В современном мире глобальных изменений многие социальные факторы могут оказывать влияние на эпидемическую ситуацию. К ним следует отнести процессы урбанизации, крупномасштабную миграцию и старение населения, рост интенсивности международных путешествий и объемов глобальной торговли, деятельность человека, влияющую на экологию микробного мира, распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, появление новых патогенных микроорганизмов или изменившихся под влиянием применения антибактериальных препаратов и иммунизации, распространение антимикробной резистентности. Сочетанное действие приведенных факторов создает предпосылки для возникновения опасных заболеваний, например таких как SARS-CoV, MERS-CoV, SARS-CoV-2 (2019-nCoV). Эти инфекции являются угрозой для систем здравоохранения в мире в связи с возможностью возникновения и повторения пандемий [1, 2].
Не утрачивают актуальность и такие известные инфекции, как дифтерия, туберкулез, инфекции, передаваемые половым путем, кишечные инфекции, полиомиелит, корь и др. Все это определяет необходимость постоянного поддерживания на высоком уровне функционирования инфраструктур общественного здравоохранения, которые были бы в состоянии быстро реагировать на ухудшение эпидемической ситуации, оперативно реализовывать меры по уменьшению негативных последствий эпидемий и пандемий инфекционных болезней.
Цель исследования - анализ показателей ресурсов и результатов деятельности инфекционной службы здравоохранения РФ с обоснованием основных направлений ее модернизации.
Материал и методы
Для анализа ресурсов и результатов работы инфекционной службы здравоохранения РФ были изучены сведения по каждому из 85 субъектов РФ, содержащиеся в формах государственного статистического наблюдения № 14 "Сведения о деятельности подразделений медицинской организации и оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях" и № 30 "Сведения о медицинской организации". Для оценки полученных данных использовали простые (невзвешенные) среднеарифметические величины, экстенсивные показатели, среднеквадратическое (стандартное) отклонение от средних величин, коэффициент вариации (отношение среднеквадратического отклонения к средней величине). Совокупность считали однородной, если коэффициент вариации не превышал 33%.
Результаты и обсуждение
В России в ответ на возникновение в 2020 г. пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 были приняты и реализованы решения, которые можно разделить на 3 группы: 1) определение протоколов оказания медицинской помощи и режимов работы медицинских организаций и медицинского персонала в условиях чрезвычайной ситуации; 2) изменения правил обязательного медицинского страхования в части финансового обеспечения медицинской помощи, позволяющие реализовать сметный принцип финансирования медицинских учреждений; 3) выделение из федерального бюджета и определение направлений расходования дополнительных объемов финансирования системы здравоохранения (около 170,0 млрд руб. по состоянию на август 2020 г.).
Благодаря указанным мерам, а также в результате перепрофилирования и дополнительного оснащения коечных мощностей удалось избежать катастрофических последствий эпидемии, вызванной SARS-CoV-2, для жизни и здоровья населения. На пике пандемии количество специализированных коек для лечения инфекционных больных в стране утроилось и составило 184,3 тыс., из них 25 тыс. коек были предусмотрены для пациентов, нуждающихся в искусственной вентиляции легких (ИВЛ).
Полученный опыт борьбы с новой коронавирусной инфекцией показал также наличие ряда проблем, которые могут не позволить с максимальной эффективностью отреагировать на резкое ухудшение эпидемической ситуации в будущем.
В Российской Федерации наблюдается тенденция к сокращению мощностей инфекционной службы в течение последних лет [3], в том числе из-за отсутствия нормативов обеспеченности врачами-инфекционистами и стационарными койками по профилю "инфекционные болезни".
Несмотря на увеличение показателей первичной заболеваемости по классу "инфекционные болезни" на 14,3% (с 2944,7 в 2008 г. до 3366,0 на 100 тыс. человек населения в 2019 г. соответственно) в Российской Федерации за последние 10 лет, число инфекционных коек для взрослых сократилось на 40% - с 35,4 тыс. в 2010 г. до 25,1 тыс. в 2019 г. Количество инфекционных коек для детей уменьшилось на 23% - с 33,1 тыс. до 26,8 тыс. соответственно.
По данным за 2019 г., с учетом численности населения субъекты РФ крайне неравномерно обеспечены профильными коечными мощностями. При среднем для субъектов РФ уровне обеспеченности койками инфекционного профиля 3,78±1,05 койки на 10 тыс. населения данный показатель колеблется от 5-7 коек на 10 тыс. населения в таких регионах, как Республика Тыва, Сахалинская область, Магаданская область, Краснодарский край, Новосибирская область, Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, до 1,27-2,51 койки на 10 тыс. населения в Калужской, Ленинградской, Тамбовской, Брянской областях, в Москве, республиках Ингушетия и Татарстан.
