Разработка практического руководства по инфекционным болезням с элементами цифровых технологий

Резюме

Врач любой специальности в своей практической деятельности сталкивается с инфекционной патологией, в связи с чем ранняя диагностика инфекционных болезней имеет важное значение как с клинической, так и с эпидемиологической позиции.

Цель работы - проектирование и разработка унифицированного практического руководства по инфекционным болезням с элементами цифровизации контента по фармакотерапии.

Материал и методы. При разработке структуры практического руководства "Тактика врача-инфекциониста" были проработаны прототипы учебно-методических материалов. В структуру практического руководства вошли социально значимые инфекционные болезни вирусной, бактериальной этиологии, важнейшие гельминтозы человека и протозоозы, с которыми могут сталкиваться практикующие врачи различных специальностей как в стационарных, так и в амбулаторных условиях.

Результаты и обсуждение. В практическом руководстве "Тактика врача-инфекциониста" все нозологии представлены в унифицированной форме: краткое определение нозологий, характеристика этиологического агента, эпидемического процесса, клиническая классификация, примеры формулировки диагноза, диагностика, организация медицинской помощи, лечение, фармакотерапия, ориентировочные сроки временной нетрудоспособности, критерии выздоровления, реабилитация, диспансерное наблюдение, рекомендации по лечению и профилактике. Дан краткий справочник лекарственных средств. Новшеством является представление лекарственных средств через QR-код. Также посредством QR-кода есть возможность перехода на электронную версию практического руководства. Рекомендации по профилактике инфекционных болезней даны в виде пиктографических схем.

Заключение. Практическое руководство "Тактика врача-инфекциониста" позволяет врачам первичного звена и врачам общей практики за короткий временной промежуток принять оптимальное решение по тактике ведения пациентов с инфекционными болезнями в рамках современных клинических рекомендаций и подходов, изложенных в национальных руководствах.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Концепция и дизайн работы, редактирование - Мартынов Ю.В., Кулагина М.Г., Шутько С.А., Дудина С.А.; утверждение окончательного варианта статьи - Ющук Н.Д.

Для цитирования: Ющук Н.Д., Кулагина М.Г., Шутько С.А., Мартынов Ю.В., Дудина К.Р. Разработка практического руководства по инфекционным болезням с элементами цифровых технологий // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2021. Т. 10, № 3. С. 131-135. DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2021-10-3-131-135

Несмотря на существенные достижения мировой науки, проблема инфекционной патологии по-прежнему весьма актуальна. Инфекционные болезни сохраняют лидирующее положение в структуре патологии человека и являются одной из ведущих причин смертности населения во всем мире [1]. Они наносят колоссальный экономический ущерб, являясь мощным разрушительным фактором для человеческого общества. Причиной большинства смертей от инфекционных болезней являются пневмонии, некоторые острые респираторно-вирусные инфекции, в частности COVID-19, кишечные инфекции, ВИЧ-инфекция и другие социально значимые заболевания [2]. Во всех странах мира, независимо от уровня экономического развития, отмечается рост заболеваемости инфекционными болезнями, что связано не только с произошедшими в последние годы изменениями социально-экономических условий жизни населения, огромной миграцией людей, загрязнением биосферы и т.п., но и с расширением числа нозологических форм инфекций, расшифрованных в последнее время благодаря научным достижениям [3].

Инфекционные болезни не только не собираются отступать и/или сдаваться, напротив, они перешли в наступление, что наглядно подтверждает развернувшаяся пандемия новой коронавирусной инфекции. Сообщения о вспышке неизвестной пневмонии в г. Ухань, провинции Хубэй в Китае, появились в конце декабря 2019 г. [4]. По информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), вспышку пневмонии в Китае вызвал новый штамм из семейства Coronaviridae - SARS-CoV-2. 11 марта 2020 г. ВОЗ объявила пандемию новой коронавирусной инфекции в мире [5].

Развернувшаяся пандемия стала своеобразным триггером внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Цифровизация - своеобразный ответ на новые вызовы для общества, она дает новый инструмент для поиска объективной информации, в том числе в области здравоохранения.

Врач любой специальности в своей практической работе так или иначе сталкивается с инфекционной патологией. Возникает необходимость быстрой постановки раннего диагноза, проведения дифференциальной диагностики, принятия адекватного решения по дальнейшей тактике ведения пациента, которые зачастую имеют инфекционную патологию, но за первичной медицинской помощью обращаются не к инфекционисту, а к врачу общей практики и врачам первичного звена. Именно врачам первичного звена приходится заниматься ранней диагностикой инфекционных заболеваний, оказанием первой врачебной помощи данной категории пациентов и проведению противоэпидемических мероприятий. Ранняя диагностика инфекционных заболеваний имеет важнейшее значение не только с клинической, но и с эпидемиологической точки зрения.

