Трансляция знаний и цифровые технологии (итоги работы расширенного заседания учебно-методической комиссии по инфекционным болезням)

Резюме

Цифровые образовательные технологии - инновационный способ организации учебного пространства, основанный на использовании электронных систем, обеспечивающих студентам доступность к большому объему информации, наглядность изложения материала, более эффективную деятельность преподавателя.

Цель работы - определение тенденций внедрения цифровых технологий в образовательный процесс на кафедрах инфекционных болезней медицинских вузов страны.

Материал и методы. Для анализа использован материал расширенного заседания учебно-методической комиссии по инфекционным болезням с участием заведующих кафедрами инфекционных болезней ведущих медицинских вузов страны.

Результаты и обсуждение. В ходе проведенного анализа установлено, что применение цифровых технологий значительно расширяет возможности трансляции знаний. С помощью цифровых технологий реализуется возможность решения нетиповых, поисково-творческих задач, направленных на развитие в том числе клинического мышления. Однако формирование клинического мышления не может быть достигнуто только за счет использования цифровых технологий. Большое значение имеют целенаправленная работа студента с пациентом в инфекционном стационаре, формирование умения анализировать данные лабораторных и инструментальных исследований, что требует контактной работы с преподавателем.

Заключение. Применение цифровых технологий на кафедрах инфекционных болезней целесообразно в качестве дополнительного компонента образовательного процесса.

Ключевые слова:образовательный процесс; цифровые технологии; учебно-методическая комиссия по инфекционным болезням

Финансирование. Работа не имела спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Для цитирования: Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В., Кухтевич Е.В. Трансляция знаний и цифровые технологии (итоги работы расширенного заседания учебно-методической комиссии по инфекционным болезням) // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2023. Т. 12, № 1. С. 110-115. DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2023-12-1-110-115

В последние десятилетия ХХ в. и в XXI в. ускорились темпы технологических изменений с формированием цифрового мира, что оказывает прямое влияние и на систему образования [1-3]. Цифровой мир становится реальностью, что порождает системное понятие, интегрирующее такие категории, как цифровая среда (пространство), цифровые технологии, цифровое общество, цифровая экономика, цифровое образование, цифровое государство и граждане цифрового мира [2-6].

Сегодня цифровые преобразования - один из главных факторов мирового развития, а цифровая революция вошла в решающую фазу в 2017 г., когда к Интернету подключился практически каждый 2-й житель Земли. По оценке Глобального института Мак-Кинси, уже в ближайшие 20 лет до 50% рабочих операций в мире могут быть автоматизированы, и по масштабам этот процесс будет сопоставим с промышленной революцией XVIII-XIX вв. [2].

Россия уже живет в цифровой эре: по количеству пользователей Интернета она занимает 1-е место в Европе и 6-е - в мире. За последние 3 года смартфонов у нас стало вдвое больше - теперь они есть у 60% населения [2]. Все эти изменения в той или иной мере сказываются и на образовательном процессе. Было бы очень странно и неестественно отказываться от возможностей цифровых технологий в учебном процессе.

Считают, что цифровые образовательные технологии - это инновационный способ организации учебного пространства, основанный на использовании электронных систем, обеспечивающих наглядность, а цель применения цифровых технологий - повышение качества и эффективности учебного процесса [1, 3, 7]. Однако понятие "цифровизация образования" гораздо шире. Оно означает использование различных программ, приложений и других цифровых ресурсов для электронного обучения как удаленно, так и непосредственно в вузе при контактной форме ведения учебного процесса (например, когда определенные задания выполняются на компьютере или планшете). Кроме того, цифровизация касается не только учебных процессов, но и организационных [4, 5, 8].

Цифровизация образования стала особенно заметной после начала пандемии новой коронавирусной инфекции, когда высшая школа вынужденно перешла на дистант в онлайн, и это затронуло не только студентов, но и преподавателей высшей школы [5, 9, 10]. На самом деле процессы цифровизации образования начались гораздо раньше. В России, по оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики, цифровизация образования прошла несколько стадий [1, 3]. И на каждой стадии под этим термином подразумевали разные процессы:

· первая волна цифровизации в середине 1980-х - начале 1990-х гг. была направлена на развитие компьютерной грамотности и включала появление в вузах первых компьютерных классов;

· на втором этапе (с середины нулевых годов XXI в.) заговорили о внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий - цифровые устройства и форматы стали использовать не только на занятиях по информатике;

· на третьем - современном этапе, примерно с 2018 г., речь идет уже о цифровой трансформации - применении цифровых технологий в образовательной среде [3].

Применение цифровых технологий в учебном процессе основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности к большому объему информации, наглядности изложения материала, более эффективной деятельности преподавателя, управляющего этими средствами.