Всего в 2019 г. в целом по медицинским организациям зарегистрировано 9999 штатных единиц должностей врачей-инфекционистов, из них 8338 должностей (в том числе 4448 штатных единиц - в амбулаторных подразделениях) занято физическими лицами в количестве 6125 человек. Таким образом, укомплектованность штатного расписания инфекционных подразделений и больниц в целом по стране к концу 2019 г. составляла всего 61,3%.
Известно, что новая коронавирусная инфекция осложняется развитием острого респираторного дистресс-синдрома, требующего применения ИВЛ. В европейских странах число аппаратов ИВЛ составляет не менее 3 на 10 тыс. взрослого населения [4]. На конец 2019 г. в России имелось 47 тыс. аппаратов ИВЛ, из них только 34,0 тыс., или 2,3 на 10 тыс. взрослого населения, были размещены в отделениях реанимации, остальные - транспортные или для неинвазивной вентиляции.
Суммарное число микробиологических (бактериологических) лабораторий в медицинских организациях за 2008-2019 гг. сократилось на 6% (с 1128 до 1061). При этом количество микробиологических (бактериологических) исследований сократилось на 40% (с 169,6 до 100,3 млн). В целом по стране более 40% используемого лабораторного оборудования для бактериологических исследований имеет истекший срок эксплуатации. При этом различия между субъектами РФ по уровню обеспеченности населения бактериологическими исследованиями достигают 5-кратных величин.
Все изложенное требует разработки и реализации в Российской Федерации мероприятий по модернизации инфекционной службы, увеличения ее возможностей по профилактике и лечению инфекционных болезней, в том числе в условиях их эпидемического распространения.
В частности, к основным направлениям модернизации инфекционной службы системы здравоохранения РФ относятся укрепление материально-технической базы и увеличение мощностей медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "инфекционные болезни".
Для восстановления сети и укрепления ресурсов медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "инфекционные болезни", необходимо:
■ строительство новых инфекционных больниц (корпусов) мощностью от 100 до 300 коек, в том числе с использованием технологий быстрого возведения зданий из типовых конструкций;
■ проведение капитального ремонта, реконструкции и оснащения современным медицинским оборудованием имеющихся зданий и помещений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "инфекционные болезни", в соответствии с требованиями к обеспечению биологической безопасности населения, пациентов и медицинских работников.
Угроза распространения новых патогенных бактерий и вирусов требует не только укрепления материально-технической базы и увеличения мощностей медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "инфекционные болезни", но и обеспечения ускоренной разработки и внедрения в практическое здравоохранение новых лекарственных препаратов против впервые появляющихся возбудителей инфекционных болезней.
Для решения этой задачи в русле общей тенденции развития межфирменных отношений и сетевых структур необходимо на базе существующих научных медицинских организаций создать научно-производственный (инновационный) кластер, способный реализовать инвестиционные проекты от фундаментальных исследований до промышленного производства средств профилактики, лекарственных препаратов и диагностических тест-систем.
Анализ кадрового потенциала инфекционной службы свидетельствует о существенном дефиците врачей-инфекционистов. Опыт борьбы с новой коронавирусной инфекцией показал также недостаточный уровень знаний в области инфектологии у врачей общей практики, участковых терапевтов, педиатров, врачей скорой медицинской помощи. Поэтому ликвидация кадрового дефицита, повышение уровня знаний медицинских работников по вопросам профилактики, диагностики и лечения инфекционных болезней, укрепление кадрового потенциала медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "инфекционные болезни", тоже относятся к важным направлениям модернизации инфекционной службы.
Существенно изношен парк микробиологического лабораторного оборудования, имеющиеся лабораторные мощности используются неэффективно, отмечаются значительные различия между субъектами РФ по уровню обеспеченности населения микробиологическими исследованиями. Указанные обстоятельства, а также необходимость совершенствования системы мониторинга за распространением инфекционных болезней на территории РФ и эффективное управление эпидемической ситуацией, клинико-диагностическими процессами потребует технического перевооружения и рационализации использования существующих ресурсов службы лабораторной диагностики инфекционных болезней.
Для этого необходимо обеспечить оснащение и дооснащение существующих лабораторий новейшими анализаторами, а также создать на уровне субъектов РФ эталонные (референс) лаборатории, позволяющие обеспечить точность исследований других лабораторий, развернутых на уровне первичного звена здравоохранения.
Риск ухудшения эпидемической ситуации, связанный с проявлениями биотерроризма, эпидемическим или пандемическим распространением инфекционных болезней, обусловливает необходимость формирования резерва медицинских ресурсов, предназначенных для ликвидации последствий массовой инфекционной заболеваемости, а также правил создания и использования этого резерва.
