Маркеры гуморального иммунитета к вирусам гриппа у беременных

Резюме

Беременные составляют группу высокого риска по тяжелому течению гриппа и развитию осложнений, которые могут заканчиваться неблагоприятно как для самой женщины, так и для ребенка.

Цель исследования - оценка маркеров гуморального иммунитета к вирусам гриппа среди беременных как предиктора защищенности от данной инфекции их детей первых месяцев жизни.

Материал и методы. Проведен мониторинг напряженности гуморального иммунитета к вирусам гриппа А и В с участием 96 беременных, проживающих в Архангельской области. Анализ качественных признаков проводили с использованием критерия х2 Пирсона.

Результаты. Немногим более 20% женщин получили вакцинацию против гриппа до наступления беременности. Ни одна из них не была привита во время беременности. В анамнезе большинство (61,5%) отметили перенесенный ранее грипп. Более половины участниц исследования (54,2%) имели иммуноглобулины класса G к вирусам гриппа, причем 45,8% имели антитела к вирусам гриппа А и В, 6,3% - только к вирусу типа А, а 2,1% - только к вирусу типа В. Почти половина (45,8%) обследованных беременных не имели антител ни к одному вирусу гриппа (серонегативные). Доля серонегативных к вирусам гриппа беременных не различалась в зависимости от возраста, гравидности и срока беременности. Среди женщин, получивших вакцинацию при планировании беременности, на момент обследования 85% имели защитный уровень антител к гриппу А и 80% - к гриппу B.

Заключение. Немногим менее половины беременных не имели антител к вирусам гриппа. Данная категория обследованных относится к группе риска заболевания гриппом во время беременности. Дети серонегативных женщин не получат пассивного иммунитета против гриппа от матери и будут уязвимы к данной инфекции с момента рождения.

Ключевые слова:грипп, беременность, антитела, серопревалентность

Финансирование. Исследование проведено за счет средств гранта Министерства образования и науки Архангельской области, полученного по итогам регионального конкурса научных проектов "Молодые ученые Поморья" 2019 г.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Сбор и обработка материала, статистическая обработка данных, написание текста - Кригер Е.А.; концепция и дизайн исследования, редактирование, утверждение окончательного варианта статьи - Самодова О.В.

Для цитирования: Кригер Е.А., Самодова О.В. Маркеры гуморального иммунитета к вирусам гриппа у беременных // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2021. Т. 10, № 1. С. 24-28. DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2021-10-1-24-28

Беременные составляют группу высокого риска тяжелого течения гриппа и развития осложнений, которые часто заканчиваются неблагоприятно как для самой женщины, так и для ребенка [1]. В период эпидемии, вызванной вирусом гриппа A/California/7/2009(H1N1), более 60% заболевших гриппом беременных в России нуждались в интенсивной терапии. Показатель летальности в этой группе составил 0,22-0,3% от общего числа беременных, что привело к повышению материнской смертности в 2009 г. до 15,8%. Большинство неблагоприятных исходов регистрировали в III триместре беременности [1-6].

Среди беременных, заболевших гриппом, выявлена высокая частота самопроизвольных выкидышей (до 25-50%), преждевременных родов (до 15-20%), плацентарной недостаточности с многоводием (до 8-10%), хронической гипоксии и синдрома задержки роста плода (до 7-10%), эмбриофетопатий (до 3-7%) [2-6].

Установлено, что дети женщин, переболевших гриппом в I триместре беременности, в 5 раз чаще имеют врожденные пороки развития, чем дети от матерей, болевших гриппом во II или в III триместре беременности. Наиболее часто у детей данной группы описывают такие пороки развития, как микроцефалия, анэнцефалия, мозговая грыжа, врожденные пороки сердца, дефекты мягкого и твердого нёба [2-6].

Среди младенцев, родившихся от беременных, переболевших гриппом, смертность составляет 39 на 1000 рожденных детей, что значительно превышает таковой показатель среди детей, рожденных женщинами, не болевшими гриппом во время беременности (7 на 1000 рожденных детей) [1]. Высокая перинатальная смертность обусловлена осложнениями гриппа у беременной на поздних сроках гестации, влиянием вируса гриппа на плод, преждевременными родами [2-6].

