Реализация компетентностного подхода при профессиональной переподготовке специалистов для работ с патогенными биологическими агентами I-II групп

Резюме

В настоящее время вектор парадигмы образовательного процесса сместился в сторону изменения принципов и требований государственных образовательных стандартов. Методологическим основанием модернизации образования, в том числе и дополнительного профессионального, является компетентностный подход. В связи с этим ведущим в структуре образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов, работающих с патогенными биологическими агентами (ПБА) I-II групп, должен быть принцип формирования профессиональной компетентности обучающихся.

Цель исследования - формирование перечня компетенций бактериологов и эпидемиологов как основы актуализации программ профессиональной переподготовки (структуры, содержания, технологий обучения и контроля результатов) для работ с ПБА I-II групп в соответствии с профессиональными стандартами, квалификационными характеристиками должностей и требованиями фeдеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Материал и методы. Учебные программы профессиональной переподготовки бактериологов и эпидемиологов для работ с ПБА I-II групп, реализуемые на базе учреждений Роспотребнадзора; законодательные, нормативно-методические документы, квалификационные характеристики должностей, профессиональные стандарты, публикации в области образования, лабораторной диагностики особо опасных инфекций, обеспечения биологической безопасности работ с ПБА I-II групп. В работе использован аналитический метод.

Результаты и обсуждение. Сформирован перечень профессиональных компетенций бактериологов и эпидемиологов, работающих с ПБА I-II групп, актуализированы цели профессиональной переподготовки, усовершенствованы структура, методическое обеспечение образовательного процесса, методы контроля его эффективности при решении профессиональных задач.

Заключение. Реализация компетентностного подхода позволяет реализовать практико-ориентированную профессиональную переподготовку специалистов для работ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на территории РФ; осуществлять эпидемиологический надзор, в том числе лабораторной диагностики, в очагах опасных и особо опасных инфекционных болезней; обеспечивать биологическую безопасность при работе с ПБА и обращении с медицинскими отходами.

Ключевые слова:патогенные биологические агенты; возбудители особо опасных инфекций; дополнительное профессиональное образование; компетентностный подход; обучающий симуляционный курс; интерактивные контрольные измерительные материалы; фонд оценочных средств

Финансирование. Авторы заявляют об отсутствии финансовой поддержки при написании статьи.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта финансовых/нефинансовых интересов, связанных с написанием статьи.

Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования - Попов Ю.А.; сбор и обработка материала - Горельникова Е.А.; написание текста - Горельникова Е.А., Малюкова Т.А.; редактирование - Чеховская Г.В., Попов Ю.А., Шмелькова Т.П., Сазанова Е.В., Растунцева Е.В., Дмитриева Л.Н.

Для цитирования: Горельникова Е.А., Попов Ю.А., Малюкова Т.А., Чеховская Г.В., Шмелькова Т.П., Сазанова Е.В., Растунцева Е.В., Дмитриева Л.Н. Реализация компетентностного подхода при профессиональной переподготовке специалистов для работ с патогенными биологическими агентами I-II групп // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2022. Т. 11, № 2. С. 120-128. DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2022-11-2-120-128

Преподавание в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях РФ, также работающих в системе дополнительного профессионального образования (ДПО), с 1 сентября 2011 г. ведется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) с учетом профессиональных стандартов (ПС) и квалификационных характеристик (КX) должностей. С целью включения России в единое европейское пространство высшего образования было активизировано проведение реформ, в частности разработка и внедрение новых государственных образовательных стандартов. Главной отличительной особенностью ФГОС высшего образования (ВО) последнего поколения (3++) является предъявление требований не столько к обязательному минимуму содержания, сколько к результатам освоения образовательных программ, представленных в форме компетенций выпускников. Другими словами, данный образовательный стандарт разработан на основе компетентностного подхода, акцентирующего внимание на результате образования, в качестве которого рассматривают не сумму усвоенной информации, а способность обучающегося действовать в профессиональной ситуации.

Данный подход базируется на комплексе принципов, позволяющих определить цель обучения, эффективно организовать образовательный процесс и оценить результаты. Таким образом, компетентностный подход является методологическим основанием модернизации образования, в том числе и ДПО [1-3].

