Мотивация практикующего врача к непрерывному медицинскому образованию
РезюмеВ статье обсуждаются вопросы, касающиеся проблемы мотивации врачей к непрерывному медицинскому образованию в свете современных нормативных правовых документов, принятых в Российской Федерации.
Ключевые слова:профессионализм, мотивация, образование
Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2014. № 1. С. 9-11.
Успешность в профессии врача во многом зависит от личностных качеств и профессионализма человека, выбравшего медицинскую специальность. Чтобы стать мастером в своем деле, нужно быть по-настоящему творческой личностью, а лучшим способом личностного роста является непрерывное самосовершенствование, в том числе в профессиональном отношении. В настоящее время на первый план выходит не способность осваивать определенный набор знаний (хорошая обученность), а умение обучаться и быть способным к переобучению, так как такие люди эффективны и конкурентоспособны на рынке труда.
Структура профессионального образования в России включает 2 базовых компонента: комплекс организационных мероприятий (факультеты послевузовского образования, учебные тренинги, курсы и семинары, система факультетов повышения квалификации (ФПК), экзамены на категорию и др.) и формирование навыков самообразования со способностью проявлять личную инициативу.
Первое обеспечивается Минздравом России и вузами, а второе зависит от наличия у врача индивидуальной мотивации к профессиональному и личностному самосовершенствованию.
Среди составляющих понятия "профессионализм" ключевым является компетентность - интегральная личностная характеристика, отражающая готовность и способность человека выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми нормативами и стандартами. Основы профессиональной компетентности дает базовое профессиональное образование. Повышение квалификации на послевузовском этапе позволяет получить дополнительную профессиональную информацию и быть готовым к выполнению усложняющихся профессиональных задач и быстрому поиску адекватных подходов к их решению, а также побуждает интерес к современным информационным технологиям.
Анализ жизненных ценностей, изучение моделей профессионального поведения, лежащих в основе трудовой деятельности врача, выявление мотивирующих и демотивирующих факторов и методов мотивации к непрерывному медицинскому образованию (НМО) являются одним из актуальных направлений совершенствования качества медицинской помощи населению.
В Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" обращается внимание на необходимость повышения профессионального уровня врачей и среднего медперсонала и повышение мотивации к оказанию качественной медицинской помощи населению [1].
Одним из важнейших аспектов совершенствования профессиональной деятельности врачей является изучение их мотивации к своей работе (рис. 1). В Философской энциклопедии дается определение категории "мотивация": "Внутреннее побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении". В Большой психологической энциклопедии уточняется: "Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность".
Главным стимулом врача к повышению своего профессионального уровня должна быть внутренняя мотивация, направленная на получение новых знаний, на понимание своей миссии, своей роли в жизни людей, доверивших ему свое здоровье.
Внутренние факторы мотивации врачей к повышению квалификации:
▪ самоуважение;
▪ карьерный рост;
▪ хороший заработок;
▪ развитие способностей;
▪ интересная работа;
▪ признание и одобрение хорошей работы;
▪ спокойная работа;
▪ хорошее руководство;
▪ хороший коллектив;
▪ дополнительные льготы;
▪ комфортная обстановка;
▪ удобный график работы;
▪ удобное расположение места работы.
Внешние факторы мотивации врачей к повышению квалификации
▪ ответственная и творческая работа;
▪ карьерный и личностный рост;
▪ доверенные дополнительные полномочия;
▪ безопасность на рабочем месте;
▪ хорошая организация труда;
▪ современные способы управления;
▪ работа, требующая самоорганизации;
▪ гибкий график работы;
▪ справедливое распределение заданий;
▪ доступность информации на рабочем месте;
▪ тихая и чистая обстановка;
▪ спрос на медицинские услуги.
