Расширенные заседания Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням Координационного совета по области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (далее УМК) проводят для принятия взвешенного коллегиального решения об инновации учебного процесса. Тематика прошедшей 10-11 октября 2019 г. научно-практической конференции "Инфекционные болезни: лучшие учебные и лечебные практики - основа электронного образования", в рамках которой состоялось расширенное заседание УМК, отражала общую тенденцию в образовании, что, в свою очередь, связано с цифровой глобализацией. В настоящее время основной тренд в образовательном процессе - широкое использование цифровых технологий, внедрение которых в практику кафедр инфекционных болезней вполне созвучно требованиям времени.
В работе расширенного заседания УМК приняли участие 207 человек, в том числе заместитель министра здравоохранения РФ С.А. Краевой, который открыл работу научно-практической конференции, 2 ректора медицинских вузов, 3 проректора по учебной работе, 21 заведующий кафедрами инфекционных болезней, 58 практикующих врачей, 112 преподавателей и студенты московских медицинских вузов.
В программном выступлении председателя УМК академика РАН, доктора медицинских наук, профессора Н.Д. Ющука было отмечено, что цифровые технологии уже широко используют в общеобразовательной средней школе. Это положение было подкреплено конкретными примерами, в частности разработкой Яндекс-учебника - электронной библиотеки по всем школьным предметам; олимпиады в электронной форме, интерактивные доски, которые имеются практически во всех московских школах, электронный журнал, включающий триаду ученик-учитель-родитель. И все это работает в онлайн-режиме, т.е. начальная школа уже вошла в электронное образование, и приходящие в университет абитуриенты, а в будущем - студенты знакомы с цифровыми технологиями, используемыми в образовательном процессе. В связи с этим студент-первокурсник готов к работе в электронной образовательной среде.
В высшей школе тоже много разработано для внедрения электронных технологий в образовательный процесс. В качестве примеров были приведены электронный ресурс непрерывного медицинского образования, расположенный на сайте Минздрава России, виртуальные поликлиники, вебинары, электронная история болезни и т.д. В медицинских университетах также много сделано: это и работа в личном кабинете студента, онлайн-трансляции лекций ведущих профессоров и др.
В своем выступлении Н.Д. Ющук отметил, что любая инновация как отражение научно-технического прогресса имеет как положительные, так и отрицательные аспекты.
И если к положительному аспекту можно отнести сложившуюся ситуацию: готовность студента к электронному образованию, так как социум уже активно вошел и использует цифровые технологии в повседневной жизни, то к отрицательному аспекту - увеличение продолжительности экранного времени, т.е. времени работы за монитором. За последние 5 лет это время увеличилось в 2-3 раза.
Прошедшее расширенное заседание УМК с привлечением заведующих кафедрами инфекционных болезней в первую очередь рассмотрело вопросы использования электронных технологий в работе кафедр инфекционных болезней: была сделана попытка определить место и объем электронного образовании в преподавании дисциплины "Инфекционные болезни". Академик Н.Д. Ющук подчеркнул, что в ходе обсуждения проблем электронного образования начата дискуссия и, по-видимому, будет больше поставлено вопросов, чем получено ответов на эти вопросы. Однако эту дискуссию необходимо начать.
На расширенном заседании УМК основными вопросами обсуждения стали: состояние инфекционной службы России - пути ее совершенствования, роль и место цифровых технологий в образовательном процессе в высшей медицинской школе и на кафедрах инфекционных болезней, иммунопрофилактика инфекционных болезней - достижения и проблемы.
В приветственном слове заместителя министра С.А. Краевого было отмечено, что в июле 2019 г. начался проект паспортизации инфекционной службы, цель которого - обеспечение биологической безопасности путем создания единой организационной и методической структуры управления мероприятиями по мониторингу, профилактике, диагностике и лечению инфекционных болезней.
В аналитическом докладе руководителя Высшей школы организации и управления здравоохранением - Комплексного медицинского консалтинга доктора медицинских наук, профессора Г.Э. Улумбековой, который вызвал живую дискуссию, была дана всеобъемлющая характеристика состояния инфекционной службы, определены пути снижения заболеваемости и смертности.
Дорожная карта совершенствования инфекционной службы и ее концепция развития до 2035 г. с учетом кадрового потенциала, паспортизации инфекционной службы была представлена в выступлении главного внештатного специалиста по инфекционным болезням Минздрава России профессор Е.Ю. Малинниковой.