ДПО специалистов, работающих с патогенными биологическими агентами (ПБА) I-II групп, ведется в 5 противочумных институтах, 2 государственных научных центрах и 1 противочумной станции Роспотребнадзора. Используемые в настоящее время программы профессиональной переподготовки эпидемиологов и бактериологов разработаны в 2013 г. совместно ведущими специалистами данных учреждений и согласованы главным санитарным врачом РФ (письмо от 14.10.2013 № 01/11775-13-26). В последующем программы актуализировали в соответствии с положениями ПС "Специалист в области медико-профилактического дела" (утв. приказом Минтруда России от 25.06.2015 № 399н), образовательными стандартами послевузовской профессиональной подготовки по специальностям "Бактериология" 040301 (2001), "Эпидемиология" 140202 (2000), ФГОС ВО по специальности 32.08.12 "Эпидемиология", 32.05.01 "Медико-профилактическое дело", 32.08.14 "Бактериология", санитарными правилами по организации и проведению безопасной работы с патогенными биологическими агентами (ПБА) I-IV групп, а также эпидемической обстановкой в стране и мире по актуальным опасным и особо опасным инфекциям (ООИ). Вместе с тем при разработке данных программ не учитывали требований ФГОС ВО в плане соответствия компетентностному подходу в образовании.

Цель исследования - разработка дефиниций перечня компетенций бактериологов и эпидемиологов как основы совершенствования программ профессиональной переподготовки (структуры, содержания, технологий обучения и контроля результатов) для работ с ПБА I-II групп в соответствии с профессиональными стандартами, квалификационными характеристиками должностей и требованиями ФГОС ВО.

Материал и методы

Материалами для исследования послужили 2 учебные программы профессиональной переподготовки бактериологов и эпидемиологов для работ с ПБА I-II групп, разработанные и реализуемые в образовательном процессе противочумными учреждениями Роспотребнадзора: ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб", ФКУЗ Ставропольский НИПЧИ, ФКУЗ Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт, ФКУЗ Иркутский НИПЧИ, ФКУЗ Ростовский-на-Дону противочумный институт, ФКУЗ "Астраханская ПЧС", ФБУЗ "Противочумный центр", а также ФБУН ГНЦ ВБ "Вектор" и ФБУН ГНЦ ПМБ. Кроме того, рассматривались законодательные, нормативно-методические документы, квалификационные характеристики должностей, профессиональные стандарты, публикации в области образования, лабораторной диагностики ООИ, обеспечения биологической безопасности работ с ПБА I-II групп. В работе использован аналитический метод. Поиск публикаций проведен с использованием научной электронной библиотеки eLibrary, для анализа отобрана 81 публикация.

Результаты и обсуждение

Компетентностный подход включает 2 основных взаимосвязанных понятия - "компетентность" и "компетенция", разграничение которых было предложено в 1965 г. американским лингвистом Н. Хомским [4, 5].

Под компетенцией понимают способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, в данном случае при работе с ПБА [6]. Компетентность характеризуют как инструмент, который мобилизует знания и полученный практический опыт при решении конкретных, в том числе профессиональных, проблем. Таким образом, компетентность - одна из решающих характеристик соответствия человека занимаемой должности, складывающаяся из совокупности компетенций [7].

В ФГОС 3++ выделяют следующие категории компетенций: универсальные (УК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК). УК (надпрофессиональные компетенции) - формирование на протяжении всего периода обучения способности и готовности разрешать проблемы, возникающие в ситуациях вне зависимости от конкретной учебной дисциплины образовательной программы [8, 9]. ОПК (по международной терминологии - "ядерные") - инвариантный, т.е. остающийся неизменным, состав полномочий и задач специалистов всех видов профессий [10]. ПК - набор полномочий специалиста, реализуемый посредством решения совокупности профессиональных задач [10].

На первом этапе исследований с учетом действующих законодательных актов, подзаконных, нормативно-методических документов в сфере образовательной деятельности специалистами противочумных институтов, ФБУН ГНЦ ПМБ и ФБУН ГНЦ ВБ "Вектор" и в 2020 г. были подготовлены и утверждены директорами учреждений-разработчиков методические рекомендации "Разработка дополнительных профессиональных программ" в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++.

