Иммунопрофилактика: позитивные и негативные тенденции

РезюмеПредставлен анализ результатов социологического исследования по изучению отношения к вакцинопрофилактике различных социально-возрастных групп населения. Опрос проведен методом одномоментного анонимного анкетировании 229 студентов московских вузов и 105 практикующих врачей Москвы. Изучено распределение самооценки уровня знаний проблемы вакцинопрофилактики, информационных каналов и отношение к вакцинации. Установлены позитивные и негативные тенденции отношения к иммунопрофилактике.

Ключевые слова:социологическое исследование, иммунопрофилактика

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7, № 2. С. 84-91.
DOI: 10.24411/2305-3496-2018-12010.

С момента появления первых вакцин возникла дискус­сия о пользе или вреде вакцинации, в которую были вовлечены как медики, так и общество в целом. Пер­вый опыт применения вакцины против бешенства, разработанной Л. Пастером, стал пусковым моментом дискуссии о целесообразности использования медицинских иммуно­биологических препаратов (МИБП) с целью защиты людей от инфекции. Известно, что открытие Л. Пастера было встречено с недоверием рядом врачей, которые на заседании Медицинской академии в Париже в 1887 г. высказывали мнение о бесполезности и даже вредности лечебно-про­филактических прививок против бешенства, о ненаучности разработанного им метода получения вакцины [1]. В этот пе­риод именно работы русских врачей, в частности Н.Ф. Гама­леи, позволили доказать медицинскому сообществу пользу и эффективность предохранительных прививок. Это тем более значимо, если учесть, что в течение целого века со времени работ Э. Дженнера не было ни одного серьезного успеха в борьбе с инфекциями людей, да еще с таким распространенным заболеванием с роковым исходом, каким являлось бешенство.

За более чем 200 лет разработаны новые виды вакцин, сделаны важные открытия, касающиеся механизмов форми­рования адаптивного (поствакцинального) иммунитета, на­коплен огромный практический опыт использования МИБП. Иммунопрофилактика становится наиболее эффективным методом борьбы с инфекционными болезнями [2-5].

Проведение плановой иммунизации и прививок по эпи­демическим показаниям с использованием современных высокоиммуногенных и ареактогенных вакцин привело к значительному снижению заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами иммунопрофилактики [3, 6]. Од­нако проблема отказа от прививок и, как следствие этого, недостаточный уровень охвата населения вакцинацией акту­альны в настоящее время как для развитых в экономическом отношении стран, включая европейские, так и для России.

Дискуссия о вреде МИБП в последнее время переме­стилась на просторы Интернета. Сформировалось антивак­цинальное движение, появились антипрививочные сайты. При наборе в двух поисковых системах GoogLe и Yandex слова "Вакцинопрофилактика" ("VaccineprophyLactic") от­крываются более 170 веб-сайтов (94 русскоязычных и 82 -иноязычных). В европейских странах антипрививочное дви­жение входит в Европейский форум антипрививочной бди­тельности (European Forum for Vaccine VigiLance - EFVV).

Причины, приведшие к появлению антивакцинального движения, не новы. К ним можно отнести непонимание людьми сути вакцинации, страх перед возможным разви­тием поствакцинальных осложнений и других нежелатель­ных явлений. Поэтому наблюдается тенденция к отказам от прививок, и, как следствие, на этом фоне сохраняется забо­леваемость инфекциями, управляемыми средствами имму­нопрофилактики, среди детей и взрослых.

Детальный анализ структуры причин непривитости детей против инфекций, управляемых средствами иммунопрофи­лактики (корь, эпидемический паротит, краснуха), проведен­ный Н.В. Сергеевой и Э.В. Зиминой [7], позволил установить, что значительную долю среди них представляли отказы роди­телей от прививки. Имелась достоверная тенденция их роста с учетом временного фактора. Было выявлено, что в возраст­ной группе детей 1 года удельный вес отказов родителей от вакцинации составлял примерно 30% и занимал второе ран­говое место после медицинских отводов, а в возрасте 6 лет -70% , т.е. переместился на первое ранговое место [8].

