Клинико-патогенетическое обоснование применения меглюмина натрия сукцината в лечении больных рожей

Резюме

Цель - определение клинической эффективности применения меглюмина натрия сукцината у больных рожей.

Материал и методы. Проведено клинико-лабораторное исследование с включением 170 больных рожей. Методом случайно-выборочного распределения пациенты были разделены на 2 группы: 1-я группа (81 человек) получала меглюмина натрия сукцинат дополнительно к стандартной терапии, 2-я группа (89 человек) - стандартную терапию. Меглюмина натрия сукцинат - 1,5% раствор для инфузий, который вводили больным 1-й группы внутривенно капельно со скоростью <90 кап./мин из расчета 10 мл/кг массы тела 1 раз в сутки, курс - не более 3 сут. Больные 2-й группы получали сопоставимые объемы глюкозосолевых растворов по аналогичной схеме. Клиническую эффективность различных вариантов терапии оценивали по скорости купирования синдрома общей интоксикации и синдрома местных воспалительных изменений у наблюдавшихся пациентов. Дополнительно анализировали влияние различных схем лечения на динамику изменения лабораторных показателей, отражающих интенсивность процессов перекисного окисления липидов (ПОЛ) и активности антиоксидантной системы (АОС) - ПОЛ/АОС. Полученные материалы обработаны с помощью методов непараметрической статистики.

Результаты и обсуждение. Обоснована целесообразность коррекции системы ПОЛ/АОС у больных рожей. Использование препарата меглюмина натрия сукцината при роже достоверно (p<0,05) сокращало продолжительность синдрома общей интоксикации (при нетяжелом течении - на 22%, при тяжелом течении - на 18%) и продолжительность местных воспалительных изменений (при нетяжелом течении - на 17%, при тяжелом течении - на 19%). Установлен двойственный (антиоксидантный и прооксидантный) эффект меглюмина натрия сукцинат у больных рожей.

Заключение. Продемонстрирована высокая клиническая эффективность меглюмина натрия сукцинат у больных рожей.

Ключевые слова:рожа, меглюмина натрия сукцинат, клиническое исследование, свободнорадикальное окисление, перекисное окисление липидов, антиоксидантная система

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7, № 3. С. 133-138. doi: 10.24411/2305-3496-2018-13019.

Рожа по-прежнему сохраняет свою актуальность и имеет большое медико-социальное и экономическое значение [1, 2]. Среди возбудителей рожи преобладает стрептококк, однако в ряде исследований показано наличие частой ассоциации стрептококка с другими микроорганизмами, в частности со стафилококком, что негативно отражается на клинической картине, прогнозе заболевания и требует более внимательного отношения к выбору адекватной терапевтической стратегии [3, 4]. Наличие объективных и субъективных сложностей в диагностике рожи отражает актуальность проблемы, но и своевременно поставленный диагноз не является гарантией успеха лечения больных [5-8]. Применение у больных рожей лекарственных средств патогенетической направленности ускоряет реконвалесценцию, положительно влияет на динамику клинических и значимых лабораторных показателей, снижает риск развития осложнений и рецидивов [9, 10]. Кроме этого, в патогенезе имеют значение процессы перекисного окисления липидов (ПОЛ) и активности антиоксидантной системы (АОС), образующих систему ПОЛ/ АОС, которые недостаточно изучены, а также ведется поиск современных, эффективных подходов к патогенетической терапии.

Использование препарата меглюмина натрия сукцината (реамберин) при инфекционных заболеваниях различной этиологии подтвердило его высокую клиническую эффективность, обусловленную в том числе корригирующим воздействием в системе ПОЛ/АОС [11, 12].

Цель работы - определение возможности коррекции функционирования системы ПОЛ/АОС применением меглюмина натрия сукцината и оценка его клинической эффективности у больных рожей.

