Проблемы этико-деонтологического воспитания студентов-медиков

Резюме

Конечной целью учебно-воспитательного процесса в медицинском вузе является личностный рост и профессиональное развитие будущего врача. Это включает приобретение профессионально значимых знаний, умений, навыков и ценностно-смысловых ориентиров.

Цель исследования - оценка эффективности методики применения кейса ситуационных задач, направленных на этико-деонтологическое воспитание студентов медицинского вуза в рамках личностно-ориентированного подхода.

Материал и методы. В исследовании применен метод педагогического эксперимента. Использована оригинальная методика проведения занятий как реализация личностно-ориентированного подхода для этико-деонтологического воспитания студентов медицинского вуза. Сформированы 2 группы: наблюдения (n=100), в которой дополнительно к учебному процессу студентам были предложены оригинальные наборы этико-деонтологических ситуационных задач, и сравнения (n=95), в учебном процессе которой данный образовательный компонент отсутствовал.

Результаты и обсуждение. Студенты группы наблюдения, в отличие от группы сравнения, при итоговом тестировании и анкетировании в 65% случаев показали способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности.

Заключение. Предлагаемая методика проведения занятий позволяет повысить эффективность и качество обучения и воспитания, а также создает благоприятные условия для формирования необходимых компетенций, в том числе способности и готовности реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности.

Ключевые слова:высшее медицинское образование, духовно-нравственная культура врача, деонтология, биоэтика, инфекционные болезни

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Для цитирования: Зорин К.В. Проблемы этико-деонтологического воспитания студентов-медиков // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2021. Т. 10, № 1. С. 89-92. DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2021-10-1-89-92

Воспитательная работа в медицинском вузе, направленная на поддержание здорового образа жизни и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей будущих врачей, является неотъемлемой частью образовательного процесса. Лекционные, практические и элективные занятия, студенческие научные общества и научно-практические конференции призваны формировать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, а также оказывать благоприятное влияние на духовно-нравственное и культурно-эстетическое развитие обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 31.05.01 "Лечебное дело" предусматривает формирование у выпускника способности к самостоятельной профессиональной деятельности, которая подтверждается первичной аккредитацией после окончания вуза. Один из актуальных способов, позволяющих оценить в ходе обучения в вузе степень сформированности профессиональных компетенций, - это использование в учебном процессе набора проблемных ситуационных задач, в том числе этико-деонтологических, с последующей коррекцией допущенных ошибок.

Цель исследования - оценка эффективности методики применения кейса ситуационных задач, направленных на этико-деонтологическое воспитание студентов медицинского вуза в рамках личностно-ориентированного подхода.

Материал и методы

Эмпирической основой исследования является дисциплина "Здоровый образ жизни", преподаваемая на кафедре ЮНЕСКО ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России. Общая выборка участвовавших в исследовании -195 студентов I курса лечебного факультета (53% девушек и 47% юношей в возрасте 17-20 лет), только что окончивших общеобразовательную школу. В исследовании были задействованы 4 группы студентов (группа наблюдения) численностью 100 человек, которым дополнительно к учебному процессу предлагались оригинальные наборы этико-деонтологических ситуационных задач. Контроль (группа сравнения) - 4 группы студентов численностью 95 человек, в учебном процессе которых данный образовательный компонент отсутствовал. Оценка изменений этико-деонтологических подходов в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности, проведена во всех группах с использованием оригинального авторского опросника, набора ситуационных задач и тестовых заданий в закрытой форме. В ходе проведения исследования было роздано 195 анкет, из них 184 (94,5%) признаны отвечающими требованиям исследования (опросник заполнен полностью, решены все тестовые задания). Показатель выбраковки анкет не превышал 5,5%.

В исследовании применены следующие методы: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение) и эмпирические (педагогический эксперимент: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование). Различия в сравниваемых группах считали статистически значимыми при р<0,05.

Результаты и обсуждение

Практические занятия, проводимые на кафедре ЮНЕСКО "Здоровый образ жизни - залог успешного развития", направлены на формирование у обучающихся общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций, среди которых ОПК-4 - способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности.

