Выводы и предложения по итогам конгресса "Оргздрав-2022"

Резюме

В Москве 19-20 мая 2022 г. прошел Х юбилейный Международный конгресс "Оргздрав-2022". Главная тема конгресса - "Здравоохранение России в новой реальности: что надо делать в особых социальных и экономических условиях". В этом году он собрал более 7000 человек (в зале и онлайн), из них более половины - руководители здравоохранения всех уровней. Впервые в рамках конгресса состоялась церемония награждения победителей первой Всероссийской премии "Оргздрав: лидеры отрасли", в числе которых медицинские учреждения разных регионов страны, от Санкт-Петербурга до Сахалина, представившие интересные управленческие кейсы по здравоохранению.

В статье приводятся выводы и предложения по итогам конгресса, а также отдельная информация по двум ключевым сессиям: "Прогнозы социально-экономического развития России в условиях внешних вызовов и необходимые меры" и "Мобилизация системы здравоохранения в новой реальности: приоритеты, справедливое распределение ресурсов, система управления и организации медицинской помощи". Полная трансляция доступна на официальном сайте конгресса по ссылке: https://orgzdrav2022.vshouz.ru.

Ключевые слова:национальные цели развития РФ; проблемы общественного здоровья РФ; ожидаемая продолжительность жизни; смертность; рождаемость; качество и доступность медицинской помощи; прогнозы экономического развития; финансирование здравоохранения РФ

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Для цитирования: Улумбекова Г.Э. Выводы и предложения по итогам конгресса "Оргздрав-2022" // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2022. Т. 11, № 3. С. 7-11. DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2022-11-3-7-11

1. Выводы и предложения по итогам конгресса

Главная проблема общественного здоровья сегодня - это высокая смертность. За 2 года пандемии (2020 и 2021 гг.) в РФ от всех причин дополнительно умерли почти 1 млн человек по сравнению с 2019 г. В результате в 2021 г. в РФ ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) составила только 70,1 года (снижение за 2 года на 3,2 года).

Система здравоохранения могла бы повлиять на снижение смертности, однако 2 напряженных года пандемии и новые экономические вызовы усугубили острейшие проблемы здравоохранения. Главные из них:

1) дефицит медицинских работников и существенные региональные различия в обеспеченности ими из-за низкой оплаты труда, накопленного стресса и усталости среди них. Аналогичная ситуация складывается и в отношении профессорско-преподавательского состава (ППС) медицинских вузов и училищ, что ослабляет уровень подготовки кадров;

2) ослабление медицинской науки, которое связано с недостаточным финансированием, отсутствием единоначалия в управлении научно-производственным комплексом, несбалансированным развитием смежных отраслей, дефицитом профессиональных кадров, в том числе инженеров, с отсутствием планового развития согласно установленным приоритетам;

3) высокая зависимость от импорта лекарственных препаратов (ЛП), медицинских изделий (МИ) и их комплектующих. Рост цен на ЛП и МИ на 15-17%, связанный с логистическими проблемами.

В текущем 2022 г. внешние условия для здравоохранения также будут чрезвычайно трудными. Это и увеличение потока пациентов, нуждающихся в лечении (больные, помощь которым была отложена в предшествующие периоды, и страдающие от последствий новой коронавирусной инфекции). Наряду с падением реальных доходов населения на 11% все это потребует увеличения объемов бесплатной медицинской помощи и, соответственно, ее финансирования.

Все эти серьезнейшие вызовы требуют немедленной мобилизации управленческих ресурсов отрасли, понимания своей миссии и ответственности перед страной за сохранение здоровья и жизни российских граждан. Главная цель на 2022-2023 гг. - не допустить дальнейшего роста смертности населения РФ, обеспечив граждан доступной бесплатной медицинской помощью.

В условиях ограниченных ресурсов предлагается выделить следующие приоритеты: обеспечение доступности первичного звена здравоохранения (как наиболее массового вида помощи, где начинается и заканчивается большинство эпизодов оказания медицинской помощи - более 1 млрд посещений в год), а также экстренной и неотложной медицинской помощи (44 млн вызовов в год). Потребуется срочное увеличение объемов и качества подготовки среднего медицинского персонала.

