Подготовка специалистов по лабораторной диагностике особо опасных инфекций с использованием тест-систем иммуноферментного анализа

Резюме

Актуальность проблемы особо опасных инфекций в современных условиях, возрастание риска актов биологической агрессии, возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие стихийных бедствий и техногенных катастроф требуют применения экспресс-методов диагностики, одним из которых является иммуноферментный анализ (ИФА). Это обусловливает необходимость подготовки специалистов медицинских организаций и учреждений Роспотребнадзора по применению данного метода в лабораторной диагностике.

Цель исследования - оценка системы подготовки специалистов в области лабораторной диагностики особо опасных инфекций с применением ИФА тест-систем.

Материал и методы. С использованием аналитического метода изучены законодательные, нормативно-методические документы, публикации в области подготовки специалистов для работы с возбудителями особо опасных инфекций, учебные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, реализуемые на территории РФ.

Результаты и обсуждение. Разработаны и утверждены 2 программы повышения квалификации: "Иммуноферментный анализ в диагностике особо опасных инфекций" - для специалистов с высшим биологическим, медицинским, ветеринарным образованием, "Лабораторная диагностика особо опасных инфекций методом иммуноферментного анализа" - со средним медицинским, ветеринарным и иным образованием (сотрудников Роспотребнадзора, медицинских организаций, лабораторий других министерств и ведомств, применяющих ИФА в своей работе).

Заключение. Система дополнительного профессионального образования должна реагировать на потребности слушателей, разрабатывать и внедрять новые учебные программы, помогающие специалистам, планирующим применять ИФА в своей работе, в том числе при проведении лабораторной диагностики возбудителей особо опасных инфекций, своевременно повышать свою квалификацию в рамках непрерывного медицинского образования и овладеть навыками, необходимыми для безопасной работы с материалом, контаминированным возбудителями особо опасных инфекций.

Ключевые слова:иммуноферментный анализ; подготовка специалистов; непрерывное медицинское образование; повышение квалификации; особо опасные инфекции

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Сизова Ю.В. Подготовка специалистов по лабораторной диагностике особо опасных инфекций с использованием тест-систем иммуноферментного анализа // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2023. Т. 12, № 2. С. 100-104. DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2023-12-2-100-104

Актуальность проблемы особо опасных инфекций (ООИ) обусловлена не только неуклонной тенденцией к появлению новых и возвращению старых нозологических форм, но и увеличением риска актов биологической агрессии, возникновением чрезвычайных ситуаций (ЧС). В связи с этим требуется применение всего комплекса диагностических методов, включая как рутинные бактериологические, биологические, так и экспресс-методы. Одним из таких методов является иммуноферментный анализ (ИФА), который уже около 60 лет успешно применяется в лабораторной диагностике инфекционных, онкологических, эндокринных болезней, заболеваний иммунной системы. С его помощью осуществляется контроль качества и безопасности продуктов питания, мониторинг вредных факторов окружающей среды [1, 2].

Помимо этого, в условиях пандемии COVID-19, когда особое внимание уделяется не только лечению, но и своевременному выявлению заболевших, особенно в скрытой или бессимптомной форме, кроме полимеразной цепной реакции (ПЦР), применяется ИФА, позволяющий обнаружить специфические антитела в крови, тем самым не только выявляя активные формы болезни, но и помогая определить, переболел человек коронавирусной инфекцией или нет, что имеет важное значение для проведения восстановительной терапии.

ИФА - высокочувствительный и высокоспецифичный метод лабораторного исследования, основанный на специфическом связывании антигенов и антител в пробе с дальнейшим выявлением ферментной меткой. ИФА имеет большое значение в лабораторной практике, поскольку исследования проводятся для обнаружения как антигенов возбудителей вирусных, бактериальных, микотических и паразитарных инфекций, так и специфических антител к ним. Особенно метод незаменим при заболеваниях, в диагностике которых затруднены прямые методы детекции возбудителя (вирусные инфекции) или серологические исследования остаются единственным методом скрининговой диагностики инфекций (токсоплазмоз, трихинеллез). ИФА обладает высокой чувствительностью (определение туляремийного микроба возможно в концентрации 103-104 мк.кл. на 1 мл, чумного - 1:105, бруцелл - 105-106, сибиреязвенного микроба - 103 мк.кл. в 1 мл) и специфичностью. Этот метод получил наиболее широкое распространение среди иммунологических методов клинико-лабораторной диагностики в связи с доступностью, безопасностью, наглядностью и простотой выполнения [3, 4].