Укрепление здоровья населения невозможно без диалога врача и пациента. Данный диалог должен быть направлен на объяснение необходимости проведения тех или иных лечебно-диагностических и просветительско-профилактических мероприятий. Кроме того, профилактика многих заболеваний невозможна без изменения образа жизни. В ходе такого диалога могут возникать различные проблемные этико-деонтологические ситуации, выбор правильного выхода из которых - необходимая профессиональная компетенция врача.

Современные педагогические технологии способствуют развитию менталитета, когнитивных способностей и духовно-нравственной культуры обучающихся [1-5]. Групповое обсуждение и решение проблемных этико-деонтологических ситуационных задач с использованием метода анализа представленной ситуации - одна из инновационных технологий, использованных в группе наблюдения. В ходе практического занятия студентам предлагали оригинальные проблемные этико-деонтологические ситуационные задачи и вопросы к ним. В результате решения ситуационных задач студенты должны были ответить на следующие вопросы:

■ насколько этичны действия врача;

■ какие социальные установки лежат в основе врачебных действий;

■ какие психологические и деонтологические ошибки допустил врач;

■ в соответствии с какой моделью взаимоотношений с пациентом вел себя врач;

■ как скорректировать поведение врача;

■ как на месте врача поступили бы вы.

Ниже приведен пример этико-деонтологической ситуационной задачи.

В ходе амбулаторного приема участкового терапевта пациентка Д.Р. Мухаметдинова была направлена на консультацию к врачу инфекционисту А.В. Петрову по поводу сыпи в промежности. В кабинет инфекционных заболеваний (КИЗ) поликлиники пациентка вошла в хиджабе. Во время беседы (сбор эпидемиологического анамнеза) врач задал вопросы о перенесенных инфекциях, передаваемых половым путем (ИППП), количестве половых партнеров и предложил пациентке раздеться для осмотра. Пациентка засмущалась, покраснела, расплакалась и выбежала из кабинета.

Условие ситуационной задачи включает проблему этико-деонтологического характера. Представленная модель поведения "врач-пациент" содержит профессиональную этическую ошибку, приведшую к конфликтной ситуации. Обсуждение этой и других аналогичных смоделированных ситуаций вызывало у студентов живой интерес, а последующий анализ предложенных студентами ответов на поставленные вопросы позволял в ходе дискуссии найти правильное решение конкретной ситуации. Обсуждая и решая смоделированные ситуационные задачи, студенты оценивали действия/бездействие врача, психолого-педагогические и этико-деонтологические аспекты общения с пациентом. Для объективной оценки принятых студентами решений были разработаны критерии, позволяющие сделать вывод о выполнении задания в полном объеме. В качестве оценочных критериев использовали: соответствие ответов основным принципам биомедицинской этики ("не навреди", автономия личности, информированное согласие, конфиденциальность, добровольность, справедливость и др.), полнота ответа, понимание этического содержания анализируемой проблемы, понимание существенных и несущественных условий.

Для контроля сформированной у студентов из группы наблюдения способности и готовности реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности проводили тестирование и анкетирование как в группе наблюдения, так и в группе сравнения. Ниже приведены примеры тестовых заданий. Студент должен выбрать один или несколько правильных ответов.

■ Диалог врач-пациент:

а) необходим всегда;

б) не имеет существенного значения;

в) нужен для ряда узких специалистов;

г) не обязателен.

■ Диалог врач-пациент помогает:

а) объяснить необходимость того или иного вмешательства;

б) повысить самооценку пациента;

в) повысить самооценку врача;

г) предотвратить или разрядить конфликтную ситуацию.

■ Диалог врач-пациент позволяет:

а) снять юридическую ответственность врача за назначенное лечение;

б) повысить стоимость оказания медицинской услуги;

в) проявить уважение к пациенту;

г) уменьшить психологическое напряжение.

Полный объем тестовых заданий представлен в публикации К.Г. Гуревича, Д.А. Пустовалова [6].

