Воспитательная работа в медицинском вузе, направленная на поддержание здорового образа жизни и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей будущих врачей, является неотъемлемой частью образовательного процесса. Лекционные, практические и элективные занятия, студенческие научные общества и научно-практические конференции призваны формировать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, а также оказывать благоприятное влияние на духовно-нравственное и культурно-эстетическое развитие обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 31.05.01 "Лечебное дело" предусматривает формирование у выпускника способности к самостоятельной профессиональной деятельности, которая подтверждается первичной аккредитацией после окончания вуза. Один из актуальных способов, позволяющих оценить в ходе обучения в вузе степень сформированности профессиональных компетенций, - это использование в учебном процессе набора проблемных ситуационных задач, в том числе этико-деонтологических, с последующей коррекцией допущенных ошибок.
Цель исследования - оценка эффективности методики применения кейса ситуационных задач, направленных на этико-деонтологическое воспитание студентов медицинского вуза в рамках личностно-ориентированного подхода.
Материал и методы
Эмпирической основой исследования является дисциплина "Здоровый образ жизни", преподаваемая на кафедре ЮНЕСКО ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России. Общая выборка участвовавших в исследовании -195 студентов I курса лечебного факультета (53% девушек и 47% юношей в возрасте 17-20 лет), только что окончивших общеобразовательную школу. В исследовании были задействованы 4 группы студентов (группа наблюдения) численностью 100 человек, которым дополнительно к учебному процессу предлагались оригинальные наборы этико-деонтологических ситуационных задач. Контроль (группа сравнения) - 4 группы студентов численностью 95 человек, в учебном процессе которых данный образовательный компонент отсутствовал. Оценка изменений этико-деонтологических подходов в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности, проведена во всех группах с использованием оригинального авторского опросника, набора ситуационных задач и тестовых заданий в закрытой форме. В ходе проведения исследования было роздано 195 анкет, из них 184 (94,5%) признаны отвечающими требованиям исследования (опросник заполнен полностью, решены все тестовые задания). Показатель выбраковки анкет не превышал 5,5%.
В исследовании применены следующие методы: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение) и эмпирические (педагогический эксперимент: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование). Различия в сравниваемых группах считали статистически значимыми при р<0,05.
Результаты и обсуждение
Практические занятия, проводимые на кафедре ЮНЕСКО "Здоровый образ жизни - залог успешного развития", направлены на формирование у обучающихся общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций, среди которых ОПК-4 - способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности.
Укрепление здоровья населения невозможно без диалога врача и пациента. Данный диалог должен быть направлен на объяснение необходимости проведения тех или иных лечебно-диагностических и просветительско-профилактических мероприятий. Кроме того, профилактика многих заболеваний невозможна без изменения образа жизни. В ходе такого диалога могут возникать различные проблемные этико-деонтологические ситуации, выбор правильного выхода из которых - необходимая профессиональная компетенция врача.
Современные педагогические технологии способствуют развитию менталитета, когнитивных способностей и духовно-нравственной культуры обучающихся [1-5]. Групповое обсуждение и решение проблемных этико-деонтологических ситуационных задач с использованием метода анализа представленной ситуации - одна из инновационных технологий, использованных в группе наблюдения. В ходе практического занятия студентам предлагали оригинальные проблемные этико-деонтологические ситуационные задачи и вопросы к ним. В результате решения ситуационных задач студенты должны были ответить на следующие вопросы:
■ насколько этичны действия врача;
■ какие социальные установки лежат в основе врачебных действий;
■ какие психологические и деонтологические ошибки допустил врач;
■ в соответствии с какой моделью взаимоотношений с пациентом вел себя врач;
■ как скорректировать поведение врача;
■ как на месте врача поступили бы вы.
Ниже приведен пример этико-деонтологической ситуационной задачи.
В ходе амбулаторного приема участкового терапевта пациентка Д.Р. Мухаметдинова была направлена на консультацию к врачу инфекционисту А.В. Петрову по поводу сыпи в промежности. В кабинет инфекционных заболеваний (КИЗ) поликлиники пациентка вошла в хиджабе. Во время беседы (сбор эпидемиологического анамнеза) врач задал вопросы о перенесенных инфекциях, передаваемых половым путем (ИППП), количестве половых партнеров и предложил пациентке раздеться для осмотра. Пациентка засмущалась, покраснела, расплакалась и выбежала из кабинета.
Условие ситуационной задачи включает проблему этико-деонтологического характера. Представленная модель поведения "врач-пациент" содержит профессиональную этическую ошибку, приведшую к конфликтной ситуации. Обсуждение этой и других аналогичных смоделированных ситуаций вызывало у студентов живой интерес, а последующий анализ предложенных студентами ответов на поставленные вопросы позволял в ходе дискуссии найти правильное решение конкретной ситуации. Обсуждая и решая смоделированные ситуационные задачи, студенты оценивали действия/бездействие врача, психолого-педагогические и этико-деонтологические аспекты общения с пациентом. Для объективной оценки принятых студентами решений были разработаны критерии, позволяющие сделать вывод о выполнении задания в полном объеме. В качестве оценочных критериев использовали: соответствие ответов основным принципам биомедицинской этики ("не навреди", автономия личности, информированное согласие, конфиденциальность, добровольность, справедливость и др.), полнота ответа, понимание этического содержания анализируемой проблемы, понимание существенных и несущественных условий.