ИФА может применяться для исследований в двух направлениях: обнаружение антител в сыворотке крови человека и определение антигенов возбудителя не только с диагностической целью, но и для установления их родовой или видовой принадлежности [5, 6].

Существует достаточно большое количество модификаций ИФА, но наибольшее распространение в практике лабораторных исследований получил твердофазный метод (тИФА), выполняемый в 96-луночных пластиковых планшетах [7].

Практике здравоохранения доступны десятки видов тест-систем ИФА, позволяющих обнаруживать специфические антитела и антигены при самых разных патологиях и инфекциях [8]. Поэтому данный анализ применяется практически во всех медицинских лабораториях. Однако подготовка специалистов по реализации метода, особенно в приложении

к ООИ, практически не проводится.

Цель исследования - оценка системы подготовки специалистов в области лабораторной диагностики ООИ с применением ИФА тест-систем.

Материал и методы

Проанализированы публикации, нормативно-методические документы и законодательные акты в области подготовки специалистов для работы с возбудителями особо опасных инфекций, представленные в открытом доступе сети Интернет, а также учебные программы дополнительного профессионального образования, реализуемые на территории РФ, в том числе зарегистрированные на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.

Результаты и обсуждение

Одной из приоритетных целей здравоохранения является непрерывность подготовки медицинских специалистов с применением инновационных подходов к обучению. В настоящее время в Интернете можно найти разнообразные дистанционные образовательные циклы.

При изучении спектра предлагаемых организациями учебных циклов обращает на себя внимание тот факт, что программ, посвященных ИФА, немного. На портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России для специалистов с высшим медицинским образованием на 2023 г. запланировано 15 очных циклов объемом 36-144 ч от 8 образовательных организаций, из которых более 80% - для специалистов клинико-диагностических лабораторий. При поиске в Интернете (не включающем данные портала) предлагается несколько сайтов, обучающих в заочной или очно-заочной форме специалистов со средним медицинским образованием для работы в клинических и ветеринарных лабораториях, но следует обращать внимание на реализацию очного обучения для приобретения специалистами практических навыков.

Однако для лабораторной диагностики ООИ также применяются различные варианты ИФА, в том числе на основе моноклональных антител [9]. В настоящее время зарегистрированы коммерческие тест-системы:

· для определения холерных вибрионов - тест-система иммуноферментная магноиммуносорбентная для выявления холерного вибриона в объектах окружающей среды;

· возбудителя чумы - тест-система иммуноферментная для выявления антител к чумному микробу; кроме того, существует моноклональная тест-система для выявления чумного микроба;

· возбудителя бруцеллеза - тест-система иммуноферментная для выявления антител к возбудителю бруцеллеза (при исследовании сывороток крови больных людей и подозрительных на заболевание при остром бруцеллезе), а также наборы реагентов для иммуноферментного выявления иммуноглобулинов классов А, М, G и суммарных антител; тест-система диагностическая для выявления в биологическом материале и объектах окружающей среды посредством ИФА самого возбудителя бруцеллеза и его идентификации;

· возбудителя туляремии - существуют тест-системы иммуноферментная и магноиммуносорбентная для выявления возбудителя туляремии при исследовании объектов окружающей среды и биологического материала, а также идентификации возбудителя. Иммуноферментный тест-набор ELISA classic Francisella tularensis IgG и IgM, позволяющий количественно определить IgG или IgM в сыворотке или плазме крови к липополисахариду Francisella tularensis ssp. holarctica (вид LVS);

· возбудителя лихорадки Ку - тест-система иммуноферментная для выявления антител класса IgG к антигенам коксиелл Бернета. Тест-система иммуноферментная для обнаружения антигенов Ку-риккетсий Бернета, предназначена для выявления Ку-антигена в объектах внешней среды, смывах и материалах биологического происхождения (органы животных, клещи).

Следует отметить, что проведение любых работ с ООИ имеет свои особенности и требует специальной подготовки.

В соответствии с действующей нормативно-методической документацией к работе с патогенными биологическими агентами (ПБА) I-II групп патогенности, к которым относятся все ООИ, на территории РФ допускаются специалисты, прошедшие переподготовку по программам дополнительного профессионального образования для приобретения навыков безопасной работы с возбудителями ООИ, которую проводят противочумные учреждения (5 институтов и 13 станций) и Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ [10, 11].

