Роль студенческого научного кружка в формировании выпускников нового формата - врачей-исследователей

Резюме

В соответствии с программой развития ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) от 2021 г. образовательная политика этого высшего учебного заведения - подготовка выпускников нового формата: врача-исследователя. Открытым остается вопрос о роли студенческого научного кружка в образовательной и исследовательской составляющих.

Цель - анализ проблемы организации деятельности студенческого научного кружка для поиска подходов к формированию выпускника нового поколения - врача-исследователя.

Материал и методы. За 2021-2023 гг. проведен анализ организации и планов работы студенческого научного кружка кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана Сеченовского Университета. По электронным базам данных eLibrary.ru и PubMed проведен поиск публикаций, содержащих информацию об актуальных методах повышения мотивации студентов к участию в научно-исследовательской работе в рамках студенческого научного кружка.

Результаты и обсуждение. Для подготовки конкурентоспособного выпускника в студенческом научном кружке "Эпидемиология" выбрана модель STEAM (Science, Technology, Engineering, Mathematics, Arts). Резиденты студенческого научного кружка "Эпидемиология" имеют возможность пройти обучение в лаборатории эпидемиологического анализа. Студенты изучают программирование на языке R, получают навыки создания уменьшенных копий реальных объектов и систем (макетов) с применением дополненной реальности. Разработана настольная игра "Эпи-Квиз" для углубленного изучения эпидемиологии и вакцинопрофилактики. Используемые формы работы студенческого научного кружка повышают мотивацию студентов к занятию научно-исследовательской работой.

Заключение. Основная задача студенческого научного кружка - мотивировать студента к научно-исследовательской деятельности, чтобы подготовить конкурентоспособного специалиста, привлекательного для потенциальных работодателей.

Ключевые слова:студенческий научный кружок; эпидемиология; врач-исследователь

Финансирование. Финансовая поддержка отсутствует.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Написание текста - Ломоносова А.В., Чучаева К.Ю., Купатенко Я.Г.; редактирование - Ломоносова А.В.

Для цитирования: Ломоносова А.В., Чучаева К.Ю., Купатенко Я.Г. Роль студенческого научного кружка в формировании выпускников нового формата - врачей-исследователей // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2023. Т. 12, № 4. С. 100-107. DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2023-12-4-100-107

Современные технологии развиваются с невероятной скоростью, что находит отражение и в процессе образования. В соответствии с программой развития ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) от 2021 г. образовательная политика университета должна быстро и эффективно переориентироваться на подготовку выпускников нового формата - врачей-исследователей [1]. В Сеченовском Университете в рамках программы "Приоритет-2030" происходит объединение и интеграция образовательной составляющей с исследовательской. В связи с этим студенты вовлекаются в исследования, а для них разработаны индивидуальные образовательные треки [2]. Открытым остается вопрос: где же место в этом процессе студенческим научным кружкам (СНК)? Как СНК перейти от научно-образовательной модели к исследовательской, какие препятствия нужно преодолеть?

Цель работы - анализ проблемы организации деятельности СНК для поиска подходов к формированию выпускника нового поколения: врача-исследователя.

Материал и методы

В данной работе СНК рассматривается как эффективный инструмент привлечения студентов к научно-исследовательской работе. За 2021-2023 гг. проанализированы организация, порядок и планы работы СНК на базе кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана (далее - ИОЗ) Сеченовского Университета.

Проведена оценка вовлеченности студентов в деятельность 111 СНК, которые входят в Студенческое научное общество им. Н.И. Пирогова Сеченовского Университета.