Цель работы - проектирование и разработка унифицированного практического руководства по инфекционным болезням с элементами цифровизации контента по фармакотерапии.

Материал и методы

При разработке структуры практического руководства "Тактика врача-инфекциониста" были проработаны прототипы учебно-методических материалов: "Инфекционные болезни: национальное руководство" [6], серия учебных пособий "Вирусные болезни" [7], "Бактериальные болезни" [8], учебные пособия: "Протозоозы и гельминтозы" [9], "Инфекционные болезни: синдромальная диагностика" [10], "Диагностика типичного случая инфекционной болезни (стандартизованный пациент)" [11]. Клинические рекомендации, разработанные членами Национального научного общества инфекционистов под редакцией академика РАН, доктора медицинских наук, профессора Н.Д. Ющука и утвержденные Минздравом России, подготовлено коллективом авторов кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова.

В структуру практического руководства вошли социально значимые инфекционные болезни вирусной, бактериальной этиологии, важнейшие гельминтозы и протозоозы, с которыми могут сталкиваться практикующие врачи различных специальностей как в стационарных, так и в амбулаторных условиях.

Дизайн практического руководства оригинален, включает 2 части, в которых нозологические формы распределены по этиологическому принципу. Первая часть представлена 2 главами, в которых по единой схеме дано описание наиболее часто встречающихся бактериальных инфекций (13 нозологий), протозоозов и гельминтозов (6 нозологий). Вторая часть практического руководства посвящена описанию вирусных инфекций (17 нозологий).

При разработке и написании практического руководства использован аналитический метод для структурирования информационного контента с элементами цифровых технологий в представлении материала по фармакотерапии, что позволило обеспечить точность и доказательную достоверность представленной информации.

Результаты и обсуждение

Разработанное практическое руководство "Тактика врача-инфекциониста" издано в 2021 г. [12].

Описание нозологических форм представлено в едином формате: дано краткое определение нозологий, описана характеристика этиологического агента, приведены основные элементы эпидемического процесса, код по МКБ-10, клиническая классификация, примеры постановки диагноза, диагностика, организация медицинской помощи, лечение, ориентировочные сроки временной нетрудоспособности, критерии выздоровления, реабилитация, диспансерное наблюдение, рекомендации по профилактике. В связи с формированием резистентности возбудителей к антимикробным средствам происходит изменение ряда схем и стандартов лечения инфекционных болезней, появляются новые средства терапии и совершенствуются методы профилактики.

Одной из особенностей дизайна практического руководства является построение раздела "Диагностика", в котором дан алгоритм ориентировочной основы действий врача. Для удобства работы с алгоритмом он представлен в формате таблицы с выделением основных диагностических критериев: данных анамнеза заболевания, эпидемиологических данных, перечислены основные симптомы и синдромы инфекционных заболеваний, представленные в руководстве, особенности физикального осмотра пациента в случае той или иной нозологической формы, приведены основные лабораторные и инструментальные методы обследования, а также критерии оценки степени тяжести течения болезни (см. таблицу).

В структуре руководства есть краткий справочник лекарственных средств. Новшеством является представление лекарственных средств через QR-код (двухмерный штрихкод, содержащий информацию для быстрого распознавания объекта с использованием камеры мобильного телефона или планшета). Благодаря QR-коду читатель может перейти от международного непатентованного названия (МНН) лекарственного средства на соответствующую страницу лекарственного справочника "ГЭОТАР" [13]. Посредством QR-кода, размещенного на титульной странице практического руководства, есть возможность перехода на электронную версию, в которой имеется дополнительная информация (уточняющие рекомендации, развернутые речевые модули формирования приверженности пациентов к терапии инфекционных болезней), что обеспечивает возможность мобильного использования практикующим врачом цифрового материала в любое время, в любом месте с электронного носителя.

Контент теоретической информации представлен в объеме, необходимом для оперативной практической деятельности врача. Рекомендации по профилактике инфекционных болезней даны в виде схем с использованием пиктограмм, что также является одной из особенностей разработанного руководства.

В практическом руководстве акцент сделан на раннюю диагностику инфекционной патологии с определением тактики ведения пациентов, и оно предназначено в большей степени не для врачей-инфекционистов, а для врачей общей практики, врачей первичного звена, терапевтов. Использование руководства "Тактика врача-инфекциониста" в практической деятельности практикующих врачей поможет избежать ошибок первого и второго рода при оказании медицинской помощи на догоспитальном этапе, которые часто связаны с поздней диагностикой инфекционной болезни и назначением неадекватной терапии, что оказывает негативное влияние на качество медицинской помощи. Учитывая, что в диагностике инфекционных болезней большое значение имеет синдромальный подход, в данном пособии подробно описаны наиболее характерные симптомы и синдромы, свойственные инфекционным болезням.