В рамках образовательных циклов профессиональной переподготовки по специальностям "Бактериология" и "Лабораторное дело" предусмотрен модуль, посвященный освоению серологических реакций, в том числе ИФА. Однако для специалистов, проходивших переподготовку ранее, а также обучающихся на других образовательных циклах возникает необходимость дополнительного обучения в форме повышения квалификации по ИФА, поскольку только ознакомления с инструкцией к выпускаемым коммерческим тест-системам недостаточно для эффективного выполнения должностных обязанностей при проведении лабораторной диагностики. Помимо этого, диагностика ООИ имеет свои особенности и много нюансов при реализации метода, которые не всегда отражаются в инструкции производителя, но могут привести к получению ложноположительных или ложноотрицательных результатов. Решение данной задачи напрямую связано с эффективным профессиональным обучением, включающим в первую очередь приобретение навыков безопасной работы с ПБА. Вместе с тем известно, что недостаточный опыт выполнения работ с ПБА I-II групп повышает риск аварии или лабораторного инфицирования.

Для оценки актуальности и необходимости среди практических специалистов, проходивших подготовку по разным образовательным программам на базе ФКУЗ "Ростовский-на-Дону противочумный институт" Роспотребнадзора в 2020-2022 гг., был проведен опрос, участникам которого предлагалось ответить на ряд вопросов и отметить заинтересованность конкретного респондента в обучении по дополнительной профессиональной программе по ИФА; выбрать предпочтительную форму (очная, очно-заочная, дистанционная) и оптимальную продолжительность обучения (72, 36, 16 ч).

Всего в опросе приняли участие 100 специалистов, из которых 20 имеют среднее медицинское, 45 высшее медицинское и 35 высшее биологическое образование. При анализе ответов установлено, что практически все специалисты, как со средним, так и с высшим образованием, заинтересованы в прохождении такого обучения. При этом 45% выбрали дистанционную форму прохождения тематического усовершенствования, 36% - очную и 19% - очно-заочную форму. При ответе на вопрос о продолжительности обучения бо́льшая часть респондентов отдали предпочтение 36-часовым циклам повышения квалификации.

Все вышеизложенное обосновывает необходимость разработки и внедрения новых учебных программ в области лабораторной диагностики ООИ. На базе ФКУЗ "Ростовский-на-Дону противочумный институт" Роспотребнадзора в 2022 г. разработаны и утверждены 2 программы повышения квалификации: "Иммуноферментный анализ в диагностике особо опасных инфекций" - для специалистов с высшим биологическим, медицинским, ветеринарным образованием, и "Лабораторная диагностика особо опасных инфекций методом иммуноферментного анализа" - со средним медицинским, ветеринарным и иным образованием: сотрудников Роспотребнадзора, медицинских организаций, лабораторий других министерств и ведомств, применяющих ИФА в своей работе.

Цель данных программ заключается в совершенствовании профессиональных компетенций специалистов по применению ИФА в лабораторной диагностике ООИ, а именно приобретении новых теоретических знаний, освоении практических навыков проведения анализа проб биологического материала и объектов окружающей среды, подозрительных на зараженность возбудителями ООИ, с применением ИФА.

Программа построена по модульно-компетентностному принципу, обеспечивающему практико-ориентированную подготовку, опирающуюся на положения нормативно-методических документов, регламентирующих лабораторную диагностику ООИ с применением иммуносерологических методов, в том числе ИФА, и обеспечение биологической безопасности при работе с ПБА. Программы включают 2 модуля: первый посвящен биологической безопасности при проведении ИФА, второй - основам ИФА в лабораторной диагностике ООИ.

В процессе обучения рассматриваются вопросы соблюдения требований санитарно-эпидемиологических правил и безопасности работы с микроорганизмами I-II групп патогенности, организации и оснащению лаборатории для работы методом ИФА; в санитарной охраны территории РФ и возможности применения ИФА для индикации и идентификации возбудителей ООИ; основные принципы, методы и компоненты ИФА, способы учета и трактовки результатов, а также контроль качества исследований.

Особое внимание уделяется пробоподготовке исследуемого материала (как клинического, так и из объектов окружающей среды), контаминированного или подозрительного на контаминацию возбудителями ООИ. Помимо этого, при реализации программ особое место отведено практическим занятиям, нацеленным на закрепление полученных в процессе освоения теоретической части знаний, умений и отработку навыков безопасного выполнения манипуляций с ПБА при практическом применении ИФА, что делает образовательный процесс более наглядным и эффективным. На практических занятиях запланировано освоение различных вариантов ИФА, направленных как на выявление антител, так и на обнаружение антигенов возбудителей ООИ в исследуемых пробах с использованием перечисленных выше иммуноферментных тест-систем.