Учитывая вышеизложенное и в целях совершенствования учебно-методической работы на кафедрах инфекционных болезней 7 декабря 2022 г. в формате научно-практической видеоконференции на платформе Zoom состоялось расширенное рабочее совещание учебно-методической комиссии по инфекционным болезням координационного совета по области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (далее - УМК).

Цель работы - определение тенденций к внедрению цифровых технологий в образовательный процесс на кафедрах инфекционных болезней медицинских вузов страны.

Материал и методы

Для анализа использован материал 2 программных докладов (доктора медицинских наук, руководителя ООО "ВШОУЗ-КМК" Г.Э. Улумбековой и доктора медицинских наук, профессора, директора Института электронного медицинского образования ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) М.А. Кинкулькиной), а также 6 фиксированных выступлений участников расширенного заседания УМК.

· С фиксированными сообщениями выступили:

· С.С. Слепцова - доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой инфекционных болезней, фтизиатрии и дерматовенерологии Медицинского института ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", член УМК;

· Д.А. Валишин - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней с курсом дерматовенерологии Института последипломного образования ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, член УМК;

· М.А. Авдеева - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней и фтизиопульмонологии ФГБОУ ВО "Кубанский ГМУ" Минздрава России, член УМК;

· И.В. Малов - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней, ректор ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, член УМК;

· сотрудники кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России кандидат медицинских наук, доцент М.Г. Кулагина и кандидат медицинских наук, доцент Т.К. Кускова.

В работе УМК приняли участие 51 человек, в том числе 2 ректора медицинских вузов, 2 проректора по учебной работе, 16 заведующих кафедрами инфекционных болезней, 4 заведующих учебной частью и 27 преподавателей кафедр инфекционных болезней.

Основное направление анализа - цифровое преобразование учебного процесса на кафедрах инфекционных болезней.

Результаты и обсуждение

В ходе расширенного заседания УМК с участием заведующих кафедрами инфекционных болезней с приветственным словом выступила проректор по учебной работе ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) кандидат фармацевтических наук Т.М. Литвинова. Она отметила роль УМК в трансформации учебного процесса на кафедрах инфекционных болезней и подчеркнула, что Сеченовский Университет является ведущим в области электронного медицинского образования.

Председатель УМК академик РАН, профессор, доктор медицинских наук Н.Д. Ющук в своем вступительном слове отметил, что цифровые технологии - это инновационный способ организации учебного процесса, основанный на использовании электронных систем, обеспечивающих в первую очередь наглядность представления материала, а целью применения цифровых технологий является повышение качества и эффективности учебного процесса. Однако зачастую под видом цифровой трансформации происходит оцифровка вполне традиционных материалов для ведения учебного процесса, т.е. не используется все доступное разнообразие цифрового образовательного контента. В то же время практика высшей школы показывает, что качественное образование всегда подразумевает живой опыт взаимодействия преподавателя со студентами, а у выпускников медицинских вузов должны быть сформированы не только профессиональные компетенции, но и способность к мотивированному самостоятельному обучению, что является необходимым условием периода последипломного образования для профессионального успеха в быстро меняющемся цифровом обществе.

В связи с этим Н.Д. Ющук считает, что на додипломном периоде образования необходимо сформировать у студентов цифровую грамотность, а именно: информационную грамотность, медиаграмотность, грамотность в области информационных и коммуникационных технологий. Эта задача потребует пересмотра подходов к образовательному процессу в целом, так как в Интернете много сайтов с подчас недостоверной информацией, а у студентов еще нет устойчивого умения дифференцировать размещенный контент, в том числе в области медицины. Цифровая грамотность должна также стать повседневной реальностью и для профессорско-преподавательского состава (ППС), особенно это касается старшего поколения. Кроме этого, общение студента с компьютером отличается от общения с преподавателем, так как эмоциональной составляющей у компьютера нет, и он не может давать характеристик студенту, в отличие от преподавателя.

Следующий важнейший навык, формируемый на клинических кафедрах, - это способность к клиническому, логическому и аналитическому мышлению, что продолжает развиваться и с началом профессиональной деятельности в процессе принятия решений в сложных клинических ситуациях, в том числе в случаях необходимости командной работы [11].

Задача формирования клинического мышления, как отметил Н.Д. Ющук, не может быть достигнута только за счет использования цифровых технологий. Важное значение имеют целенаправленная работа студента с пациентом в инфекционном стационаре, формирование умения анализировать данные лабораторных и инструментальных исследований, что требует контактной работы с преподавателем. В то же время в учебном процессе на кафедрах инфекционных болезней активно можно применять цифровые развивающиеся во времени клинические ситуационные задачи с меняющимися входными параметрами лабораторных показателей, решение которых позволит отработать алгоритмы принятия решения в нестандартных ситуациях. Цифровые технологии могут использоваться и в процессе симуляционной работы студента с пациентом, у которого, например, имеется подозрение на особо опасную инфекцию (холера, чума, лихорадка Эбола и др.).