При анкетировании для измерения результатов обучения в экспериментальной и контрольной группах использован оригинальный авторский опросник "Мы и наши пациенты"[7]. Примеры вопросов: "Предполагает ли высокий профессионализм врача его высокую духовно-нравственную культуру?"; "Позволяет ли изучение закономерностей жизнедеятельности организма увидеть в больном человеке страдающую личность?"; "Как вы думаете, учит ли медицинское образование видеть в пациенте союзника в борьбе с недугом?"; "Является ли приемлемым отношение врача к больному как к совокупности патологических симптомов?"; "Отношение врача к пациенту как к клиническому случаю может ли сочетаться с теплым, сердечным участием к нему?"; "Согласны ли вы, что больной, выдавая врачу аванс доверия, вынужден подчас раскрывать глубоко личные тайны?"; "Может ли соблюдение нравственных норм быть своего рода профилактикой заболеваний?"; "Как вы думаете, часто ли пациент ищет ответ на вопрос: "За что я страдаю?"".

Студенты группы наблюдения, в отличие от группы сравнения, при итоговом тестировании и анкетировании в большинстве случаев (65%, 65 человек) показали способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности. Это статистически значимо отличается от группы сравнения, где доля студентов, показавших изучаемую способность и готовность, не превысила 1/3 и составила 29,4% (28 человек). Абсолютное число владеющих компетенцией в группе наблюдения -65 человек, а в группе сравнения - 28 человек.

Таким образом, значительная разница результатов обучения в экспериментальной и контрольной группах позволяет сделать вывод об эффективности методики применения кейса ситуационных задач, направленных на этико-деонтологическое воспитание студентов медицинского вуза в рамках личностно-ориентированного подхода. Студенту-медику необходимо учиться ставить себя на место практикующего врача и тем самым готовиться к общению с пациентом, находящимся в сложной жизненной ситуации. Именно здесь пригодится умение мыслить и действовать этически и деонтологически грамотно [9].

Заключение

Конечной целью учебно-воспитательного процесса в широком плане является личностный рост и профессиональное развитие будущего врача. Это включает приобретение профессионально значимых знаний, умений, навыков и ценностно-смысловых ориентиров. В подготовке врача любой специальности существенное место занимает способность отслеживать, анализировать, критически оценивать и корректировать собственные действия и намерения. Проблемно-проектные семинары, на которых студенты анализируют спорные клинические и этические ситуации и решают этико-деонтологические задачи, развивают такие способности и духовно-нравственную культуру.

Эти методы помогают глубже изучить основные принципы биомедицинской этики и осознать этико-деонтологические аспекты профессии. Предлагаемая методика проведения занятий позволяет повысить эффективность и качество обучения и воспитания, а также создает благоприятные условия для формирования необходимых компетенций, в том числе способности и готовности реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности.

Литература

1. Национальный проект "Образование". URL: https://strategy24.ru/rf/projects/project/view?slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye&category=education

2. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. Психология и педагогика в медицинском образовании : учебник / под ред. Н.В. Кудрявой. Москва : Кнорус, 2020. С. 273-274.

3. Зорин К.В. Проблемы организации личностно-ориентированной модели развития здравоохранения, образования и работы врача // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 66-71.

4. Фомина К.А., Алексеев М.В., Макоева Л.Д., Теблоев К.И., Аркадьева Г.В. Формирование духовной культуры врача - залог успешного профессионального развития // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7, № 2. С. 36-43.

5. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Зорин К.В., Волошина Е.А. Педагогика для медицинских вузов : учебное пособие. Москва : Кнорус, 2021. 352 с.

6. Основы здорового образа жизни. Сборник тестовых заданий / сост. К.Г. Гуревич, Д.А. Пустовалов. Москва : МГМСУ, 2005. С. 63-68.

7. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В., Уколова Е.М., Суворова Е.В. Нравственно-просветительская деятельность врача-педагога: история и современность : учебное пособие / под ред. Н.В. Кудрявой. Алматы : ССК, 2018. С. 340-344.

8. Зорин К.В., Пустовалов Д.А., Топорков В.А., Гуревич К.Г. Организационно-методические аспекты здорового образа жизни и профилактической медицины : учебное пособие для студентов лечебного факультета медицинских вузов. Москва : МГМСУ, 2020. 60 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»