Материал и методы

Под наблюдением находились 170 больных с диагнозом "рожа", госпитализированных в инфекционное отделение Городской клинической больницы № 8 г. Челябинска. Диагноз был установлен на основании жалоб пациентов, анамнеза, объективных данных и результатов лабораторных исследований в соответствии с клинической классификацией В.Л. Черкасова. Среди обследованных пациентов женщины составили 55%, мужчины - 45%. Возрастная медиана - 55 лет. Структура клинических вариантов рожи представлена на рисунке.

В 61% случаев наблюдали первичную или повторную рожу, а у 39% пациентов - рецидивирующее течение. Локализованная форма рожи установлена у 66%, а распространенная - у 34% наблюдавшихся больных. У большинства пациентов рожа протекала в виде легких (7%) или среднетяжелых форм (78%), а тяжелая форма отмечена лишь у 15% госпитализированных в стационар больных.

Проведено распределение пациентов на две сопоставимые по клиническим и лабораторным параметрам группы: в 1-й группе (81 пациент) к стандартной терапии назначали меглюмина натрия сукцинат, во 2-й группе (89 пациентов) назначали стандартную терапию с использованием глюкозосолевых растворов. Общепринятая терапия рожи заключалась в назначении антибактериальных, противовоспалительных, десенсибилизурующих средств и, по показаниям, антисептических и противовоспалительных средств местно.

Препарат меглюмина натрия сукцинат (реамберин) обладает дезинтоксикационным, антигипоксическим и антиоксидантным действием, выпускается в виде 1,5% раствора для инфузий.

Больные 1-й группы получали препарат в виде внутривенных инфузий (<90 кап./мин из расчета 10 мл/кг массы тела однократно в сутки), курс лечения составил <3 сут. Больным 2-й группы вводили сопоставимые объемы глюкозо-солевых растворов по аналогичной схеме.

Клинико-лабораторные показатели больных рожей изучали с учетом стратификации пациентов в зависимости от степени тяжести заболевания.

Клиническую эффективность примененных вариантов терапии оценивали по эффективности купирования основных клинических проявлений рожи: синдрома общей интоксикации [интегральный показатель (М±т) симптомов: астения, цефалгия, повышение температуры тела, анорексия] и синдрома местных воспалительных изменений [интегральный показатель (М±т) симптомов: эритема, геморрагии, буллы, локальный отек и болезненность, регионарный лимфаденит].

Дополнительно анализировали влияние различных схем лечения на динамику изменения лабораторных показателей, отражающих функционирование системы ПОЛ/АОС.

Параметры ПОЛ/АОС сопоставляли с аналогичными показателями здоровых людей (контроль), сформированных из 30 условно здоровых мужчин и женщин в возрасте 30-50 лет.

Спектрофотометрическим методом с раздельной регистрацией липопероксидов в гептановой (Г) и изопропанольной (И) фазах липидного экстракта сыворотки крови больных рожей определяли содержание продуктов свободнорадикального (перекисного) окисления липидов (ПОЛ) [13].

В гептановую фазу липидного экстракта экстрагируются в основном нейтральные липиды; в изопропанольную фазу - фосфолипиды, являющиеся одним из важнейших структурных компонентов биологических мембран клетки. Принцип метода основывается на установлении содержания продуктов ПОЛ в плазме по поглощению липидным экстрактом монохроматического светового потока в ультрафиолетовой и видимой области спектра:

■ Е232/Е220 - относительное содержание диеновых конъюгатов (ДК) - первичные продукты ПОЛ: Г1 - гептановая фаза; И1 - изопропанольная фаза;

■ Е278/Е220 - относительное содержание кетодиенов и сопряженных триенов (КДиСТ) - вторичные продукты ПОЛ: Г2 - гептановая фаза; И2 - изопропанольная фаза;

■ Е400/Е220 - относительное содержание оснований Шиффа (ОШ) - конечные продукты ПОЛ: Г3 - гептановая фаза; ИЗ - изопропанольная фаза, где Е220, Е232, Е278, Е400 - оптические плотности экстрактов.

