Подход к разработке электронного учебного курса по дисциплине "Инфекционные болезни"

Резюме

Описан подход к разработке электронного учебного курса клинической дисциплины "Инфекционные болезни" с использованием четырехкомпонентной педагогической технологии. Предполагается создание банка обучающих задач, основанных на реальных клинических проблемах и дополненных структурированным теоретическим материалом, необходимым для их успешного решения. Данная технология может быть адаптирована онлайн с использованием программного обеспечения на разных образовательных платформах.

Ключевые слова:проблемно ориентированное обучение, четырехкомпонентная педагогическая технология, электронный учебный курс, клиническая дисциплина "Инфекционные болезни"

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Разработка и описание подхода к использованию четырехкомпонентной педагогической технологии при создании электронного учебного курса клинической дисциплины - Кригер Е.А.; авторство идеи использования кейс-теста, правка финальной версии статьи - Самодова О.В.

Для цитирования: Кригер Е.А., Самодова О.В. Подход к разработке электронного учебного курса по дисциплине "Инфекционные болезни" // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2021. Т. 10, № 3. С. 136-139. DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2021-10-3-136-139

Создание электронного учебного курса (ЭУК) по клинической дисциплине - непростая педагогическая задача, поскольку специфической чертой клинических дисциплин является практикоориентированность. К изучению клинических дисциплин неприменимы модели исключительно онлайн-обучения, в электронной образовательной среде (ЭОС) может быть организовано до 30-40% трудоемкости дисциплин, поэтому ЭУК используется только в сочетании с присутственным обучением (Приказ Минобрнауки России от 9.02.16 № 95 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)"; приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"). В процессе обучения на клинической базе студент должен овладеть коммуникативными и специальными врачебными навыками, научиться аналитически мыслить, принимать взвешенные решения. При формировании вышеперечисленных компентенций ЭУК клинической дисциплины может служить подспорьем в реализации педагогического процесса.

В условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение в связи со сложившейся эпидемической ситуацией по COVID-19 вопрос организации преподавания клинических дисциплин онлайн стоит особенно остро. Разработка структуры и контента ЭУК для формирования врачебных компетенций, которые ранее выбирали при контактной работе с пациентами, представляется более сложной задачей, чем перевод в онлайн теоретических дисциплин.

В большинстве случаев ЭОС клинических кафедр содержала теоретический материал, представленный в виде файлов Microsoft Word или Microsoft PowerPoint, и набора оценочных средств (тестовых заданий, задач и т.п.) [1-3], в то время как среда дистанционного обучения может быть использована для разработки широкого спектра интерактивных и практикоориентированных заданий.

Наряду с традиционным обучением как в России, так и во всем мире эффективной методикой подготовки врачей признана технология проблемно ориентированного обучения (ПОО) [1, 4, 5]. Известно, что ПОО позволяет готовить студентов к взаимодействию с реальными пациентами путем самостоятельного получения знаний при решении конкретных задач, что способствует развитию аналитических способностей [4-6]. Наибольшую популярность технология ПОО приобрела в 1980-х гг., а в конце 1990-х гг. данная методика была адаптирована к использованию онлайн [5-10].

Цель - представить подход к использованию технологии ПОО при разработке ЭУК дисциплины "Инфекционные болезни".

Материал и методы

Для представления подхода к разработке ЭУК клинической дисциплины использована четырехкомпонентная педагогическая технология, 4C/ID-модель (four-component instructional design system) [11]. Применение 4C/ID-модели подразумевает построение ЭУК исходя из практикоориентированных обучающих задач, которые дополняются теоретическим материалом, необходимым для их решения. При этом реализуется холистический подход в обучении, знания и навыки не дробятся на отдельные категории, а используются в совокупности в контексте решаемой задачи, что облегчает перенос комплекса когнитивных навыков из студенческой аудитории в реальную клиническую практику [11, 12]. Организация ЭУК с использованием 4C/ID-модели соответствует принципам перевернутого класса (flipped classroom), когда изучение теоретического материала выносится за пределы аудитории, а при контактной работе основное внимание уделяется формированию практических навыков [13].

Обсуждение

Первый компонент и основа построения образовательной программы - обучающие задачи (learning tasks), представляющие собой аутентичные проблемные ситуации из клинической практики (кейсы), в процессе решения которых у студентов формируется целостная система знаний и навыков, в дальнейшем она совершенствуется и применяется в практической деятельности.

Второй компонент - вспомогательная информация (supportive information), теоретический материал, необходимый для решения обучающей задачи, представленный в виде интерактивных алгоритмов.