По электронным базам данных eLibrary.ru и PubMed с 2019 по 2023 г. проведен поиск публикаций, содержащих информацию об актуальных методах повышения мотивации студентов к участию в научно-исследовательской работе в рамках СНК с последующими публикациями как в отечественных, так и в зарубежных журналах. Отбор материалов проводили по ключевым словам: студенческий научный кружок (student scientific circle), студент (student), образование (education), подходы к обучению (teaching approaches), поведение студентов (student behavior), мотивация к обучению (motivation to learn), построение учебных программ по медицине (construction of medical curricula). В рецензируемых журналах были отобраны статьи, в которых приведен материал по оценке мнения студентов и преподавателей по проблеме мотивации к научной работе.

Проведен анализ специфики организации деятельности научных кружков в современных условиях.

Результаты и обсуждение

По результатам проведенного анализа установлено, что одной из существующих проблем в работе СНК является низкая вовлеченность студентов в реализацию исследовательских проектов. Среди 20 800 обучающихся Сеченовского Университета только 900 являются резидентами СНК, т.е. в среднем 8-9 человек участвуют в кружке. В СНК "Эпидемиология" резидентами являются 33 студента IV-VI курсов ИОЗ и 2 резидента I-III курса. К сожалению, студентов с младших курсов сложно интегрировать в образовательную деятельность СНК, поскольку доказательную медицину студенты ИОЗ начинают изучать только в конце IV курса, а эпидемиологию - в осеннем семестре V курса. В связи с этим потенциальными кружковцами для СНК "Эпидемиология" являются именно студенты V-VI курсов, которые зачастую уже начинают приобщаться к трудовой и практической деятельности. Некоторые из них начинают работать помощниками эпидемиолога или специалистами в различных отделах территориальных управлений Роспотребнадзора. Тем не менее в деятельность СНК "Эпидемиология" стараются интегрировать и студентов I-III курсов, приглашая их на практические и выездные мероприятия в качестве слушателей. Например, при посещении Московского городского центра дезинфекции № 6 (ГУП МГЦД) в экскурсии приняли участие более двух десятков студентов младших курсов.

На кафедре эпидемиологии проходят обучение студенты из большинства институтов Университета, некоторые из них, например студенты III курса Института клинической медицины или биофизики, после курса по доказательной медицине также вступают в ряды резидентов СНК "Эпидемиология". Однако, если вначале они принимают активное участие в заседаниях и проектах, то после прохождения цикла на кафедре активность работы в рамках СНК у старшекурсников снижается.

Выяснение причин низкой посещаемости плановых заседаний СНК "Эпидемиология" студентами ИОЗ и других подразделений Университета позволило установить, что они отдают приоритет индивидуальной работе над публикациями и научными проектами со своими руководителями и наставниками, в удобных для них темпе и режиме. Такой формат зачастую позволяет работать и дистанционно.

Анализ возможностей, которые предоставляет Сеченовский Университет для реализации внеучебной деятельности студентов и организации их досуга, позволил понять, почему им бывает так сложно определиться. Среди студенческих научных и предпринимательских организаций созданы различные СНК, Биомедклуб, Центр научной карьеры, Клуб предпринимателей, Школа и Лаборатория мастерства, "Профессия будущего" и т.д. А ведь, помимо науки, студентам хочется развиваться разносторонне и творчески, и тут им также представлен большой выбор: Троян-центр, студ-актив, театральные кружки, различные творческие и спортивные мероприятия, не говоря уже об огромном количестве мероприятий, курсов, конференций вне альма-матер! А ведь еще параллельно нужно учиться, делать научные проекты, писать тезисы, статьи и заявки на гранты, выступать на конференциях. В итоге возникает такая ситуация, что студент при наличии разнопланового выбора теряется, причем следует отметить, что СНК выглядят для них наименее привлекательно.

