Создание электронного учебного курса (ЭУК) по клинической дисциплине - непростая педагогическая задача, поскольку специфической чертой клинических дисциплин является практикоориентированность. К изучению клинических дисциплин неприменимы модели исключительно онлайн-обучения, в электронной образовательной среде (ЭОС) может быть организовано до 30-40% трудоемкости дисциплин, поэтому ЭУК используется только в сочетании с присутственным обучением (Приказ Минобрнауки России от 9.02.16 № 95 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)"; приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"). В процессе обучения на клинической базе студент должен овладеть коммуникативными и специальными врачебными навыками, научиться аналитически мыслить, принимать взвешенные решения. При формировании вышеперечисленных компентенций ЭУК клинической дисциплины может служить подспорьем в реализации педагогического процесса.
В условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение в связи со сложившейся эпидемической ситуацией по COVID-19 вопрос организации преподавания клинических дисциплин онлайн стоит особенно остро. Разработка структуры и контента ЭУК для формирования врачебных компетенций, которые ранее выбирали при контактной работе с пациентами, представляется более сложной задачей, чем перевод в онлайн теоретических дисциплин.
В большинстве случаев ЭОС клинических кафедр содержала теоретический материал, представленный в виде файлов Microsoft Word или Microsoft PowerPoint, и набора оценочных средств (тестовых заданий, задач и т.п.) [1-3], в то время как среда дистанционного обучения может быть использована для разработки широкого спектра интерактивных и практикоориентированных заданий.
Наряду с традиционным обучением как в России, так и во всем мире эффективной методикой подготовки врачей признана технология проблемно ориентированного обучения (ПОО) [1, 4, 5]. Известно, что ПОО позволяет готовить студентов к взаимодействию с реальными пациентами путем самостоятельного получения знаний при решении конкретных задач, что способствует развитию аналитических способностей [4-6]. Наибольшую популярность технология ПОО приобрела в 1980-х гг., а в конце 1990-х гг. данная методика была адаптирована к использованию онлайн [5-10].
Цель - представить подход к использованию технологии ПОО при разработке ЭУК дисциплины "Инфекционные болезни".
Материал и методы
Для представления подхода к разработке ЭУК клинической дисциплины использована четырехкомпонентная педагогическая технология, 4C/ID-модель (four-component instructional design system) [11]. Применение 4C/ID-модели подразумевает построение ЭУК исходя из практикоориентированных обучающих задач, которые дополняются теоретическим материалом, необходимым для их решения. При этом реализуется холистический подход в обучении, знания и навыки не дробятся на отдельные категории, а используются в совокупности в контексте решаемой задачи, что облегчает перенос комплекса когнитивных навыков из студенческой аудитории в реальную клиническую практику [11, 12]. Организация ЭУК с использованием 4C/ID-модели соответствует принципам перевернутого класса (flipped classroom), когда изучение теоретического материала выносится за пределы аудитории, а при контактной работе основное внимание уделяется формированию практических навыков [13].
Обсуждение
Первый компонент и основа построения образовательной программы - обучающие задачи (learning tasks), представляющие собой аутентичные проблемные ситуации из клинической практики (кейсы), в процессе решения которых у студентов формируется целостная система знаний и навыков, в дальнейшем она совершенствуется и применяется в практической деятельности.
Второй компонент - вспомогательная информация (supportive information), теоретический материал, необходимый для решения обучающей задачи, представленный в виде интерактивных алгоритмов.
Третий компонент - своевременная информация (procedural, just-in-time, information) - это инструкции, пояснения, подсказки и комментарии, которые автоматически предоставляются в процессе решения обучающей задачи, для того чтобы студенты сконцентрировались на непосредственном решении задачи и не отвлекались на поиск справочного материала.
Четвертый компонент - частичная практика (part-task practice), заключающаяся в решении разнообразных обучающих задач и направленная на доведение до автоматизма повторяющихся навыков.
Проектирование модели ЭУК включает поиск аутентичных проблем (клинических ситуаций-кейсов), разработку вспомогательной и своевременной информации, составление банка обучающих задач для обеспечения частичной практики.
Поиск аутентичных клинических проблем для создания банка обучающих задач (кейсов) осуществляется преподавателями дисциплины в процессе практической деятельности, бесед с практикующими врачами, имеющими большой опыт работы по специальности "Инфекционные болезни", а также с учетом экспертного мнения профессоров кафедры инфекционных болезней.
