Преподавание в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях РФ, также работающих в системе дополнительного профессионального образования (ДПО), с 1 сентября 2011 г. ведется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) с учетом профессиональных стандартов (ПС) и квалификационных характеристик (КX) должностей. С целью включения России в единое европейское пространство высшего образования было активизировано проведение реформ, в частности разработка и внедрение новых государственных образовательных стандартов. Главной отличительной особенностью ФГОС высшего образования (ВО) последнего поколения (3++) является предъявление требований не столько к обязательному минимуму содержания, сколько к результатам освоения образовательных программ, представленных в форме компетенций выпускников. Другими словами, данный образовательный стандарт разработан на основе компетентностного подхода, акцентирующего внимание на результате образования, в качестве которого рассматривают не сумму усвоенной информации, а способность обучающегося действовать в профессиональной ситуации.
Данный подход базируется на комплексе принципов, позволяющих определить цель обучения, эффективно организовать образовательный процесс и оценить результаты. Таким образом, компетентностный подход является методологическим основанием модернизации образования, в том числе и ДПО [1-3].
ДПО специалистов, работающих с патогенными биологическими агентами (ПБА) I-II групп, ведется в 5 противочумных институтах, 2 государственных научных центрах и 1 противочумной станции Роспотребнадзора. Используемые в настоящее время программы профессиональной переподготовки эпидемиологов и бактериологов разработаны в 2013 г. совместно ведущими специалистами данных учреждений и согласованы главным санитарным врачом РФ (письмо от 14.10.2013 № 01/11775-13-26). В последующем программы актуализировали в соответствии с положениями ПС "Специалист в области медико-профилактического дела" (утв. приказом Минтруда России от 25.06.2015 № 399н), образовательными стандартами послевузовской профессиональной подготовки по специальностям "Бактериология" 040301 (2001), "Эпидемиология" 140202 (2000), ФГОС ВО по специальности 32.08.12 "Эпидемиология", 32.05.01 "Медико-профилактическое дело", 32.08.14 "Бактериология", санитарными правилами по организации и проведению безопасной работы с патогенными биологическими агентами (ПБА) I-IV групп, а также эпидемической обстановкой в стране и мире по актуальным опасным и особо опасным инфекциям (ООИ). Вместе с тем при разработке данных программ не учитывали требований ФГОС ВО в плане соответствия компетентностному подходу в образовании.
Цель исследования - разработка дефиниций перечня компетенций бактериологов и эпидемиологов как основы совершенствования программ профессиональной переподготовки (структуры, содержания, технологий обучения и контроля результатов) для работ с ПБА I-II групп в соответствии с профессиональными стандартами, квалификационными характеристиками должностей и требованиями ФГОС ВО.
Материал и методы
Материалами для исследования послужили 2 учебные программы профессиональной переподготовки бактериологов и эпидемиологов для работ с ПБА I-II групп, разработанные и реализуемые в образовательном процессе противочумными учреждениями Роспотребнадзора: ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб", ФКУЗ Ставропольский НИПЧИ, ФКУЗ Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт, ФКУЗ Иркутский НИПЧИ, ФКУЗ Ростовский-на-Дону противочумный институт, ФКУЗ "Астраханская ПЧС", ФБУЗ "Противочумный центр", а также ФБУН ГНЦ ВБ "Вектор" и ФБУН ГНЦ ПМБ. Кроме того, рассматривались законодательные, нормативно-методические документы, квалификационные характеристики должностей, профессиональные стандарты, публикации в области образования, лабораторной диагностики ООИ, обеспечения биологической безопасности работ с ПБА I-II групп. В работе использован аналитический метод. Поиск публикаций проведен с использованием научной электронной библиотеки eLibrary, для анализа отобрана 81 публикация.
Результаты и обсуждение
Компетентностный подход включает 2 основных взаимосвязанных понятия - "компетентность" и "компетенция", разграничение которых было предложено в 1965 г. американским лингвистом Н. Хомским [4, 5].
Под компетенцией понимают способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, в данном случае при работе с ПБА [6]. Компетентность характеризуют как инструмент, который мобилизует знания и полученный практический опыт при решении конкретных, в том числе профессиональных, проблем. Таким образом, компетентность - одна из решающих характеристик соответствия человека занимаемой должности, складывающаяся из совокупности компетенций [7].