Чтобы у студента была мотивация прийти на заседание СНК, необходимо полностью пересмотреть подходы и формат его работы. Студенты хотят больше практики, больше общения. Традиционные методы преподавания уже не могут завлечь студента, им больше не хочется слушать огромное количество теоретического материала и наскучил формат лекций и подготовки докладов. У обучающегося возникает ощущение, что он все может "загуглить", найти в более интересной и разнообразной форме, просмотреть, прочитать или прослушать столько раз, сколько нужно, там, где захочет. Ну и, конечно, особняком стоит огромное количество онлайн-мастер-классов, курсов и лекций, при условии, что пандемия COVID-19 повысила спрос именно на дистанционное обучение. Такая ситуация непременно заставляет менять и совершенствовать методы и способы подачи обучающего материала, а также модернизировать формы проведения заседаний СНК в целом.

Учитывая все вышеизложенное, перед руководителями СНК стоит серьезная задача - выработать стратегию, которая позволит быстро и эффективно внедриться в современные реалии образовательного процесса высшего учебного заведения и эффективно реализовывать программу развития. Но реально ли это в нынешних условиях? Если двигаться по направлению сохранения такой структуры, как СНК, необходимо применять разные меры. Большинство идут по направлению принуждения: обязательное участие в кружке и выступление для зачета, обязательное посещение за дополнительные баллы на экзаменах. При этом если вернуться на десятилетия назад, к истокам зарождения СНК, к работе в них допускали лучших из лучших студентов, отбирали по критериям, они сдавали вступительные испытания.

Исторически сложилось, что деятельность СНК напрямую связана с наставничеством, преемственностью поколений и подготовкой ординаторов, аспирантов и будущих научно-педагогических работников (НПР). Действительно, участие в СНК позволяет развивать научное мышление и получать исследовательские компетенции, а также теоретически должно повышать конкурентоспособность резидентов. Вкладывая столько сил в своих резидентов, хотелось бы видеть их в качестве ординаторов и аспирантов кафедры, но ныне существующие правила приема практически исключают вероятность того, что в ординатуру или аспирантуру кафедры попадет участник СНК. Если говорить про ординатуру, дополнительное преимущество получают не те выпускники, которые посвятили себя науке, а те, кто порой не посещал занятия, работая в это время в медицинских организациях, что дает высокие дополнительные баллы.

Осуществление трудовой деятельности в должностях медицинских работников со средним профессиональным образованием от 9 мес на 0,5 ставки дает 15 дополнительных баллов, а при условии работы в пандемию с новой коронавирусной инфекцией можно было получить еще 30 дополнительных баллов, не говоря уже о 100-150 дополнительных баллах, которые получают специалисты с высшим медицинским образованием и стажем более 1,5 года, что полностью демотивирует студентов бороться за место в ординатуре [3]. Участие в СНК не дает дополнительных баллов при поступлении в ординатуру, в отличие от волонтерской деятельности или участия в таких образовательных проектах, как Школа или Лаборатория мастерства, "Профессия будущего", которые дают 20 дополнительных баллов.

На фоне всего этого можно отметить, что участие в СНК дает дополнительные баллы при поступлении в аспирантуру, хотя на эту ступень образования спрос, конечно, значительно ниже. При этом необходимым условием является участие в СНК Университета не менее 3 лет (при условии что наиболее вероятно студент ИОЗ придет в СНК "Эпидемиология" в начале V курса) и выполнение этого условия дает лишь только 5 баллов [4]. Со слов студентов, за это время они могут написать, работая индивидуально с научным руководителем, несколько статей, а за каждую из них дается 5 баллов, или получить патент. В аспирантуру, как правило, поступают студенты, победившие в олимпиаде "Я профессионал". Также единые исследовательские треки "магистратура-аспирантура" и "ординатура-аспирантура" не включают необходимость участия в СНК, но дают дополнительные 100 баллов. Нынешняя ситуация еще более усугубилась тем, что большинство предоставляемых мест в ординатуру и аспирантуру являются целевыми, так что даже те 5 баллов, что получают резиденты СНК, теряют свой смысл.