Ряд причин недостаточного уровня охвата населения вакцинацией эксперты расширенной программы иммунизации ВОЗ выделили в особую группу, которая получила на­звание "упущенные возможности". Они могут быть связаны с индивидуальными особенностями подлежащих прививкам людей (медицинские отводы), с нарушениями в организации прививочной работы в лечебно-профилактическом учреж­дении, а также с качеством работы медицинского персонала в области иммунопрофилактики [9, 10].

Учитывая вышеизложенное, представляется целесо­образным изучение отношения к вакцинации различных групп населения, стратифицированных по возрастному и социально-профессиональному факторам, так как в до­ступной литературе данной проблеме не уделяется должного внимания.

Цель работы - оценка отношения к вакцинопрофилактике различных социально-возрастных групп населения.

Материал и методы

Проведено социологическое исследование методом одномоментного анонимного анкетировании 229 студен­тов московских вузов и 105 практикующих врачей Москвы. Анкетирование студентов было организовано в 3 вузах: ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стомато­логический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России (МГМСУ), ФГБОУ ВО "Московская государственная академия физической культуры" Минспорта России (МГАФК) и в ФГБОУ ВО "Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова" (МГХПА).

В опросе приняли участие студенты I и VI курсов лечеб­ного факультета МГМСУ, а также студенты I и II курсов МГАФК и МГХПА. Среди врачей, принявшие участие в исследова­нии, - сотрудники поликлиник ГБУЗ "Городская клиническая больница им. братьев Бахрушиных" Департамента здраво­охранения г. Москвы, ГБУЗ "Детская городская больница № 9 им. Г.Н. Сперанского" Департамента здравоохранения г. Москвы, ФГБУ "Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова" Минздрава России.

Для проведения социологического исследования была разработана адаптированная анкета из 12 вопросов. Нали­чие повторяющихся косвенных вопросов (внутренний кон­троль) позволило оценить тенденцию формирования стой­ких и неустойчивых стереотипов негативного отношения к прививкам.

Объем социологического исследования с характеристи­кой движения анкет приведен в табл. 1, из материалов кото­рой следует, что естественные потери анкет в ходе социоло­гического исследования не превысили 18,0%.

Для анализа были отобраны только те анкеты, в кото­рых все поля для ответов оказались заполнены. Всего было выбрано и проанализировано 284 анкеты. Распределе­ние респондентов по полу и возрасту приведено в табл. 2. Выборка респондентов из числа врачей была разделена на 2 страты с учетом величины медианы по возрастному фак­тору (Ме = 41 год).

Статистическая обработка полученных результатов проведена с использованием пакета программ SPSS, вер­сия 21. Различия считали статистически достоверными при р≤0,05.

Результаты и обсуждение

Анализ результатов анонимного анкетирования позволил установить, что выборка респондентов была гетерогенной по субъективной самооценке уровня знаний проблемы им­мунопрофилактики инфекционных болезней. Гистограммы распределения частот самооценки приведены на рис. 1, из материалов которого следует, что, с одной стороны, име­лась тенденция к бимодальному распределению частот, характеризующих уровень самооценки знаний, а с другой - наличие в гистограммах незначительных по численности по­лярных групп респондентов, которые оценивали свои зна­ния ниже 20% и более 80% (8,5 и 14,4% соответственно). Однако большая часть респондентов (78,5%) считали, что объем их знаний превышает 50%. При этом следует отме­тить, что среди студентов медицинского вуза выраженность гетерогенности распределения субъективной оценки знаний проблемы иммунопрофилактики менялась в зависимости от курса обучения (рис. 1, Б). Если гистограмма распределения самооценки уровня знаний студентов I курса приближалась к таковой у студентов немедицинского вуза (см. рис. 1, В), то профиль гистограммы, полученной при анализе анкет студентов VI курса, соответствовал характеру гистограммы самооценки знаний практикующими врачами (см. рис. 1, Г).

Достаточно высокая субъективная оценка респонден­тами уровня информированности по вопросам иммунопро­филактики позволяет считать, что эта проблема интересует различные социально-возрастные группы населения.

Ранжирование каналов, по которым респонденты полу­чали информацию по проблеме иммунопрофилактики, пред­ставлено на рис. 2, А-Г. Первое ранговое место как канал получения информации занимал Интернет [56,7±2,9; 95% доверительный интервал (ДИ) 51,0-62,4]. Последующие 3 места в порядке убывания значений приходились на ин­формацию, получаемую от участкового врача (38,0±2,9; 95% ДИ 32,3-43,7), родителей/родственников (33,8±2,8; 95% ДИ 28,3-39,3) и телевидения (30,1±2,7; 95% ДИ 24,8-35,4).