Проректор по учебной работе Сеченовского университета Т.М. Литвинова в своем выступлении сконцентрировала внимание на цели и задачах, стоящих перед Институтом электронного медицинского образования: разработке Национальной платформы цифрового медицинского образования. Особенностям приема в ординатуру по специальности 31.08.35 "Инфекционные болезни" было посвящено выступление проректора по учебной работе ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, академика РАН, профессора И.В. Маева, в котором он рассмотрел нормативно-правовую базу, регламентирующую обучение в клинической ординатуре и подготовку к первичной специализированной аккредитации.
Круглый стол "Цифровые технологии в медицинском образовании" был призван показать возможности электронного образования и помочь преподавателям высшей школы научиться преподавать по-новому как в рамках вузовской подготовки, так и на этапе последипломного обучения врачей.
Среди представленных материалов живой интерес был проявлен к докладу доктора медицинских наук, профессора Л.И. Ратниковой, заведующей кафедрой инфекционных болезней ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России. В своем выступлении она поделилась опытом применения цифровых технологий в рамках непрерывного медицинского образования и отметила, что мы отходим от традиционных технологий повышения квалификации в пользу удобных для врача форм получения знаний.
Тема межличностного взаимодействия преподавателя и студента в условиях сетевой организации образовательного процесса была проанализирована заведующим кафедрой педагогики и психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, член-корреспондентом РАО, доктором педагогических наук, профессором М.А Лукацким. Он обратил внимание на существующий повод для опасений - отсутствие прямого и непосредственного контакта учителя и ученика повлияет на качество обучения, особенно в высшей медицинской школе, так как речь идет о подготовке врача-практика, который должен уметь выстраивать коммуникации с пациентами, а не с компьютером.
В ходе работы круглого стола "Стратегия борьбы с инфекционными болезнями в рамках национальных проектов" была обсуждена следующая проблема: персонифицированный и предиктивный подход как инструмент снижения бремени социально значимых инфекционных болезней на модели хронических вирусных гепатитов. Материалы докладов профессоров О.О. Знойко, Е.А. Климовой и В.Х. Фазы-лова привлекли к себе внимание и вызвали заинтересованное обсуждение.
Итог работы круглых столов и обсуждения пленарных докладов - формирование единодушного мнения о том, что электронное образование займет свою нишу в учебном процессе на кафедрах инфекционных болезней. Было предложено запустить пилотный проект по разработке электронного учебника для студентов лечебных и педиатрических факультетов по инфекционным болезням. Концепция электронных учебников состоит в том, чтобы сделать их не просто заменителями бумажных пособий, а инструментом обучения с расширенными возможностями по сравнению с традиционными учебниками. Основное преимущество электронного учебника - интерактивность.
На первом этапе пилотного проекта необходимо будет определиться с дизайном и перечнем нозологических форм, которые войдут в электронный учебник. Возможно, это в первую очередь социально значимые инфекционные болезни. Основной акцент на этом этапе должен быть на разработке компьютерной программы и структурировании учебного материала. Второй этап - представление материала по отдельным нозологическим формам по единой структурированной модели. В электронный учебник должны входить также интерактивные блоки контрольно-измерительных материалов.
Третий этап - ведение и обслуживание разработанного электронного учебника, так как вся учебная информация должна будет обновляться и дополняться.
Готовность современных студентов работать с электронными учебниками, по всей видимости, повысит мотивацию и их интерес к изучению дисциплины "Инфекционные болезни".
Членам УМК по инфекционным болезням было предложено разработать учебно-методическое пособие для преподавания дисциплины "Инфекционные болезни" на стоматологическом факультете, так как возникла необходимость унифицировать учебный процесс в этом сегменте. Было высказано единодушное мнение о необходимости включения в рабочие программы тематических циклов последипломного образования врачей как обязательного модуля по иммунопрофилактике инфекционных болезней.
Участники расширенного заседания УМК отметили высокий научный уровень представленной информации и рекомендовали широко использовать в учебном процессе на кафедрах инфекционных болезней учебно-методического пособия "Инфекционные болезни. Руководство к практическим занятиям".
Неформальное общение участников расширенного заседания УМК по инфекционным болезням позволило определить актуальные проблемы, требующие профессионального обсуждения.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.