Все показатели, характеризующие ПОЛ, выражали в единицах индексов окисления (ЕДИО).

Активность фермента супероксиддисмутазы (СОД) антиоксидантной системы (АОС) в сыворотке крови определяли по общепринятой методике [12, 13]. За единицу активности СОД принимали 50% торможение реакции восстановления нитросинего тетразолия (НСТ); активность фермента выражалась в условных единицах на 1 мл сыворотки крови (УЕ/мл).

Содержание продуктов ПОЛ и активность АОС в периферической крови пациентов определяли в динамике: 1-е исследование - в момент госпитализации (период разгара болезни); 2-е исследование - по окончании терапии, перед выпиской из стационара (период реконвалесценции).

Статистическая обработка данных выполнена с использованием компьютерной программы Statistica для Windows (версия 6). Рассчитаны величины средней арифметической и стандартной ошибки (М±т). Межгрупповое сравнение показателей проведено с использованием критериев Вальда-Вольфовица, Колмогорова-Смирнова, Манна-Уитни. Показатели ПОЛ/АОС в динамике сравнивали с использованием критерия Вилкоксона. Различия считали статистически значимыми при значении p<0,05, что согласуется со стандартами, используемыми при проведении медико-биологических исследований.

Результаты и обсуждение

Интенсивность процессов ПОЛ и активность АОС с учетом стратификации пациентов в зависимости от степени тяжести заболевания наблюдавшихся больных рожей представлена в табл. 1.

Значимость межгрупповых различий оценивали с помощью непараметрических критериев Манна-Уитни, Вальда-Вольфовица, Колмогорова-Смирнова, Вилкоксона.

Представленные в табл. 1 данные свидетельствуют о том, что у больных рожей со среднетяжелым течением в разгаре болезни и в период реконвалесценции достоверно выше содержание первичных продуктов ПОЛ (Г1), снижена сывороточная активность фермента АОС (СОД). Однако концентрация первичных продуктов ПОЛ (Г1) достоверно нарастает в фазе реконвалесценции по сравнению с острой стадией заболевания.

У больных рожей с тяжелым течением инфекционного процесса в периоде реконвалесценции сохранялось повышенное содержание первичных продуктов ПОЛ (Г1), а сывороточная активность СОД у данных пациентов была достоверно ниже на протяжении всего заболевания. Однако в острой стадии инфекционного процесса сывороточная активность СОД у пациентов с тяжелой степенью тяжести достоверно превышала аналогичный показатель, наблюдаемый у больных с нетяжелой степенью.

Продолжительность основных клинических проявлений рожи в зависимости от варианта проводимой терапии и с учетом стратификации пациентов по степени тяжести представлена в табл. 2.

Как следует из данных табл. 2, применение меглюмина натрия сукцината в лечении больных рожей позволяло статистически значимо сократить продолжительность интоксикации на 22% при среднетяжелом течении рожи и на 18% при ее тяжелом течении. Отмечено сокращение продолжительности местных воспалительных изменений на 17% при среднетяжелом течении рожи и на 19% при ее тяжелом течении.

Результаты оценки интенсивности процессов ПОЛ и активность АОС в зависимости от варианта проводимой терапии представлены в табл. 3.

Как следует из данных, представленных в табл. 3, включение препарата меглюмина натрия сукцината в лечение больных рожей сопровождалось корригирующим воздействием в отношении системы ПОЛ/АОС.

Антиоксидантные эффекты препарата при назначении больным рожей (1-я группа) подтверждены достоверным снижением концентрации вторичных продуктов ПОЛ (Г2) у больных с тяжелым течением болезни и статистически значимым уменьшением содержания первичных продуктов ПОЛ (И1) у больных со средней степенью тяжести.

