Влияние аскаридоза на качество жизни детей школьного возраста

Резюме

Цель исследования - оценка качества жизни детей школьного возраста с кишечной стадией аска­ридоза.

Материал и методы. Обследован 51 ребенок с кишечной стадией аскаридоза в возрасте от 8 до 18 лет на базе Луганской городской многопрофильной детской больницы № 3 с 2012 по 2016 г. Контрольную группу составил 51 практически здоровый ребенок того же возраста без аскаридоза. Дети были распре­делены в зависимости от возраста в подгруппы. Диагностику аскаридоза проводили копроовоскопически методом толстого мазка по Като двукратно с интервалом 3 дня и методом флотации по Калантарян. Каче­ство жизни детей изучали с помощью опросника PedsQL 4.0 - Pediatric Quality of Life Inventory Peds QL 4.0ТМ, блок для детей 8-12 лет и блок для детей 13-18 лет. PedsQL 4.0 - Pediatric Quality of Life Inventory Peds QL 4.0ТМ, блок для детей 8-12 лет и блок для детей 13-18 лет. Статистическую обработку данных проводили при помощи компьютерных программ Microsoft Excel 7.0, Statistica 6.0.

Результаты. В группах детей с аскаридозом общий балл по опроснику был достоверно ниже, чем у детей контрольной группы: у детей младшего школьного возраста отмечено снижение баллов по шкале "Психосоциальное здоровье", а у детей старшего школьного возраста достоверно снижены баллы по всем шкалам по сравнению с показателями детей контрольной группы.

Вывод. Инвазия аскаридами негативно влияет на качество жизни детей школьного возраста по всем аспек­там. Для детей младшего школьного возраста с аскаридозом характерно снижение показателей по шкалам "Эмо­циональное функционирование" и "Школьное функционирование". Родители этих детей дали сравнительно низкую оценку по шкале "Физическое функционирование". По результатам самооценки детей старшего школь­ного возраста с аскаридозом установлено снижение показателей по всем аспектам качества жизни.

Ключевые слова:качество жизни, дети, аскаридоз, гельминтозы

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7, № 2. С. 149-154.
DOI: 10.24411/2305-3496-2018-12019.

Оценка качества жизни (КЖ) является одной из наи­более актуальных проблем современной медици­ны. В настоящее время исследования КЖ проводят практически во всех областях медицины, как клинической, так и социальной. В России, несмотря на мировую практику, проблема исследования КЖ остается недостаточно изучен­ной [1, 2]. Широкий круг специалистов разных стран сходят­ся во мнении, что показатель КЖ является весьма достовер­ным критерием оценки здоровья ребенка и эффективности применяемых медицинских технологий [2-4]. На современ­ном этапе развития медицины внедрение методик оценки КЖ позволяет оживить старый принцип "лечить пациента, а не болезнь". Проблема КЖ способна установить интересы и преимущества человека в приоритете над интересами на­уки и общества [3, 5].

Содержание понятия КЖ в педиатрии отличается от тако­вого у взрослых. Это обусловлено зависимостью детей от ро­дителей, ровесников, одноклассников. Важную роль играют развитие ребенка и демографические факторы, а также различия в системах медицинского обслуживания детей и взрослых [2, 4].

Исследование КЖ детей дает возможность дополни­тельного анализа состояния их здоровья. Благодаря много­численным исследованиям, было установлено, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей [4, 6]. Принимая во внимание особенности дет­ского возраста: отсутствие жизненного опыта, зависимость от семейных и средовых факторов, незрелость физиологи­ческих и психологических процессов, несформированность социальных отношений, оценка КЖ ребенка призвана оха­рактеризовать степень его адаптированности в медико-био­логическом и социальном плане [4, 7]. Работы по оценке этого показателя немногочисленны и посвящены, как пра­вило, особенностям изменения КЖ при определенной хро­нической патологии.

Достаточно узок круг исследований КЖ детей при ин­фекционной патологии и отдаленных последствиях болезни. Не изучен вопрос оценки КЖ детей при паразитарных инвазиях. Кишечные паразитозы, являясь наиболее распро­страненными заболеваниями среди детей, оказывают много­стороннее негативное воздействие на их здоровье. Более 270 млн детей дошкольного возраста и 600 млн детей школь­ного возраста живут в районах с интенсивной передачей возбудителей этих паразитозов и нуждаются в лечении и профилактике [8-10]. Одновременно с этим раскрыва­ются новые стороны социально-экономической значимо­сти кишечных паразитозов: их воздействие на психическое и физическое развитие детей, - что, в свою очередь, способ­ствует изменению КЖ.

