В последние десятилетия ХХ в. и в XXI в. ускорились темпы технологических изменений с формированием цифрового мира, что оказывает прямое влияние и на систему образования [1-3]. Цифровой мир становится реальностью, что порождает системное понятие, интегрирующее такие категории, как цифровая среда (пространство), цифровые технологии, цифровое общество, цифровая экономика, цифровое образование, цифровое государство и граждане цифрового мира [2-6].
Сегодня цифровые преобразования - один из главных факторов мирового развития, а цифровая революция вошла в решающую фазу в 2017 г., когда к Интернету подключился практически каждый 2-й житель Земли. По оценке Глобального института Мак-Кинси, уже в ближайшие 20 лет до 50% рабочих операций в мире могут быть автоматизированы, и по масштабам этот процесс будет сопоставим с промышленной революцией XVIII-XIX вв. [2].
Россия уже живет в цифровой эре: по количеству пользователей Интернета она занимает 1-е место в Европе и 6-е - в мире. За последние 3 года смартфонов у нас стало вдвое больше - теперь они есть у 60% населения [2]. Все эти изменения в той или иной мере сказываются и на образовательном процессе. Было бы очень странно и неестественно отказываться от возможностей цифровых технологий в учебном процессе.
Считают, что цифровые образовательные технологии - это инновационный способ организации учебного пространства, основанный на использовании электронных систем, обеспечивающих наглядность, а цель применения цифровых технологий - повышение качества и эффективности учебного процесса [1, 3, 7]. Однако понятие "цифровизация образования" гораздо шире. Оно означает использование различных программ, приложений и других цифровых ресурсов для электронного обучения как удаленно, так и непосредственно в вузе при контактной форме ведения учебного процесса (например, когда определенные задания выполняются на компьютере или планшете). Кроме того, цифровизация касается не только учебных процессов, но и организационных [4, 5, 8].
Цифровизация образования стала особенно заметной после начала пандемии новой коронавирусной инфекции, когда высшая школа вынужденно перешла на дистант в онлайн, и это затронуло не только студентов, но и преподавателей высшей школы [5, 9, 10]. На самом деле процессы цифровизации образования начались гораздо раньше. В России, по оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики, цифровизация образования прошла несколько стадий [1, 3]. И на каждой стадии под этим термином подразумевали разные процессы:
· первая волна цифровизации в середине 1980-х - начале 1990-х гг. была направлена на развитие компьютерной грамотности и включала появление в вузах первых компьютерных классов;
· на втором этапе (с середины нулевых годов XXI в.) заговорили о внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий - цифровые устройства и форматы стали использовать не только на занятиях по информатике;
· на третьем - современном этапе, примерно с 2018 г., речь идет уже о цифровой трансформации - применении цифровых технологий в образовательной среде [3].
Применение цифровых технологий в учебном процессе основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности к большому объему информации, наглядности изложения материала, более эффективной деятельности преподавателя, управляющего этими средствами.
Учитывая вышеизложенное и в целях совершенствования учебно-методической работы на кафедрах инфекционных болезней 7 декабря 2022 г. в формате научно-практической видеоконференции на платформе Zoom состоялось расширенное рабочее совещание учебно-методической комиссии по инфекционным болезням координационного совета по области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (далее - УМК).
Цель работы - определение тенденций к внедрению цифровых технологий в образовательный процесс на кафедрах инфекционных болезней медицинских вузов страны.
Материал и методы
Для анализа использован материал 2 программных докладов (доктора медицинских наук, руководителя ООО "ВШОУЗ-КМК" Г.Э. Улумбековой и доктора медицинских наук, профессора, директора Института электронного медицинского образования ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) М.А. Кинкулькиной), а также 6 фиксированных выступлений участников расширенного заседания УМК.
