Организация здоровьецентрической и пациент-ориентированной модели образования и работы врача

Резюме

В статье показаны негативные особенности нозоцентрической модели и значимость здоровьецентрической пациент-ориентированной модели здравоохранения. Проанализированы правовые аспекты профилактической медицины и показана важность проведения профилактических мероприятий в системе учебного процесса высшей медицинской школы. Рассмотрены психолого-педагогические подходы к обучению будущих врачей профилактической работе. Для пропаганды здорового образа жизни, формирования грамотного клинического и деонтологического мышления наиболее перспективны активные методы обучения, проблемно-проектные формы лекционных и практических занятий со студентами-медиками.

Ключевые слова:высшее медицинское образование, профилактика заболеваний, инфекционные болезни, психология здоровья, здоровьесберегающее поведение, рискованное поведение

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7, № 3. С. 127-132. doi: 10.24411/2305-3496-2018-13018.

Особенности нозоцентрической медицины

Одна из самых острых проблем современной отечественной медицинской науки и практики - болезнецентрическая (нозоцентрическая) модель здравоохранения. Усилия медицинских работников в основном направлены на диагностику и лечение болезни, а не на сохранение и укрепление здоровья. Эти принципы заложены и в Федеральных государственных образовательных стандартах. Почти утрачена идея здоровья как базовой национальной ценности, основы нравственного, социального и демографического благополучия общества. Здоровье людей не является экономической и этической ценностью, а профилактическая медицина, несмотря на широкую рекламу, по сути сведена к зачаточному уровню.

Проблемы охраны (не лечения, а именно охраны!) здоровья волновали умы и сердца великих докторов всех эпох и народов. Еще древнекитайские доктора, Гиппократ, Гален, Авиценна и другие титаны врачебного искусства отстаивали 2 предназначения медицины: сохранять здоровье и лечить болезни.

Знаменитая формула античности "Лечить не болезнь, а больного" по-прежнему актуальна. Более того, признается биопсихосоциодуховная модель заболевания, предполагающая индивидуальные особенности течения любого расстройства в каждом конкретном случае и влияние духовных факторов на патогенез, симптоматику и терапию. Формально все согласны с этими постулатами и теоретически разделяют их, а на практике дело обстоит иначе. Сбор анамнеза, диагностические исследования, формулировка диагноза и тактика лечения сегодня имеют не здоровьецентрический и пациент-ориентированный, а ярко выраженный нозоцентрический характер [1, 2].

Это порождает другое уродливое явление - редукционизм: сведение сложного к простому и высшего к низшему. Узкие специалисты, разумеется, необходимы. Однако их внимание сосредотачивается преимущественно на одном органе или болезни либо на выбранном методе диагностики, лечения и т.д. Из-за особенностей мышления при узкой специализации врач нередко забывает, что человеческая личность - это единое биопсихосоциодуховное целое, которая реагирует как единое целое. Таковы скрытая сущность и сомнительные результаты врачебного редукционизма.

Нозоцентрическая медицина печально известна и феноменом "отфутболивания" ливания: пациент вынужден переходить от одного доктора к другому, получая длинные списки рекомендаций и рецептов. В итоге советы разных специалистов зачастую несовместимы, поскольку каждый лечит свое. Это формирует недоверие пациентов и подталкивает к альтернативным, оккультным оздоровительным практикам.

И отношения "врач-больной" обычно строятся по принципу субъект-объектного подхода. Врач полностью доминирует над пациентом, планируя и проводя лечебно-диагностические мероприятия. Потеря связи с истоками врачебного искусства расширяет пропасть между пациентом и врачом, а ведь основой конструктивного их взаимодействия является терапевтический альянс, обеспечивающий успех лечения и качество жизни больного.

Названные проблемы могут быть успешно решены только с позиций здоровьецентрической медицины в рамках субъект-субъектного, а точнее личностно ориентированного, индивидуального подхода к каждому пациенту. Это предполагает активность и ответственность человека (врача и больного), который сознательно старается беречь и укреплять собственное здоровье и здоровье окружающих.