Одним из наиболее распространенных кишечных гельминтозов является аскаридоз. Аскаридоз - глистная инвазия из группы геогельминтозов, возбудителем которой является нематода (круглый червь) Ascaris lumbricoides. Для аскари­доза характерны сравнительно медленное развитие болезни, хроническое течение, нередко с длительной компенсацией. Ослабляя защитные функции организма детей, паразитирование аскарид способствует созданию благоприятных усло­вий для развития различных соматических, инфекционных, аллергических, кожных, стоматологических заболеваний, нанося тем самым существенный ущерб здоровью. Так, боль в животе, утрата аппетита, уменьшение массы тела, мете­оризм, диарея, повышение температуры, анемия остаются наиболее частыми клиническими симптомами кишечной фазы аскаридоза [8]. Нередко отмечается хроническое те­чение аскаридоза, сопровождающееся нарушениями моторно-тонической функции желчевыделительной системы. Зачастую данная инвазия носит стертую форму, а паразиты, длительное время находясь в организме растущего ребенка, наносят существенный вред здоровью. И это не может не от­разиться на физическом развитии ребенка и на качестве его жизни в целом.

Цель исследования - оценка КЖ детей школьного воз­раста с кишечной фазой аскаридоза.

Материал и методы

Клиническое наблюдение и лабораторно-инструментальные исследования были проведены у 51 ребенка в возрасте 8-18 лет с кишечной стадией аскаридоза на базе Луганской городской многопрофильной детской боль­ницы № 3 в 2012-2016 гг. Контрольную группу составил 51 практически здоровый ребенок того же возраста без аска­ридоза, не состоящий на диспансерном учете, без острых, хронических и декомпенсированных заболеваний.

Дети с аскаридозом основной группы принадлежали к разным возрастным подгруппам: 1-ю подгруппу составили 18 (35,3%) человек в возрасте второго детства (мальчики 8-12 лет, девочки 8-11 лет), 2-ю подгруппу - 17 (33,3%) че­ловек подросткового возраста (мальчики 13-16 лет, девочки 12-15 лет), 3-ю подгруппу - 16 (31,4%) человек юношеского возраста (юноши 17-18 лет, девушки 16-18 лет).

Клиническое обследование каждого ребенка включало анализ амбулаторной карты, сбор жалоб с применением разработанной анкеты для более тщательной детализации, выяснение эпидемиологического анамнеза с последующим анализом актов эпидемиологического расследования ми­кроочага, оценку факторов риска, анамнез жизни, осмотр пациента. При объективном осмотре оценивали общий ста­тус детей с выявлением клинической картины и симптомов проявления глистных инвазий, проводили оценку физи­ческого развития. Инструментальные методы обследова­ния включали обзорную рентгенографию органов грудной клетки, электрокардиографию, электроэнцефалографию, УЗИ органов брюшной полости. Лабораторный комплекс исследований - клинический анализ крови, общий анализ мочи. Копроовоскопическую диагностику проводили мето­дом толстого мазка по Като двукратно с интервалом 3 дня и методом флотации по Калантарян.

Для изучения КЖ детей 8-12 лет в исследуемых группах использовали опросник Pediatric QuaLity of Lifenventory Peds QL 4.0ТМ (PedsQL 4.0), блок для детей 8-12 лет. КЖ у детей 13-15 и 16-18 лет исследовали с помощью общего опрос­ника PedsQL 4.0ТМ, блок для детей 13-18 лет. Анкетирование проводили в поликлинике по месту жительства ребенка. Родители детей обеих групп заполняли специально разрабо­танную медико-социальную анкету. Обязательным условием было раздельное заполнение опросников детьми и родите­лями для исключения взаимного влияния друг на друга. Ан­кета включала 23 вопроса, которые позволяли оценить КЖ по 4 шкалам: "Физическое функционирование", "Эмоциональ­ное функционирование", "Социальное функционирование", "Школьное функционирование", на основании которых рас­считывали суммарный балл. 3 последних шкалы формируют показатель психосоциального здоровья. Вопросы затраги­вают отношения со сверстниками, повседневную деятельность, эмоциональное состояние, школьную успеваемость. Для ответов использована 5-балльная шкала Лайкерта, при этом количество баллов варьировало от 0 ("никогда, нет проблем") до 4 ("почти всегда трудно"). Полученные ответы подвергали процедуре перекодирования по разработан­ному авторами алгоритму в 100-балльной системе, при этом уровень КЖ находится в прямой зависимости от величины набранных баллов. Опросник прошел мультицентровые ис­следования в разных странах мира и доказал свою высокую информативность и чувствительность, что говорит о его на­дежности и достоверности для оценки КЖ детей младшего школьного возраста.

Статистическую обработку данных проводили с помощью компьютерных программ Microsoft ExceL 7.0, Statistica 6.0. Выборки оценивали по характеру распределения данных. В случае отсутствия нормального распределения для стати­стического анализа использовали критерий Манна-Уитни.

