Инфекционные болезни: лучшие учебные и лечебные практики - основа электронного медицинского образования. Итоги работы расширенного заседания Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням

Резюме

Представлены итоги работы расширенного заседания Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням. Рассмотрены вопросы использования электронных технологий в работе кафедр инфекционных болезней. Обсуждены состояние инфекционной службы России, персонифицированный и предиктивный подход в медицине к снижению бремени социально значимых инфекционных болезней, а также вопросы иммунопрофилактики инфекционных болезней.

Ключевые слова:электронное образование, инфекционные болезни

Для цитирования: Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Инфекционные болезни: лучшие учебные и лечебные практики - основа электронного медицинского образования. Итоги работы расширенного заседания Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2019. Т. 8, № 4. С. 58-61. doi: 10.24411/2305-3496-2019-14008

Расширенные заседания Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням Координационного совета по области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (далее УМК) проводят для принятия взвешенного коллегиального решения об инновации учебного процесса. Тематика прошедшей 10-11 октября 2019 г. научно-практической конференции "Инфекционные болезни: лучшие учебные и лечебные практики - основа электронного образования", в рамках которой состоялось расширенное заседание УМК, отражала общую тенденцию в образовании, что, в свою очередь, связано с цифровой глобализацией. В настоящее время основной тренд в образовательном процессе - широкое использование цифровых технологий, внедрение которых в практику кафедр инфекционных болезней вполне созвучно требованиям времени.

В работе расширенного заседания УМК приняли участие 207 человек, в том числе заместитель министра здравоохранения РФ С.А. Краевой, который открыл работу научно-практической конференции, 2 ректора медицинских вузов, 3 проректора по учебной работе, 21 заведующий кафедрами инфекционных болезней, 58 практикующих врачей, 112 преподавателей и студенты московских медицинских вузов.

В программном выступлении председателя УМК академика РАН, доктора медицинских наук, профессора Н.Д. Ющука было отмечено, что цифровые технологии уже широко используют в общеобразовательной средней школе. Это положение было подкреплено конкретными примерами, в частности разработкой Яндекс-учебника - электронной библиотеки по всем школьным предметам; олимпиады в электронной форме, интерактивные доски, которые имеются практически во всех московских школах, электронный журнал, включающий триаду ученик-учитель-родитель. И все это работает в онлайн-режиме, т.е. начальная школа уже вошла в электронное образование, и приходящие в университет абитуриенты, а в будущем - студенты знакомы с цифровыми технологиями, используемыми в образовательном процессе. В связи с этим студент-первокурсник готов к работе в электронной образовательной среде.

В высшей школе тоже много разработано для внедрения электронных технологий в образовательный процесс. В качестве примеров были приведены электронный ресурс непрерывного медицинского образования, расположенный на сайте Минздрава России, виртуальные поликлиники, вебинары, электронная история болезни и т.д. В медицинских университетах также много сделано: это и работа в личном кабинете студента, онлайн-трансляции лекций ведущих профессоров и др.

В своем выступлении Н.Д. Ющук отметил, что любая инновация как отражение научно-технического прогресса имеет как положительные, так и отрицательные аспекты.

И если к положительному аспекту можно отнести сложившуюся ситуацию: готовность студента к электронному образованию, так как социум уже активно вошел и использует цифровые технологии в повседневной жизни, то к отрицательному аспекту - увеличение продолжительности экранного времени, т.е. времени работы за монитором. За последние 5 лет это время увеличилось в 2-3 раза.

Прошедшее расширенное заседание УМК с привлечением заведующих кафедрами инфекционных болезней в первую очередь рассмотрело вопросы использования электронных технологий в работе кафедр инфекционных болезней: была сделана попытка определить место и объем электронного образовании в преподавании дисциплины "Инфекционные болезни". Академик Н.Д. Ющук подчеркнул, что в ходе обсуждения проблем электронного образования начата дискуссия и, по-видимому, будет больше поставлено вопросов, чем получено ответов на эти вопросы. Однако эту дискуссию необходимо начать.

На расширенном заседании УМК основными вопросами обсуждения стали: состояние инфекционной службы России - пути ее совершенствования, роль и место цифровых технологий в образовательном процессе в высшей медицинской школе и на кафедрах инфекционных болезней, иммунопрофилактика инфекционных болезней - достижения и проблемы.

В приветственном слове заместителя министра С.А. Краевого было отмечено, что в июле 2019 г. начался проект паспортизации инфекционной службы, цель которого - обеспечение биологической безопасности путем создания единой организационной и методической структуры управления мероприятиями по мониторингу, профилактике, диагностике и лечению инфекционных болезней.