Таким образом, сложившаяся в российском здравоохранении негативная ситуация требует новой политики, методологии и технологий в рамках единого стратегического пути развития отрасли - здоровьецентрического пациент-ориентированного. Однако предлагаемые способы перехода от старой к новой модели в условиях кадрового и финансового дефицита необходимо детально обсуждать. Это касается как бурно развивающегося клинического, так и гораздо менее развитого профилактического направления.

Правовые аспекты профилактической медицины

Пропаганда и создание реальных возможностей для выбора населением здорового образа жизни нуждаются в срочном принятии законодательных и нормативно-правовых актов, изменении политики на федеральном и региональном уровнях, объединении усилий государства, общества, бизнес-структур, религиозных конфессий, инициативных групп и отдельных граждан. Нужно вносить грамотные коррективы и в Федеральные государственные образовательные стандарты.

В последние годы были приняты важные документы, направленные на формирование здорового образа жизни и повышение мотивации людей к сохранению и укреплению здоровья:

■ Федеральный закон от 24.04.2008 № 51-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака";

■ Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (в ред. федеральных законов от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 31.12. 2014 № 530-ФЗ, от 30.12.2015 № 456-ФЗ, от 26.04.2016 № 115-ФЗ, от 28.12.2016 № 471-ФЗ);

■ Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017).

Особо выделим ст. 6 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в которой отмечено, что "приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских и иных работников медицинской организации, оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента" [3].

Размышляя над данной статьей Федерального закона, следует отметить, что здоровьецентричность и пациент-ориентированность медицины должны быть тесно сопряжены.

Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р утверждена Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г., а распоряжением Правительства РФ от 25.10.2010 № 1873-р - Основы государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2020 г. и план мероприятий по ее реализации. Также разработана Информационно-коммуникационная стратегия по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 г.

В 2012 г. принята Государственная программа развития здравоохранения, включающая подпрограмму № 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи". Приоритетные направления: обеспечение безопасной и комфортной физической и социальной среды обитания человека, мотивирование населения к сохранению здоровья и формирование ответственности за него.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования третьего поколения, специалист по направлению подготовки "лечебное дело" и "стоматология" в профилактической и психолого-педагогической деятельности призван решать следующие задачи: осуществление мероприятий по формированию мотивированного отношения взрослого населения и подростков к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих; проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний; формирование у взрослого населения и подростков позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья; формирование у взрослого населения, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек.

Большую роль в пропаганде здорового образа жизни играют информационно-коммуникационные кампании (социальные ролики, телепередачи, радиоэфиры, печатная продукция, публикации в социальных сетях). Например, весьма популярен федеральный интернет-портал takzdorovo.ru, который посвящен здоровому образу жизни и является официальным ресурсом Минздрава России. Только в 2016 г. его посетили более 3,5 млн человек.

Во многих регионах страны активно развивается волонтерское движение и проводятся массовые акции: День донора, Всемирный день сердца, Всемирный день здоровья, Всемирный день отказа от курения, Всемирный день борьбы с инсультом.

В июле 2017 г. президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил важные проекты в области здравоохранения (протокол № 8 от 26.07.2017). Один из них - "Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медикосанитарную помощь" - предполагает построение пациент-ориентированной медицинской структуры. Ее отличительные признаки - доброжелательное отношение к больному, комфортные условия для него в зонах ожидания, открытые вежливые работники регистратуры, оптимизация логистики движения пациентов с разделением потоков на больных и здоровых, отсутствие очередей за счет правильной организации процессов и труда персонала, переход на электронный документооборот, сокращение бумажной документации [4].