Для реализации названных приоритетов и повышения эффективности управления отраслью потребуется решить следующие задачи:

· выравнивание базовых окладов медицинских работников регионов до уровня, сопоставимого с Москвой и Санкт-Петербургом, чтобы избежать оттока кадров из них, соответственно, обеспечить доступность медицинской помощи;

· централизация управления и финансирования на уровне Минздрава России, переход на оплату по смете медицинских организаций, находящихся в сельской местности и труднодоступных территориях, устранение страховых медицинских организаций из системы финансирования отрасли;

· научно обоснованное, исходя из приоритетов, справедливое распределение ресурсов между группами пациентов, чтобы исключить перекрестное субсидирование расходов, например по оказанию помощи пациентам с онкологическими заболеваниями за счет пациентов с болезнями системы кровообращения или пациентам с орфанными заболеваниями за счет пациентов других групп;

· создание системы всеобщего лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях (чтобы все граждане получали лекарства по рецепту врача бесплатно или со скидкой);

· повышение качества высшего и среднего профессионального медицинского образования, а также подготовка квалифицированных управленческих кадров в здравоохранении, при повышении оплаты труда ППС и активного внедрения цифровых экспертных систем;

· увеличение финансирования медицинской науки и создание единой централизованной системы управления научно-производственным комплексом по разработке новых лекарств и МИ на уровне Минздрава России, усиление роли Российской академии наук в подготовке приоритетных направлений по разработке ЛС и МИ, научного обоснования плановой, скоординированной с другими отраслями системы управления научно-производственным комплексом.

Для решения поставленных задач в 2022 и 2023 гг. потребуется дополнительное государственное финансирование в размере не менее 350-400 млрд руб. При этом средства в федеральном бюджете страны есть. В первую очередь они должны быть направлены на снижение смертности и повышение рождаемости и только потом на строительство инфраструктуры.

Эти дополнительные средства в сочетании с мерами по повышению эффективности деятельности отрасли в ближайшие 2 года позволят сохранить доступность бесплатной медицинской помощи на уровне 2019 г., обеспечат ее выравнивание для граждан, проживающих в разных регионах страны, создадут стимул для развития отечественных производителей медицинской и фармацевтической продукции в условиях санкций.

В части развития экономики (1-я сессия) необходимо реализовать специальную программу по поддержке малого и среднего бизнеса и добиться в течение 5 лет того, чтобы его доля в ВВП составляла не 20%, как сейчас в РФ, а 60%, как в развитых странах, а цены на внутреннее сырье должны быть намного ниже по сравнению с экспортными. Необходимо повысить оплату труда ППС вузов и научно-исследовательских институтов (НИИ), инженеров и медицинских работников до уровня, сопоставимого с развитыми странами.

Все это сохранит самый ценный ресурс нашей страны - жизни и здоровье людей и будет способствовать поддержанию социальной стабильности в обществе.

2. Выводы и предложения сессии "Прогнозы социально-экономического развития России в условиях внешних вызовов и необходимые меры"

Модератор: Улумбекова Гузель Эрнстовна, д.м.н., ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

· Нигматулин Роберт Искандерович, акад. РАН, член президиума РАН

· Клепач Андрей Николаевич, главный экономист ВЭБ.РФ, член правления Вольного экономического общества

· Нигматулин Булат Искандерович, проф., директор Института проблем энергетики

Состояние экономики и прогнозы:

· падение ВВП на 11% в 2022 г.;

· падение реальных доходов населения на 9% в 2022 г.;

· индексация заработных плат бюджетников и пенсий;

· согласовывается бюджетная поддержка различных отраслей, пока согласованы только инвестиционные программы для ОАО "РЖД".

Состояние демографии и прогнозы

· Сегодня в РФ из-за высокого общего коэффициента смертности по сравнению с РСФСР умирает на 200 тыс. человек больше в год, а по сравнению со странами ЕС - на 400 тыс. человек в год.

· За 2 года (2020 и 2021 гг.) дополнительная смертность по сравнению с 2019 г. в РФ составила почти 1 млн человек - это самый высокий показатель среди развитых стран.

· В РФ рождаемость будет снижаться из-за сокращения числа женщин активного детородного возраста (на 400 тыс. человек ежегодно) и низкого коэффициента фертильности (1,5 ребенка на 1 женщину детородного возраста).

· В РФ, по прогнозам Росстата, из-за уменьшения рождаемости и отсутствия снижения смертности ежегодно численность населения будет сокращаться на 600 тыс. человек.