В ФГОС 3++ выделяют следующие категории компетенций: универсальные (УК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК). УК (надпрофессиональные компетенции) - формирование на протяжении всего периода обучения способности и готовности разрешать проблемы, возникающие в ситуациях вне зависимости от конкретной учебной дисциплины образовательной программы [8, 9]. ОПК (по международной терминологии - "ядерные") - инвариантный, т.е. остающийся неизменным, состав полномочий и задач специалистов всех видов профессий [10]. ПК - набор полномочий специалиста, реализуемый посредством решения совокупности профессиональных задач [10].
На первом этапе исследований с учетом действующих законодательных актов, подзаконных, нормативно-методических документов в сфере образовательной деятельности специалистами противочумных институтов, ФБУН ГНЦ ПМБ и ФБУН ГНЦ ВБ "Вектор" и в 2020 г. были подготовлены и утверждены директорами учреждений-разработчиков методические рекомендации "Разработка дополнительных профессиональных программ" в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++.
Далее с учетом положений ПС, КХ, образовательных стандартов послевузовской профессиональной подготовки и ФГОС ВО 3++ поэтапно был проведен анализ 2 программ профессиональной переподготовки эпидемиологов и бактериологов для работ с ПБА I-II групп: планируемых результатов обучения, учебного плана, содержания рабочей программы, оценочных средств, применяемых технологий обучения.
В ходе анализа ФГОС ВО по специальностям 32.08.12 "Эпидемиология", 32.05.01 "Медико-профилактическое дело", 32.08.14 "Бактериология" установлено, что ряд имеющихся формулировок ПК бактериологов и эпидемиологов может быть после редактирования применен при актуализации программ профессиональной переподготовки. Вместе с тем требуется разработка новых компетенций с учетом особенностей профессиональной деятельности с возбудителями ООИ.
Изучение перечня результатов обучения - знаний, умений, навыков, планируемых в образовательных стандартах послевузовской профессиональной подготовки по специальностям "Бактериология" 040301 (2001), "Эпидемиология" 140202 (2000), а также обращение к квалификационным характеристикам должностей врача-эпидемиолога, бактериолога и положений ПС "Специалист в области медико-профилактического дела" также продемонстрировало наличие ОПК и отсутствие ПК, связанных со спецификой работ с ПБА I-II групп.
Таким образом, по результатам исследований сделан вывод о необходимости пересмотра дефиниций компетенций бактериологов, эпидемиологов с последующим совершенствованием структуры, методического обеспечения образовательного процесса и контроля его эффективности при решении профессиональных задач (уровня профессиональной компетентности). В итоге были разработаны и согласованы с ведущими специалистами противочумных институтов и 2 ФБУН ГНЦ дефиниции перечня компетенций для врачей эпидемиолога и бактериолога, осуществляющих работы с ПБА I-II групп (табл. 1, 2).
Таблица 1. Предложенные и согласованные дефиниции универсальных и общепрофессиональных компетенций (УК и ОПК) для врача-бактериолога и врача-эпидемиолога
&hide_Cookie=yes)
Таблица 2. Предлагаемые дефиниции профессиональных компетенций (ПК)
&hide_Cookie=yes)
Учитывая предложенные дефиниции компетенций, акцент в учебном процессе переподготовки врача-бактериолога и врача-эпидемиолога сделан на формирование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности - выполнения работ с ПБА I-II групп, т.е. приобретение новой квалификации, обеспечивающей самостоятельную профессиональную деятельность (табл. 3).
Таблица 3. Цели профессиональной переподготовки врача-бактериолога и врача-эпидемиолога для работ с ПБА I-II групп
&hide_Cookie=yes)
Отличительной особенностью подготовки данных специалистов для эффективного выполнения должностных обязанностей является необходимость формировать профессиональный подход к организации и проведению деятельности на базе знаний, умений и навыков в области эпидемиологии/бактериологии, обеспечения биобезопасности работ с ПБА, а также в актуальных смежных областях. В связи с этим обучение врача-бактериолога (микробиолога) включает приобретение и способность применять в профессиональной деятельности знания, умения и навыки в области эпидемиологии, эпизоотологии, клинических проявлений и профилактики ООИ человека; экологии и систематики грызунов - переносчиков инфекций; дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также содержания и разведения лабораторных животных.
Целью обучения врача-эпидемиолога является приобретение и способность применять в профессиональной деятельности знания, умения и навыки в области микробиологии, эпизоотологии, клинических проявлений, иммунологии, лабораторной диагностики ООИ; выполнения регламентированных методов индикации и идентификации ПБА I-II групп в соответствии с правилами биологической безопасности.