В результате освоения программ у специалистов формируются (совершенствуются) профессиональные компетенции в таких направлениях, как готовность выполнять исследования, используя иммунологические методы в соответствии с требованиями биологической безопасности работ с ПБА I-IV групп, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты; готовность к организации упаковки, хранения, передачи, перевозки и обеззараживания инфекционных материалов; готовность к проведению разбора, первичной подготовки и обеззараживания проб клинического материала, материала от животных и из объектов окружающей среды для проведения ИФА на наличие возбудителей ООИ; готовность к использованию разных подходов к проведению ИФА в диагностике актуальных ООИ, освоению и внедрению новых вариантов, имеющих наибольшую диагностическую и аналитическую ценность; готовность к проведению контроля качества проводимых исследований.

Предлагаемая форма обучения по программам повышения квалификации - очно-заочная с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Предусмотрена заочная (дистанционная) самостоятельная часть работы с предложенным дидактическим материалом и проведением текущего контроля в форме тестирования, а после окончания очной части - итоговой аттестации в виде собеседования и/или тестирования. Специалисты, успешно освоившие разработанные программы и прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение о повышении квалификации.

Для контроля качества обучения разрабатывается фонд оценочных средств, который будет представлен в виде сборника тестовых заданий. Дидактические материалы, помогающие в освоении теоретической части цикла, предлагается сформировать в виде отдельного учебно-методического пособия.

Разработанные программы регистрируются на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, что позволит специалистам со средним и высшим медицинским образованием включать их в свой план обучения и своевременно повышать квалификацию.

Заключение

В связи с нестабильной эпидемической ситуаций в мире актуальным остается выявление в кратчайшие сроки возбудителей ООИ в объектах окружающей среды или биологическом материале. Для этих целей в лабораторной прак-

тике наиболее широко применяются ПЦР и ИФА. Но если программы по подготовке специалистов для работы методом ПЦР в приложении к ООИ разработаны и успешно реализуются, в том числе и в ФКУЗ "Ростовский-на-Дону противочумный институт" Роспотребнадзора, то по ИФА таких программ нет. В связи с этим внедрение в учебный процесс программ повышения квалификации в области применения ИФА при проведении лабораторной диагностики возбудителей ООИ позволит овладеть навыками, необходимыми для безопасной работы с материалом, контаминированным возбудителями ООИ, что будет способствовать обеспечению биологической защиты как сотрудников лабораторий, проводящих исследование, так и населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тараканова Ю.Н., Дмитриев А.Д., Дмитриев Д.А. и др. Твердофазный иммуноферментный анализ: история, теория и практическое использование // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2019. № 3. С. 117-125. DOI: https://doi.org/10.36233/0372-9311-2019-3-117-125

2. Алекешева Л.Ж., Баймурзинов Б.Б., Тугамбаев Т.И. и др. Тест-системы для иммуноферментного анализа в диагностике особо опасных инфекций // Вестник КазНМУ. 2017. № 1. С. 108-111.

3. Методические указания МУ 3.1.2007-05 "Эпидемиологический надзор за туляремией". Москва, 2005.

4. Набор реагентов тест-система диагностическая для выявления возбудителя бруцеллеза в иммуноферментном анализе (ИФА) ("ИФА-Бру-СтавНИПЧИ"). URL https://snipchi.ru/page.php?57 (дата обращения: 07.07.2022).

5. Анцилевич Л.М., Ягудина Л.А. Практическое применение иммуноферментного анализа в диагностике заболеваний // Практическая медицина. 2014. № 3 (79). С. 28-34.

6. Gan S.D., Patel K.R. Enzyme immunoassay and enzymelinked immunosorbent assay // J. Invest. Dermatol. 2013. Vol. 133, N 9. P. 12.

7. Koyaanis Katsi. Иммуноферментный анализ. 2019. URL: https://medach.pro/post/2047 (дата обращения: 07.07.2022).

8. Невзорова М.С., Высотин С.А., Сайфитова А.Т. Сравнительная характеристика тест-систем "ВЕКТОР-БЕСТ" И "MONOLISA" для определения антител к вирусу гепатита С // Международный студенческий научный вестник. 2020. № 1. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19876 (дата обращения: 08.08.2022).

9. Кретенчук О.Ф. Отечественные средства диагностики особо опасных инфекций на основе моноклональных антител // Проблемы особо опасных инфекций. 2021. № 4. С. 35-45. DOI: https://doi.org/10.21055/0370-1069-2021-4-35-45

10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 “Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней”". 2021. 1092 с.

11. Сизова Ю.В., Бурлакова О.С., Люкшина Е.Ю., Сокольская О.А. Развитие системы подготовки специалистов по холере // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2020. Т. 9, № 4. С. 120-125. DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2020-9-4-120-125

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»