· С фиксированными сообщениями выступили:
· С.С. Слепцова - доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой инфекционных болезней, фтизиатрии и дерматовенерологии Медицинского института ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", член УМК;
· Д.А. Валишин - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней с курсом дерматовенерологии Института последипломного образования ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, член УМК;
· М.А. Авдеева - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней и фтизиопульмонологии ФГБОУ ВО "Кубанский ГМУ" Минздрава России, член УМК;
· И.В. Малов - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней, ректор ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, член УМК;
· сотрудники кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России кандидат медицинских наук, доцент М.Г. Кулагина и кандидат медицинских наук, доцент Т.К. Кускова.
В работе УМК приняли участие 51 человек, в том числе 2 ректора медицинских вузов, 2 проректора по учебной работе, 16 заведующих кафедрами инфекционных болезней, 4 заведующих учебной частью и 27 преподавателей кафедр инфекционных болезней.
Основное направление анализа - цифровое преобразование учебного процесса на кафедрах инфекционных болезней.
Результаты и обсуждение
В ходе расширенного заседания УМК с участием заведующих кафедрами инфекционных болезней с приветственным словом выступила проректор по учебной работе ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) кандидат фармацевтических наук Т.М. Литвинова. Она отметила роль УМК в трансформации учебного процесса на кафедрах инфекционных болезней и подчеркнула, что Сеченовский Университет является ведущим в области электронного медицинского образования.
Председатель УМК академик РАН, профессор, доктор медицинских наук Н.Д. Ющук в своем вступительном слове отметил, что цифровые технологии - это инновационный способ организации учебного процесса, основанный на использовании электронных систем, обеспечивающих в первую очередь наглядность представления материала, а целью применения цифровых технологий является повышение качества и эффективности учебного процесса. Однако зачастую под видом цифровой трансформации происходит оцифровка вполне традиционных материалов для ведения учебного процесса, т.е. не используется все доступное разнообразие цифрового образовательного контента. В то же время практика высшей школы показывает, что качественное образование всегда подразумевает живой опыт взаимодействия преподавателя со студентами, а у выпускников медицинских вузов должны быть сформированы не только профессиональные компетенции, но и способность к мотивированному самостоятельному обучению, что является необходимым условием периода последипломного образования для профессионального успеха в быстро меняющемся цифровом обществе.
В связи с этим Н.Д. Ющук считает, что на додипломном периоде образования необходимо сформировать у студентов цифровую грамотность, а именно: информационную грамотность, медиаграмотность, грамотность в области информационных и коммуникационных технологий. Эта задача потребует пересмотра подходов к образовательному процессу в целом, так как в Интернете много сайтов с подчас недостоверной информацией, а у студентов еще нет устойчивого умения дифференцировать размещенный контент, в том числе в области медицины. Цифровая грамотность должна также стать повседневной реальностью и для профессорско-преподавательского состава (ППС), особенно это касается старшего поколения. Кроме этого, общение студента с компьютером отличается от общения с преподавателем, так как эмоциональной составляющей у компьютера нет, и он не может давать характеристик студенту, в отличие от преподавателя.
Следующий важнейший навык, формируемый на клинических кафедрах, - это способность к клиническому, логическому и аналитическому мышлению, что продолжает развиваться и с началом профессиональной деятельности в процессе принятия решений в сложных клинических ситуациях, в том числе в случаях необходимости командной работы [11].
Задача формирования клинического мышления, как отметил Н.Д. Ющук, не может быть достигнута только за счет использования цифровых технологий. Важное значение имеют целенаправленная работа студента с пациентом в инфекционном стационаре, формирование умения анализировать данные лабораторных и инструментальных исследований, что требует контактной работы с преподавателем. В то же время в учебном процессе на кафедрах инфекционных болезней активно можно применять цифровые развивающиеся во времени клинические ситуационные задачи с меняющимися входными параметрами лабораторных показателей, решение которых позволит отработать алгоритмы принятия решения в нестандартных ситуациях. Цифровые технологии могут использоваться и в процессе симуляционной работы студента с пациентом, у которого, например, имеется подозрение на особо опасную инфекцию (холера, чума, лихорадка Эбола и др.).