Третий компонент - своевременная информация (procedural, just-in-time, information) - это инструкции, пояснения, подсказки и комментарии, которые автоматически предоставляются в процессе решения обучающей задачи, для того чтобы студенты сконцентрировались на непосредственном решении задачи и не отвлекались на поиск справочного материала.

Четвертый компонент - частичная практика (part-task practice), заключающаяся в решении разнообразных обучающих задач и направленная на доведение до автоматизма повторяющихся навыков.

Проектирование модели ЭУК включает поиск аутентичных проблем (клинических ситуаций-кейсов), разработку вспомогательной и своевременной информации, составление банка обучающих задач для обеспечения частичной практики.

Поиск аутентичных клинических проблем для создания банка обучающих задач (кейсов) осуществляется преподавателями дисциплины в процессе практической деятельности, бесед с практикующими врачами, имеющими большой опыт работы по специальности "Инфекционные болезни", а также с учетом экспертного мнения профессоров кафедры инфекционных болезней.

К обучающим задачам (кейсам) предъявляли следующие требования:

 содержание кейса соответствует рекомендациям (протоколам) ведения пациентов с определенной нозологической формой инфекционной болезни (актуальность);

 описанная в кейсе ситуация относительно часто встречается в повседневной деятельности врача (типичность);

 для успешного решения кейса требуются знания из разных предметных областей (мультидисциплинарность);

 кейс имеет несколько возможных решений (вариативность).

Контент обучающих задач (кейсов) в ЭУК может быть представлен как текстовое описание, видеосимуляция, а также в перспективе с использованием программирования и методики виртуального стандартизированного пациента.

Обучение начинается с наиболее простых заданий, постепенно уровень сложности увеличивается путем изменения:

 детализации контента, увеличения количества условий, которые необходимо учесть при решении кейса (таких как данные анамнеза, описание объективного осмотра по органам и системам, результаты лабораторного и инструментального обследования и т.д.);

 количества и сложности предоставляемой преподавателем вспомогательной и своевременной информации;

 структуры обучающей задачи: от линейной (последовательной) до разветвленной с множеством возможных путей развития событий;

 ограничения времени, отведенного на решение задачи.

Таким образом, формируются разные виды кейсов, наиболее сложными из них являются обучающие задачи с детальным описанием клинической ситуации (множество условий), минимальным объемом поддержки со стороны преподавателя и разветвленной структурой. Частичная практика обеспечивается за счет создания обучающих задач разного уровня сложности по каждому разделу ЭУК, преимущественно за счет смещения акцентов на различные аспекты изучаемой темы (этиология, патогенез, диагностика и т.д.).

Постепенное увеличение сложности обучающих задач (spiral curriculum) в совокупности с большим разнообразием кейсов разного уровня сложности обеспечивает достижение образовательного результата в виде формирования у студентов клинического мышления как целостной системы знаний, которая может применяться для решения самых разных профессиональных задач.

Вспомогательная информация (теоретический материал) представляется в виде когнитивных стратегий (алгоритмов действий) или схем, отражающих иерархическую структуру, взаимосвязи или причинно-следственные связи (ментальных моделей). Такой способ подачи информации помогает студентам выстроить взаимосвязи материала, изученного ранее, с новыми знаниями. Вспомогательная информация относится к целому ряду обучающих задач различного уровня сложности. Она представляет собой обобщенные сведения по изучаемой теме, необходимые и достаточные для решения обучающих задач (например, алгоритм неотложной терапии при менингококковом сепсисе). При просмотре интерактивных алгоритмов студент будет перемещаться между действиями (шагами) алгоритма по принципу: "если- то...". Например, студент сможет поэтапно проследить действия врача в зависимости от тяжести состояния больного или результатов лабораторного обследования.

Своевременная информация выдается студенту в процессе решения задачи и представляет собой когнитивные правила и инструкции, которые впоследствии должны быть доведены до автоматизма, поскольку они регулярно используются в рутинной врачебной практике и их применение не должно требовать от врача дополнительных когнитивных ресурсов (например, схемы применения и дозы лекарственных препаратов, расчет объема инфузии, описание рентгеновских снимков, интерпретация результатов лабораторных анализов).

В модели ЭУК за счет своевременной информации обеспечивается взаимодействие преподавателя и студентов, а также корректирующая обратная связь, направленная на выявление и устранение ошибок, допускаемых студентами в ходе решения клинических обучающих задач. При разработке своевременной информации преподаватель учитывает возможные типичные ошибки студента при выполнении кейса. При необходимости в процессе обучения своевременная информация может корректироваться или дополняться с учетом результатов, полученных студентами, и совершенных ими ошибок.