По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, наиболее эффективным способом профилактики гриппа у беременных является вакцинация, которая в соответствии с приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" проводится вне зависимости от срока беременности1 [7].

1 Согласно федеральным клиническим рекомендациям "Вакцинация беременных против гриппа" (2014): "Врач должен рекомендовать вакцинацию против гриппа всем женщинам во II и III триместрах беременности. В то же время, если существует высокий риск заболеть гриппом, связанный с неблагоприятной эпидемической ситуацией, прививку можно выполнить беременным в I триместре гестации". - Примеч. ред.

Вакцинация во время беременности предотвращает 9 из 10 госпитализаций детей до 6 мес, поскольку дети женщин, имеющих защитный уровень антител к циркулирующим вирусам гриппа, получают пассивный противоинфекционный иммунитет, защищающий их от заболевания гриппом в первые месяцы жизни [8]. Таким образом, вакцинация беременных направлена, с одной стороны, на профилактику гриппа у женщины, связанных с ним осложнений и летальных исходов, с другой - на предотвращение гриппа в группе детей до 6 мес, не подлежащих вакцинации против этой инфекции.

Цель - оценка маркеров гуморального иммунитета к вирусам гриппа среди беременных как предиктора защищенности от данной инфекции детей первых месяцев жизни.

Материал и методы

В мониторинге напряженности гуморального иммунитета к вирусам гриппа А и В приняли участие 96 беременных, посещавших женскую консультацию ГБУЗ АО "Архангельская городская клиническая поликлиника № 1". Все участницы подписали информированное согласие и заполнили анонимный опросник, включающий информацию о возрасте, количестве беременностей (гравидности), сроке настоящей беременности, а также данные о вакцинации против гриппа или перенесенном заболевании. Взятие венозной крови для серологического исследования проводили одновременно с регламентированным обследованием беременных, дополнительных инвазивных вмешательств не требовалось. Исследование было одобрено комитетом по этике ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России (протокол № 08/11-18 от 28.11.2018).

Определение концентрации иммуноглобулинов классов M и G (IgM и IgG) к вирусам гриппа А и В проводили в Центральной научно-исследовательской лаборатории ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России методом непрямого иммуноферментного анализа с использованием набора реагентов INFLUENZA A ELISA IgG/IgM и INFLUENZA B ELISA IgG/IgM ("БиоХимМак", Россия). Для интерпретации результатов исследования согласно инструкции рассчитывали индекс антител с учетом оптической плотности образцов. При значениях индекса антител менее 9 образцы рассматривали как не содержащие антитела (IgM или IgG) к вирусам гриппа (отрицательный результат), показатели в диапазоне от 9 до 11 расценивали как сомнительный результат. Образцы с индексом антител более 11 интерпретировали как содержащие высокую концентрацию антител (IgM или IgG) к вирусам гриппа (положительный результат).

Качественные признаки представлены в абсолютных числах с указанием частот (%). Анализ качественных признаков проводили с использованием критерия х2 Пирсона. Нормальность распределения количественных данных определяли по критерию Колмогорова-Смирнова. Способом их представления выбрана медиана (1-й и 3-й квартили) - Me (Q1; Q3).

Результаты

Медиана возраста беременных, принявших участие в исследовании, составила 29 (26; 33) лет. У 40,6% участниц обследование на антитела к вирусам гриппа проводили в I триместре беременности, у 28,1% - во II, у 31,3% - в III. В среднем срок беременности на момент исследования составил 18 (12; 29) нед. Доля первобеременных - 37,9%, 2-ю беременность вынашивали 27,4%, 3-ю и последующие -37,4% женщин.

В течение года до наступления беременности вакцинацию против гриппа получили 20,8% беременных. Ни одна из них не была привита во время беременности. Перенесенный ранее грипп отметили в анамнезе 61,5% женщин.

