Развитие системы подготовки специалистов по холере

Резюме

Угроза завоза возбудителя холеры из стран Азии и Африки сохраняет актуальность эффективной подготовки специалистов медицинских организаций и учреждений Роспотребнадзора по вопросам лабораторной диагностики и эпидемиологического надзора за данной инфекцией.

Цель - оценка развития системы подготовки специалистов по вопросам лабораторной диагностики и эпидемиологическому надзору за холерой.

Материал и методы. С использованием аналитического метода изучены законодательные, нормативно-методические документы, публикации в области подготовки специалистов для работы с возбудителями особо опасных инфекций, учебные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, реализуемые на территории Российской Федерации.

Результаты и обсуждение. Система подготовки по холере изменяется в соответствии с тенденциями развития современного общества, основываясь на возрастающих требованиях к квалификации специалистов, увеличении доли самостоятельного обучения и сокращении времени учебного тематического цикла, но не позволяет полностью исключить очную форму образовательного процесса.

Заключение. Система дополнительного профессионального образования должна реагировать на потребности слушателей и осуществлять учебный процесс, используя современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие работающим специалистам без отрыва от производственной деятельности и в достаточно короткие сроки повышать квалификацию по вопросам лабораторной диагностики и эпидемиологическому надзору за холерой.

Ключевые слова:cholera, specialist training, continuing medical education, epidemiological surveillance, increased qualification

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Вклад авторов. Концепция исследования, сбор и обработка материала - Сизова Ю.В.; написание текста - Сизова Ю.В., Бурлакова О.С.; редактирование - Люкшина Е.Ю., Сокольская О.А.; утверждение окончательного варианта статьи - Сизова Ю.В., Бурлакова О.С.

Для цитирования: Сизова Ю.В., Бурлакова О.С., Люкшина Е.Ю., Сокольская О.А. Развитие системы подготовки специалистов по холере // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2020. Т. 9, № 4. С. 120-125. DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2020-9-4-120-125

Сложная эпидемическая обстановка по холере в ряде стран Азиатского и Африканского континентов, обусловленная экономическими, социальными и природными факторами, наряду с интенсивным развитием международных торговых отношений и туризма, приводящим к увеличению миграции населения, значительно повышают риск завоза инфекции в Россию [1-4]. В связи с этим сохраняется актуальность систематического эпидемиологического надзора и проведения профилактических, а в случае выявления инфекции и противоэпидемических мероприятий в отношении данного заболевания, эффективность которых обеспечивается формированием высококомпетентного кадрового состава медицинских организаций (МО) и учреждений Роспотребнадзора, выполняющих свои должностные обязанности на высоком профессиональном уровне. Это напрямую связано с качеством профессионального обучения, а также с устойчивой мотивацией специалиста к регулярному пополнению знаний с учетом современных достижений медико-биологических наук в соответствии с профилем специальности для полноценной реализации в сфере профессиональной деятельности. Подготовка специалистов (врачей-эпидемиологов, врачей-бактериологов, научных сотрудников, лаборантов) учреждений Роспотребнадзора, других министерств и ведомств, участвующих в осуществлении эпидемиологического надзора за холерой, является важной задачей и способствует профессиональному реагированию на ситуации, связанные с появлением в стране возможных вспышек холеры.

Цель исследования - оценка развития системы подготовки специалистов по вопросам лабораторной диагностики и эпидемиологическому надзору за холерой.

Материал и методы

Материалами для исследования послужили законодательные, нормативно-методические документы, публикации в области подготовки специалистов для работы с возбудителями особо опасных инфекций (ООИ), учебные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, реализуемые на территории РФ. В работе использован аналитический метод.

Результаты и обсуждение

В Российской Федерации в соответствии с действующей нормативно-методической документацией к работе с патогенными биологическими агентами (ПБА) I-II групп патогенности допускаются специалисты, имеющие базовое профессиональное образование (медицинское, биологическое, ветеринарное) и прошедшие переподготовку по программам дополнительного профессионального образования для приобретения навыков безопасной работы с возбудителями ООИ [5].

В настоящее время дополнительной подготовкой специалистов по ООИ занимаются противочумные учреждения (5 институтов и 14 станций) и центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ.

Противочумные институты Роспотребнадзора, имеющие лицензию на образовательную деятельность, за многолетнюю практику приобрели значительный опыт подготовки высококвалифицированных кадров при реализации дополнительных профессиональных программ переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, организаций Министерства здравоохранения и других ведомств, работающих с ПБА I-II групп патогенности, в том числе с холерой. Повышение квалификации специалистов по вопросам лабораторной диагностики и эпидемиологическому надзору за холерой осуществляется по программе, разработанной совместно специалистами всех противочумных институтов и утвержденной их руководителями. В рамках образовательных циклов профессиональной переподготовки по специальностям "Бактериология", "Эпидемиология", "Лабораторное дело" предусмотрен модуль, посвященный холере, в объеме от 6 до 72 ч.