Для формирования новых компетенций необходимо современное методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Приобретение и апробация компетенций осуществляется при освоении теоретических (лекции, семинары, решение ситуационных эпидемиологических задач) и практических (освоение микробиологических методов исследования, обучающие симуляционные курсы, решение ситуационных бактериологических задач) занятий, а также в процессе самостоятельной работы обучающихся. Одной из основных задач профессиональной переподготовки для работ с ПБА I-II групп является ориентация на практическое применение получаемых знаний, анализ и критическое осмысление поступающей информации, умение принимать профессиональные решения. В связи с этим необходимо использовать активные методы, формы и технологии обучения, обеспечивающие развитие личности слушателя, в частности обучающие симуляционные технологии. Данные технологии являются системой обучения и оценки практических навыков, умений, основанной на реалистическом моделировании, имитации профессиональной ситуации с использованием учебных моделей. Освоение симуляционного курса позволяет приобрести, упорядочить и углубить знания, умения и практические навыки, а следовательно, и компетенции.
Для формирования разработанных ПК врачей-бактериологов (микробиологов) и эпидемиологов в программах профессиональной переподготовки отведено соответственно 191 и 160 учебных часов на практические занятия, из них 116 и 75 ч - на обучающие симуляционные курсы.
Практические занятия направлены на освоение правил обеспечения биологической безопасности работ с ПБА, актуальных для специальности стандартных операционных процедур, приобретения навыков заражения, вскрытия лабораторных животных и выполнения манипуляций с ПБА в соответствии с правилами биобезопасности, а также изучение диагностически значимых биологических свойств возбудителей изучаемых инфекционных болезней.
Симуляционные курсы:
· для бактериологов включают решение ситуационных задач по отбору, упаковке, транспортированию проб биологического материала и объектов окружающей среды в лабораторию; по лабораторной диагностике возбудителей ООИ; по организации работы в микробиологической лаборатории, в том числе порядку учета, хранения и транспортирования ПБА I-IV групп, обращению с медицинскими отходами, оформлению документации микробиологической лаборатории, нормируемой документами по биологической безопасности, а также по ликвидации аварий при работе с ПБА и др.;
· для эпидемиологов: решение ситуационных эпидемиологических задач; организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случае выявления человека с подозрением на болезнь, требующую проведения мероприятий по санитарной охране территории РФ; по забору, упаковке и транспортированию проб клинического материала и объектов внешней среды; по обеспечению биологической безопасности при работе в микробиологической лаборатории и в очаге ООИ, по проведению контроля обеспечения биобезопасности в микробиологической лаборатории и медицинской организации; по осуществлению дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очаге ООИ и др.
Важной особенностью сочетания практических занятий и симуляционных технологий является формирование в 3 этапа способности и готовности безопасно выполнять микробиологические манипуляции с возбудителями ООИ:
· работа с использованием объектов, не содержащих ПБА;
· отработка навыка работы с ПБА III-IV групп;
· закрепление навыка с учебными штаммами ПБА I-II групп.
Данный подход разработан и эффективно применяется в противочумных учреждениях более 90 лет. Актуальность обусловлена необходимостью сведения к минимуму риска инфицирования обучающихся в процессе приобретения профессиональных компетенций [11].
Компетентностный подход широко используется при проектировании самостоятельной работы обучающихся на курсах профессиональной переподготовки и обусловливает формирование самообразовательной компетентности, признанной одной из ключевых для продуктивной профессиональной подготовки [12, 13].
Для повышения эффективности приобретения ПК и умений их применения при решении профессиональных задач проведено совершенствование методического обеспечения аудиторной и самостоятельной работы путем использования материалов электронного учебно-методический комплекса "Актуальные особо опасные инфекционные болезни: микробиология, эпидемиология, лабораторная диагностика, обеспечение биологической безопасности", разработанный ведущими специалистами ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора. Электронный учебно-методический комплекс включает 10 тематических учебно-методических пособий, в состав которых в том числе включены полнотекстовые нормативно-методические документы, учебные фильмы (36), контрольно-измерительные материалы (785 тестовых заданий).
Важной составляющей учебного процесса в соответствии с ФГОС ВО 3++ является контроль результатов - оценка (промежуточная и итоговая) эффективности формирования компетенций, т.е. способности эпидемиологами и бактериологами выполнять трудовые профессиональные функции в соответствии с правилами обеспечения биобезопасности работ с ПБА I-II групп.