Вернувшись к теме деятельности СНК, следует отметить, что основной целью является обучение студентов навыкам и умениям организации и проведения научных исследований, расширение их научного и практического кругозора, а также выявление наиболее активных студентов, имеющих способности и стремление к научно-исследовательской деятельности. Организация СНК позволит сформировать в подразделении (на кафедре или в институте) активную команду единомышленников, способную работать над большими проектами, в которой каждый участник как деталь механизма выполняет свою функцию, ту, которая подходит ему по темпераменту, характеру и имеющимся способностям и талантам.

Однако здесь следует отметить, что для оптимального функционирования СНК необходимо проработать эффективную стратегию премирования студентов. Стратегия, которая существует в Сеченовском Университете, сейчас является непривлекательной для студентов и зачастую смещает выбор талантливых студентов в сторону иных дополнительных образовательных организаций. Конечно, одним из способов привлечения студентов является возможность трудоустроиться на кафедру. Как вариант - трудоустройство лаборантом. На кафедре эпидемиологии и доказательной медицины работают 3 резидента из СНК кафедры.

Еще одной возможностью реализации и повышения перспективности участия в СНК для студентов является преимущественное рассмотрение анкет резидентов кружков на должность стажера-исследователя, которая недавно была введена в Сеченовском Университете с целью финансовой поддержки молодых исследователей. К сожалению, на первой волне отбора претендентов на должность стажера-исследователя в январе 2023 г. ни один из студентов ИОЗ не прошел, несмотря на наличие у некоторых из них значимых научных достижений. При этом когда студента с кафедрой связывает еще и трудовой договор, это значительно повышает его приверженность к научным проектам кафедры. В таких условиях максимально удобно выстраивается модель взаимодействия НПР - ординатор/аспирант - студент. Старшекурсники извлекают выгоду из опыта работы в найме и профессиональной поддержки, а аспиранты и ординаторы - из долгосрочных обязательств "дополнительных рук" и опыта наставничества. В проекты и научные исследования преподавателей студенты добавляют энергии и креативности, которых могло бы не быть в небольших исследовательских группах.

Если на кафедру обращаются сторонние организации с предложением о трудоустройстве студентов, то в рамках работы СНК проводится встреча работодателя и кружковцев. Другой вариант - экскурсия на предприятие работодателя, где участники могут поподробнее ознакомиться со спецификой его деятельности. После экскурсии желающие могут обменяться контактами и обсудить индивидуально условия трудоустройства. Для действующих резидентов это отличная возможность совместить научно-исследовательский проект с работой, а также это погружение в практическую деятельность и возможность поделиться получаемым опытом по принципу "равный равному" с сокурсниками. Кроме этого, реализуется преемственность, когда члены СНК поступают в ординатуру или аспирантуру в учреждения, сотрудничающие с СНК "Эпидемиология". Примером такого плодотворного сотрудничества является работа с ФГБУ НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Минздрава России, ГУП "Московский городской центр дезинфекции № 6" и ГБУЗ г. Москвы "Московский многопрофильный клинический центр “Коммунарка” Департамента здравоохранения города Москвы".

В современных условиях для участия в акселераторах, конкурсах и грантах требуется не только умение хорошо проводить исследования или программировать, но и способность эффективно работать в команде, быстро генерировать идеи и грамотно презентовать результаты. Для создания и продвижения конкурентоспособного продукта следует применять принципы дизайна и маркетинга, поэтому сегодня стоит необходимость поиска прорывных инструментов трансформации высшего образования.

Модель современного конкурентоспособного выпускника высшей школы представляет собой исследователя с инженерным мышлением, управленческими и предпринимательскими навыками. По всей видимости, подготовить таких будущих работников помогает образовательная модель на стыке разных дисциплин STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics), а точнее обновленная концепция модели STEAM - это модель образования, объединяющая естественные науки и инженерные предметы в единую систему с добавлением пятого компонента: Arts, искусство [5, 6]. STEAM-подход сохраняет ориентир на проектную деятельность, практическую направленность и межпредметность, но меняет расстановку ключевых дисциплин. STEM-предметы и технологии дают ясные решения для прикладных задач, а Arts-дисциплины развивают умение находить выход в состоянии неопределенности, неоднозначности и двусмысленности. В этих условиях студенты учатся гармонично сочетать в работе научную строгость и творческую свободу, а СНК в этом случае может стать объединяющей платформой. Если принять эту концепцию, руководитель СНК должен получить дополнительные профессиональные навыки и компетенции либо необходимо выстраивать систему наставников, отвечающих за различные разделы углубленной подготовки кружковцев.