В настоящее время на территории РФ функционируют 14 противочумных станций (ПЧС), не все из них имеют лицензию на образовательную деятельность. Поэтому подготовку специалистов по работе с ПБА I-II групп патогенности ведут и Центры гигиены и эпидемиологии в виде семинаров продолжительностью от 2 до 30 ч, оказывая консультативно-методическую помощь практическому здравоохранению в соответствии с уставом организации, с последующей выдачей справки или свидетельства об обучении. С одной стороны, такая практика позволяет обучить большее количество специалистов Роспотребнадзора и МО, но уровень подготовки, особенно при проведении коротких семинаров, по-видимому, недостаточен для полноценного повышения квалификации. Кроме того, зачастую нет заявленной программы цикла обучения, соответственно нет стандартного подхода к проведению учебных занятий.

Для оценки уровня подготовки специалистов по вопросам лабораторной диагностики и эпидемиологическому надзору за холерой было проведено анкетирование сотрудников филиалов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области". При анализе полученных анкет установлено, что повышение квалификации по холере прошли 65% бактериологов и 28% биологов. Среди эпидемиологов практически нет специалистов, прошедших подготовку по вопросам эпидемиологического надзора за холерой [6]. Велика вероятность того, что аналогичная ситуация складывается и в других областях и регионах. В связи с этим необходимы стандартизация и введение единообразия методологических подходов при подготовке специалистов по холере в различных организациях.

На базе ФКУЗ "Ростовский-на-Дону противочумный институт" Роспотребнадзора ежегодно перед началом эпидсезона проводится обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Лабораторная диагностика и эпидемиологический надзор за холерой" объемом 78 ч, утвержденной руководителями всех противочумных институтов РФ в 2013 г. и актуализированной сотрудниками института в 2017 г. Целью обучения по данной программе является получение теоретических и практических знаний по микробиологии, эпидемиологии, клинической картине холеры, организации лабораторных исследований, алгоритмам и методам лабораторной диагностики возбудителей холеры и холерных вибрионов не О1/не 0139 серогрупп, других патогенных вибрионов. Категория слушателей - врачи-бактериологи и врачи-эпидемиологи учреждений Роспотребнадзора и учреждений других министерств и ведомств, участвующих в осуществлении эпидемиологического надзора за холерой. Программа включает изучение теоретических вопросов: соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и безопасности работы с микроорганизмами I-II групп патогенности, микробиологии, лабораторной диагностики, серологических и молекулярно-биологических методов исследования, клинических проявлений, патогенеза, иммунитета и вакцинопрофилактики при холере, контроля питательных сред для выделения и культивирования возбудителя холеры, эпидемиологии, эпидемиологического надзора и организации противохолерных мероприятий.

С момента разработки первой программы по холере обучение проводили в очной форме, что предусматривало личное присутствие преподавателя и слушателей на занятиях и реализовывалось на территории образовательной организации. Однако это требовало достаточно длительного отрыва от работы и ограничивало возможности обучения специалистов. Конечно, была возможность проведения подготовки на базе учреждения, чьи сотрудники осваивали программу, однако выездные циклы требовали определенных условий для проведения занятий, особенно по 00И, в связи с чем выездные очные циклы не нашли широкого распространения.

Позднее часть теоретического материала была выделена для самостоятельного ознакомления специалистов по рекомендованным источникам литературы и нормативно-методическим документам, предоставленным образовательным учреждением. Обучение стало очно-заочным и включает 3 фазы: на первой слушателей знакомили с программой и предоставляли им материалы для самостоятельного освоения. На второй фазе проводили очные теоретические и практические занятия. Третья фаза - итоговая проверка знаний в виде квалификационного экзамена или теста. Используемая в настоящее время очно-заочная программа повышения квалификации является наиболее оптимальной формой подготовки практических специалистов для работы с возбудителем холеры.

Большое внимание как при очной, так и при очно-заочной форме реализации программы уделено практическим занятиям, направленным на актуализацию знаний, умений и навыков безопасного выполнения манипуляций с ПБА, решение бактериологических задач с культурами холерных вибрионов в условиях, максимально приближенных к реальной лабораторной диагностике холеры, что делает образовательный процесс более наглядным и эффективным.

Актуальной тенденцией является поддержание профессионального уровня и приобретение новых компетенций, соответствующих современным требованиям в изменяющихся условиях, что обусловливает необходимость регулярного пополнения багажа профессиональных знаний на протяжении всей жизни. В связи с этим одной из основных задач модернизации отечественного здравоохранения является подготовка медицинских кадров на основе непрерывного медицинского образования (НМО), что обеспечивает постоянное повышение квалификации и рост профессионализма специалистов высшего и среднего медицинского звена по программам дополнительного профессионального образования.