Следует отметить, что среди учащейся молодежи доля респондентов, указавших Интернет как информационный канал, превышала 50%, и она изменялась в зависимости от курса обучения (см. рис. 2, Б). Если 55,1±7,1% студентов I курса обучения в МГМСУ отметили, что они получали ин­формацию в сети Интернет, то к VI курсу обучения эта ве­личина статистически значимо возрастала до 79,2±5,8%, а среди практикующих врачей (см. рис. 2, В) не превышала 48,9±5,3% (р<0,05). В то же время с учетом курса обучения было отмечено достоверное снижение доли респондентов, которые получали информацию от родителей/родственни­ков (51,0±7,1 против 27,1±6,3%, р<0,05), и достоверное уве­личение значимости таких каналов информации, как телеви­дение и научные журналы (26,5 против 39,6% и 6,1 против 25,0% соответственно, р<0,05). Выявленное распределение информационных каналов у студентов VI курса соответство­вало таковому среди врачей (см. рис. 2, В).

При анализе анкет выявилось, что одним из основных ин­формационных каналов для всех групп респондентов является интернет, и это отражает современные тенденции распростра­нения информации, но вызывает и настороженность, так как в Интернет-пространстве сформировалось антипрививочное движение. В связи с этим актуальна задача научить обуча­ющуюся молодежь дифференцированно подходить к пред­ставленной в Интернете информации, особенно на веб-сайтах антипрививочного движения. Учитывая это, возрастает ответ­ственность преподавателей в формировании позитивного от­ношения к прививкам среди обучающейся молодежи.

В то же время респонденты считали, что наиболее до­стоверную информацию следует получать из официальных источников информации (научная литература, учебники и др.), которые занимали ведущее место среди врачей и студентов медиков VI курса обучения (46,8±5,1 и 46,9±7,1% соответственно). При этом Интернет как информационный канал не занимал лидирующей позиции, но среди студен­тов-немедиков его отметили 1/3 респондентов. Достаточно часто (45,4%; 95% ДИ 31,5-59,3) студенты-медики I курса и студенты-немедики упоминали в качестве информацион­ного канала, которому можно доверять, участковых прак­тикующих врачей (в том числе работающих в прививочном кабинете).

Большинство респондентов (83,3%; 95% ДИ 79,0-87,6) считали, что прививки необходимы детям и взрослым, они безопасны и защищают от инфекционных болезней. Их введение не наносит вреда организму. С этим утвержде­нием были согласны 89,8±4,3% студентов, обучающихся на VI курсе медицинского вуза против 74,5±6,2 студентов I курса (t>2, р<0,05). Среди врачей в возрастной страте до 41 года доля считавших прививки безопасными составляла 82,0±5,6%. В когорте врачей старше 41 года этот показатель возрастал до 91,4±4,1% (р<0,05). Частота упоминания дру­гих информационных каналов (родственники, телевидение, газеты, листовки) не превышала 11%.

Полученные результаты подтверждают материалы со­циологического исследования, проведенного в 2016 г. Е.Н. Лыновой и Г.В. Ильченко среди родителей, чьим детям проводили профилактические прививки [11]. Установлено, что отношение к вакцинации было положительным у 80,4% респондентов и отрицательным - у 19,6%. Среди респонден­тов 89,1% хотели бы больше знать о прививках и только 10,9% не были заинтересованы расширять свои знания по вопросам вакцинопрофилактики. В результате анкетирования выясни­лось, что 71,8% опрашиваемых родителей хотели бы получать сведения о прививках от медицинских работников; 13% -из распространяемых информационных материалов; 8,7% - из средств массовой информации и только 6,5% - от знако­мых и родственников. Приведенные материалы, отражающие отношение респондентов к прививкам и распределение ин­формационных каналов, по которым они хотели бы получать достоверную информацию, по ряду позиций совпадает с ре­зультатами анкетирования различных социально-возрастных групп, принявших участие в проведенном исследовании. Сле­дует отметить, что более 80% респондентов этих социологиче­ских исследований считали прививки безопасными.