Попытка такого разделения в данный момент апробируется в СНК "Эпидемиология". В тестовом режиме для группы из 4 наиболее способных резидентов СНК "Эпидемиология" работает Лаборатория эпидемиологического анализа, в которой студенты под руководством старшего преподавателя Артема Александровича Позднякова изучают программирование на языке R. Цель данного проекта - подготовка студентов, способных быстро по отработанному алгоритму провести базовый анализ эпидемиологических данных с возможностью их включения в исследовательские проекты кафедры.

Участники пилотного проекта с интересом работают в командах, экспериментируют, проводят исследования, разрабатывают модели эпидемического процесса заболеваний. Также в рамках проекта осваиваются такие дополнительные навыки, как: консолидация и визуализации данных; машинное обучение, многомерный анализ; основы работы с платформами по принципу No-code и Low-code (технологии разработки сайтов, мобильных приложений, блогов, баз данных и других продуктов без погружения в код).

Помимо компьютерного моделирования, резиденты СНК могут в составе небольшой группы получить навыки физического моделирования - создания уменьшенных копий реальных объектов и систем. Пример такого моделирования - создание под руководством ассистента кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Никиты Вячеславовича Никитина с участием кружковцев макета военно-полевого госпиталя, который может использоваться для обучения студентов специфике работы и порядку действий в условиях чрезвычайной ситуации. Макет разработан с применением технологии дополненной реальности: у каждого значимого объекта есть индивидуальный QR-код. При его активации появляются видеоролики, снятые в реальном госпитале. В частности, представлена информация по этапам развертывания аэромобильного госпиталя, оснащении помещений и порядке перемещения по территории объекта. Макет военно-полевого госпиталя был представлен на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Медицинская весна-2023" и вызвал неподдельный интерес у участников мероприятия [7].

Среди вышеперечисленных компетенций, которые отрабатываются на заседаниях СНК, важно выделить умение работы в команде, поскольку результаты научных проектов и экспериментов зависят в том числе и от того, насколько слаженно функционируют группы на занятиях или в исследовательских лабораториях. В дополнение к этому, чтобы помочь студентам осознать сотрудничество как важный навык для научных исследований, цель СНК - научить студентов больше ценить совместную групповую работу как эффективный способ выполнения научного проекта и понимать, что успешное сотрудничество означает обмен идеями, распределение работы, эффективное использование времени и принятие решений.

На базе кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Сеченовского Университета с привлечением 8 студентов V-VI курса СНК в 2021 г. была создана научно-учебная группа (НУГ) для проведения совместных исследований с компанией Basis Genomic Group по популяционной генетике. Компания Basis Genomic Group занимается разработкой и применением на практике генетических панелей, которые дают возможность изучать многофакторные неинфекционные заболевания и оценивать их взаимосвязь с однонуклеотидными полиморфизмами среди жителей РФ. Исследовательская работа проведена по 5 патологиям: артериальная гипертензия, остеопороз, сахарный диабет, бронхиальная астма, гастрит.

