Дистант: уроки рабочего совещания Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням

Резюме

Переход высшей медицинской школы на дистант потребовал адаптации в экстренном режиме цифровых технологий к учебному процессу. Наличие в университетах учебных интернет-порталов способствовало этому переходу.

Результаты. Анализ опыта дистанционного образования на кафедрах инфекционных болезней показал, что при его использовании невозможно формировать профессиональные компетенции у будущих врачей. Определены составляющие учебного процесса, которые можно проводить онлайн, и те, которые требуют очного контактного взаимодействия.

Заключение. Опыт применения дистанционных технологий в образовательном процессе на кафедрах инфекционных болезней необходимо учитывать при построении постпандемической образовательной среды, которая будет иметь смешанный формат.

Ключевые слова:дистанционное образование, цифровые технологии, инфекционные болезни, формирование профессиональных компетенций врача

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Для цитирования: Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В., Кухтевич Е.В. Дистант: уроки рабочего совещания Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2021. Т. 10, № 1. С. 75-78. DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2021-10-1-75-78

Развернувшаяся пандемия COVID-19 стала для систем высшего образования тем вызовом, который одновременно способен стать новым источником развития педагогического процесса.

14 марта 2020 г. Минобрнауки России создает оперативный штаб по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ и рекомендует всем вузам страны при реализации образовательных программ предусмотреть организацию работы студентов и преподавателей кафедр только в электронной информационно-образовательной среде.

15 марта 2020 г. министр науки и высшего образования В.Н. Фальков провел совещание с ректорами ведущих вузов, на котором было принято решение о коллективной аналитической и экспертной работе по оценке и мониторингу ситуации в системе высшего образования. Обращено внимание на необходимость изучить отношение студентов и преподавателей к онлайн-форматам обучения, разработать меры их поддержки, определить перспективные направления развития системы высшего образования для усиления ее вклада в достижение национальных целей развития1.

1https://www.hse.ru/data/2020/07/06/1595281277/003_Доклад.pdf

По материалам проведенных Научным исследовательским университетом "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) и Российской академией народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) в 2019 г. исследований по оценке готовности университетов к работе в дистанционном формате и уровня цифровой грамотности преподавателей установлено, что 60% преподавателей вузов редко или никогда не проводили лекции и занятия дистанционно либо в формате вебинаров, а преподаватели вузов оценивали свой уровень владения облачными технологиями на 3,2 балла из 5.

К началу пандемии COVID-19 дистанционный формат обучения использовался высшей школой в довольно ограниченном масштабе, при этом больше половины профессорско-преподавательского состава (ППС) кафедр вузов не имели соответствующей практики. Ключевым вызовом стал как технологический, так и методический дефицит, связанный с тем, что ППС не обладает компетенциями и навыками, необходимыми для качественной организации дистанционного обучения. Преподаватели видят в переходе на дистанционный формат серьезные угрозы: они беспокоятся, что этот переход приведет к снижению заработной платы, потере работы, сокращению численности ППС на кафедрах, утрате идентичности, потере связи с вузом и коллегами. В качестве еще одной угрозы рассматривают возможный уход из вузов преподавателей старшего поколения, поскольку им будет сложно освоить дистанционные технологии2.

2 https://cim.hse.ru/covidsurvey

Полученный опыт деятельности вузов в условиях пандемии COVID-19 показал, что даже достаточно развитая цифровая образовательная среда в современных условиях не может обеспечить полноценный образовательный процесс, поскольку не рассчитана на одновременную работу тысяч пользователей, а также на административное сопровождение учебной и иной деятельности вуза. Поэтому, чтобы организовать обучение на том же уровне, что и традиционное очное образование, вузы дополнительно должны затратить значительные средства на оборудование, разработку и закупку программного обеспечения, повышение квалификации ППС в области информационных технологий (IT).

Цель исследования - оценка проблем формирования врачебных компетенций в условиях дистанционной формы образования в высшей медицинской школе.

Материал и методы

Проведен анализ презентаций видеоконференции "Дистанционное образование: за и против" рабочего совещания учебно-методической комиссии по инфекционным болезням Координационного совета по области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (далее - УМК).

Результаты и обсуждение

В соответствии с планом и в целях совершенствования учебно-методической работы на кафедрах инфекционных болезней 9 октября 2020 г. в формате видеоконференции состоялось рабочее совещание УМК.