Все женщины на момент обследования не имели признаков респираторной инфекции, антитела класса IgM к вирусам гриппа отсутствовали у всех участниц. Антитела класса IgG к вирусам гриппа обнаружены у 54,2% беременных, причем 45,8% обследованных имели антитела к вирусам гриппа А и В, 6,3% - только к вирусу гриппа А, 2,1% - только к вирусу гриппа В. Около половины (45,8%) беременных не имели антител ни к одному вирусу гриппа (серонегативные). Доля беременных, серонегативных к вирусу гриппа В, была несколько выше (47,4%), чем удельный вес серонегативных к вирусу гриппа А (37,5%) (см. рисунок), различия статистически не значимы. Среди женщин, получивших вакцинацию при планировании беременности, на момент обследования 85% имели защитный уровень антител к гриппу А и 80% - к гриппу B.

Частота выявления антител класса IgG к вирусам гриппа А и В среди беременных, %

Доля серонегативных к гриппу беременных не различалась в зависимости от возраста, гравидности и срока беременности (см. таблицу).

Характеристика наблюдаемой группы беременных

Среди опрошенных 9 (9,4%) беременных сообщили, что не планируют прививать своего будущего ребенка в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок. Из этой группы 2 привиты против гриппа в течение года до наступления беременности, но антитела (IgG) к вирусам гриппа обнаружены у 8 (88,9%). Среди беременных, негативно настроенных в отношении вакцинации их детей, преобладали женщины старше 30 лет (66,7%). В группе женщин, не планирующих прививать детей, в равной степени были представлены как первобеременные (37,5%), так и, вынашивающие 3-ю и последующие беременности (37,5%).

Обсуждение

Изучение маркеров гуморального иммунитета к вирусам гриппа у беременных показало, что более половины (54,2%) женщин, проживающих в Архангельске, имели условнозащитные титры антител к вирусам гриппа А и В, а их новорожденных можно считать защищенными в течение первых месяцев жизни от заболевания гриппом, обусловленным этими серотипами вируса. Известно, что серопозитивные беременные трансплацентарно передают ребенку IgG-антитела, причем концентрация антител в пуповинной крови, как правило, превышает их уровень в сыворотке крови матери. Уровень антител в сыворотке крови ребенка постепенно снижается в течение первых 60 дней после рождения. В то же время иммуноглобулины класса А, получаемые с грудным молоком, обеспечивают более продолжительную защиту младенца [9, 10].

Удельный вес серонегативных беременных в данном исследовании составил 45,8%, что ниже показателей, полученных в подобных исследованиях, проведенных в других странах (56-76%) [10, 11]. Доля беременных, серонегативных к вирусу гриппа В (47,4%), была несколько выше, чем к вирусу гриппа А (37,5%). Несмотря на то что различия не статистически значимы, полученные результаты сопоставимы с данными Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области о том, что в 2019 г. в структуре заболеваемости гриппом преобладали вирусы гриппа А - 66,5%, доля вируса группы В составила 33,5%.

Исследования, проведенные в разных странах после пандемии гриппа A/CaLifornia/7/2009(HlNl), выявили наличие антител к вирусу гриппа А у 93,8-98,6% беременных [9, 12]. В межэпидемический период доля серопозитивных людей снижается, а ее величина зависит в том числе от охвата населения прививками против гриппа. Удельный вес серопозитивных беременных (54,2%) соответствует охвату населения Архангельской области вакцинацией против гриппа, который в 2019 г., по данным Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, составил 49,7% всего населения области [13].

Отношение к вакцинации против гриппа беременных во многом определяется позицией терапевтов и гинекологов, их уверенностью в безопасности и эффективности вакцинации. Согласно результатам исследований, проведенных другими авторами, 36% медицинских работников считают ненужной вакцинацию против гриппа во время беременности, недооценивая опасности самой инфекции для беременной и ее будущего ребенка [14]. Опрос женщин на разных сроках беременности показал, что лишь 20,8% женщин были привиты против гриппа, ни одна из них не была вакцинирована во время беременности. Известно, что наиболее частыми причинами отказа от вакцинации против гриппа во время беременности были сомнения в безопасности вакцин (41,8%) [14].

Только 20,8% обследованных женщин получили вакцинацию до наступления беременности. В то же время 9,4% женщин сообщили, что не планируют прививать своего будущего ребенка согласно Национальному календарю профилактических прививок. Это свидетельствует о том, что вопросы иммунопрофилактики недостаточно обсуждаются при посещении женской консультации и при проведении дородового патронажа, что не способствует формированию приверженности вакцинации будущих родителей. Среди негативно настроенных в отношении вакцинации против гриппа преобладали женщины более старшего возраста, что сопоставимо с исследованиями, проведенными ранее [15].