Далее с учетом положений ПС, КХ, образовательных стандартов послевузовской профессиональной подготовки и ФГОС ВО 3++ поэтапно был проведен анализ 2 программ профессиональной переподготовки эпидемиологов и бактериологов для работ с ПБА I-II групп: планируемых результатов обучения, учебного плана, содержания рабочей программы, оценочных средств, применяемых технологий обучения.

В ходе анализа ФГОС ВО по специальностям 32.08.12 "Эпидемиология", 32.05.01 "Медико-профилактическое дело", 32.08.14 "Бактериология" установлено, что ряд имеющихся формулировок ПК бактериологов и эпидемиологов может быть после редактирования применен при актуализации программ профессиональной переподготовки. Вместе с тем требуется разработка новых компетенций с учетом особенностей профессиональной деятельности с возбудителями ООИ.

Изучение перечня результатов обучения - знаний, умений, навыков, планируемых в образовательных стандартах послевузовской профессиональной подготовки по специальностям "Бактериология" 040301 (2001), "Эпидемиология" 140202 (2000), а также обращение к квалификационным характеристикам должностей врача-эпидемиолога, бактериолога и положений ПС "Специалист в области медико-профилактического дела" также продемонстрировало наличие ОПК и отсутствие ПК, связанных со спецификой работ с ПБА I-II групп.

Таким образом, по результатам исследований сделан вывод о необходимости пересмотра дефиниций компетенций бактериологов, эпидемиологов с последующим совершенствованием структуры, методического обеспечения образовательного процесса и контроля его эффективности при решении профессиональных задач (уровня профессиональной компетентности). В итоге были разработаны и согласованы с ведущими специалистами противочумных институтов и 2 ФБУН ГНЦ дефиниции перечня компетенций для врачей эпидемиолога и бактериолога, осуществляющих работы с ПБА I-II групп (табл. 1, 2).

Таблица 1. Предложенные и согласованные дефиниции универсальных и общепрофессиональных компетенций (УК и ОПК) для врача-бактериолога и врача-эпидемиолога

Таблица 2. Предлагаемые дефиниции профессиональных компетенций (ПК)

Учитывая предложенные дефиниции компетенций, акцент в учебном процессе переподготовки врача-бактериолога и врача-эпидемиолога сделан на формирование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности - выполнения работ с ПБА I-II групп, т.е. приобретение новой квалификации, обеспечивающей самостоятельную профессиональную деятельность (табл. 3).

Таблица 3. Цели профессиональной переподготовки врача-бактериолога и врача-эпидемиолога для работ с ПБА I-II групп

Отличительной особенностью подготовки данных специалистов для эффективного выполнения должностных обязанностей является необходимость формировать профессиональный подход к организации и проведению деятельности на базе знаний, умений и навыков в области эпидемиологии/бактериологии, обеспечения биобезопасности работ с ПБА, а также в актуальных смежных областях. В связи с этим обучение врача-бактериолога (микробиолога) включает приобретение и способность применять в профессиональной деятельности знания, умения и навыки в области эпидемиологии, эпизоотологии, клинических проявлений и профилактики ООИ человека; экологии и систематики грызунов - переносчиков инфекций; дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также содержания и разведения лабораторных животных.

Целью обучения врача-эпидемиолога является приобретение и способность применять в профессиональной деятельности знания, умения и навыки в области микробиологии, эпизоотологии, клинических проявлений, иммунологии, лабораторной диагностики ООИ; выполнения регламентированных методов индикации и идентификации ПБА I-II групп в соответствии с правилами биологической безопасности.

Для формирования новых компетенций необходимо современное методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Приобретение и апробация компетенций осуществляется при освоении теоретических (лекции, семинары, решение ситуационных эпидемиологических задач) и практических (освоение микробиологических методов исследования, обучающие симуляционные курсы, решение ситуационных бактериологических задач) занятий, а также в процессе самостоятельной работы обучающихся. Одной из основных задач профессиональной переподготовки для работ с ПБА I-II групп является ориентация на практическое применение получаемых знаний, анализ и критическое осмысление поступающей информации, умение принимать профессиональные решения. В связи с этим необходимо использовать активные методы, формы и технологии обучения, обеспечивающие развитие личности слушателя, в частности обучающие симуляционные технологии. Данные технологии являются системой обучения и оценки практических навыков, умений, основанной на реалистическом моделировании, имитации профессиональной ситуации с использованием учебных моделей. Освоение симуляционного курса позволяет приобрести, упорядочить и углубить знания, умения и практические навыки, а следовательно, и компетенции.