Резидентами СНК реализованы проекты по направлениям "Остеопороз" и "Гастрит": материалы проектов представлены в виде публикаций и докладов на VI и VII Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы профилактической медицины и общественного здоровья": "Анализ фенотипических и молекулярно-генетических маркеров остеопороза у женщин старше 45 лет в Российской Федерации" (Чигирь А.Г., публикация в сборнике и постерный доклад), "Исследование аллельных вариантов генов COL1A1, CYP2R1, ESR1, ESR1, LCT, LRP5, VDR у пациентов с остеопорозом в Российской Федерации" (Пугачев М.И., Константинов Д.В., публикация в сборнике), "Факторы риска и генетические маркеры остеопороза у жителей РФ" (Пугачев М.И., публикация в сборнике и доклад), "Анализ фенотипических и молекулярно-генетических маркеров остеопороза у жителей Российской Федерации" (Чигирь А.Г., публикация в сборнике и доклад), а также в статье "Анализ молекулярно-генетических маркеров остеопороза у жителей Российской Федерации" (Полибин Р.В., Ломоносова А.В., Глушкова Е.В., Чигирь А.Г., Пугачев М.И., Хохлов Г.Н., Бакутин И.С.), опубликованной в рецензируемом научном журнале, индексируемом в базе данных Scopus [8]. Помимо этого, студенты приняли участие в VII Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов "Наука будущего - наука молодых" 2022 и 2 работы получили диплом I степени в Международном конкурсе научно-исследовательских работ "Молодые ученые: будущее науки": "Анализ молекулярно-генетических маркеров остеопороза у жителей Российской Федерации" и "Поиск факторов риска и молекулярно-генетических маркеров гастрита у жителей Российской Федерации" (авторы Бакутин И.С. и Хохлов Г.Н.) [9].

Из особенностей групповой работы кружковцев можно отметить "текучку" состава. Год за годом сменяются поколения студентов: некоторые из участников НУГ успели перейти из специалитета в ординатуру или аспирантуру, пройти зарубежные стажировки, а некоторые стали преподавателями. При этом, если рассматривать длительный исследовательский проект, нужно учитывать ряд обстоятельств: часть кружковцев работают, а у преподавателей много иных учебно-методических задач, поэтому по имеющемуся опыту на реализацию исследования от идеи до разработки/публикации зачастую нужно 2-3 года, т.е. чуть меньше, чем в среднем уходит на подготовку диссертации. Таким образом, работу в большом проекте нужно начинать не позже IV курса, чтобы успеть подготовить публикацию к концу VI курса. В реальной ситуации получается, что проект начинают со студентами V курса, а публикации и призы получают студенты, поступившие в ординатуру.

В связи с этим рабочие программы СНК должны быть компактными и эффективными, в среднем длительностью не более года с учетом ежегодной смены коллектива. Разработать ступенчатую рабочую программу для каждого курса отдельно затруднительно и энергоемко, это требует от руководителя СНК существенной дополнительной затраты рабочего времени. Использовать одну и ту же рабочую программу ежегодно тоже невозможно, поскольку каждый год приходят новые студенты, а уже обученные необходимым навыкам заканчивают пребывание в университете.

Также следует отметить, что в эффективной деятельности СНК не последнее место занимает мотивация руководителей. Деятельность по развитию СНК и интеграции его в образовательный процесс трудоемка и требует значительных временных затрат. Например, 2022/2023 учебный год для СНК "Эпидемиология" стал рекордным по количеству заседаний - 34 мероприятия, каждое длительностью минимум 2 ч без учета времени подготовки к заседаниям. Но при этом руководитель СНК работает на общественных началах, и его деятельность не оплачивается дополнительно, в отличие, например, от "Школы мастерства". Кроме этого, часы работы руководителя с кружковцами не учитываются в почасовой нагрузке преподавателя.

Кроме традиционных форматов работы, в СНК "Эпидемиология" проводят дополнительные мероприятия по распространению научного знания (лектории, встречи, мастер-классы). Наряду с плановыми заседаниями кружка в каждом учебном году проводится несколько внеплановых мероприятий: экскурсии в научно-исследовательские институты и другие профильные медицинские организации, совместные заседания с другими СНК Сеченовского Университета, а также со студентами из других вузов страны. На заседаниях выступают и маститые профессора, доктора наук, и недавние выпускники Сеченовского Университета.

