Современные отечественные противопаразитарные лекарственные средства для лечения массовых гельминтозов

РезюмеОхарактеризованы современные отечественные лекарственные препараты, используемые для лечения массовых гельминтозов. Приведены показания и дозы антигельминтиков.

Ключевые слова:гельминтозы, противопаразитарные препараты, лечение

Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2014. № 1. С. 33-35.

Широкая распространенность гельминтов и тяжесть вызываемой ими патологии продолжают представлять не только медицинскую, но и социальную и экономическую проблемы [7, 9]. Так, на сегодняшний день в нашей стране диагностируют более 50 нозоформ гельминтозов [8]. По экспертным оценкам, в России ежегодно заболевают около 20 млн человек [6].

Серьезная эпидемическая обстановка по заболеваемости паразитозами стала основанием для проведения в НИИ медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского (НИИМПиТМ) исследований по разработке необходимого арсенала отечественных противопаразитарных лекарственных средств. После длительного периода синтетических и доклинических исследований в институте по оригинальным технологиям и с использованием отечественного сырья были разработаны препараты, обеспечившие терапию практически всех видов гельминтозов, встречающихся на территории Российской Федерации [3]. В последние два десятилетия новые противопаразитарные препараты, существенно превосходящие по эффективности и безопасности применявшиеся ранее средства, были внедрены в медицинскую практику нашей страны.

Отечественные противонематодные средства

В эту группу входят оригинальный медамин и воспроизведенный альбендазол, относящиеся к классу карбаматбензимидазолов. Эти лекарства отличает, помимо паразитоцидного действия на взрослого гельминта, высокая овицидная и ларвицидная активность не только по отношению к нематодам, но и по отношению к ларвальным цестодозам. В дальнейшем была установлена высокая эффективность альбендазола при эхинококкозах человека.

Угнетение продукции яиц, нарушения развития личинок и гибель гельминта обусловлены способностью медамина и альбендазола, равно как и других производных карбаматбензимидазола, воздействовать на структуру и функции особых белков - тубулинов, ответственных за клеточное деление. Следовательно, повреждающее действие этих веществ распространяется на все быстро пролиферирующие ткани как гельминта, так и хозяина.

В первую очередь это касается кроветворения, половых органов, а также развивающегося плода. Последнее выражается в проявлении эмбриотоксического и тератогенного эффектов при чрезмерном повышении дозировок препаратов. В основе цитотоксического механизма этих препаратов лежит амитотическое колхициноподобное действие - нарушение митоза на стадии метафазы, связанное с антитубулиновой активностью карбаматбензимидазолов [4].

Установлена существенно более высокая активность данных препаратов по отношению к тубулинам клеток аскарид, а не к тубулинам клеток млекопитающих, что, вероятно, и определяет их избирательную токсичность.

Проведенные клинические и полевые испытания на тысячах больных - взрослых и детях - показали, что медамин и альбендазол в очень низких терапевтических дозах обладают высокой активностью при различных нозоформах нематодозов (таблица) и хорошей переносимостью при практически полном отсутствии побочных эффектов [5].

Как уже было сказано ранее, для лечения нематодозов применяют отечественные средства: медамин, альбендазол (см. таблицу), но можно использовать и зарубежный мебендазол, относящийся к тому же химическому классу.



Медамин назначают взрослым и детям старше 2 лет в дозе 0,01 г/кг/сут в один прием в течение 3 дней для лечения аскаридоза, анкилостомидоза, стронгилоидоза и трихоцефалеза и в течение 1 дня для лечения энтеробиоза.

Альбендазол назначают в суточной дозе 400 мг однократно при аскаридозе и энтеробиозе и в течение 3 дней при анкилостомидозе, стронгилоидозе и трихоцефалезе [1].