И если ранее обучение по образовательным программам повышения квалификации проводили 1 раз в 5 лет, то современные нормы предусматривают уменьшение временного диапазона - 1 раз в год. С целью непрерывного совершенствования профессиональных навыков и расширения квалификации, а также для обеспечения допуска к периодической аккредитации специалистам необходимо обучение с общим минимальным суммарным объемом различных компонентов непрерывного образования не менее 250 зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) за 5-летний период с ежегодным обучением в объеме около 50 ЗЕТ. Рекомендуемый ежегодный объем освоения программ повышения квалификации -36 ЗЕТ, суммарный объем обучения на очных образовательных мероприятиях и освоения интерактивных образовательных модулей - 14 ЗЕТ [7]. В связи с этим возникла необходимость в более коротких образовательных программах объемом 36 ч. В 2019 г. в ФКУЗ "Ростовский-на-Дону противочумный институт" Роспотребнадзора разработана дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации "Лабораторная диагностика и эпидемиологический надзор за холерой" объемом 36 ч.

Разработка новых программ предусматривает и внедрение современных подходов к обучению с акцентом на повышение квалификации непосредственно на рабочем месте с использованием информационно-компьютерных ресурсов и дистанционных технологий, поскольку динамично изменяющиеся экономические условия характеризуются высокой мобильностью работающего населения [8-11].

В рамках Концепции научного обеспечения деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 2020 г., утвержденной приказом Роспотребнадзора от 23.12.2015 № 1355, а также в соответствии с Федеральным законом от 01.09.2013 № 273 ст.16 "Об образовании в Российской Федерации" и приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" развитие дистанционного обучения признано одним из ключевых направлений [12, 13], поскольку имеет дополнительные преимущества: работающим специалистам сложно освободить время для длительного обучения; слушатели имеют повышенную мотивацию к обучению и не требуют проведения "контрольно-принудительных" операций как в процессе обучения, так и при осуществлении контроля; для взрослых слушателей исключается "психологически-воспитательный" компонент, их в основном интересует профессионально-познавательная часть обучения и получение соответствующих компетенций выходит на первый план по сравнению с необходимостью получения документа об образовании.

Однако для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательной организации должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ, независимо от их места нахождения [14, 15].

Во ФКУЗ "Ростовский-на-Дону противочумный институт" Роспотребнадзора разработан образовательный портал на основе системы eFront, расположенный на сайте http://dist.antiplague.ru, в том числе его мобильная версия, позволяющая работать на современных гаджетах в любое удобное для обучающегося время. Каждый раздел на портале доступен для просмотра в режиме реального времени и сопровождается промежуточной аттестацией в разработанной системе тестирования, позволяющей оценить степень освоения знаний, что направлено на повышение эффективности обучения и позволяет специалисту затрачивать на образовательный процесс с отрывом от работы минимальное количество времени с максимальным освоением материала [16]. При организации дистанционного обучения акцент ставится на создании и обеспечении слушателей учебными, учебно-методическими материалами, различного рода средствами обучения, что увеличивает значимость стандартизации методологических подходов к составлению электронных учебно-методических комплексов и методов контроля.

При этом, несмотря на широкое внедрение дистанционных образовательных технологий, из педагогического процесса нельзя полностью исключать очную форму обучения, поскольку проведение практических занятий, обеспечивающих совершенствование навыков биологической безопасности при работе с ООМ, к которым относится и холера, осуществимо только при непосредственном контакте и контроле со стороны преподавателя, что делает невозможным полностью дистанционное обучение.

Однако не все специалисты могут пройти полноценное повышение квалификации даже в такой сокращенной форме (36 ч). Поэтому для оперативного приобретения знаний и соответствующих навыков, ознакомления с актуальными тонкостями работы для квалифицированного персонала возможно проведение краткосрочных семинаров и тренингов.

Семинар - это одна из форм проведения обучающих занятий, основными принципами которых являются обмен опытом и обсуждение, необходимое для закрепления пройденного теоретического материала. Краткосрочные семинары - это программы продолжительностью менее 16 ч, не предусматривающие проведение итоговой аттестации [17]. Семинары могут быть открытыми, их посещают все заинтересованные участники, и корпоративными - доступными лишь для работников конкретной организации.