Предложения по развитию российской экономики и исправлению демографической ситуации:

необходимо интегрированное плановое управление высокотехнологичными отраслями;

· во главе министерств и ведомств должны стоять люди, готовые взять на себя ответственность и понимать свою миссию по возрождению страны;

· во главе научных институтов и наукоемких производств должны стоять профессионалы, понимающие технологии;

· каждое министерство должно иметь свой отраслевой НИИ и согласовывать с ним принимаемые решения;

· приоритетные статьи расходов - повышение рождаемости, поддержка науки, здравоохранения и инженерного образования;

· необходимо реализовать специальную программу по поддержке малого и среднего бизнеса и добиться

в течение 5 лет того, чтобы его доля в ВВП составляла не 20%, как сейчас в РФ, а 60%, как в развитых странах;

· цены на внутреннее сырье должны быть намного ниже по сравнению с экспортными;

· необходимо повысить оплату труда ППС вузов и НИИ, инженеров и медицинских работников до уровня, сопоставимого с развитыми странами, а также выровнять оплату труда бюджетников между регионами;

· для повышения рождаемости необходимо увеличить материнский капитал в 2 раза, обеспечить поддержку семей с детьми от 3 до 7 лет - доплата 1/2 медианной зарплаты в регионе (вне зависимости от статуса нуждаемости) и создать дружелюбную среду для воспитания детей;

· для снижения смертности в условиях сокращения реальных доходов населения огромная роль принадлежит системе здравоохранения - потребуется увеличить государственное финансирование ежегодно на 500 млрд руб. для решения критических проблем отрасли. Также необходимо реализовать программы по снижению потребления алкоголя, как минимум на 30% от сегодняшнего уровня.

3. Выводы и предложения сессии "Мобилизация системы здравоохранения в новой реальности: приоритеты, справедливое распределение ресурсов, система управления и организации медицинской помощи"

Модератор: Чуриков Константин Николаевич, ведущий информационной программы "Отражение"

Доклады, представленные на секционном заседании:

· Роль Государственной Думы в решении проблем российского здравоохранения: оперативные и стратегические задачи

Хубезов Дмитрий Анатольевич, д.м.н., проф., депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель комитета по охране здоровья

· Приоритетные направления развития здравоохранения России

Котова Евгения Григорьевна, директор Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения

· Росздравнадзор и система обеспечения качества медицинской помощи

Павлюков Дмитрий Юрьевич, заместитель руководителя Росздравнадзора

· Цифровая трансформация здравоохранения

Голодец Ольга Юрьевна, заместитель председателя правления Сбербанка

· Задачи службы скорой медицинской помощи

Багненко Сергей Федорович, акад. РАН, д.м.н., проф., ректор ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России, главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи Минздрава России

· Кардиологическая служба: вызовы и приоритетные задачи по снижению смертности

Шляхто Евгений Владимирович, акад. РАН, д.м.н., проф., генеральный директор ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России, президент Российского кардиологического общества, главный внештатный специалист кардиолог Минздрава России (Северо-Западного, Приволжского, Северо-Кавказского, Южного федеральных округов)

Виллевальде Светлана Вадимовна, д.м.н., проф., начальник службы анализа и перспективного планирования Управления по реализации федеральных проектов ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России

· Онкологическая служба: вызовы и приоритетные задачи по снижению смертности

Каприн Андрей Дмитриевич, акад. РАН, д.м.н., проф., генеральный директор ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России, главный внештатный онколог Минздрава России

Хайлова Жанна Владимировна, к.м.н., заместитель директора по организационно-методической работе МРНЦ им. А.Ф. Цыба - филиала ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России, руководитель Центра координации деятельности учреждений регионов в области онкологии и радиологии ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России

· Оказание высокотехнологичной медицинской помощи при болезнях системы кровообращения

Бойцов Сергей Анатольевич, акад. РАН, д.м.н., проф., генеральный директор ФГБУ "НМИЦК им. ак. Е.И. Чазова" Минздрава России, главный внештатный специалист кардиолог (Центрального, Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов)

· Возврат к советской модели здравоохранения: возможность выживания в новых условиях?

Улумбекова Гузель Эрнстовна, д.м.н., ректор ВШОУЗ

Спектр обсужденных проблем и новых вызовов

1) Высокая смертность мужчин трудоспособного возраста (в 3 раза выше, чем в ЕС).

2) Увеличение потока пациентов, нуждающихся в реабилитации после коронавирусной инфекции, а также пациентов, плановая помощь которым была отложена в предшествующие 2 года.

3) Дефицит медицинских кадров, высокий уровень их выгорания.

4) Рост цен на ЛП и МИ в связи с логистическими проблемами.

5) Зависимость от иностранных фармацевтических производителей медицинской техники и оборудования.

6) Недостаточность четких статистических данных о состоянии здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.

7) Риски возникновения новых инфекционных угроз.

8) Болезни системы кровообращения: растет распространенность факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, в том числе ожирения у мужчин, как следствие происходит рост распространенности артериальной гипертензии; сохраняется высокий уровень смертности на дому от острых сердечно-сосудистых заболеваний (15 тыс.); имеют место недостаточное выявление и неоптимальная маршрутизация пациентов с хроническими формами ишемической болезни сердца (благодаря этому можно спасти 150 тыс. жизней); существует дефицит специалистов (сердечно-сосудистые хирурги, анестезиологи-реаниматологи, функциональная диагностика); сохраняются недостаточные объемы высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП).