С помощью цифровых технологий реализуется возможность решения нетиповых, поисково-творческих задач, направленных на развитие в том числе клинического мышления.

Применение цифровых технологий значительно расширяет возможности трансляции знаний, а использование цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники, воссоздающих реальную обстановку действительности, усиливает восприятие осваиваемого материала. Однако, как подчеркнул Н.Д. Ющук, цифровизация образовательного процесса - не замена традиционного формата образования, в котором есть преподаватель и живое взаимодействие с ним; это, с одной стороны, альтернатива традиционному формату, а с другой - подспорье для него, т.е. использование новых удобных современных инструментов.

В программных докладах были рассмотрены вопросы трансляции знаний и роль цифровых технологий в подготовке современного врача.

В фиксированных сообщениях было отмечено, что в настоящее время в практике врача любой специальности становятся все более актуальными знания и навыки в сфере информационных технологий, которые необходимы для организации электронного документооборота, электронного ведения истории болезни или медицинской карты, работы в государственных информационных системах в сфере здравоохранения (ГИС СЗ) субъектов РФ и медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО) государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов РФ.

В выступлении С.С. Слепцовой было отмечено, что выпускники медицинских вузов должны знать возможности интернет-ресурсов и программных продуктов при решении профессиональных задач ведения и лечения пациентов [официальные сайты Минздрава России (https://minzdrav.gov.ru), ФГБУ "НМИЦ ФПИ" Минздрава России (https://nmrc.ru), федеральные регистры инфекционных болезней (https://covid19.egisz.rosminzdrav.ru/; https://hepreg.ru), ООО "РТ МИС" (https://rtmis.ru)].

Как повысить эффективность дистанционного обучения студентов и нужен ли нам онлайн-формат, рассказала М.Г. Авдеева. В своем выступлении она представила проблемы онлайн-обучения и предложила способы их решения.

В ходе работы расширенного заседания УМК были обсуждены основные проблемы внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Отмечено, что сложность адаптации к онлайн-формату ведения учебного процесса связана с необходимостью перехода на новый стиль работы и освоения ППС цифровых технологий, а также с отсутствием единых платформ и требований к организации учебного процесса на разных платформах (Zoom, Skype, мессенджеры WhatsApp, VK, электронная почта).

Пути решения этой проблемы - организация обучающих семинаров и курсов для ППС, разработка методических рекомендаций, регламентирующих онлайн-формат обучения.

Имеющаяся тенденция цифровизации образовательной среды позволяет согласиться с тем, что в наш век образование уже невозможно без цифровых технологий. Хотя бы потому, что цифровая интернет-среда становится неотъемлемой частью нашей жизни, облегчая многие процессы. Цифровые технологии в образовании - уже не будущее, а неизбежная реальность и альтернативы ей нет, поэтому вузам нужно перестраиваться и достигать цифровой зрелости.

Министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков отметил, что даже очный формат обучения трансформируется, некоторые элементы дистанционного взаимодействия студента и преподавателя останутся в нем уже навсегда [12-14].

В фиксированных выступлениях прозвучало мнение о недостаточном техническом оснащении как обучающихся, так и преподавателей, об отсутствии или слабой подготовке педагогов и обучающихся к работе в новых условиях цифрового пространства. В то же время подчеркивалось, что использование дистанционного формата учебного процесса позволяет, с одной стороны, снять зависимость от нехватки учебных помещений, а с другой - привлечь для чтения онлайн-лекций ведущего специалиста из другого медицинского вуза. Однако при дистанционном формате учебного процесса отсутствует живое (контактное) общение преподавателя со студентом, а у студентов нет возможности сравнивать себя с другими; кроме того, отсутствие конкурентных стимулов сравнения снижает эффективность обучения.

В итоге обсуждения заслушанных сообщений сформировано единое мнение, что дистанционный формат учебного процесса неприемлем для получения медицинского образования, так как страдает качество формирования базисных профессиональных компетенций будущего врача, поэтому дистанционный формат может быть только одной из форм ведения учебного процесса. Отмечено, что в учебном процессе на кафедрах инфекционных болезней возможно только рациональное сочетание традиционных форм обучения и цифровых технологий (онлайн-вебинары, занятия на интерактивной платформе), а студент для освоения практических навыков ведения пациентов обязательно должен проходить врачебную практику в инфекционном стационаре.