Для формирования разработанных ПК врачей-бактериологов (микробиологов) и эпидемиологов в программах профессиональной переподготовки отведено соответственно 191 и 160 учебных часов на практические занятия, из них 116 и 75 ч - на обучающие симуляционные курсы.

Практические занятия направлены на освоение правил обеспечения биологической безопасности работ с ПБА, актуальных для специальности стандартных операционных процедур, приобретения навыков заражения, вскрытия лабораторных животных и выполнения манипуляций с ПБА в соответствии с правилами биобезопасности, а также изучение диагностически значимых биологических свойств возбудителей изучаемых инфекционных болезней.

Симуляционные курсы:

· для бактериологов включают решение ситуационных задач по отбору, упаковке, транспортированию проб биологического материала и объектов окружающей среды в лабораторию; по лабораторной диагностике возбудителей ООИ; по организации работы в микробиологической лаборатории, в том числе порядку учета, хранения и транспортирования ПБА I-IV групп, обращению с медицинскими отходами, оформлению документации микробиологической лаборатории, нормируемой документами по биологической безопасности, а также по ликвидации аварий при работе с ПБА и др.;

· для эпидемиологов: решение ситуационных эпидемиологических задач; организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случае выявления человека с подозрением на болезнь, требующую проведения мероприятий по санитарной охране территории РФ; по забору, упаковке и транспортированию проб клинического материала и объектов внешней среды; по обеспечению биологической безопасности при работе в микробиологической лаборатории и в очаге ООИ, по проведению контроля обеспечения биобезопасности в микробиологической лаборатории и медицинской организации; по осуществлению дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очаге ООИ и др.

Важной особенностью сочетания практических занятий и симуляционных технологий является формирование в 3 этапа способности и готовности безопасно выполнять микробиологические манипуляции с возбудителями ООИ:

· работа с использованием объектов, не содержащих ПБА;

· отработка навыка работы с ПБА III-IV групп;

· закрепление навыка с учебными штаммами ПБА I-II групп.

Данный подход разработан и эффективно применяется в противочумных учреждениях более 90 лет. Актуальность обусловлена необходимостью сведения к минимуму риска инфицирования обучающихся в процессе приобретения профессиональных компетенций [11].

Компетентностный подход широко используется при проектировании самостоятельной работы обучающихся на курсах профессиональной переподготовки и обусловливает формирование самообразовательной компетентности, признанной одной из ключевых для продуктивной профессиональной подготовки [12, 13].

Для повышения эффективности приобретения ПК и умений их применения при решении профессиональных задач проведено совершенствование методического обеспечения аудиторной и самостоятельной работы путем использования материалов электронного учебно-методический комплекса "Актуальные особо опасные инфекционные болезни: микробиология, эпидемиология, лабораторная диагностика, обеспечение биологической безопасности", разработанный ведущими специалистами ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора. Электронный учебно-методический комплекс включает 10 тематических учебно-методических пособий, в состав которых в том числе включены полнотекстовые нормативно-методические документы, учебные фильмы (36), контрольно-измерительные материалы (785 тестовых заданий).

Важной составляющей учебного процесса в соответствии с ФГОС ВО 3++ является контроль результатов - оценка (промежуточная и итоговая) эффективности формирования компетенций, т.е. способности эпидемиологами и бактериологами выполнять трудовые профессиональные функции в соответствии с правилами обеспечения биобезопасности работ с ПБА I-II групп.