Профилактика заболеваний в системе учебного процесса высшей медицинской школы

В учебном процессе медицинского вуза следует учитывать действующие нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность лечебно-профилактических организаций, тренды современных общественных дискуссий и концепции развития здравоохранения. Положительный опыт в разработке инновационного учебного процесса накоплен в ФГБОУ ВО "Московский государственный медикостоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России. Сотрудниками вуза проделана большая работа по подготовке учебных программ с ориентацией на здоровьесберегающие и оздоровительные технологии. Поданы документы для участия в Открытом конкурсе образовательных организаций высшего образования "Здоровый университет", проводимом Советом по профилактике наркомании при Совете Федерации Федерального Собрания РФ и ФГБОУ ВО "Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана".

Цели конкурса - выявление и популяризация эффективного опыта деятельности образовательных организаций высшего образования по внедрению здоровьесберегающих и оздоровительных технологий, реализации инклюзивного образования, пропаганде ценностей здорового образа жизни, профилактике наркомании среди обучающихся.

На кафедре ЮНЕСКО "Здоровый образ жизни - залог успешного развития" (далее - кафедра ЮНЕСКО) совместно с другими кафедрами ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России в рамках учебного процесса активно обсуждаются вопросы здоровьецентрической и пациент-ориентированной медицины, в частности проводятся занятия, посвященные профилактике распространения инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), ВИЧ/СПИДа, наркомании, охране репродуктивного здоровья, первичной профилактике хронических инфекционных и неинфекционных заболеваний. В соавторстве с коллегами, преподающими на кафедрах нашего вуза, коллектив кафедры ЮНЕСКО разработал комплекс учебно-методических материалов, выпустил ряд научных и популярных статей [5-13].

Сотрудники кафедры ЮНЕСКО приняли участие в конференциях и секциях, посвященных вопросам социального сиротства, биомедицинской этики и права, ВИЧ/СПИДа, ИППП, туберкулеза. Совместно с кафедрами инфекционных болезней и эпидемиологии, клинической психологии проведено обучение школьников здоровому жизненному стилю и профилактике социально обусловленных заболеваний.

Основная задача - формирование знаний и представлений о первичной профилактике ИППП, наркомании и рискованного сексуального поведения.

Особо следует выделить необходимость совершенствования гуманитарного образования будущих и практикующих врачей. Среди направлений этой работы наиболее значимы формирование основ духовно-нравственной культуры и психологического здоровья врача, деонтологически грамотного отношения к пациенту на основе принципов биоэтики, развитие созидательной гражданской позиции и готовности к участию в волонтерском движении.

Реализация этих направлений в обучении студентов базируется на формировании принципов проведения санитарно-просветительской и нравственно-просветительской работы с разными слоями населения, саногенного мышления и здоровьесберегающего поведения, готовности к профилактике различных зависимостей, социально значимых инфекционных и неинфекционных болезней, кризисной беременности, искусственных абортов, суицидальных попыток и связанных с ними осложнений. Принципиально важно, чтобы студенты сами тоже вели здоровый образ жизни, умели конструктивно преодолевать жизненные трудности, биоэтические и экзистенциальные проблемы.

С целью совершенствования педагогического процесса на портале самостоятельной работы кафедры ЮНЕСКО (http://кафедраюнеско.рф) выложены видеозаписи и презентации лекций, ведется цикловое обучение по программе "Современные подходы к овладению преподавателями высшей медицинской школы коллегами, преподающими на кафедрах нашего в образовательном процессе" (36 ч).

В весеннем семестре 2016/2017 учебного года со студентами стоматологического факультета и в осеннем семестре 2017/2018 учебного года со студентами лечебного факультета проведены практические занятия проблемно-проектного характера. Темы аудиторных занятий вызывали живой отклик и интерес: например, связанные с профилактикой искусственных абортов, ИППП и ВИЧ/СПИДа, зависимого и рискованного поведения. На практических занятиях уместны методы проблемно-проектного характера: групповое решение задач, групповая дискуссия, деловые игры, написание и обсуждение эссе. Эти методы активно используют при проведении аудиторных занятий, что позволяет формировать у студентов постулаты здоровьецентрической пациент-ориентированной медицины.