Лечение нематодозов указанными лекарствами не требует ограничения режима питания или применения слабительных средств. При запорах можно использовать свечи для отхождения гельминтов. Однако эти лекарства не следует назначать в I триместре беременности, учитывая проявление у этих средств эмбриотоксического и тератогенного эффектов, которые были отмечены в экспериментальных исследованиях на животных.

Побочные эффекты при лечении указанными средствами (тошнота, боль в животе, головокружение) встречаются крайне редко, носят кратковременный характер и не требуют отмены препарата или специальной терапии.

Альбендазол также является препаратом выбора для лечения альвеококкоза и эхинококкозов. Альбендазол применяют для консервативного лечения гидатидозного эхинококкоза в дозе 10 мг/кг в сутки, курсами. Один курс - 4 нед, интервалы между курсами - 2-4 нед, число курсов колеблется от 2-4 до 9-10 и более. Больные остаются под наблюдением не менее 5 лет [10]. При альвеолярном эхинококкозе альбендазол назначают курсами, постоянно, без ограничения сроков приема лекарства. Больные остаются под диспансерным наблюдением и на курсовом лечении пожизненно.

При длительной терапии альбендазолом необходим постоянный контроль состояния кроветворения, так как возможно развитие агранулоцитоза и нарушение функции печени, поскольку имеется вероятность токсического поражения печени с увеличением до высоких значений уровня трансаминаз и развития желтухи. При развитии побочных эффектов препарат временно отменяют [10].

Отечественные противоцестодозные лекарственные средства

Созданием и внедрением отечественного воспроизведенного препарата фенасала (никлозамид, йомезан) была успешно решена проблема терапии кишечных цестодозов. Во-первых, фенасал заменил высокотоксичные препараты первого поколения, назначаемые в высоких дозах.

Фенасал обладает высокой эффективностью при использовании в низких дозах и коротким курсом, к препарату нет привыкания, у взрослых и детей не выявлено побочных эффектов, в силу чего фенасал широко используется в оте чественной медицинской практике и может применяться даже для детей младше 2 лет. Во-вторых, препарат экономически выгоден, так как имеет низкую стоимость.

Фенасал является "разобщителем" (нарушает метаболизм) окислительного фосфорилирования у гельминтов, эффективен по отношению к половозрелым гельминтам, что объясняется тем, что кишечная флора нижнего отдела кишечника (где обитают молодые гельминты) метаболизирует препарат, переводя нитрогруппу в аминогруппу, и тем снижает его биологическую активность. Подавление микрофлоры кишечника - один из путей повышения противоцестодозной активности никлозамида и его действия на личиночные стадии паразита. Высокую избирательную токсичность препарата ранее связывали с его низкой всасываемостью, но в настоящее время это объясняют быстрым метаболизмом препарата у млекопитающих. Обнаружен характерный гепатоэнтеральный цикл реасорбции никлозамида.

Для лечения тениаринхоза, тениоза, дифиллобатриоза фенасал назначают в разовой дозе 2 г вечером, через 3-4 ч после легкого ужина. Утром, до еды, дополнительно назначают 1 г препарата.

Для лечения гименолепидоза фенасал рекомендуют использовать двумя 4-дневными курсами с 4-дневным интервалом между ними. Суточную дозу фенасала (3 г для взрослых, 1-1,5 г для детей) делят на 4 приема с 2-часовыми интервалами между ними [10].

Отечественные противотрематодные средства

Несомненными достижениями последних лет в области химиотерапии гельминтозов являются открытие и введение в медицинскую практику празиквантеля (бильтрицид), относящегося к новому классу производных пиразиноизохинолинов. Празиквантель оказался высокоэффективным против широкого круга трематод и цестод. Первоначально соединения этого класса были синтезированы как потенциальные психотропные агенты, но при скрининге препаратов случайно была обнаружена противопаразитарная активность. У многих синтезированных в последние годы аналогов празиквантеля проявилась достаточно высокая эффективность, но ни одно из них не превосходило празиквантель. По-видимому, структура празиквантеля как антигельминтика близка к оптимальной.

