Мотивация практикующего врача к непрерывному медицинскому образованию

РезюмеВ статье обсуждаются вопросы, касающиеся проблемы мотивации врачей к непрерывному медицинскому образованию в свете современных нормативных правовых документов, принятых в Российской Федерации.

Ключевые слова:профессионализм, мотивация, образование

Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2014. № 1. С. 9-11.

Успешность в профессии врача во многом зависит от личностных качеств и профессионализма человека, выбравшего медицинскую специальность. Чтобы стать мастером в своем деле, нужно быть по-настоящему творческой личностью, а лучшим способом личностного роста является непрерывное самосовершенствование, в том числе в профессиональном отношении. В настоящее время на первый план выходит не способность осваивать определенный набор знаний (хорошая обученность), а умение обучаться и быть способным к переобучению, так как такие люди эффективны и конкурентоспособны на рынке труда.

Структура профессионального образования в России включает 2 базовых компонента: комплекс организационных мероприятий (факультеты послевузовского образования, учебные тренинги, курсы и семинары, система факультетов повышения квалификации (ФПК), экзамены на категорию и др.) и формирование навыков самообразования со способностью проявлять личную инициативу.

Первое обеспечивается Минздравом России и вузами, а второе зависит от наличия у врача индивидуальной мотивации к профессиональному и личностному самосовершенствованию.

Среди составляющих понятия "профессионализм" ключевым является компетентность - интегральная личностная характеристика, отражающая готовность и способность человека выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми нормативами и стандартами. Основы профессиональной компетентности дает базовое профессиональное образование. Повышение квалификации на послевузовском этапе позволяет получить дополнительную профессиональную информацию и быть готовым к выполнению усложняющихся профессиональных задач и быстрому поиску адекватных подходов к их решению, а также побуждает интерес к современным информационным технологиям.

Анализ жизненных ценностей, изучение моделей профессионального поведения, лежащих в основе трудовой деятельности врача, выявление мотивирующих и демотивирующих факторов и методов мотивации к непрерывному медицинскому образованию (НМО) являются одним из актуальных направлений совершенствования качества медицинской помощи населению.

В Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" обращается внимание на необходимость повышения профессионального уровня врачей и среднего медперсонала и повышение мотивации к оказанию качественной медицинской помощи населению [1].

Одним из важнейших аспектов совершенствования профессиональной деятельности врачей является изучение их мотивации к своей работе (рис. 1). В Философской энциклопедии дается определение категории "мотивация": "Внутреннее побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении". В Большой психологической энциклопедии уточняется: "Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность".







Главным стимулом врача к повышению своего профессионального уровня должна быть внутренняя мотивация, направленная на получение новых знаний, на понимание своей миссии, своей роли в жизни людей, доверивших ему свое здоровье.

Внутренние факторы мотивации врачей к повышению квалификации:

самоуважение;

карьерный рост;

хороший заработок;

развитие способностей;

интересная работа;

признание и одобрение хорошей работы;

спокойная работа;

хорошее руководство;

хороший коллектив;

дополнительные льготы;

комфортная обстановка;

удобный график работы;

удобное расположение места работы.

Внешние факторы мотивации врачей к повышению квалификации

ответственная и творческая работа;

карьерный и личностный рост;

доверенные дополнительные полномочия;

безопасность на рабочем месте;

хорошая организация труда;

современные способы управления;

работа, требующая самоорганизации;

гибкий график работы;

справедливое распределение заданий;

доступность информации на рабочем месте;

тихая и чистая обстановка;

спрос на медицинские услуги.

Профессиональные факторы такой внутренней мотивации - необходимость аттестации каждые 5 лет, наличие заинтересованности руководства лечебнопрофилактической организации (ЛПО) в повышении квалификации врачей, профессиональный рост, веление времени (например, появление новых профессиональных проблем, которые не могут быть решены старыми методами). Определенное значение в повышении мотивации к профессиональному совершенствованию имеет творческая среда в коллективе. Внутренняя мотивация может исходить из личностных побуждений - потребности в осмыслении собственного опыта и в самореализации, немаловажное значение имеет материальная заинтересованность, карьерный рост.

На основе проведенных различными авторами социологических исследований установлено, что основными мотивами повышения качества труда практикующих врачей являются заработная плата (86%), карьерный рост (70%) и профессиональная компетентность (67%). В то же время необходимо учитывать демотивирующие факторы, среди которых следует отметить падение престижа профессии врача, индифферентность со стороны руководства к желанию врачей проходить циклы тематического усовершенствования, нежелание руководства создавать условия для творческой работы, плохая организация труда, отсутствие коммуникации между руководством и сотрудниками коллектива, недостаток ответственности и полномочий в профессиональной работе.

Среди способов повышения мотивации к профессиональному росту важное значение имеют индивидуальная поддержка руководства ЛПО, признание коллег, стремление стать лучшим в профессии (знания - мощный мотивирующий фактор), необходимость представления отчетов при прохождении аттестации, неудовлетворенность работой (рис. 2). В то же время в сложившейся современной ментальности практикующих врачей приоритетным фактором, мотивирующим НМО, считается материальное стимулирование, на что также было обращено внимание при проведении объемного социологического исследования, выполненного под руководством академика Н.Д. Ющука [4].



В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ записано: "Образование <-> единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов" (ст. 2, п. 1).

"Обучение <-> целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни" (ст. 2, п. 3). В Законе разграничены уровни образования - общее, профессиональное, дополнительное и самообразование, а также обращается внимание на то, что содержание знаний, умений, навыков должно соотноситься с необходимостью применения их в повседневной жизни - это условие мотивации самостоятельного получения образования [2].

Целью непрерывного образования являются сохранение на должном уровне, пересмотр, углубление и расширение знаний и навыков. Для достижения поставленной цели нужна моральная и материальная мотивация к непрерывному образованию. Значимыми факторами мотивирования непрерывного повышения профессионального потенциала являются конкурентоспособность на рынке труда, фактор увлеченности и познавательный интерес, избегание неудач, ощущение собственной полноценности, самоуважение, справедливая оценка успехов, свобода выбора форм и программ обучения.

Самообразовательная работа врача заключается в постоянном мониторинге новостей, имеющих отношение к профессиональным интересам, целенаправленном поиске на специализированных интернет-ресурсах, обмене профессиональной информацией с коллегами в интерактивной среде, систематическом прохождение курсов повышения квалификации. Механизмами мотивации врача к непрерывному образованию являются сертификация, лицензирование, трудовые договоры, система оплаты труда [3].

Таким образом, несмотря на осознание врачами необходимости профессионального обучения и наличие предпосылок для успешного включения в информационно-образовательную среду НМО, существуют как мотивирующие, так и демотивирующие факторы, определяющие профессиональный рост. Главным мотивирующим фактором НМО, по всей видимости, является самосознание человека, которое определяет непрерывность и поступательность развития личности, но в то же время нельзя исключать и материальный стимул с возможностью продвижения по карьерной лестнице.

Материалы представлены и обсуждены на расширенном заседании учебно-методической комиссии по инфекционным болезням УМО Министерства здравоохранения России (сентябрь 2013 г.).

Литература

1. Указ Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013).

3. Улумбекова Г., Свистунов А. НМО - ключ к улучшению результатов лечения // Медицинская газета. - 2013. - 2 окт. (№ 74). - С. 10-11.

4. Ющук Н. Д., Ачкасов Е. Е., Мартынов Ю. В. Высшая медицинская школа глазами преподавателей, студентов, врачей и населения. Информационно-аналитические материалы по результатам социологического исследования. - М.: Триада-Х, 2011. - 128 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»