Результаты и обсуждение

Анализ данных опросника показал, что КЖ детей млад­шего школьного возраста с аскаридозом было ниже, чем в контрольной группе (табл. 1).

Суммарный общий балл у детей контрольной группы 8-12 лет, как по оценке родителей (74,3±7,67), так и самих детей (78,65±6,59), был достоверно выше, чем в группе детей с аскаридозом (родители: 61,11±11,33; дети: 61,81±16,52; р<0,01). Более того, значения практически всех шкал в дан­ной возрастной группе имели достоверные различия в ос­новной и контрольной группах, что указывает на более вы­сокий уровень КЖ здоровых детей.

Исключение составила шкала "Физическое функцио­нирование", где не установлено статистически значимых отличий как по оценке родителей, так и по оценке самих детей. Показатели шкалы "Эмоциональное функционирова­ние" по оценке детей с аскаридозом (55,56±27,07; р<0,01) оказались ниже, чем в контрольной группе (80,4±14,56), при этом по оценке родителей показатели данной шкалы также значимо отличались (51,39±15,53 против 67,07±12,18; р<0,01). Такую же ситуацию выявили при анализе пока­зателей шкалы "Школьное функционирование": оценки детей с аскаридозом и их родителей были значимо ниже при сравнении с оценками контрольной группы (см. табл. 1).

При анализе показателей шкалы "Социальное функцио­нирование" были установлены значимые отличия в оценке родителей. Родители детей с аскаридозом оценили своих де-тей по данной шкале достоверно ниже, чем родители здоро­вых младших школьников (61,11±20,79 против 79,27±12,12; р<0,01).

3 показателя (эмоциональное, школьное и социальное функционирование) сформировали показатель суммарной шкалы "Психосоциальное здоровье", который по оценке как детей (58,33±18,43 против 79,04±7,23; р<0,01), так и родите­лей (56,17±12,46 против 72,43±7,7; р<0,01) оказался досто­верно ниже у детей основной группы.

При статистическом анализе результатов исследования КЖ детей подросткового и юношеского возраста был уста­новлен ряд особенностей. По оценке старших школьников с аскаридозом, общий балл был достоверно ниже в сравне­нии с оценкой детей контрольной группы (табл. 2).

Так, в основной группе детей 13-15 лет средний об­щий балл составил 65,81±6,05 (против 76,0±4,39; р<0,01), а по оценке инвазированных аскаридой детей 16-18 лет -71,31±3,93 (против 79,43±4,38; р<0,01). Проанализировав данные всех шкал, мы установили, что на суммарный пока­затель "общий балл" у детей старшего школьного возраста повлиял показатель "Физическое функционирование", который был значимо ниже в данных возрастных группах детей с аскаридозом <0,05). Это стало основным отли­чием от результатов исследования младших школьников (табл. 1).

В группе подростков с аскаридозом были установлены статистически значимые отличия во всех исследуемых шка­лах при сравнении с показателями здоровых детей того же возраста. Так, показатели шкалы "Эмоциональное функ­ционирование" в среднем составили 65,41±10,19, что до­стоверно ниже по сравнению с контрольной группой детей (73,56±9,2; р<0,05). Более значимые отличия по оценкам де­тей подросткового возраста были установлены при анализе шкал "Социальное функционирование" (71,94±10,14 про­тив 80,25±10,69; р<0,01) и "Школьное функционирование" (59,94±15,35 против 73,17±8,43; р<0,01). Соответственно и показатели суммарной шкалы "Психосоциальное здоровье" также достоверно ниже были в группе подростков с аскари­дозом: 67,76±7,25 против 75,65±4,91 <0,01). В группе стар­ших школьников 16-18 лет показатели шкалы "Социальное функционирование" не имели значимых отличий при срав­нении с контрольной группой. Однако были установлены сравнительно низкие показатели шкалы "Эмоциональное функционирование" (76,38±8,75 против 81,45±6,49; р<0,01) и "Школьное функционирование" (67,44±15,13 против 78,55±7,53), что отразилось на показателях суммарной шкалы "Психосоциальное здоровье" (71,38±5,32 против 79,43±4,61; р<0,01).

Оценка родителями КЖ их детей несколько отличалась от самооценки юных респондентов (табл. 3).

Суммарный общий балл также был достоверно ниже в основной группе детей: как у подростков (66,96±5,85 против 75,36±5,07; р<0,01), так и у старших школьников 16-18 лет (71,13±6,19 против 79,61±4,86; р<0,01).