С целью мониторинга формирования профессионального подхода к решению практических задач в условиях, приближенных к будущей профессиональной деятельности, в области бактериологии и эпидемиологии ООИ был сформирован фонд оценочных средств. Фонд включает контрольные вопросы для собеседования при текущем и промежуточном контроле полученных знаний, умений и навыков; разработанные специалистами ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" интерактивные контрольные измерительные материалы для текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Интерактивные материалы представлены базой данных "Биобезопасность: правила работ с патогенными микроорганизмами в вопросах и ответах" (свидетельство № 2006620095 от 27.03.2006), программой для ЭВМ "Комплексная программа самообучения и контроля знаний правил биологической безопасности работ с патогенами I-II групп" (свидетельство № 2005612024 от 09.08.2005), "Сертификационные тестовые задания по специальности "Бактериология" (свидетельство № 2012620916 от 12.09.2012), "Сертификационные тестовые задания по специальности "Эпидемиология" (свидетельство № 2013621036 от 28.08.2013), а также "Система оценки (стандарта) уровня подготовки специалистов в области эпидемиологии, лабораторной диагностики и биобезопасности" (распоряжение Правительства РФ от 26.05.2017 № 1060-р по оказанию материально-технической поддержки внедрения международных медико-санитарных правил в странах Восточной Европы и Центральной Азии в 2017-2019 гг.).

Одним из требований ФГОС ВО 3++ является создание условий максимального приближения системы оценивания к условиям будущей профессиональной практики [6]. В связи с этим использование ситуационных заданий на основе контекстного обучения обеспечивает интегрированную оценку нескольких ПК одновременно. В программы профессиональной переподготовки эпидемиологов и бактериологов ситуационные задачи по эпидемиологическому надзору за возбудителями изучаемых ООИ включены в качестве средства обучения и как средство контроля способности и готовности применения полученных знаний, умений и практических навыков для выполнения профессиональных обязанностей.

Таким образом, на основе сформированного специалистами противочумных институтов и 2 ФБУН ГНЦ Роспотребнадзора перечня компетенций бактериологов и эпидемиологов, осуществляющих работы с ПБА I-II групп, в соответствии с профессиональными стандартами, квалификационными характеристиками должностей и требованиями ФГОС ВО 3++ актуализированы программы профессиональной переподготовки. Цели и содержание ориентированы на реализацию компетентностного подхода, при этом имеющиеся методическая база, способы и методы оценки результатов обучения позволяют реализовать практико-ориентированную подготовку специалистов для работ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на территории РФ; осуществлению эпидемиологического надзора, в том числе лабораторной диагностики, в очагах опасных и особо опасных инфекционных болезней; обеспечению биологической безопасности при работе с ПБА и обращению с медицинскими отходами.

Вместе с тем комплекс компетенций должен периодически корректироваться в соответствии с изменением профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, а также актуальной эпидемической ситуацией в стране и мире по актуальным инфекционным болезням. При этом необходимо учитывать текущие и прогнозируемые потребности работника, общества, организации, государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конопля А.И., Василенко Т.Д. Методологические принципы реализации компетентностного подхода в вузе // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 103-108.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., проект. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/

3. Проектирование основных образовательных программ, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / под науч. ред. Н.А. Селезневой. Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. 84 с. ISBN 978-5-7563-0380-3.

4. Данченко Л.А., Мамедова Н.А. Компетентностный подход в реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования // Открытое образование. 2009. № 2. С. 72-76.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

6. Галимзянов Х.М., Попов Е.А., Сторожева Ю.А. Формирование и оценка компетенций в процессе освоения образовательных программ ФГОС ВО: научно-методическое пособие. Астрахань : Астраханский ГМУ, 2017. 74 с.

7. Шестак Н.В., Шестак В.П. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 29-38.

8. Белкина В.В., Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 117- 126.

9. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 127-135.

10. Пискунова К.Е., Ерохина Л.Ю. Общепрофессиональные компетенции сквозь призму профессионального стандарта // Интернет-журнал "Мир науки". 2017. Т. 5, № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/37PDMN417.pdf

11. Сазанова Е.В., Бойко А.В., Малюкова Т.А., Лоцманова Е.Ю. Пути снижения вероятности возникновения аварийных ситуаций при подготовке специалистов для работы с возбудителями I-II групп патогенности // Биозащита и безопасность. 2012. № 1 (10). С. 16-20.

12. Поляничко О.Ю. К проблеме конструирования модели системы аудиторно-внеаудиторной самостоятельной работы студентов педвузов // Вестник ТГПУ. Серия: Естественные и точные науки. 2006. Вып. 6 (57). С. 149- 154.

13. Трущенко Е.Н. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в вузе. Майкоп : Аякс, 2008. 24 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»