Полученные данные о состоянии системы ПОЛ/АОС у больных рожей позволяют считать, что имеет место интенсификация процессов ПОЛ и истощение функциональных возможностей АОС. Обнаруженные сдвиги наблюдаются как в разгар заболевания, так и в период ранней реконвалесценции, что отражает длительно сохраняющиеся нарушения гомеостаза у пациентов с рожей, несмотря на положительную динамику клинических проявлений заболевания на фоне проводимой терапии. Анализ взаимодействия ПОЛ/АОС у больных рожей в зависимости от степени тяжести выявил нарастание интенсивности процессов ПОЛ независимо от степени тяжести заболевания и повышение активности АОС у пациентов с более тяжелым течением, что, по-видимому, можно расценивать как компенсаторную реакцию организма в ответ на более тяжелое течение инфекционного процесса.

Оценка клинической эффективности применения препарата меглюмина натрия сукцината у больных рожей выявила достоверное сокращение продолжительности ведущих клинических синдромов заболевания у пациентов 1-й группы.

Таким образом, в представленной работе показано, что у больных рожей наблюдали интенсификацию процессов свободнорадикального окисления (ПОЛ) и угнетение функциональной активности АОС, что обосновывает необходимость патогенетической коррекции системы ПОЛ/АОС у пациентов. Полученные данные расширяют представления о патогенезе рожи и позволяют рекомендовать препарат меглюмина натрия сукцинат в качестве средства патогенетической терапии при данной инфекционной патологии.

Литература

1. Леванович В.В., Тимченко В.Н. Эволюция стрептококковой инфекции : руководство для врачей. СПб. : СпецЛит, 2015. 495 с.

2. Ратникова Л.И., Шип С.А. Современные клинико-лабораторные и гендерные особенности рожи // Эпидемиол. и инфекц. бол. 2013. № 3. С. 19-21.

3. Еровиченков А.А., Домонова Э.А., Потекаева, С.А. и др. Современные молекулярно-биологические методы в изучении этиологии буллезно-геморрагической формы рожи нижних конечностей // Инфекц. бол. 2016. Т. 14, № 2. С. 6-12.

4. Троицкий В.И., Еровиченков А.А., Потекаева С.А. и др. Разнообразие выявляемых возбудителей у больных рожей // Эпидемиол. и инфекц. бол. 2015. Т. 20, № 2. С. 34-37.

5. Ратникова Л.И., Шип С.А., Иванькова Г.И. и др. Дифференциальная диагностика рожи с заболеваниями хирургического профиля // Журн. инфектологии. 2016. Т. 8, № 2. С. 80-81.

6. Нагоев Б.С., Маржохова А.Р. Динамика некоторых показателей эндогенной интоксикации при роже // Эпидемиол. и инфекц. бол. Актуальные вопросы. 2013. № 3. С. 33-39.

7. Лучшев В.И., Жаров С.Н., Кузнецова И.В. Рожа: клиника, диагностика, лечение // Рос. мед. журн. 2012. № 3. С. 42-44.

8. Еровиченков А.А., Потекаева С.А., Анохина Г.И. Лечение рожи: современные аспекты // Фарматека. 2010. № 4. С. 48-51.

9. Ахмедов Д.Р., Билалова С.К., Пашаева Р.А. и др. Современные аспекты патогенетической терапии рожи // Инфекц. бол. 2014. Т. 12, № 4. С. 56-64.

10. Орлова С.Н., Аширова А.Б., Довгалюк Б.Н. Клинико-лабораторная эффективность тилорона в комплексной терапии рецидивирующей рожи // Дальневосточ. журн. инфекц. патол. 2011. № 19 (19). С. 35-40.

11. Тихонова Е.О., Ляпина А.А., Шульдяков А.А. и др. Целесообразность включения сукцинат содержащего препарата реамберин в комплексную терапию острых кишечных инфекций // Экспер. и клин. гастроэнтерол. 2017. № 2 (138). С. 77-85.

12. Волчегорский И.А., Правдин Е.В., Поспелова А.В. и др. Влияние производных 3-оксипиридина и янтарной кислоты на размножение бактерий в периодических культурах // Экспер. и клин. фармакол. 2016. Т. 79, № 4. С. 29-34.