Заключение

Удельный вес серопозитивных к вирусам гриппа беременных составил 54,2%, причем 45,8% числа обследованных имели специфические иммуноглобулины к вирусам гриппа А и В. Среди 96 участниц исследования ни одна женщина не была привита от гриппа во время беременности. Доля серонегативных к антигенам вирусов гриппа беременных не различалась в зависимости от возраста и срока беременности. Серонегативные женщины (45,8%) составляют группу риска по заболеванию гриппом во время беременности. При отсутствии специфического гуморального иммунитета к гриппу у матерей дети не получат пассивного иммунитета к данной инфекции и будут восприимчивы к гриппу с момента рождения.

Литература

1. Jamieson D.J. H1N1 2009 influenza virus infection during pregnancy in the USA // Lancet. 2009. Vol. 374. P. 451-458.

2. Van Kerkhove M.D., Van De Maele K.A., Shinde V., Jaramillo-Gutierrez G., Koukounari A., Donnelly C.A. et al. Risk factors for severe outcomes following 2009 influenza A(H1N1) infection: a global pooled analysis // PLoS Med. 2011. Vol. 8, N 7. P. 100-105.

3. Методические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике гриппа у беременных / под ред. О.И. Киселева. Санкт-Петербург : НП-Принт, 2014. 80 с.

4. Тарбаева Д.А. Клиническое течение и исходы гриппа А (H1N1) 2009 у беременных // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2011. № 4. 71-76.

5. Тарбаева Д.А. Акушерские и перинатальные исходы беременности, осложненной острой респираторной инфекцией во втором триместре гестации // Акушерство и гинекология. 2012. № 2. С. 67-71.

6. Legge A., Dodds L., MacDonald N.E., Scott J., McNeil S. Rates and determinants of seasonal influenza vaccination in pregnancy and association with neonatal outcomes // CMAJ. 2014. Vol. 186. P. 157-164.

7. Vaccines against influenza WHO position paper - November 2012. World Health Organization [Electronic resource]. URL: https://www.who.int/immunization/position_papers/ (date of access June 16, 2020)

8. Benowitz I., Esposito D.B., Gracey K.D., Shapiro E.D., Vazquez M. Influenza vaccine given to pregnant women reduces hospitalization due to influenza in their infants // Clin. Infect. Dis. 2010. Vol. 51. P. 1355-1361.

9. Wutzler P, Schmidt-Ott R., Hoyer H., Sauerbrei A. Prevalence of influenza A and B antibodies in pregnant women and their offspring // J. Clin. Virol. 2009. Vol. 46. P. 161-164.

10. Cowling B.J., Perera R.A.P.M., Fang V.J., Chu D.K.W., Hui A.P.W., Yeung A.P.C. et al. Maternal antibodies against influenza in cord blood and protection against laboratory-confirmed influenza in infants // Clin. Infect. Dis. 2020. Vol. 71, N 7. P. 1741-1748. DOI: https://doi.org/10.1093/cid/ciz1058

11. Anjorin A., Oyefolu A.O.B., Omilabu S.A. Seasonal influenza virus infection among unvaccinated pregnant women in Lagos, Nigeria // Int. J. Infect. Dis. 2018. Vol. 73. P. 368.

12. Ushakumari A., Suseela M.S., Haridasan R.K. Seroprevalence of pandemic H1N1 influenza among pregnant women in Kerala, India // JEMDS. 2017. Vol. 6, N 31. P. 2533-2536.

13. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Архангельской области в 2019 году: Государственный доклад / под ред. Р.В. Бузинова. Архангельск, 2020. 148 с.

14. Брико Н.И., Салтыкова Т.С., Герасимов А.Н., Поздняков А.А., Брусина Е.Б., Зуева Л.П. и др. Отношение беременных и медицинских работников к вакцинации против гриппа // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2017. Т. 16, № 1. С. 55-61.

15. Кригер Е.А., Самодова О.В., Пастбина И.М. Вакцинопрофилактика инфекций у детей: отказы родителей и их причины // Вопросы практической педиатрии. 2018. Т. 13, № 1. С. 21-26.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»