По механизму противогельминтного действия празиквантель существенно отличается от противопаразитарных средств других химических классов. Празиквантель вызывает Ca 2+ -зависимое нарушение нейропередачи в мышечном волокне паразита. Отмечена также роль кальциевых каналов в реализации этого эффекта. Аналогичное действие празиквантеля прослежено на препаратах сердца млекопитающих.

Празиквантель, по-видимому, взаимодействует с липидными структурами поверхностной мембраны клеток, прочие нарушения метаболизма гельминта считают вторичными [4].

В НИИМПиТМ празиквантель был воспроизведен по оригинальной технологии с использованием отечественного сырья и введен в медицинскую практику нашей страны под названием азинокс [3].

Азинокс в настоящее время является единственным препаратом для лечения описторхоза, а также клонорхоза, парагонимоза, метагонимоза и нанофиетоза.

Препарат назначают в дозе 40 мг/кг в 2-3 приема сразу после еды, один день. Для лечения парагонимоза азинокс назначают в дозе 70 мг/кг один день [2].

Азинокс успешно используют и для лечения цестодозов в дозе 15-20 мг/кг утром после еды однократно. При гименолепидозе применяют азинокс в дозе 25 мг/кг один день, прием той же дозы повторяют через 10 дней. Применение слабительного или специальной диеты не требуется [6].

Заключение

Проведенная в институте работа, направленная на создание и внедрение противогельминтных препаратов, обеспечила нашу страну современными высокоэффективными и хорошо переносимыми специфическими лекарственными средствами. Все препараты разработаны на основе оригинальных технологий с использованием отечественного сырья, что определило их низкую стоимость по сравнению с аналогичными зарубежными средствами.

Отечественные современные противогельминтные препараты благодаря низким дозировкам и простому курсу лечения экономически выгодны и пригодны для проведения массовых лечебно-оздоровительных мероприятий.

Отечественные лекарства обеспечивают нашей стране независимость от импортных средств той же фармакологической группы.

Литература

1. Бронштейн А. М. Кишечные нематодозы: клиника, диагностика, лечение // Паразитарные бол. - 2005. - № 1 (8). - С. 16-22.

2. Завойкин В. Д. Трематодозы // Паразитарные бол. - 2005. - № 1 (8). - С. 45-50.

3. Лебедева М. Н., Михайлицын Ф. С., Сергиев В. П. и др. Создание отечественных противопаразитарных препаратов // Мед. паразитол. - 2001. - № 4. - С. 13-16.

4. Лебедева М. Н., Михайлицын Ф. С., Цизин Ю. С., Астафьев Б. А. Успехи в поиске и создании отечественных противогельминтных средств // Мед. паразитол. - 1990. - № 5. - С. 30-33.

5. Лебедева М. Н., Михайлицын Ф. С., Фролова А. С. и др. Социально-экономическая эффективность профилактики массовых гельминтозов // Мед. паразитол. - 1998. - № 3. - С. 23-26.

6. Сергиев В. П. Регистрируемая и истинная распространенность паразитарных болезней // Мед. паразитол. - 1991. - № 2. - С. 3-7.

7. Сергиев В. П., Малышев Н. А., Дрынов И. Д. Значение паразитарных болезней в патологии человека // Эпидемиология и инфекц. бол. - 1999. - № 4. - С. 4-6.

8. Сергиев В. П., Малышев Н. А., Дрынов И. Д. Человек и паразиты: пример сочетанной эволюции // Вестн. РАМН. - 2000. - № 11. - С. 15-17.

9. Сергиев В. П., Пальцев М. А. Физиология паразитизма и проблема биологической безопасности. - М.: Медицина, 2008. - 144 с.

10. Тумольская Н. И. Цестодозы // Паразитарные бол. - 2005. - № 1 (8). - С. 35-43.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»