Открывая видеоконференцию, председатель Координационного совета по области образования "Здравоохранение и медицинские науки", ректор ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), академик РАН, профессор П.В. Глыбочко отметил, что за прошедший год институтом электронного медицинского образования Сеченовского Университета было сделано много для создания и разработки технологий дистанционного обучения, а в условиях развернувшейся пандемии COVID-19 сразу возникла необходимость их использования. Причем для многих кафедр, не спешивших осваивать цифровые технологии ранее, переход состоялся в авральном режиме. При этом эффект перехода на дистанционное образование был двояким. С одной стороны, системе образования пришлось перестраивать привычные процессы в стрессовом режиме, что потребовало пересмотра подходов к организации учебного процесса, образовательным технологиям и материалам, а также к оценке результатов освоения учебных программ. С другой стороны, изменились и внешние условия функционирования системы образования: потребовалось решение экономических вопросов взаимодействия вузов с провайдерами доступа к цифровым технологиям.

Переход высшей школы в марте 2020 г. на дистант, практически моментальный, можно рассматривать как своеобразный "стресс-тест", который позволил, с одной стороны, проверить этот подход на прочность, а с другой - испытать новые цифровые технологии в учебном процессе.

Председатель УМК академик РАН, доктор медицинских наук, профессор Н.Д. Ющук назвал пандемию COVID-19 триггером цифровой трансформации высшего образования и предложил обсудить как положительные, так и отрицательные моменты дистанционного обучения. Среди преимуществ дистанционного образования на первое место он поставил возможность обучать одновременно большое число студентов, независимо от их геолокации. Этот тезис был подтвержден полученным опытом, когда в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции необходимо было в ограниченные временные интервалы обучить врачей разных специальностей подходам оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам с COVID-19. Сотрудники кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России за май-июнь 2020 г. организовали и провели дистанционное обучение около 1,5 тыс. врачей в различных регионах страны. Использование в образовательном процессе цифровых технологий и гаджетов также можно отнести к положительным аспектам дистанционного образования. Но главное - студент или курсант вправе сам выбирать электронную платформу образования и, соответственно, учиться у тех преподавателей, которых считает наиболее квалифицированными.

Дистанционный формат образования - то пространство, где основным мотиватором к обучению является самоактуализация студента, что в корне отличается от традиционной модели образования. В этих условиях изменяется и роль преподавателя, он становится интерпретатором знаний студента, полученных при самостоятельной работе в цифровой среде. Для успешного достижения виртуального сотрудничества с удаленной аудиторией и максимального соответствия инновационным технологиям дистанционного образования преподаватель высшей школы заинтересован в постоянном совершенствовании своих онлайн-лекционных курсов, регулярном повышении профессиональной квалификации, в том числе в области информационных технологий [образовательные (Ed) технологии и IT], проявлять творческий подход в координации дистанционного обучения.

В условиях нового формата обучения обнаружилась тенденция внутренней стратификации ППС кафедр: преподаватели, которые не смогли перейти на использование дистанционных технологий; освоившие базовый набор инструментов и сервисов с готовым контентом; и ППС, перешедшие к самостоятельной разработке дистанционных практических занятий.

В то же время ситуация с платформами обучения, обладающими обратной связью, с поддержкой групповой работы была сложной - их было недостаточно, и почти все они коммерческие. Между тем именно они были наиболее востребованы.

Председатель УМК Н.Д. Ющук отметил, что внедрение IT в практику работы кафедр инфекционных болезней отвечает требованиям времени, так как в современных условиях происходит смена парадигмы не только модели жизни, но и модели образования. Происходящая "цифровая революция" формирует новое "цифровое поколение", которое выросло в условиях новой модели поведения как в повседневной, так и в профессиональной деятельности. Эту модель можно представить в виде схемы: "Человек - гаджет - цифровая поисковая система - искомая информация". Принимая во внимание этот неоспоримый тезис как отражение реальности, в учебном процессе необходимо использовать все возможные информационные технологии.

Сравнивая традиционные и удаленные формы образования, можно сделать вывод, что дистанционная система обучения далека от совершенной и имеет ряд недостатков, среди которых невозможность формировать профессиональные компетенции у будущих врачей.