Для контроля сформированной у студентов из группы наблюдения способности и готовности реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности проводили тестирование и анкетирование как в группе наблюдения, так и в группе сравнения. Ниже приведены примеры тестовых заданий. Студент должен выбрать один или несколько правильных ответов.
■ Диалог врач-пациент:
а) необходим всегда;
б) не имеет существенного значения;
в) нужен для ряда узких специалистов;
г) не обязателен.
■ Диалог врач-пациент помогает:
а) объяснить необходимость того или иного вмешательства;
б) повысить самооценку пациента;
в) повысить самооценку врача;
г) предотвратить или разрядить конфликтную ситуацию.
■ Диалог врач-пациент позволяет:
а) снять юридическую ответственность врача за назначенное лечение;
б) повысить стоимость оказания медицинской услуги;
в) проявить уважение к пациенту;
г) уменьшить психологическое напряжение.
Полный объем тестовых заданий представлен в публикации К.Г. Гуревича, Д.А. Пустовалова [6].
При анкетировании для измерения результатов обучения в экспериментальной и контрольной группах использован оригинальный авторский опросник "Мы и наши пациенты"[7]. Примеры вопросов: "Предполагает ли высокий профессионализм врача его высокую духовно-нравственную культуру?"; "Позволяет ли изучение закономерностей жизнедеятельности организма увидеть в больном человеке страдающую личность?"; "Как вы думаете, учит ли медицинское образование видеть в пациенте союзника в борьбе с недугом?"; "Является ли приемлемым отношение врача к больному как к совокупности патологических симптомов?"; "Отношение врача к пациенту как к клиническому случаю может ли сочетаться с теплым, сердечным участием к нему?"; "Согласны ли вы, что больной, выдавая врачу аванс доверия, вынужден подчас раскрывать глубоко личные тайны?"; "Может ли соблюдение нравственных норм быть своего рода профилактикой заболеваний?"; "Как вы думаете, часто ли пациент ищет ответ на вопрос: "За что я страдаю?"".
Студенты группы наблюдения, в отличие от группы сравнения, при итоговом тестировании и анкетировании в большинстве случаев (65%, 65 человек) показали способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности. Это статистически значимо отличается от группы сравнения, где доля студентов, показавших изучаемую способность и готовность, не превысила 1/3 и составила 29,4% (28 человек). Абсолютное число владеющих компетенцией в группе наблюдения -65 человек, а в группе сравнения - 28 человек.
Таким образом, значительная разница результатов обучения в экспериментальной и контрольной группах позволяет сделать вывод об эффективности методики применения кейса ситуационных задач, направленных на этико-деонтологическое воспитание студентов медицинского вуза в рамках личностно-ориентированного подхода. Студенту-медику необходимо учиться ставить себя на место практикующего врача и тем самым готовиться к общению с пациентом, находящимся в сложной жизненной ситуации. Именно здесь пригодится умение мыслить и действовать этически и деонтологически грамотно [9].
Заключение
Конечной целью учебно-воспитательного процесса в широком плане является личностный рост и профессиональное развитие будущего врача. Это включает приобретение профессионально значимых знаний, умений, навыков и ценностно-смысловых ориентиров. В подготовке врача любой специальности существенное место занимает способность отслеживать, анализировать, критически оценивать и корректировать собственные действия и намерения. Проблемно-проектные семинары, на которых студенты анализируют спорные клинические и этические ситуации и решают этико-деонтологические задачи, развивают такие способности и духовно-нравственную культуру.
Эти методы помогают глубже изучить основные принципы биомедицинской этики и осознать этико-деонтологические аспекты профессии. Предлагаемая методика проведения занятий позволяет повысить эффективность и качество обучения и воспитания, а также создает благоприятные условия для формирования необходимых компетенций, в том числе способности и готовности реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности.
Литература
1. Национальный проект "Образование". URL: https://strategy24.ru/rf/projects/project/view?slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye&category=education
2. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. Психология и педагогика в медицинском образовании : учебник / под ред. Н.В. Кудрявой. Москва : Кнорус, 2020. С. 273-274.
3. Зорин К.В. Проблемы организации личностно-ориентированной модели развития здравоохранения, образования и работы врача // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 66-71.
4. Фомина К.А., Алексеев М.В., Макоева Л.Д., Теблоев К.И., Аркадьева Г.В. Формирование духовной культуры врача - залог успешного профессионального развития // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7, № 2. С. 36-43.
5. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Зорин К.В., Волошина Е.А. Педагогика для медицинских вузов : учебное пособие. Москва : Кнорус, 2021. 352 с.
6. Основы здорового образа жизни. Сборник тестовых заданий / сост. К.Г. Гуревич, Д.А. Пустовалов. Москва : МГМСУ, 2005. С. 63-68.
7. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В., Уколова Е.М., Суворова Е.В. Нравственно-просветительская деятельность врача-педагога: история и современность : учебное пособие / под ред. Н.В. Кудрявой. Алматы : ССК, 2018. С. 340-344.
8. Зорин К.В., Пустовалов Д.А., Топорков В.А., Гуревич К.Г. Организационно-методические аспекты здорового образа жизни и профилактической медицины : учебное пособие для студентов лечебного факультета медицинских вузов. Москва : МГМСУ, 2020. 60 с.