Анализ всех шкал опросника показал, что, по оценкам родителей инвазированных аскаридозом детей 13-15 лет, показатели всех шкал, кроме "Физического функциони­рования", были достоверно ниже по сравнению с оцен­кой родителей здоровых детей того же возраста. По шкале "Эмоциональное функционирование" среднее значение составило 60,24±12,72 балла, в то время как в контрольной группе - 71,44±10,69 <0,05), а показатели шкалы "Соци­альное функционирование" - 69,24±10,4 против 76,13±9,96 <0,05). Анализ данных шкалы "Школьное функционирова­ние", по оценке родителей детей основной группы, показал достоверно значимые различия показателей по сравнению с контрольной группой (61,94±9,39 и 74,63±11,21 соответ­ственно, р<0,01). Показатель суммарной шкалы "Психо­социальное здоровье" также был ниже в основной группе (63,8±7,61 против 74,06±5,92; р<0,01).

В группе старших школьников 16-18 лет родители дали несколько другую оценку: оценка родителей детей основной и контрольной групп по шкале "Социальное функциониро­вание" не имела значимых отличий, хотя самооценка детей основной группы была ниже (см. табл. 2). Показатели шкал "Эмоциональное функционирование" (68,13±12,43 про­тив 77,53±10,34; р<0,05) и "Школьное функционирование" (68,38±11,46 против 78,35±10,87; р<0,01), по оценке родите­лей детей 16-18 лет, оказались ниже в основной группе, чем в контрольной. Поэтому и среднее значение суммарной шкалы "Психосоциальное здоровье", по оценке родителей в данной возрастной группе, было ниже (70,85±7,33 против 78,3±6,48; р<0,01). "Физическое функционирование" родители инвазированных детей оценили сравнительно ниже (71,94±13,62 против 83,81±8,2; р<0,01), чем родители контрольной группы, что совпадает с самооценкой детей (см. табл. 2).

Таким образом, уровень КЖ детей с аскаридозом млад­шего школьного возраста ниже в сравнении с неинвазированными детьми. По оценке детей с аскаридозом досто­верным было снижение значений шкал "Эмоциональное функционирование", "Школьное функционирование" и, как следствие, суммарной шкалы "Психосоциальное здо­ровье". По оценкам родителей инвазированных детей, низ­кие показатели были выявлены по всем шкалам опросника, за исключением шкалы "Физическое функционирование". КЖ детей с аскаридозом в подростковом и юношеском воз­расте ниже по сравнению с контрольной группой детей того же возраста. При этом немаловажным является тот факт, что суммарный общий балл снижен за счет составляющих всех шкал. Суммарная шкала "Психосоциальное здоровье", по самооценке детей и их родителей, также оказалась до­стоверно ниже. Наиболее низкие показатели были уста­новлены в шкалах "Эмоциональное функционирование" и "Школьное функционирование", что указывает на влияние инвазии аскаридой на процесс обучения и психоэмоцио­нального состояния детей старшего школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Состояние, про­блемы и перспективы организации медико-социальной помощи детям // Рос. педиатр. журн. 2013. № 2. С. 4-6.

2. Никитина Н.Н., Архипова Е.И. Особенности качества жизни детей раннего возраста с учетом влияния медико-социальных фак­торов // Вестн. Новгород. гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. 2016. № 1 (92). С. 65-71.

3. Винярская И.В. Показатели качества жизни здоровых под­ростков, проживающих в разных регионах России // Общественное здо­ровье и здравоохр. 2007. № 3. С. 37-40.

4. Гурова М.М., Хмелевская И.Г. Качество жизни детей с хрониче­скими гастродуоденитами // Экспер. и клин. гастроэнтерология. 2010. № 11. С. 16-22.

5. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. М. : Союз педиатров России, 2010. 272 с.

6. Монахов М.В. Социальная характеристика семей в современной России и здоровье детей // Рос. вестн. перинатол. и педиатрии. 2008. № 1. С. 77-82.

7. Гатиятуллина Л.Р., Малиевский В.А., Винярская И.В., Конолова Г.М. Показатели качества жизни детей младшего школьного воз­раста в Республике Башкортостан // Рос. педиатр. журн. 2014. Т. 17, № 5. С. 34-38.

8. Ершова И.Б., Лохматова И.А. Возрастные особенности клиниче­ских проявлений аскаридоза у детей // Врач-аспирант. 2016. № 5 (78). С. 10-19.

9. Мочалова А.А., Ершова И.Б. Взгляд на проблему гельминтозов и паразитозов на современном этапе // Актуальная инфектология. 2014. Т. 3, № 2. C. 61-67.

10. Тимофеева А.Г., Винярская И.В. Исследование качества жизни у детей с хроническими заболеваниями // Вопр. соврем. педиатрии. 2008. Т. 7, № 6. С. 28-29.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»