В аналитическом докладе руководителя Высшей школы организации и управления здравоохранением - Комплексного медицинского консалтинга доктора медицинских наук, профессора Г.Э. Улумбековой, который вызвал живую дискуссию, была дана всеобъемлющая характеристика состояния инфекционной службы, определены пути снижения заболеваемости и смертности.

Дорожная карта совершенствования инфекционной службы и ее концепция развития до 2035 г. с учетом кадрового потенциала, паспортизации инфекционной службы была представлена в выступлении главного внештатного специалиста по инфекционным болезням Минздрава России профессор Е.Ю. Малинниковой.

Проректор по учебной работе Сеченовского университета Т.М. Литвинова в своем выступлении сконцентрировала внимание на цели и задачах, стоящих перед Институтом электронного медицинского образования: разработке Национальной платформы цифрового медицинского образования. Особенностям приема в ординатуру по специальности 31.08.35 "Инфекционные болезни" было посвящено выступление проректора по учебной работе ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, академика РАН, профессора И.В. Маева, в котором он рассмотрел нормативно-правовую базу, регламентирующую обучение в клинической ординатуре и подготовку к первичной специализированной аккредитации.

Круглый стол "Цифровые технологии в медицинском образовании" был призван показать возможности электронного образования и помочь преподавателям высшей школы научиться преподавать по-новому как в рамках вузовской подготовки, так и на этапе последипломного обучения врачей.

Среди представленных материалов живой интерес был проявлен к докладу доктора медицинских наук, профессора Л.И. Ратниковой, заведующей кафедрой инфекционных болезней ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России. В своем выступлении она поделилась опытом применения цифровых технологий в рамках непрерывного медицинского образования и отметила, что мы отходим от традиционных технологий повышения квалификации в пользу удобных для врача форм получения знаний.

Тема межличностного взаимодействия преподавателя и студента в условиях сетевой организации образовательного процесса была проанализирована заведующим кафедрой педагогики и психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, член-корреспондентом РАО, доктором педагогических наук, профессором М.А Лукацким. Он обратил внимание на существующий повод для опасений - отсутствие прямого и непосредственного контакта учителя и ученика повлияет на качество обучения, особенно в высшей медицинской школе, так как речь идет о подготовке врача-практика, который должен уметь выстраивать коммуникации с пациентами, а не с компьютером.

В ходе работы круглого стола "Стратегия борьбы с инфекционными болезнями в рамках национальных проектов" была обсуждена следующая проблема: персонифицированный и предиктивный подход как инструмент снижения бремени социально значимых инфекционных болезней на модели хронических вирусных гепатитов. Материалы докладов профессоров О.О. Знойко, Е.А. Климовой и В.Х. Фазы-лова привлекли к себе внимание и вызвали заинтересованное обсуждение.

Итог работы круглых столов и обсуждения пленарных докладов - формирование единодушного мнения о том, что электронное образование займет свою нишу в учебном процессе на кафедрах инфекционных болезней. Было предложено запустить пилотный проект по разработке электронного учебника для студентов лечебных и педиатрических факультетов по инфекционным болезням. Концепция электронных учебников состоит в том, чтобы сделать их не просто заменителями бумажных пособий, а инструментом обучения с расширенными возможностями по сравнению с традиционными учебниками. Основное преимущество электронного учебника - интерактивность.

На первом этапе пилотного проекта необходимо будет определиться с дизайном и перечнем нозологических форм, которые войдут в электронный учебник. Возможно, это в первую очередь социально значимые инфекционные болезни. Основной акцент на этом этапе должен быть на разработке компьютерной программы и структурировании учебного материала. Второй этап - представление материала по отдельным нозологическим формам по единой структурированной модели. В электронный учебник должны входить также интерактивные блоки контрольно-измерительных материалов.

Третий этап - ведение и обслуживание разработанного электронного учебника, так как вся учебная информация должна будет обновляться и дополняться.

Готовность современных студентов работать с электронными учебниками, по всей видимости, повысит мотивацию и их интерес к изучению дисциплины "Инфекционные болезни".

Членам УМК по инфекционным болезням было предложено разработать учебно-методическое пособие для преподавания дисциплины "Инфекционные болезни" на стоматологическом факультете, так как возникла необходимость унифицировать учебный процесс в этом сегменте. Было высказано единодушное мнение о необходимости включения в рабочие программы тематических циклов последипломного образования врачей как обязательного модуля по иммунопрофилактике инфекционных болезней.

Участники расширенного заседания УМК отметили высокий научный уровень представленной информации и рекомендовали широко использовать в учебном процессе на кафедрах инфекционных болезней учебно-методического пособия "Инфекционные болезни. Руководство к практическим занятиям".

Неформальное общение участников расширенного заседания УМК по инфекционным болезням позволило определить актуальные проблемы, требующие профессионального обсуждения.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»