Семинары принято делить на 3 категории: обучающие (состоящие только из теоретической части, практикуются в образовательных учреждениях), научно-практические (для научных работников, имеющих опыт и знания, знакомых с работами коллег в рассматриваемой теме и активно участвующих в обсуждении); бизнес-семинары (обмен опытом среди представителей одной специальности, усовершенствование знаний по новым методикам работы считаются лучшим методом повышения квалификации). В отдельную категорию можно вынести также вебинары, проводимые в режиме онлайн, когда лектор перед веб-камерой излагает теоретическую часть семинара, а участники слушают доклад и смотрят презентацию за своими компьютерами.

Цель проведения семинара заключается в получении знаний (профильные занятия являются необходимой составляющей для профессионального роста в той или иной сфере деятельности), обмене опытом (присутствие на семинарах позволяет участникам обмениваться опытом и получать ответы на интересующие вопросы по теме от более опытных людей), общении, поскольку посещение семинаров позволяет обзавестись полезными знакомствами для потенциального сотрудничества и расширения сферы взаимодействия организаций и учреждений разных ведомств.

Учитывая вышеизложенное, актуальной является разработка программ семинаров по холере с учетом требований к профессиональной компетенции в зависимости от функциональных обязанностей, выполняемых слушателями циклов объемом 6-8 ч и возможностью проведения на базе не только образовательного учреждения, но и других организаций. Семинар должен проходить таким образом, чтобы вся представляемая в процессе обучения информация закреплялась при реализации практической части (например, при демонстрации применения средств индивидуальной защиты различных типов; отборе, упаковке и транспортировке материала для исследования; решении ситуационных задач с обсуждением алгоритма действия специалистов в соответствии с функциональными обязанностями и т.д.).

Заключение

Таким образом, оценка развития системы подготовки специалистов на территории РФ по вопросам лабораторной диагностики и эпидемиологическому надзору за холерой показало необходимость внедрения новых форм обучения и обеспечения способности реагировать на потребности слушателей, осуществлять учебный процесс с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих работающим специалистам без отрыва от производственной деятельности и в достаточно короткие сроки повысить свою квалификацию.

Литература

1. Москвитина Э.А., Тюленева Е.Г., Кругликов В.Д. и др. Холера: оценка эпидемиологической обстановки в мире и России в 2008- 2017 гг. прогноз на 2018 г. // Проблемы особо опасных инфекций. 2018. Вып. 1. С. 36-43.

2. WHO. Cholera // Wkly Epidemiol. Rec. 2017. Vol. 92, N 36. P. 521-536.

3. Oyugi E.O., Boru1 W., Obonyo M. et al. An outbreak of cholera in western Kenya, 2015: a case control study // Pan Afr. Med. J. 2017. Vol. 28, suppl. 1. Р. 12.

4. Ryan S.J., Stewart-Ibarra A.M., Ordóñez-Enireb E. et al. Spatiotemporal variation in environmental Vibrio cholerae in an Estuary in Southern Coastal Ecuador // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2018. Vol. 15, N 3. P. 486.

5. Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности): СП 1.3.3118-13 // Бюллютень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2013. № 3 (13). С. 95-115.

6. Сизова Ю.В., Бурлакова О.С., Люкшина Е.Ю. и др. Анализ результатов мониторинга кадрового состава и уровня подготовки специалистов Роспотребнадзора Ростовской области // Материалы научно-практической конференции "Актуальные вопросы изучения особо опасных и природно-очаговых болезней". Ростов-на-Дону, 2019. С. 472-479.

7. URL: http://edu.rosminzdrav.ru/specialistam/vo/4c543 (дата обращения: 25.02.2020)

8. Амиреев С.А., Ибраева Г.А. Оценка профессионализма врачей-эпидемиологов посредством тест-системы контроля знаний // Материалы VIII Всероссийского съезда эпидемиологов, микробиологов и паразитологов. Москва, 2002. Т. 4. С. 131-132.

9. Филиппов А.А. Подготовка специалистов по особо опасным инфекциям // Материалы VIII Всероссийского съезда эпидемиологов, микробиологов и паразитологов. Москва, 2002. Т. 4. С. 143-144.

10. Матущенко Е.В., Кумпан Л.В., Рудаков Н.В. Анализ и перспективы развития дистанционных технологий в последипломном образовании врачей бактериологов // Национальные приоритеты России. 2016. № 4 (22). С. 152-155.

11. Муслимов В.В. Цифровое здравоохранение - как фактор революционных преобразований в отрасли // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2018. № 3. С. 63-74.

12. Концепция научного обеспечения деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 2020 года: Приказ Роспотребнадзора от 23 декабря 2015 года № 1355.

13. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 499 (с изменениями на 15 ноября 2013 года).

14. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 г.

15. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме (Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06).

16. Сизова Ю.В., Бурлакова О.С., Водопьянов А.С. и др. Возможность использования дистанционных технологий при подготовке специалистов по особо опасным инфекциям // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 7. С. 11-17.

17. Разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № АК-1261/06.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»