По мнению профессора Е.В. Волчковой, отдельные элементы цифровых технологий в процессе преподавания и получения знаний на кафедрах инфекционных болезней, бесспорно, применимы, и в Сеченовском Университете у каждого студента есть собственный виртуальный личный кабинет. Но в целом не следует подменять понятия "дистанционные технологии обучения" и "дистанционное образование", а технические средства не могут заменить контактные практические занятия. Студентам необходим живой контакт с преподавателем не только для получения разъяснений по прорабатываемой теме, но и в качестве основного мотивирующего фактора. Отсутствие прямого взаимодействия "преподаватель-студент", недостаток живой речи и эмоционального обмена ухудшает восприятие информации и снижает степень понимания учебного материала.

Профессор Л.И. Ратникова считает, что за дистанционное образование меньше аргументов, чем против. В пользу дистанционного обучения - инфекционная безопасность, что во время развернувшейся пандемии коронавирусной инфекции чрезвычайно важно. Людмила Ивановна считает, что удаленно можно изучать редкие инфекции, когда заведомо нет возможности показать их в клинике. Изучать же распространенные инфекции в удаленном режиме не следует, поскольку студент не может дистанционно собрать анамнез и провести осмотр пациента.

В выступлениях профессоров Е.В. Волчковой, Л.И. Ратниковой и Д.А. Валишина было подчеркнуто, что переходу на дистанционное образование способствовало наличие в университетах учебных интернет-порталов, на которых размещены ситуационные задачи, тестовые задания, видеоматериалы лекций по инфекционным болезням. Об электронной информационно-образовательной среде и эффективности инструментов дистанционного обучения рассказала доцент С.С. Слепцова.

Анализ материалов, представленных презентаций и развернувшейся дискуссии по вопросу: "Почему дистанционное обучение не может заменить традиционные формы изучения инфекционных болезней?" позволят сформулировать важнейший урок, заключающийся в том, что дистанционное обучение не сможет - по крайней мере в ближайшей перспективе - полноценно заменить очное образование в медицинском вузе. Однако накопленный опыт использования различных дистанционных технологий в образовательном процессе на кафедрах инфекционных болезней, по всей видимости, необходимо учитывать при построении постпандемической образовательной среды, которая будет иметь смешанный формат.

Следующий урок - переподготовка ППС, направленная на освоение новых форматов и цифровых технологий учебного процесса. Отмечена необходимость создания системы методической поддержки ППС, в том числе разработка методических материалов по использованию дистанционных образовательных технологий. В целом, по мнению экспертов УМК, исключительно дистанционное обучение на кафедрах инфекционных болезней не подходит для получения полноценного медицинского образования. Это мнение разделяет и ректор ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, профессор И.В. Малов. Он отметил, что студенты достаточно легко перешли на обучение в дистанционном режиме, поскольку современное студенчество хорошо владеет информационно-коммуникационными технологиями.

Вместе с тем это не означало, что студенты были удовлетворены дистанционным форматом обучения и хотели бы дальше учиться удаленно. Кроме того, значительная часть студентов столкнулась в этот период с финансовыми и иными трудностями, с нехваткой у них технических средств, необходимых при дистанционном обучении.

В ходе дискуссии у участников рабочего совещания сложилось консолидированное мнение, что широкое использование дистанционных образовательных технологий повлечет значительное увеличение времени учебной нагрузки на ППС, а также может обернуться профанацией и/или примитивизацией педагогической работы. Кроме того, ограничения при дистанционном обучении в живом, непосредственном общении, потеря обратной связи и эмоционального контакта со студентами, а также невозможность индивидуального подхода, обезличенность являются существенными негативными аргументами против полного перехода на дистанционное образование.

Анализ уроков перехода кафедр инфекционных болезней на дистант в связи с пандемией COVID-19 позволяет констатировать, что дистанционное образование не заменит полностью традиционное очное. Благодаря "стресс-тесту", который прошли кафедры инфекционных болезней, стало понятно, какие составляющие учебного процесса можно проводить онлайн, а какие требуют только очного контактного взаимодействия.

Таким образом, пандемия COVID-19 сделала актуальной разработку новой педагогики и цифровой дидактики. В целом кафедры инфекционных болезней прошли "стресстест" и справляются с внешними и внутренними вызовами, которые порождены развернувшейся пандемией.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»