Для совершенствования научно-исследовательского процесса в СНК кафедры эпидемиологии и доказательной медицины реализуются различные современные и интерактивные способы работы:

· научный киноклуб - совместный просмотр сериалов на медицинскую тему с последующим анализом и обсуждением (например, "Нулевой пациент", "Доктор Хаус", фильмы на иностранном языке для повышения разговорного уровня английского, документальные фильмы);

· научный лекторий - заседания с ведущими специалистами по эпидемиологии и доказательной медицине. Наиболее востребованная тема - исследования в области применения молекулярной эпидемиологии. Например, было проведено практическое занятие с Ольгой Львовной Ворониной, заведующей лабораторией анализа геномов ФГБУ НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Минздрава России по MLST-типированию и принципам работы с базой Pub-MLST. Олеся Викторовна Охлопкова, старший научный сотрудник отдела биофизики и экологических исследований ФБУН ГНЦ ВБ "Вектор" Роспотребнадзора, провела практическое занятие, посвященное секвенированию, NGS (англ. next generation sequencing - секвенирование нового поколения) и применению этой методики в современной молекулярной эпидемиологии

Перспективным форматом работы СНК стал проект разработки настольной игры "ЭпиКвиз", которая была апробирована в апреле 2023 г. в рамках Европейской недели иммунизации на совместном мероприятии с научным сектором Клинического института детского здоровья Сеченовского Университета. В ней приняли участие 11 команд. Совместно с кружковцами ведется разработка приложения, которое дополнит настольную игру "ЭпиКвиз". Настольная игра позволяет не только проводить соревнование между командами, но и играть в индивидуальном формате "Вопрос-ответ". Такие форматы игры "ЭпиКвиз" были использованы на Дне студента ИОЗ и на конкурсе СНК в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Медицинская весна - 2023", где игра получила высокие отзывы от участников мероприятия.

Результаты проведенного анализа деятельности СНК кафедры эпидемиологии и доказательной медицины ИОЗ Сеченовского Университета согласуются с мнением большинства отечественных и зарубежных авторов о том, что важнейшей составляющей в процессе формирования будущих специалистов в системе высшего образования является научно-исследовательская работа студентов в СНК [10]. Учащиеся проявляют высокий уровень мотивации, когда преподаватели проводят занятия в доброжелательной атмосфере и используют многомерные стратегии обучения. Поэтому важна и такая форма привлечения студентов к научно-исследовательской работе, как студенческий научный кружок.

Развитие информационных технологий позволяет внедрять новые форматы организации работы СНК. Интересными, в частности, могут быть хакатоны, научные стендапы и др. Отдельный интерес вызывают подходы, основанные на применении информационных и игровых технологий в обучении, в частности геймификация, которые позволяют учитывать интересы и особенности восприятия студентов [11]. Однако необходимо выдерживать баланс между количеством игрового и учебного процесса в образовании, чтобы не происходило подмены целей, когда вместо того чтобы стремиться получать знания, студенты стремятся только получить баллы и поднять свой рейтинг.

Вышеперечисленные формы деятельности СНК не столь кардинально отличаются от традиционных, но формат общения и временны́е рамки видоизменены, нешаблонны, что может быть интересным для студенческой молодежи. Задачей СНК является создание для студентов комфортной профессиональной среды, где они могут получить не только навыки по организации исследований и расширить свой научный и практический кругозор, но также получить поддержку от сверстников и руководителя через создание комфортной профессиональной среды. В этих условиях кружковцы могут получать конструктивную критику от коллег-студентов или познакомиться с профессионалами в области эпидемиологии и доказательной медицины. Такой подход дает свои плоды: все кружковцы-выпускники 2023 г. получили награды и грамоты за активную научную деятельность от Сеченовского Университета, имеют опубликованные научные труды и занимают призовые места в международных конкурсах. Заседания СНК в разных форматах позволяют выявить сильные и слабые стороны студентов с последующей коррекцией. Подобная организация СНК позволит сформировать активную команду единомышленников, способных работать над научными проектами.