Результаты использования в учебном процессе проблемно-проектного подхода были обсуждены на расширенном заседании УМК по инфекционным болезням Координационного совета по области образования "Здравоохранение и медицинские науки", которое состоялось 10 октября 2017 г. в ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России (Сеченовский университет) в докладе "Ценностно-смысловые аспекты первичной профилактики ИППП и ВИЧ/СПИДа с учетом модели поведения обучающейся молодежи".

Таким образом, кафедрой ЮНЕСКО накоплен многолетний уникальный опыт успешной учебной, просветительской и научной деятельности в области здоровьецентрической пациент-ориентированной медицины.

Психолого-педагогические подходы к обучению профилактической работе

В качестве примера выделим такую эффективную форму взаимодействия преподавателя со студентами-медиками, как написание и обсуждение эссе после просмотра тематически подобранного художественного фильма. Эссе - это небольшое литературное произведение в свободной композиции, передающее индивидуальные впечатления, суждения и соображения о какой-либо проблеме. Студентам предлагается самостоятельно найти в Интернете художественные фильмы, затрагивающие острые вопросы инфекционных заболеваний. Обычно это фильмы о больных ВИЧ-инфекцией, ИППП и т.п.

Размышляя над ярким художественным сюжетом, студенты гораздо лучше, чем слушая монолог преподавателя, усваивают ценностно-смысловые аспекты проблем инфектологии, особенности внутренней картины болезни, мотивации и поведения пациентов, точнее характеризуют ошибочные и правильные действия врачей. Благодаря такому психолого-педагогическому подходу чисто теоретическая проблема (к примеру, заражения и вакцинации) переводится из формальной плоскости в личностно значимые переживания.

Использование в педагогическом процессе написания эссе с последующим его разбором позволяет формировать у студентов потребность в творческой профессиональной деятельности и ведении здорового образа жизни, развивать познавательные способности, клиническое и деонтологическое мышление, рефлексию и саморефлексию. Полученные на практических занятиях знания пригодятся будущим врачам в нравственно-просветительской работе среди разных групп населения (например, с подростками, склонными к рискованному поведению, или с беременными, желающими сделать аборт).

Тема профилактики инфекционных заболеваний весьма многогранна и может быть раскрыта с разных позиций. Один из способов - написание эссе по фильму "Зеркало треснуло". Это блестящая экранизация одноименной книги известной английской писательницы Агаты Кристи с Элизабет Тейлор в главной роли. Рассмотрим сюжет фильма с точки зрения инфектологии и формирования здоровьецентрической пациент-ориентированной модели медицины.

Главная героиня во время беременности переболела краснухой. Рождение умственно отсталого ребенка становится главной трагедией ее жизни, а постоянные переживания - гнетущей навязчивой идеей. Сильное впечатление производит сцена общения матери с единственным ребенком-инвалидом. Показана клиническая картина, вызванная тератогенным действием вируса на плод. Спустя много лет несчастная мать случайно узнает, что заразилась краснухой от свой поклонницы. В порыве мщения главная героиня отравила ее. В ходе расследования убийства детективом мисс Марпл героиня поняла, что скоро будет, разоблачена и покончила жизнь самоубийством. Вот итоги внутриутробного заражения ребенка вирусом краснухи: рождение и жизнь психически недееспособного инвалида, непрерывные страдания матери, закончившиеся убийством и самоубийством.

Творчески анализируя все это, студенты хорошо осознают отдаленные последствия нерешенных проблем инфек-тологии и приходят к серьезному выводу: предотвратить подобные трагедии можно методом вакцинации нерожавших женщин. Крайне важно, чтобы аудитория сделала такое заключение самостоятельно, без давления со стороны преподавателя. Это закрепляется в сознании лучше, чем вывод, навязанный извне. Работа педагога заключается в том, чтобы подвести студента к очевидному заключению, но последнее слово оставить за ним.