Единый унифицированный алгоритм диагностики нозологических форм, представленных в руководстве

Практическое руководство рекомендовано к использованию в образовательном процессе для студентов старших курсов медицинских вузов, клинических ординаторов и врачей различных специальностей, проходящих обучение на факультете дополнительного последипломного образования.

С 2021 г. в учебный процесс кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, факультета последипломного образования по специальности "Инфекционные болезни" в качестве дополнительного учебно-методического материала было успешно внедрено практическое руководство "Тактика врача-инфекциониста". Фокус-группа слушателей "Переподготовка специалиста" одобрила структуру, дизайн пособия, отметила удобство и мобильность в работе с цифровым контентом пособия. Работа с практическим руководством помогает врачам успешно ориентироваться в вопросах ранней диагностики, лечения и профилактики наиболее часто встречаемых инфекционных болезней, а также затрагивает психологические, социальные, экономические, экологические, деонтологические аспекты работы врача. Модель практического руководства позволяет практикующему врачу сочетать контактные формы обучения с самообразованием и гибридной формой образовательного процесса, помогает специалисту своевременно получить необходимые теоретические знания и практические умения, которые позволяют увеличить эффективность его лечебно-профилактической работы.

После внедрения практического руководства "Тактика врача-инфекциониста" в образовательный процесс постдипломной модели обучения преподаватели определили его значимую роль и место в структуре проведения аудиторного занятия. Принимая во внимание возможность трансформации электронной версии руководства и связанной с ним справочной информации, врач сможет получать современный, динамично изменяющийся цифровой контент в учебном пространстве.

Врачи, проходящие обучение на циклах повышения квалификации, обращающиеся к данному руководству, продемонстрировали более глубокие теоретические знания и навыки, число положительных ответов при итоговом контроле знаний было выше в группе курсантов, использующих данное практическое руководство при подготовке к аудиторным занятиям, что подтверждает практическую значимость данного пособия.

Заключение

Использование врачами разных специальностей практического руководства "Тактика врача-инфекциониста" позволит сформировать умения ранней диагностики инфекционных болезней, своевременного назначения адекватной терапии, а также поможет избежать некоторых субъективных ошибок в оказании медицинской помощи на догоспитальном этапе.

Практическое руководство позволяет за короткий временной интервал найти оптимальное решение, придерживаясь подходов, изложенных в национальных руководствах и клинических рекомендациях, предназначенных для оказания квалифицированной медицинской помощи врачами первичного звена, врачами общей практики.

1. Яковлев С.А. Инфекционные заболевания как глобальная проблема современности // Территория науки. 2017. № 1. С. 20-23.

2. URL: http://15.rospotrebnadzor.ru

3. Ющук Н.Д., Улумбекова Г.Э., Палевская С.А. и др. Анализ основных показателей деятельности инфекционной службы Российской Федерации // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2016. Т. 5, № 3. С. 13-22.

4. Chaolin Huang, Yeming Wang, Xingwang Li, Lili Ren, Jianping Zhao. Clinical features of patients infected with 2019 novel coronavirus in Wuhan, China // Lancet. 2020. Vol. 395. P. 497-506.

5. Малинникова Е.Ю. Новая коронавирусная инфекция. Сегодняшний взгляд на пандемию XXI века // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2020. Т. 9, № 2. С. 18-32.

6. Инфекционные болезни : национальное руководство / под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : ГЭОТАРМедиа, 2018. 1104 с.

7. Вирусные болезни : учебное пособие / под ред. Н.Д. Ющука. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016. 640 с.

8. Бактериальные болезни : учебное пособие / под ред. Н.Д. Ющука. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016. 976 с.

9. Протозоозы и гельминтозы : учебное пособие / под ред. Н.Д. Ющука, А.К. Токмалаева. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. 544 с.

10. Инфекционные болезни: синдромальная диагностика / под ред. Н.Д. Ющука, Е.А. Климовой. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. 176 с.

11. Диагностика типичного случая инфекционной болезни (стандартизованный пациент) : учебное пособие / под ред. Н.Д. Ющука, Е.В. Волчковой. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. 464 с.

12. Тактика врача-инфекциониста : практическое руководство : в 2 ч. / под ред. Н.Д. Ющука. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. Ч. 1. 248 с., Ч. 2. 272 с.

13. URL: https://www.lsgeotar.ru

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»