекционного стационара, особенно в первый день по­ступления больного [3, 7]. Более того, в ряде случаев раз­вивается сочетание ОКИ и хирургической патологии, что еще больше осложняет постановку диагноза. Так, по данным Н.Д. Ющука, Л.Е. Бродова [5], хирургические осложнения ОКИ выявляются с частотой от 0,5 до 8,86% случаев, а среди причин летальных исходов ведущее место занимают пери­тонит, деструктивный аппендицит, кишечные кровотечения, перфорация и токсическая дилатация кишки, т.е. осложне­ния, связанные с хирургической патологией [2].

Одним из важнейших аспектов проблемы является то, что полимикробная этиология ОКИ требует определенных вре­менных затрат на проведение бактериологической диагно­стики [8], так же как и выполнение диагностически значи­мых методов визуализации при ОА имеет свои существенные ограничения в инфекционных стационарах [1, 7, 9]. Следо­вательно, возникает потребность в системе скрининговых исследований как на догоспитальном этапе, так и в первые сутки поступления больного в стационар.

В последнее время для ранней дифференциальной диагностики ОА широко используют различные индексы и шкалы, в основе которых лежат рутинные клинико-лабораторные показатели. Наибольшей популярностью до сих пор пользуется шкала Альварадо. Она включает 6 клинических симптомов и 2 рутинных лабораторных теста, которые от­носительно легко можно воспроизвести без использования высокотехнологичных методов уже при первом обследовании больного в стационаре. Простота в использовании, вы­сокая диагностическая точность и экономичность данного метода делают эту шкалу наиболее привлекательной [6].

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что ОКИ остаются актуальной научной и практической проблемой инфекционной патологии, при этом одной из важнейших за­дач в рамках данной проблемы остается разработка методов клинико-лабораторного скрининга, позволяющего успешно осуществить раннюю дифференциальную диагностику ОКИ и ОА.

Цель данного исследования - разработать скрининговые дифференциально-диагностические критерии (ДДК) для ОКИ и ОА в первый день поступления больного в стаци­онар на основе клинико-лабораторных показателей, доступ­ных для широкой клинической практики.

Материал и методы

Объект исследования - 277 пациентов, с 2011 по 2014 г. поступивших на стационарное лечение в Клиническую ин­фекционную больницу № 2 г. Москвы. Возраст больных составлял от 16 до 40 лет без ограничения по полу и тяжести заболевания. Пациенты были распределены в 5 основных групп (табл. 1).

Всем больным помимо методов клинического наблюде­ния и инструментального исследования в 1-й день поступле­ния в стационар проводили клинический и биохимический анализы крови, общий анализ мочи, определяли кислотно-щелочное состояние крови, выполняли коагулограмму, брали материал для проведения бактериологического ис­следования, при выполнении оперативного вмешатель­ства гистологически исследовали биоптат червеобразного отростка.

Статистическая обработка данных проведена на основе пакета статистической программы SPSS (версия 17). Исполь­зовали методы непараметрической и сравнительной стати­стики, рассчитывали 95% доверительный интервал, прово­дили регрессионный анализ.

Диагностическое значение информативных клинических и лабораторных параметров анализировали путем построе­ния ROС-кривых, которые отмечали соотношение чувстви­тельности и специфичности каждого теста. Количественным выражением диагностической точности служила так на­зываемая площадь под ROС-кривой - AUROC. При величине AUROC ≤0,5 тест не рассматривали как диагностически зна­чимый, при значении AUROC >0,65 считали, что тест обла­дает умеренной диагностической точностью, при значении AUROC >0,75 тест оценивали как высоко диагностически значимый [10].

Результаты и обсуждение

В процессе проведения исследования было установлено, что эффективность дифференциальной диагностики ОКИ и ОА на этапах госпитализации различна.

Так, эффективность диагностики ОКИ на догоспитальном этапе составила 74% (106 человек из 144), когда врачами скорой медицинской помощи была диагностирована ОКИ не­ясной этиологии, а в 26% был заподозрен ОА.

В приемном отделении эффективность диагностики ОКИ несколько выросла - до 76%, тем не менее частота ложной клинической диагностики ОА при ОКИ в первый день посту­пления больного в стационар была по-прежнему довольно высокой и составляла 24% (35 больных).