Создание единой образовательной цифровой среды в вузе затрагивает и вопрос вузовских библиотек, которые находятся на стадии автоматизации и частичной цифровизации. Как отметил в своем выступлении И.В. Малов, среди студентов выявлен низкий спрос на цифровые аналоги бумажных учебников и монографий при росте спроса на отдельные статьи и короткие курсы с интегрированными в них тестами и иными оценочными средствами. В связи с этим необходимо продолжить процесс цифровизации библиотек медицинских вузов в траектории последовательного развития: автоматизация процессов - цифровизация - цифровая трансформация со сменой парадигмы: от оцифровывания бумажной версии учебников к разработке электронных образовательных учебно-методических материалов. Для повсеместного использования образовательных цифровых технологий необходимо создание электронной информационной образовательной среды (ЭИОС) вуза, которая включает электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий и технологических средств. ЭИОС - единое образовательное пространство, цель которого - повышение качества и эффективности образования, обеспечение его информационной открытости, согласно требованиям законодательства РФ, в сфере образования [15].

Заключение

Суммируя изложенное, можно выделить преимущества использования цифровых технологий в образовательном процессе, так как они значительно расширяют возможности трансляции учебного материала, а применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники воссоздает реальную обстановку действительности.

Применение цифровых технологий на кафедрах инфекционных болезней целесообразно в качестве дополнительного компонента образовательного процесса. Рекомендуется сочетать возможности гибридного обучения, когда часть студентов находится в аудитории с преподавателем, а другая часть подключается дистанционно из дома (это позволяет не пропускать контактное занятие, например, из-за болезни), и смешанного обучения, когда наряду с обычным форматом практического занятия используются цифровые технологии, что помогает сделать обучение более индивидуализированным: "продвинутые" студенты получают задания повышенной сложности, а слабые отрабатывают наиболее трудные для них оцифрованные ситуационные клинические задачи. Контролирующие тестовые задания и ситуационные задачи в онлайн-режиме рекомендовано использовать только для проверки качества самоподготовки к практическим занятиям и как элемент для промежуточной аттестации студентов по дисциплине "Инфекционные болезни", а уровень освоения практического навыка оценивать только на очных контактных занятиях.

Таким образом, суть цифровой трансформации образования в высшей школе - движение к персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий, что отмечено участниками расширенного заседания УМК.

В решение расширенного заседания УМК была внесена просьба к координационному совету по области образования "Здравоохранение и медицинские науки" разработать методические рекомендации, регламентирующие онлайн-формат учебного процесса. Отмечена необходимость проведения адаптированных курсов повышения квалификации ППС по IT, включая методику организации практических занятий в дистанционном режиме с использованием приложений Zoom, MSTeams, LMS и др.

Состоявшейся обмен мнениями и опытом работы с использованием цифровых технологий позволил определить план совместных действий для решения проблем, связанных с широким внедрением этих технологий в учебный процесс, что имеет важное значение для эффективной и скоординированной работы на кафедрах инфекционных болезней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. Москва: ИД ВШЭ, 2019. 343 с.

2. Цифровая Россия: новая реальность. 2017. 133 с. URL: http://www.mckinsey.com/global-locations/europe-and-middleeast/russia/ru/our-work/mckinsey-digital

3. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. Москва : ИД ВШЭ, 2018. 168 с.

4. Лазоренко В.А., Калуцкий П.В., Дремова Н.Б., Овод А.И. Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 105-115.

5. Литвинова Т.М., Галузина И.И., Засова Л.B., Присяжная Н.В. Медицинское образование в России: векторы перезагрузки в условиях пандемии // Национальное здравоохранение. 2021. Т. 2, № 1. С. 12-20. DOI: https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.12-20

6. Морозова Н.И., Бурякова О.С. Роль конвергентно-интегрирующих изменений мира и становление глобального цифрового пространства // Наука и образование: новое время. 2018. № 4.

7. Рязанова Г.Н. Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы // E-Management. 2020. Т. 3, № 2. С. 40-54. DOI: https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-2-40-54

8. Бойко Е.Л. Цифровое здравоохранение// Вестник Росздравнадзора. 2018. № 3. С. 5-8.

9. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 101-112. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112

10. Чумакова Т.Н. Дистанционная форма обучения в практике высшего образования // Международный научно-исследовательский журнал 2021. № 2, ч. 3. С. 132-135.

11. Крутий И.А., Шестак Н.В. Готовность профессорско-преподавательского состава медицинских образовательных организаций к использованию дистанционных образовательных технологий // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2017. № 4. С. 35-41.

12. Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации. Парламентские слушания 27.06.2022. URL: www.duma.gov.ru

13. Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации. Парламентские слушания 14.12.2022. URL: www.duma.gov.ru

14. Почему в образование внедряются цифровые технологии. URL: www.Skillbox.ru

15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об образовании в Российской Федерации". URL: www.consultant.ru

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»