Резерв медицинских ресурсов должен формироваться согласно нормативам и включать медицинское оборудование, средства индивидуальной защиты медицинских работников, медицинские изделия и лекарственные препараты, дезинфицирующие средства, а также фармацевтические субстанции для существенного наращивания производства антибактериальных и противовирусных препаратов в случае необходимости.
Одним из факторов, сдерживающим развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области микробиологии, инфекционных болезней и эпидемиологии, является отсутствие в Российской Федерации головного по указанным научным специальностям учреждения.
В этой связи необходимо создание нового научно-клинического и образовательного центра, который бы выполнял функции национального центра по мониторингу биологических угроз, обеспечивал лидерство по вопросам совершенствования и реализации образовательных программ непрерывного профессионального образования, по разработке и тиражированию современных методов профилактики, диагностики и лечения инфекционных болезней, повышения санитарной грамотности населения.
Инфекционная служба здравоохранения РФ должна стать частью единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях эпидемического или пандемического распространения инфекционных болезней. Поэтому указанный центр также должен обеспечить межведомственное организационное и информационное взаимодействие по вопросам раннего обнаружения вспышек опасных инфекций, разработки и реализации совместных мобилизационных планов и программ по сохранению жизни и здоровья населения в условиях внезапного возникновения биологической опасности.
Важное направление модернизации инфекционной службы - совершенствование нормативного правового регулирования по вопросам профилактики, диагностики, лечения инфекционных болезней, которое должно включать:
■ разработку общенационального плана действий при внезапном ухудшении эпидемической ситуации, обусловленной биотерроризмом, пандемическим распространением инфекционных болезней;
■ актуализацию порядков и стандартов оказания медицинской помощи при инфекционных заболеваниях, а также клинических рекомендаций, с учетом особенностей организации работы в условиях эпидемий и пандемий;
■ разработку правил консервации коечных мощностей и оборудования, предназначенных для оказания дополнительных объемов медицинской помощи в условиях эпидемии или пандемии инфекционной болезни, определение источников финансового обеспечения этих мероприятий;
■ разработку порядка использования коечных мощностей инфекционного профиля, не занятых в периоды эпидемического благополучия;
■ пересмотр и доработку инструкций о режиме работы инфекционных больниц и отделений при внезапном ухудшении эпидемической ситуации, обусловленной биотерроризмом, эпидемическим или пандемическим распространением инфекционных болезней (санитарная обработка больных, распределение больных по отделениям, содержание больных, санитарно-гигиенические мероприятия при уходе за больными, порядок общения больных с родственниками, выписка, карантин и т.д.).
Эффективный контроль за инфекционными болезнями в ситуациях, когда многие факторы, обусловливающие их возникновение и распространение, выходят за пределы национальных границ, потребует также расширения международного сотрудничества по вопросам обмена эпидемиологической информацией и оповещения о вспышках инфекционных болезней.
В целом необходимо отметить, что борьба с пандемией COVID-19 заняла важнейшее место в повестке дня правительств многих стран мира. Глобальные политические, финансовые, технические и медицинские ресурсы были мобилизованы для сдерживания этой пандемии. Однако исходная и конечная точка пандемии COVID-19, а также ее последствия остаются неопределенными [5-7].
Как и в случае стихийных бедствий и террористических актов, пандемии инфекционных заболеваний вызывают общенациональные целенаправленные ответные меры, испытывают функциональную устойчивость систем здравоохранения, при этом во многих странах, где система здравоохранения является слабой, она становится еще слабее из-за воздействия пандемии [8].
Постоянно увеличивается число факторов, которые могут способствовать появлению и распространению инфекционных заболеваний. Эти факторы включают возможность межстранового транспорта болезнетворных микроорганизмов вследствие роста интенсивности международных путешествий и глобальной торговли. Появляются "новые" и возвращаются "старые" инфекционные болезни: изменяются свойства известных возбудителей инфекционных болезней, получают распространение новые возбудители, например инфекций дыхательных путей, к которым у людей нет коллективного иммунитета [9, 10].
Развернувшаяся пандемия новой коронавирусной инфекции позволила во всех странах мира оценить эффективность руководства и степень ответственности государственных органов и должностных лиц, принимающих решения в период чрезвычайных ситуаций [11]. Российская национальная система здравоохранения в целом и инфекционная служба в частности благодаря прямой поддержке других профильных служб здравоохранения, различных ведомств и органов власти оказалась в лидерах рейтинга по эффективности противодействия пандемии COVID-19 среди других стран [12, 13]. Такие результаты были достигнуты несмотря на сокращение коечных мощностей инфекционной службы за последние годы, а также наличие серьезных общих проблем в первичном звене.