К обучающим задачам (кейсам) предъявляли следующие требования:
содержание кейса соответствует рекомендациям (протоколам) ведения пациентов с определенной нозологической формой инфекционной болезни (актуальность);
описанная в кейсе ситуация относительно часто встречается в повседневной деятельности врача (типичность);
для успешного решения кейса требуются знания из разных предметных областей (мультидисциплинарность);
кейс имеет несколько возможных решений (вариативность).
Контент обучающих задач (кейсов) в ЭУК может быть представлен как текстовое описание, видеосимуляция, а также в перспективе с использованием программирования и методики виртуального стандартизированного пациента.
Обучение начинается с наиболее простых заданий, постепенно уровень сложности увеличивается путем изменения:
детализации контента, увеличения количества условий, которые необходимо учесть при решении кейса (таких как данные анамнеза, описание объективного осмотра по органам и системам, результаты лабораторного и инструментального обследования и т.д.);
количества и сложности предоставляемой преподавателем вспомогательной и своевременной информации;
структуры обучающей задачи: от линейной (последовательной) до разветвленной с множеством возможных путей развития событий;
ограничения времени, отведенного на решение задачи.
Таким образом, формируются разные виды кейсов, наиболее сложными из них являются обучающие задачи с детальным описанием клинической ситуации (множество условий), минимальным объемом поддержки со стороны преподавателя и разветвленной структурой. Частичная практика обеспечивается за счет создания обучающих задач разного уровня сложности по каждому разделу ЭУК, преимущественно за счет смещения акцентов на различные аспекты изучаемой темы (этиология, патогенез, диагностика и т.д.).
Постепенное увеличение сложности обучающих задач (spiral curriculum) в совокупности с большим разнообразием кейсов разного уровня сложности обеспечивает достижение образовательного результата в виде формирования у студентов клинического мышления как целостной системы знаний, которая может применяться для решения самых разных профессиональных задач.
Вспомогательная информация (теоретический материал) представляется в виде когнитивных стратегий (алгоритмов действий) или схем, отражающих иерархическую структуру, взаимосвязи или причинно-следственные связи (ментальных моделей). Такой способ подачи информации помогает студентам выстроить взаимосвязи материала, изученного ранее, с новыми знаниями. Вспомогательная информация относится к целому ряду обучающих задач различного уровня сложности. Она представляет собой обобщенные сведения по изучаемой теме, необходимые и достаточные для решения обучающих задач (например, алгоритм неотложной терапии при менингококковом сепсисе). При просмотре интерактивных алгоритмов студент будет перемещаться между действиями (шагами) алгоритма по принципу: "если- то...". Например, студент сможет поэтапно проследить действия врача в зависимости от тяжести состояния больного или результатов лабораторного обследования.
Своевременная информация выдается студенту в процессе решения задачи и представляет собой когнитивные правила и инструкции, которые впоследствии должны быть доведены до автоматизма, поскольку они регулярно используются в рутинной врачебной практике и их применение не должно требовать от врача дополнительных когнитивных ресурсов (например, схемы применения и дозы лекарственных препаратов, расчет объема инфузии, описание рентгеновских снимков, интерпретация результатов лабораторных анализов).
В модели ЭУК за счет своевременной информации обеспечивается взаимодействие преподавателя и студентов, а также корректирующая обратная связь, направленная на выявление и устранение ошибок, допускаемых студентами в ходе решения клинических обучающих задач. При разработке своевременной информации преподаватель учитывает возможные типичные ошибки студента при выполнении кейса. При необходимости в процессе обучения своевременная информация может корректироваться или дополняться с учетом результатов, полученных студентами, и совершенных ими ошибок.
Заключение
На основании четырехкомпонентной педагогической технологии (4C/ID-модель) предложены подходы к разработке ЭУК дисциплины "Инфекционные болезни", с использованием практикоориентированных заданий (обучающих задач) с целью формирования комплекса знаний и подходов к решению клинических ситуаций.
Практикоориентированные задания в ЭУК, разработанные с использованием 4C/ID-модели, могут использоваться в сочетании с контактным обучением. Образовательный результат обучения с использованием ЭУК - формирование у студентов клинического мышления, которое в дальнейшем будет использоваться в профессиональной деятельности врача.
Начальный этап разработки модели ЭУК клинической дисциплины - сверхтрудный процесс, требующий от коллектива преподавателей значительных интеллектуальных и временны́х затрат с обязательным привлечением профессиональных программистов.