Для уточнения диагноза у 35 больных с ОКИ выполняли весь спектр инструментальной диагностики, а в 11% случаев была выполнена диагностическая лапароскопия, которая не подтвердила диагноз ОА. После проведения бактериологи­ческого исследования у всех 144 больных был установлен диагноз ОКИ: у 58 (40%) больных - сальмонеллез, у 86 (60%) больных - бактериальное пищевое отравление.

Эффективность ранней диагностики ОА в приемном от­делении составила 35%, а в остальных случаях была ложно диагностирована ОКИ. У 17 (14%) больных этой группы поздняя диагностика ОА привела к развитию осложнений: в 10 случаях - перитонит, у 4 больных - периаппендикулярный абсцесс и по одному случаю - межкишечный абсцесс, позадиматочный абсцесс, абсцесс брыжейки подвздошной кишки.

При проведении исследования было отмечено, что нали­чие у больных, поступивших в стационар инфекционного про­филя, диарейного синдрома создавало дополнительные про­блемы при дифференциальной диагностике ОА именно с ОКИ.

В исследовании были проанализированы клинические признаки ОКИ и ОА, частота встречаемости которых пред­ставлена на рис. 1.

Как следует из данных, приведенных на рис. 1, были выявлены достоверные отличия по частоте встречаемости отдельных симптомов в анализируемых группах. Установ­лено, что признаки обезвоживания чаще регистрировали в группе больных ОКИ. Снижение перистальтики кишечника и выраженная боль в животе чаще отмечались при ОА, а для сочетанной патологии (ОА на фоне ОКИ) наиболее характер­ной была лихорадка выше 37 °С. Что касается таких патогномоничных признаков ОА, как симптомы Воскресенского, Ровзинга, Ситковского, Щеткина-Блюмберга, с большей ча­стотой они встречались при ОА, однако в некоторых случаях отмечались и при ОКИ, что еще больше затрудняло диффе­ренциацию диагноза. Исходя из этого был сделан вывод, что провести дифференциальный диагноз ОКИ и ОА, особенно при наличии диарейного синдрома, в 1-е сутки госпитали­зации на основании только клинических данных практиче­ски невозможно из-за схожести клинической картины обоих заболеваний.

Далее были проанализированы результаты рутинных лабораторных исследований у пациентов с ОКИ и ОА. В ре­зультате из ряда гематологических и биохимических данных, а также показателей кислотно-щелочного состояния крови были отобраны наиболее информативные лабораторные признаки, выявляющие достоверные различия между груп­пами. Для всех этих показателей определяли их диагности­ческое значение c помощью статистической программы по построению ROC-кривых и вычислению AUROC. Результаты этих исследований с указанием величин AUROC представ­лены в табл. 2.

Из данных, приведенных в табл. 2, следует, что целый ряд показателей действительно обладает диагностической зна­чимостью. Но для большинства из них она характеризуется как умеренная, и только для числа лейкоцитов, процента палочкоядерных нейтрофилов и уровня глюкозы диагностиче­ская точность теста (не во всех случаях) может быть оценена как высокая.

По этой причине было решено разработать единый кри­терий и алгоритм дифференциальной диагностики ОА и ОКИ в 1-е сутки поступления больного в стационар. Для реше­ния этой задачи необходимо было определить интеграль­ный показатель с учетом всех информативных признаков. С этой целью планировалось использовать уравнение линей­ной регрессии, в котором каждый показатель имел бы свой весовой коэффициент. В результате проведения регрес­сионного анализа в уравнение вошли только 3 показателя из 15: уровни общего билирубина и глюкозы, процент моно­цитов. Интегральный показатель результата был обозначен как дифференциально-диагностический критерий (ДДК) ОКИ и ОА. При этом наиболее высокий весовой коэффици­ент имел уровень глюкозы в крови, затем - процент моно­цитов и, наконец, уровень общего билирубина.

В соответствии с полученным уравнением регрессии для каждого пациента рассчитывали ДДК. Расчет доверительных интервалов ДДК (с вероятностью 95%) в различных группах больных, а также его диагностическое значение при постро­ении ROC-кривых представлены на рис. 2.