Заключение

Основная задача СНК - мотивировать студента к научно-исследовательской деятельности, подготовить конкурентоспособного специалиста, привлекательного для потенциальных работодателей. Принимая во внимание, что Сеченовский Университет постоянно развивается, такая структура, как СНК, без дополнительных ресурсных и финансовых вложений не может соответствовать высоким требованиям времени. Возможно, необходимо проведение стратегической сессии для руководителей СНК подразделений Сеченовского Университета и других медицинских образовательных учреждений страны для разработки стратегии развития СНК с обменом опытом, что даст возможность всесторонне оценить проблему и найти оптимальные решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сеченовский Университет 1 декабря запускает сайт программы развития www.2030.sechenov.ru. 1 декабря 2021 г. URL: https://www.sechenov.ru/pressroom/news/sechenovskiy-universitet-1-dekabrya-zapuskaet-sayt-programmy-razvitiya-www-2030-sechenov-ru-/

2. Сеченовский Университет - Программа 2030. Сайт проекта. URL: https://2030.sechenov.ru/

3. Приемная кампания Сеченовского Университета 2023. Информация для поступающих на обучение по образовательным программам ординатуры 2023/2024. Учет индивидуальных достижений. URL: https://www.sechenov.ru/upload/iblock/1c5/8m8nfejbtb57kk6uybtr608zucnm1gpm/Uchet-rezultatov-individualnykh-dostizheniy-pri-prieme-v-ordinaturu.pdf

4. Приемная кампания Сеченовского Университета 2023. Информация для поступающих на обучение по образовательным программам аспирантуры 2023/2024. Учет индивидуальных достижений. URL: https://www.sechenov.ru/upload/iblock/1ed/ipgurxm6vug5u5zqjazv2iru28iyy9ci/Perechen-individualnykh-dostizheniy-postupayushchikh_-uchityvaemykh-pri-prieme-na-obuchenie_-i-poryadok-ucheta-ukazannykh-dostizheniy.pdf

5. Успаева М.Г., Гачаев А.М. STEM-образование: научный дискурс и образовательные практики // Управление образованием: теория и практика. 2022. Т. 9, № 55. С. 110-117. DOI: https://doi.org/10.25726/q3562-6842-6568-b

6.Kismawardani A., Tukiran T., Hariyono E. Science Technology Engineering Arts Mathematics (STEAM) approach for learning science in Junior High School // Stud. Learn. Teach. 2022. Vol. 3, N 1. Р. 55-61. DOI: https://doi.org/10.46627/silet.v3i1.101

7. В Сеченовском Университете стартовала Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Медицинская весна - 2023". 27 апреля 2023 г. URL: https://www.sechenov.ru/pressroom/news/v-sechenovskom-universitete-startovala-vserossiyskaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-s-mezhdun/

8. Полибин Р.В., Ломоносова А.В., Глушкова Е.В. и др. Анализ молекулярно-генетических маркеров остеопороза у жителей Российской Федерации // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2023. Т. 22, № 3. С. 57-63. DOI: https://doi.org/10.31631/2073-3046-2023-22-3-57-63

9. Российское научное общество "Future technologies: science and innovations", список победителей Международного конкурса научно-исследовательских работ "Молодые ученые будущее науки". URL: https://ftscience.ru/itogi-konkursov/

10. Доржу З.Ю. Научный кружок "Клио" кафедры отечественной истории Тувинского государственного университета // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. 2019. Т. 1, № 40. С. 5-13.

11.Kim J., Castelli D.M. Effects of gamification on behavioral change in education: a meta-analysis // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2021. Vol. 18, N 7. Р. 3550. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18073550

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»