С помощью цифровых технологий реализуется возможность решения нетиповых, поисково-творческих задач, направленных на развитие в том числе клинического мышления.
Применение цифровых технологий значительно расширяет возможности трансляции знаний, а использование цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники, воссоздающих реальную обстановку действительности, усиливает восприятие осваиваемого материала. Однако, как подчеркнул Н.Д. Ющук, цифровизация образовательного процесса - не замена традиционного формата образования, в котором есть преподаватель и живое взаимодействие с ним; это, с одной стороны, альтернатива традиционному формату, а с другой - подспорье для него, т.е. использование новых удобных современных инструментов.
В программных докладах были рассмотрены вопросы трансляции знаний и роль цифровых технологий в подготовке современного врача.
В фиксированных сообщениях было отмечено, что в настоящее время в практике врача любой специальности становятся все более актуальными знания и навыки в сфере информационных технологий, которые необходимы для организации электронного документооборота, электронного ведения истории болезни или медицинской карты, работы в государственных информационных системах в сфере здравоохранения (ГИС СЗ) субъектов РФ и медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО) государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов РФ.
В выступлении С.С. Слепцовой было отмечено, что выпускники медицинских вузов должны знать возможности интернет-ресурсов и программных продуктов при решении профессиональных задач ведения и лечения пациентов [официальные сайты Минздрава России (https://minzdrav.gov.ru), ФГБУ "НМИЦ ФПИ" Минздрава России (https://nmrc.ru), федеральные регистры инфекционных болезней (https://covid19.egisz.rosminzdrav.ru/; https://hepreg.ru), ООО "РТ МИС" (https://rtmis.ru)].
Как повысить эффективность дистанционного обучения студентов и нужен ли нам онлайн-формат, рассказала М.Г. Авдеева. В своем выступлении она представила проблемы онлайн-обучения и предложила способы их решения.
В ходе работы расширенного заседания УМК были обсуждены основные проблемы внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Отмечено, что сложность адаптации к онлайн-формату ведения учебного процесса связана с необходимостью перехода на новый стиль работы и освоения ППС цифровых технологий, а также с отсутствием единых платформ и требований к организации учебного процесса на разных платформах (Zoom, Skype, мессенджеры WhatsApp, VK, электронная почта).
Пути решения этой проблемы - организация обучающих семинаров и курсов для ППС, разработка методических рекомендаций, регламентирующих онлайн-формат обучения.
Имеющаяся тенденция цифровизации образовательной среды позволяет согласиться с тем, что в наш век образование уже невозможно без цифровых технологий. Хотя бы потому, что цифровая интернет-среда становится неотъемлемой частью нашей жизни, облегчая многие процессы. Цифровые технологии в образовании - уже не будущее, а неизбежная реальность и альтернативы ей нет, поэтому вузам нужно перестраиваться и достигать цифровой зрелости.
Министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков отметил, что даже очный формат обучения трансформируется, некоторые элементы дистанционного взаимодействия студента и преподавателя останутся в нем уже навсегда [12-14].
В фиксированных выступлениях прозвучало мнение о недостаточном техническом оснащении как обучающихся, так и преподавателей, об отсутствии или слабой подготовке педагогов и обучающихся к работе в новых условиях цифрового пространства. В то же время подчеркивалось, что использование дистанционного формата учебного процесса позволяет, с одной стороны, снять зависимость от нехватки учебных помещений, а с другой - привлечь для чтения онлайн-лекций ведущего специалиста из другого медицинского вуза. Однако при дистанционном формате учебного процесса отсутствует живое (контактное) общение преподавателя со студентом, а у студентов нет возможности сравнивать себя с другими; кроме того, отсутствие конкурентных стимулов сравнения снижает эффективность обучения.