Как следует из данных, приведенных на рис. 2, для оце­ниваемого интегрального критерия установлена возмож­ность ранней дифференциальной диагностики ОКИ от ОА, а также при сочетании ОА с ОКИ - значения AUROC 0,822 и 0,796 соответственно.

Использование интегрального показателя в группах больных ОА и сочетание ОА с ОКИ не позволяло проводить дифференциальную диагностику, так как AUROC в этом слу­чае была 0,505.

Для подтверждения эффективности предложенного ДДК его необходимо было сравнить со шкалой Альварадо - наи­более эффективным способом диагностики ОА на основе ру­тинных клинико-лабораторных данных (рис. 3).

При дифференциации ОКИ с ОА при помощи шкалы Альварадо AUROC показала умеренную эффективность (0,616) и позволяла дифференцировать все случаи ОА, т.е. вы­полняла основную диагностическую задачу, но не во всех случаях. В то же время дифференциальная диагностика ОА с сочетанной патологией, как и ОКИ с сочетанной патологией, с помощью шкалы Альварадо была неэффективна.

Сопоставление диагностической точности двух показате­лей: шкалы Альварадо и предложенного ДДК по величинам AUROC показало, что в тех случаях, когда дифференциальную диагностику проводили при ОКИ и ОА, возможность раннего распознавания ОА, как неотложного состояния, выше на 24%.

На рис. 4 представлен алгоритм использования шкалы Альварадо и ДДК. Исходя из содержания этих тестов сле­дует подчеркнуть, что помимо различий в диагностической точности, более выраженной у ДДК, заслуживает внимания способ воспроизведения теста с точки зрения удобства его применения. Так, ДДК, основанный только на лаборатор­ных исследованиях, более объективен по способу оценки и значительно проще по способу расчета, поскольку основан всего на 3 показателях.

При использовании разработанного алгоритма диф­ференциальной диагностики ОКИ и ОА в 80% случаев ДДК позволяет выявить ОА в 1-е сутки поступления больного в стационар.

Разработанный алгоритм для дифференциальной диагно­стики ОКИ и ОА в первый день поступления больного в стаци­онар по диагностической значимости не уступал широко ис­пользуемой в клинической практике здравоохранения шкале Альварадо. В основе ДДК лежат 3 рутинных лабораторных показателя, что позволяет использовать этот критерий уже в 1-е сутки поступления больного в стационар.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ющук Н.Д., Бродов Л.Е. Острые кишечные инфекции: диагно­стика и лечение. М. : Медицина, 2001. 304 с.

2. Васильева М.А., Егорова Е.А. Ультрасонография в диагностике ослож­нений острого аппендицита // Мед. визуализация. 2010. № 5. С. 128-131.

3. Ерюхин И.А., Гельфанд Б.Р., Шляпников С.А. Хирургические ин­фекции: руководство. СПб. : Питер, 2003. 560 с.

4. Филиппов Е.М. Острый аппендицит и пищевая токсикоинфекция // Хирургия. 1972. № 5. С. 120-124.

5. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В., Кулагина М.Г., Острые кишечные ин­фекции. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. 400 с.

6. Hoorfar, J. Rapid detection, characterization, and enumeration of foodborne pathogens // APMIS SuppL. 2011. VoL. 133. P. 1-24.

7. MichaiLidou M., Sacco Casamassima M.G., Karim O. et aL. Diagnostic imaging for acute appendicitis: interfaciLity differences in practice patterns // Pediatr. Surg. Int. 2015. VoL. 31, N 4. P. 355-361.

8. AbdeLdaim Y., Mahmood S., Mc Avinchey D. The ALvarado score as a tooL for diagnosis of acute appendicitis // Ir. Med. J. 2007. VoL. 100, N 1. P. 342.

9. ALLemen F., Cassina P., RothLin M. et aL. ULtrasound scans done by surgeons for patients with acute abdominaL pain: a prospective study // Eur. J. Surg. 1999. VoL. 165, N 10. P. 966-970.

10. Zhou X., Obuchowski N., McCLish D. StatisticaL Methods in Diagnostic Medicine. 2nd ed. John WiLey and Sons, 2011. 592 p.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»