С целью мониторинга формирования профессионального подхода к решению практических задач в условиях, приближенных к будущей профессиональной деятельности, в области бактериологии и эпидемиологии ООИ был сформирован фонд оценочных средств. Фонд включает контрольные вопросы для собеседования при текущем и промежуточном контроле полученных знаний, умений и навыков; разработанные специалистами ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" интерактивные контрольные измерительные материалы для текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Интерактивные материалы представлены базой данных "Биобезопасность: правила работ с патогенными микроорганизмами в вопросах и ответах" (свидетельство № 2006620095 от 27.03.2006), программой для ЭВМ "Комплексная программа самообучения и контроля знаний правил биологической безопасности работ с патогенами I-II групп" (свидетельство № 2005612024 от 09.08.2005), "Сертификационные тестовые задания по специальности "Бактериология" (свидетельство № 2012620916 от 12.09.2012), "Сертификационные тестовые задания по специальности "Эпидемиология" (свидетельство № 2013621036 от 28.08.2013), а также "Система оценки (стандарта) уровня подготовки специалистов в области эпидемиологии, лабораторной диагностики и биобезопасности" (распоряжение Правительства РФ от 26.05.2017 № 1060-р по оказанию материально-технической поддержки внедрения международных медико-санитарных правил в странах Восточной Европы и Центральной Азии в 2017-2019 гг.).
Одним из требований ФГОС ВО 3++ является создание условий максимального приближения системы оценивания к условиям будущей профессиональной практики [6]. В связи с этим использование ситуационных заданий на основе контекстного обучения обеспечивает интегрированную оценку нескольких ПК одновременно. В программы профессиональной переподготовки эпидемиологов и бактериологов ситуационные задачи по эпидемиологическому надзору за возбудителями изучаемых ООИ включены в качестве средства обучения и как средство контроля способности и готовности применения полученных знаний, умений и практических навыков для выполнения профессиональных обязанностей.
Таким образом, на основе сформированного специалистами противочумных институтов и 2 ФБУН ГНЦ Роспотребнадзора перечня компетенций бактериологов и эпидемиологов, осуществляющих работы с ПБА I-II групп, в соответствии с профессиональными стандартами, квалификационными характеристиками должностей и требованиями ФГОС ВО 3++ актуализированы программы профессиональной переподготовки. Цели и содержание ориентированы на реализацию компетентностного подхода, при этом имеющиеся методическая база, способы и методы оценки результатов обучения позволяют реализовать практико-ориентированную подготовку специалистов для работ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на территории РФ; осуществлению эпидемиологического надзора, в том числе лабораторной диагностики, в очагах опасных и особо опасных инфекционных болезней; обеспечению биологической безопасности при работе с ПБА и обращению с медицинскими отходами.
Вместе с тем комплекс компетенций должен периодически корректироваться в соответствии с изменением профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, а также актуальной эпидемической ситуацией в стране и мире по актуальным инфекционным болезням. При этом необходимо учитывать текущие и прогнозируемые потребности работника, общества, организации, государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конопля А.И., Василенко Т.Д. Методологические принципы реализации компетентностного подхода в вузе // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 103-108.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., проект. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
3. Проектирование основных образовательных программ, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / под науч. ред. Н.А. Селезневой. Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. 84 с. ISBN 978-5-7563-0380-3.
4. Данченко Л.А., Мамедова Н.А. Компетентностный подход в реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования // Открытое образование. 2009. № 2. С. 72-76.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
6. Галимзянов Х.М., Попов Е.А., Сторожева Ю.А. Формирование и оценка компетенций в процессе освоения образовательных программ ФГОС ВО: научно-методическое пособие. Астрахань : Астраханский ГМУ, 2017. 74 с.
7. Шестак Н.В., Шестак В.П. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 29-38.
8. Белкина В.В., Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 117- 126.
9. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 127-135.
10. Пискунова К.Е., Ерохина Л.Ю. Общепрофессиональные компетенции сквозь призму профессионального стандарта // Интернет-журнал "Мир науки". 2017. Т. 5, № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/37PDMN417.pdf
11. Сазанова Е.В., Бойко А.В., Малюкова Т.А., Лоцманова Е.Ю. Пути снижения вероятности возникновения аварийных ситуаций при подготовке специалистов для работы с возбудителями I-II групп патогенности // Биозащита и безопасность. 2012. № 1 (10). С. 16-20.
12. Поляничко О.Ю. К проблеме конструирования модели системы аудиторно-внеаудиторной самостоятельной работы студентов педвузов // Вестник ТГПУ. Серия: Естественные и точные науки. 2006. Вып. 6 (57). С. 149- 154.
13. Трущенко Е.Н. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в вузе. Майкоп : Аякс, 2008. 24 с.