13. Волчегорский И.А., Налимов А.Г., Яровинский Б.Г. Сопоставление различных подходов к определению продуктов перекисного окисления липидов в гептан-изопропанольных экстрактах крови // Вопр. мед. химии. 1989. Т. 35, № 1. С. 127-131.

References

1. Levanovich V.V., Timchenko V.N. The evolution of Streptococcal infection: a guide for physicians. Saint Petersburg: Spetslit. 2015: 495 p. (in Russian)

2. Ratnikova L.I., Ship S.A. Modern clinico-laboratory and gender features of erysipelas. Epidemiologiya i infektsionnye bolezni [Epidemiology and Infectious Diseases]. 2013; (3): 19-21. (in Russian)

3. Erovichenkov A.A., Domonova E.A., Potekayeva. S.A., et al. Modern molecular-biological methods in the study of the etiology of bulloushemorrhagic form of erysipelas of lower extremities. Infektsionnye bolezni [Infectious Diseases]. 2016; 14 (2): 6-12. (in Russian)

4. Troitskiy V.I., Erovichenkov A.A., Potekayeva S.A., et al. Diversity of detectable pathogens in patients with erysipelas. Epidemiologiya i infektsionnye bolezni [Epidemiology and Infectious Diseases]. 2015; 20 (2): 34-7. (in Russian)

5. Ratnikova L.I., Ship S.A., Ivankova G.I., et al. Differential diagnosis of erysipelas with diseases of the surgical profile. Zhurnal infektologii [Journal of Infectology]. 2016; 8 (2): 80-1. (in Russian)

6. Nagoyev B.S., Marzhokhova A.R. Dynamics of some indices of endogenous intoxication in case of an erysipelas. Epidemiologiya i infektsionnye bolezni. Aktual’nye voprosy [Epidemiology and Infectious Diseases. Actual Issues]. 2013; 3: 33-9. (in Russian)

7. Luchshev V.I., Zharov S.N., Kuznetsova I.V. Erysipelas: clinic, diagnostics, treatment. Rossiyskiy meditsinskiy zhurnal [Russian Medical Journal]. 2012; 3: 42-4. (in Russian)

8. Erovichenkov A.A., Potekayeva S.A., Anokhina G.I. Treatment of erysipelas: modern aspects. Farmateka [Pharmateca]. 2010; 4: 48-51. (in Russian)

9. Akhmedov D.R., Bilalova S.K., Pashayeva R.A., et al. Modern aspects of pathogenetic therapy of erysipelas. Infektsionnye bolezni [Infectious Diseases]. 2014; 12 (4): 56-64. (in Russian)

10. Orlova S.N., Ashirova A.B., Dovgalyuk B.N. Clinical and laboratory efficacy of tylorone in the complex therapy of recurrent erysipelas. Dal’nevostochnyi zhurnal infektsionnoy patologii [Far East Journal of Infectious]. 2011; 19 (19): 35-40. (in Russian)

11. Tikhonova E.O., Lyapina A.A., Shuldyakov A.A., et al. The expediency of including succinate containing reamberin preparation in the complex therapy of acute intestinal infections. Eksperimental’naya i klinicheskaya gastoenterologiya [Experimental and Clinical Gastroenterology]. 2017; 2 (138): 77-85. (in Russian)

12. Volchegorskiy I.A., Pravdin E.V., Pospelova A.V., et al. Influence of 3-hydroxypyridine and succinic acid derivatives on bacterial growth in periodic cultures. Eksperimental’naya i klinicheskaya farmakologiya [Experimental and Clinical Pharmacology]. 2016; 79 (4): 29-34. (in Russian)

13. Volchegorskiy I.A., Nalimov A.G., Yarovinskiy B.G. Comparison of different approaches to the determination of lipid peroxidation products in heptane-isopropanol extracts of blood. Voprosy meditsinskoy khimii [Problems of Medical Chemistry]. 1989; 35 (1): 127-31. (in Russian)

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»