Профессиональные факторы такой внутренней мотивации - необходимость аттестации каждые 5 лет, наличие заинтересованности руководства лечебнопрофилактической организации (ЛПО) в повышении квалификации врачей, профессиональный рост, веление времени (например, появление новых профессиональных проблем, которые не могут быть решены старыми методами). Определенное значение в повышении мотивации к профессиональному совершенствованию имеет творческая среда в коллективе. Внутренняя мотивация может исходить из личностных побуждений - потребности в осмыслении собственного опыта и в самореализации, немаловажное значение имеет материальная заинтересованность, карьерный рост.
На основе проведенных различными авторами социологических исследований установлено, что основными мотивами повышения качества труда практикующих врачей являются заработная плата (86%), карьерный рост (70%) и профессиональная компетентность (67%). В то же время необходимо учитывать демотивирующие факторы, среди которых следует отметить падение престижа профессии врача, индифферентность со стороны руководства к желанию врачей проходить циклы тематического усовершенствования, нежелание руководства создавать условия для творческой работы, плохая организация труда, отсутствие коммуникации между руководством и сотрудниками коллектива, недостаток ответственности и полномочий в профессиональной работе.
Среди способов повышения мотивации к профессиональному росту важное значение имеют индивидуальная поддержка руководства ЛПО, признание коллег, стремление стать лучшим в профессии (знания - мощный мотивирующий фактор), необходимость представления отчетов при прохождении аттестации, неудовлетворенность работой (рис. 2). В то же время в сложившейся современной ментальности практикующих врачей приоритетным фактором, мотивирующим НМО, считается материальное стимулирование, на что также было обращено внимание при проведении объемного социологического исследования, выполненного под руководством академика Н.Д. Ющука [4].
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ записано: "Образование <-> единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов" (ст. 2, п. 1).
"Обучение <-> целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни" (ст. 2, п. 3). В Законе разграничены уровни образования - общее, профессиональное, дополнительное и самообразование, а также обращается внимание на то, что содержание знаний, умений, навыков должно соотноситься с необходимостью применения их в повседневной жизни - это условие мотивации самостоятельного получения образования [2].
Целью непрерывного образования являются сохранение на должном уровне, пересмотр, углубление и расширение знаний и навыков. Для достижения поставленной цели нужна моральная и материальная мотивация к непрерывному образованию. Значимыми факторами мотивирования непрерывного повышения профессионального потенциала являются конкурентоспособность на рынке труда, фактор увлеченности и познавательный интерес, избегание неудач, ощущение собственной полноценности, самоуважение, справедливая оценка успехов, свобода выбора форм и программ обучения.
Самообразовательная работа врача заключается в постоянном мониторинге новостей, имеющих отношение к профессиональным интересам, целенаправленном поиске на специализированных интернет-ресурсах, обмене профессиональной информацией с коллегами в интерактивной среде, систематическом прохождение курсов повышения квалификации. Механизмами мотивации врача к непрерывному образованию являются сертификация, лицензирование, трудовые договоры, система оплаты труда [3].
Таким образом, несмотря на осознание врачами необходимости профессионального обучения и наличие предпосылок для успешного включения в информационно-образовательную среду НМО, существуют как мотивирующие, так и демотивирующие факторы, определяющие профессиональный рост. Главным мотивирующим фактором НМО, по всей видимости, является самосознание человека, которое определяет непрерывность и поступательность развития личности, но в то же время нельзя исключать и материальный стимул с возможностью продвижения по карьерной лестнице.
Материалы представлены и обсуждены на расширенном заседании учебно-методической комиссии по инфекционным болезням УМО Министерства здравоохранения России (сентябрь 2013 г.).
Литература
1. Указ Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013).
3. Улумбекова Г., Свистунов А. НМО - ключ к улучшению результатов лечения // Медицинская газета. - 2013. - 2 окт. (№ 74). - С. 10-11.
4. Ющук Н. Д., Ачкасов Е. Е., Мартынов Ю. В. Высшая медицинская школа глазами преподавателей, студентов, врачей и населения. Информационно-аналитические материалы по результатам социологического исследования. - М.: Триада-Х, 2011. - 128 с.