Написание и обсуждение эссе позволяет обучающимся глубже разобраться в основах здоровьецентрической пациент-ориентированной медицины. Суть этого подхода емко выразил президент ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, академик РАН Н.Д. Ющук: "Ныне в нашей жизни пропагандируется культ материальных благ, и в студентах прорастают практицизм и настрой на коммерцию. Но забывать об истинном призвании врача нельзя - нужно любить больного, быть готовым к самопожертвованию. Тогда будет все: и слава, и почет, и достаток" [14].

Таким образом, в деле пропаганды здорового образа жизни, формирования грамотного клинического и деонтологического мышления наиболее перспективны активные методы обучения, проблемно-проектные формы лекционных и практических занятий со студентами-медиками. В образовательные программы целесообразно включать модули, направленные на укрепление нравственного и психологического здоровья, развивающие умение проводить культурно-просветительскую работу по сохранению физического, психического и духовного здоровья. И, наконец, главное: сбор анамнеза, изучение этиологии, патогенеза, симптоматики, диагностики и терапии конкретных заболеваний не должны вытеснять на периферию подлинный центр учебного и лечебного процесса - личность и здоровье пациента! Это и есть путь от болезне- к здоровьецентрической и пациент-ориентированной медицине.

Литература

1. Гуревич К.Г., Зорин К.В. Здоровьецентрическая медицина. Опыт кафедры ЮНЕСКО Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова // Мед. газета. 15.11.2017. № 86. С. 11.

2. Зорин К.В. Об эффективности современных программ и методов работы по профилактике зависимого поведения и ВИЧ/СПИДа // Материалы научно-практической конференции "Девиантное поведение в транзитивном обществе: теория и практика". М. : НИЕВ, 2017. С. 4-8.

3. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017). URL: http://www.docs.cntd.ru/document/902312609.

4. Проект "Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь". URL: http://static.government.ru/media/files/BbKvslcSzi7i6jBsJ2Ffm22SABoAMtu1.pdf

5. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / под ред. Н.Д. Ющука, И.В. Маева, К.Г. Гуревича. М. : Перо, 2012. 659 с.

6. Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г., Антюшко Е.Д. Основы медицинской профилактики и реабилитации. М. : АлМи, 2010. 240 с.

7. Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Укрепление здоровья. М. : Профессионал, 2010. 240 с.

8. Основы здорового образа жизни / под ред. К.Г. Гуревича. М.; Пермь : МГМСУ, 2011. 276 с.

9. Зорин К.В., Топорков В.А., Матосян К.А. Проблемы формирования здорового образа жизни в высшей медицинской школе // Ежегодные чтения памяти доктора Ф.Х. Граля: альманах. Вып. 2 / сост. М.А. Гачегов, О.И. Нечаев. Пермь : АНО ДПО "Пермский институт повышения квалификации работников здравоохранения", 2017. С. 53-56.

10. Зорин К.В., Топорков В.А., Бурдюкова Е.А. Профилактика заболеваний и биоэтическое образование будущих врачей // Философские проблемы биологии и медицины. Вып. 11: Образы социального и витального в биомедицине : сб. статей. Тверь : Тверской государственный университет, 2017. С. 235-237.

11. Зорин К. МГМСУ - территория здоровья. О педагогических новациях кафедры ЮНЕСКО // Вестн. МГМСУ им. А.И. Евдокимова. 2017. № 5 (1034). С. 6.

12. Зорин К.В. Образование, служение и здоровье врача-инфекцио-ниста в современном мире // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 5. С. 34-38.

13. Гуревич К.Г., Зорин К.В. Опыт организации пропаганды здорового образа жизни среди студентов медицинского вуза // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 6. С. 33-36.

14. Ющук Н.Д. Навстречу 95-летию МГМСУ // Вестн. МГМСУ им. А.И. Евдокимова. 2017. № 6 (1035). С. 2.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»