Важно отметить, что эффективность контроля эпидемической ситуации при возникновении потенциальных угроз во многом определяется превентивными мерами, которые обеспечивают безопасность населения. Ресурсы, которые требуются для реализации превентивных мер, выделяются и используются в соответствии со специальными нормативными правовыми актами до наступления конкретных угрожающих обстоятельств в полной мере за счет субъекта, желающего обеспечить свою безопасность, т.е. за счет государства [14]. Вместе с тем законодательство в сфере здравоохранения пока еще не содержит необходимой терминологии, использование которой позволит охарактеризовать состояние медико-технического потенциала медицинской отрасли, его соответствие уровню, достаточному для выполнения программ ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций. Ниже приведены определения, которые могут использоваться в нормативных актах и быть полезными для планирования медицинских мобилизационных мероприятий должностными лицами территориальных органов управления здравоохранением, наделенными правом принятия управленческих решений в вышеуказанной области.
Медицинская мобилизационная подготовка территории - составная часть плановой деятельности территориальных органов власти по заблаговременному проведению комплекса мероприятий с целью обеспечения населения квалифицированной медицинской помощью в объеме, необходимом в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Медицинская мобилизационная готовность территории - состояние территориальной системы здравоохранения, позволяющее оперативно и в полном объеме задействовать соответствующие ресурсы для минимизации медицинских последствий чрезвычайной ситуации.
Медицинская мобилизация территории - это активация механизмов реагирования территориальной системы здравоохранения на чрезвычайные ситуации или угрозу их возникновения, включающих переход на специальную организационную структуру, расширение штатных ресурсов заранее подготовленным резервом, а также их переключение (перепрофилирование) на выполнение программ ликвидации медицинских последствий чрезвычайной ситуации.
Литература
1. Малинникова Е.Ю. Новая коронавирусная инфекция. Сегодняшний взгляд на пандемию XXI века // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2020. Т. 9, № 2. С. 18-32. DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2020-9-2-18-32
2. Горенков Д.В., Хантимирова Л.М., Шевцов В.А., Рукавишников А.В., Меркулов В.А., Олефир Ю.В. Вспышка нового инфекционного заболевания COVID-19: β-коронавирусы как угроза глобальному здравоохранению // БИОпрепараты. Профилактика, диагностика, лечение. 2020. Т. 20, № 1. С. 6-20. URL: https://doi.org/10.30895/2221-996X-2020-20-1-6-20
3. Ющук Н.Д., Улумбекова Г.Э., Палевская С.А., Гиноян А.Б., Калашникова А.В., Акбердиева Е.А. Анализ основных показателей деятельности инфекционной службы Российской Федерации // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2016. Т. 5, № 3. С. 13-22.
4. Fadlallah R., El-Jardali F. K2P COVID-19 Series: exiting the COVID-19 lockdown: a road map for action // Knowledge to Policy (K2P) Center. Beirut, Lebanon, April, 2020. Vol. 20. P. 3.
5. United Nations. Transforming our World: The 2030 agenda for sustainable development. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld (date of access April 16, 2020)
6. Sustainable Development Goals. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/?menu=1300 (date of access April 15, 2020)
7. World Health Organization. WHO announces COVID-19 outbreak a pandemic. 2020. URL: http://www.euro.who.int/en/health-topics/health-emergencies/coronavirus-covid-19/news/news/2020/3/who-announces-covid-19-outbreak-a-pandemic (date of access April 13, 2020)
8. The World Bank. Pandemic preparedness and COVID-19 (Coronavirus). URL: https://www.worldbank.org/en/topic/pandemics (date of access April 16, 2020)
9. Чезганова Е.А., Ефимова О.С., Сахарова В.М., Ефимова А.Р., Созинов С.А., Исмагилов З.Р. и др. Оценка роли пыли в формировании резервуара мультирезистентных госпитальных штаммов микроорганизмов в отделениях хирургического профиля // Фундаментальная и клиническая медицина. 2020. Т. 5, № 1. С. 15-25. DOI: https://doi.org/10.23946/2500-0764-2020-5-1-15-25
10. Владыко А.С. Происхождение инфекций и соматических заболеваний: COVID-19 // Школа науки. 2020. № 2 (27). С. 10-13.
11. Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г Правовые аспекты реформирования системы государственного управления защитой населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: уроки пандемии COVID-19 // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. Т 5, № 5. С. 130-142. DOI: https://doi.org/10.17803/2311-5998.2020.69.5.130-142
12. Перечень поручений Президента России по итогам совещания по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения 2 сентября 2019 года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/61434 (дата обращения: 06.05.2020)
13. Официальный сайт Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". Россия оказалась в лидерах рейтинга стран по эффективности противодействия пандемии COVID-19 [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/expertise/381045220.html (дата обращения: 24.08.2020).
14. Кордонский С.Г., Дехант Д.К. Нейтрализация угроз как форма деятельности органов власти // Микроэкономика. 2014. № 6. С. 52-58.