Заключение

На основании четырехкомпонентной педагогической технологии (4C/ID-модель) предложены подходы к разработке ЭУК дисциплины "Инфекционные болезни", с использованием практикоориентированных заданий (обучающих задач) с целью формирования комплекса знаний и подходов к решению клинических ситуаций.

Практикоориентированные задания в ЭУК, разработанные с использованием 4C/ID-модели, могут использоваться в сочетании с контактным обучением. Образовательный результат обучения с использованием ЭУК - формирование у студентов клинического мышления, которое в дальнейшем будет использоваться в профессиональной деятельности врача.

Начальный этап разработки модели ЭУК клинической дисциплины - сверхтрудный процесс, требующий от коллектива преподавателей значительных интеллектуальных и временны́х затрат с обязательным привлечением профессиональных программистов.

1. Геруш И.В., Богуцкая Н.К., Билоус Т.М. Проблемно-ориентированное обучение в современных образовательных программах по медицине: стратегия, структура и процесс в сопоставлении с традиционным обучением // American Scientific Journal. 2016. Т. 6, № 6. С. 20-24.

2. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Эффективное сопровождение электронного обучения: технологии вовлечения и удержания учащихся // Образовательные технологии. 2015. № 3. С. 104-115.

3. Trukhacheva N., Krjaklina T. The impact of E-learning on medical education in Russia // E-Learning and Digital Media. 2011. Vol. 8, N 1. P. 31-35.

4. Walker A., Heather L. A problem based learning meta-analysis: differences across problem types, implementation types, disciplines, and assessment levels // The Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning (IJPBL). 2009. Vol. 3, N 1. P. 12-43.

5. Qin Y., Wang Y., Floden R.E. The Effect of Problem-based learning on improvement of the medical educational environment: a systematic review and meta-analysis // Med. Princ. Pract. 2016. Vol. 25, N 6. P. 525-532.

6. Ferreira de Farias G., Spanhol F.J., Vieira de Souza M. The use of LMS to support PBL practices: a systematic review // J. Res. Method Educ. 2016. Vol. 6, N 5. P. 51-59.

7. Savin-Baden M. A practical guide to problem-based learning online. London : Routledge, 2008. 164 p.

8. Walsh K. E-learning for medical education: reflections of learners on patients // Ulster Med. J. 2018. Vol. 87, N 1. P. 46-48.

9. Kek M., Huijser H. 21st century skills: problem based learning and the university of the future // Third 21st CAF Conference at Harvard University. Boston, USA, 2015. Vol. 6, N 1. P. 406-416.

10. Donnelly R. Online problem-based learning approach in higher education // Online and Distance Learning: Concepts, Methodologies, Tools and Applications. Hershey, PA : Information Science Reference, 2007. P. 1-9.

11. van Merriënboer J.J.G., Clark R.E., de Croock M.B.M. Blueprints for complex learning: the 4C/ID-model // Educ. Technol. Res. Dev. 2002. Vol. 50, N 2. P. 39-64.

12. Maggio L. A., Cate O. T., Irby D. M., O’Brien B. C. Designing evidence-based medicine training to optimize the transfer of skills from the classroom to clinical practice: Applying the four component instructional design model // Acad. Med. 2015. Vol. 90. P. 1457-1461.

13. Frerejean J., van Merriënboer J.J.G., Kirschner P.A., Roex A., Aertgeerts B., Marcellis M. Designing instruction for complex learning: 4C/ ID in higher education // Eur. J. Educ. 2019. Vol. 54. P. 513-524.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Ющук Николай Дмитриевич
Академик РАН, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии, президент ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, член Правления Национального научного общества инфекционистов.
РОСМЕДОБР 2021
Вскрытие
Медицина сегодня
Пост-релиз "Молекулярная диагностика"

Молекулярная диагностика на страже "биопорядка": как современные технологии позволяют выжить в век эпидемий Новые технологии молекулярной диагностики в эпоху COVID-19/пандемий Обеспечение массового экспресс-тестирования населения - приоритетная задача, которая поможет...

"Муковисцидоз: из детства во взрослую жизнь"

Всероссийская школа по Муковисцидозу с международным участием "Муковисцидоз: из детства во взрослую жизнь" С 24 по 25 ноября 2021 года профессионалы в области педиатрии, терапии, пульмонологии, гастроэнтерологии, эндокринологии, генетики, диетологии, микробиологии,...

Амбулаторный прием 24 ноября.

Коморбидность - бич современного общества и головная боль для каждого терапевта. Как минимизировать комбинации препаратов и, как следствие, побочных эффектов у больных с сочетанной патологией? Именно этот злободневный вопрос мы задали ведущим экспертам российского...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»