9) Онкологические заболевания: снижение выявляемости новых пациентов с онкологическими заболеваниями во время пандемии: в 2020 и 2021 гг. ниже по сравнению с 2019 г. - на 40 и 35% соответственно. Снижение хирургической активности в стационарах: на 34% в 2020 г. и на 12,7% в 2021 г.

Планы Правительства РФ и Минздрава России

Главная цель - добиться увеличения ОПЖ до 78 лет к 2030 г. Необходимо повысить эффективность управления здравоохранением на уровне регионов.

В дополнение к национальному проекту "Здравоохранение" и Программе модернизации первичного звена здравоохранения будут реализованы новые федеральные проекты:

1. Цифровые помощники пациента (дистанционный мониторинг пациентов с помощью мобильных диагностических устройств).

2. Цифровая служба "Мое здоровье" (цифровой профиль пациента и цифровые сервисы для сопровождения различных групп пациентов).

3. "Медицинская наука для человека" (интеграция управления медицинской наукой и ускоренное внедрение практических результатов в практику).

4. "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация".

Будет продолжена реализация стратегии цифровой трансформации здравоохранения: дополнение единого цифрового контура и медицинские платформенные решения. Это позволит повысить качество и последовательность маршрутизации пациентов, эффективность управленческих решений, а также качество оказания медицинской помощи. Появится возможность создания цифрового двойника пациента и цифровых двойников регионов с размеченной инфраструктурой и временем доезда пациентов до медицинских организаций, что также позволит значительно повысить качество управленческих решений.

Предложения:

1) Управление: необходимо усиление персональной ответственности региональных министров здравоохранения за достижение результатов; ускорение принятия Минздравом нормативной базы по внедрению цифровизации, в том числе по преодолению административных барьеров в области дистанционной продажи рецептурных ЛП и телемедицины.

2) Кадры: необходимо выровнять оплату труда медицинских работников в регионах до уровня, сопоставимого с Москвой и Санкт-Петербургом; для решения кадровой проблемы в сельской местности потребуется сокращение срока отработки от 3 до 5 лет с предоставлением достойного служебного жилья, а затем возврат в крупные города с возможностью приобрести квартиру в кредит по льготной ставке.

3) Первичное звено: необходимо увеличить пропускную способность первичного звена здравоохранения, активно восстановить программы диспансеризации, начать проактивную работу с пациентами с высокими рисками; увеличить объемы неотложной помощи в первичном звене.

4) Скорая помощь: потребуется регулярное (по плану) обновление парка автомашин; более точная и четкая маршрутизация пациентов в ту медицинскую организацию, в которой может быть оказана необходимая помощь с учетом окна возможности.

5) Болезни системы кровообращения: разработка и реализация программы "Сосудистая программа 2,0"; создание системы управления сердечно-сосудистыми рисками в первичном звене здравоохранения; внедрение системы всеобщего лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях; решение кадровой проблемы через приобретение медицинскими работниками дополнительных компетенций; создание экспертных центров в региональных сосудистых центрах 3-го уровня. Своевременное выявление пациентов, нуждающихся в ВМП, и их маршрутизация в соответствующие центры. Увеличение объемов ВМП: в 2 раза - коронарное шунтирование, чрескожное коронарное вмешательство и имплантация аортального клапана, в 5 раз - эндоваскулярное протезирование аорты, тиражирование клипирования створок митрального и трикуспидального клапана, а также других высоких технологий.

6) Борьба с онкологическими заболеваниями: доработка программных мероприятий в регионах по реализации НП "Борьба с онкологическими заболеваниями" с учетом их специфики; внедрение нового порядка оказания помощи пациентам с онкологическими заболеваниями и контроль сроков выполнения медицинской помощи; увеличение точности диагностики трудно выявляемых онкологических заболеваний путем целенаправленного повышения квалификации специалистов лучевой диагностики. Продолжение создания системы центров амбулаторной онкологической помощи с оказанием противоопухолевого лечения, что позволит снизить нагрузку на региональные онкологические диспансеры и приблизить помощь пациентам; усиление активности использования референсных центров с помощью телемедицинских технологий, повышение качества скрининговых мероприятий и усиление профилактической направленности работы.

7) ЛП и МИ: определиться с перечнем приоритетных ЛП и МИ для производства ЛП; необходим единый координатор научной разработки и производства ЛП и МИ по полному циклу; расширение мощностей лабораторных служб для контроля качества ЛС и МИ.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»