Однако анализ результатов ответов на косвенные во­просы, включенные в анкету (внутренний контроль), по­зволил более детально оценить отношение респондентов к проведению прививок. Установлено, что в целом по вы­борке устойчивое позитивное отношение к прививкам было у 65,4%, в то же время в разной степени негативное отноше­ние к вакцинации выявлено у 34,6±2,8% (95% ДИ 29,1-40,1) респондентов, среди которых 11,4±1,9% имели устоявшееся отрицательное мнение в отношении необходимости прове­дения прививок и их безопасности. В ходе анализа матери­алов анкетирования не выявлено зависимости негативного отношения к прививкам от уровня самооценки знаний про­блемы иммунопрофилактики.

Детальный анализ распределения удельного веса ре­спондентов, имеющих негативное отношение к прививкам, с учетом социально-профессионального фактора позво­лил установить, что среди врачей, принимавших участие в анонимном анкетировании, доля имевших устоявшееся не­гативное мнение о прививках составляла 6,8±2,7%, а среди студентов МГМСУ - 10,2±3,1%. Наибольший удельный вес респондентов с негативным отношением к прививкам был выявлен среди студентов немедицинских вузов (17,3±5,9%), что имело статистически значимое отличие от аналогич­ного показателя у врачей и студентов МГМСУ (р<0,05). Не­обходимо отметить, что при анализе стратифицированных по сроку обучения групп доля респондентов с устоявшимся негативным мнением о прививках изменялась от 14,3±5,0% на I курсе до 6,1±3,4% на VI курсе и соответствовала уровню этого показателя у врачей.

Таким образом, в ходе проведенного аналитического ис­следования было установлено, что у определенной группы респондентов выявлено негативное отношение к иммунопро­филактике, которое может оказывать влияние на отказ от при­вивок и, как следствие, увеличение доли непривитых детей и взрослых. Комитет экспертов ВОЗ выделяет 3 группы при­чин отказов от вакцинации. К 1-й группе факторов отнесены философские воззрения и религиозные верования, в соответ­ствии с которыми люди, как правило, не приемлют введения МИБП, предпочитая альтернативные формы медицины, напри­мер гомеопатию. Ко 2-й группе относятся ситуативные фак­торы, такие как войны, конфликты и другие внешние обсто­ятельства, повышающие вероятность отказа от вакцинации. В 3-ю группу входят факторы, связанные с опасениями насе­ления, вызванными возможными неблагоприятными событи­ями при применении конкретных вакцин [12].

По всей видимости, доля людей с негативным отноше­нием к прививкам колеблется в пределах 3-20%, что под­тверждается рядом социологических исследований. В 2015 г. коммуникационное агентство S-Media провело исследова­ние "Отношение россиян к вакцинации". Были опрошены около 1500 родителей детей до 16 лет. В аналитическом от­чете отмечено, что 19,4% респондентов не делали прививки своим детям в полном объеме, а 3,3% категорически отказы­вались прививать своих детей "по личным соображениям". При этом 11,5% опрошенных считали, что вакцинировать детей не нужно, так как естественного иммунитета вполне достаточно. Доля опрошенных россиян, считавших, что при­вивки не нужны (11,5%), совпадает с удельным весом ре­спондентов разных социально-возрастных страт, у которых в ходе анонимного анкетирования было выявлено стойкое негативное отношение к прививкам (11,4±1,9%).

Возможно, на формирование негативного отношения к прививкам среди различных социально-возрастных групп населения оказывает определенное влияние, в том числе развернувшееся в Интернете антивакцинальное движение. Существует мнение, что это движение крепнет благодаря интернету, однако медики и раньше сталкивались с подобными проблемами. Интернет - это возможность для быстрого и повсеместного распространения не только полезной информации, но и слухов, это огромное хранилище как позитивных, так и негативных данных. Поэтому за по­следние несколько лет приверженцам альтернативных убеж­дений стало гораздо проще пропагандировать свою позицию и привлекать к ней внимание большой аудитории.

В то же время особенностью современного движения антивакцинаторов является активное использование Ин­тернета [13-16]. Общими чертами антипрививочных сайтов являются копирование информации без должной проверки, тесная взаимосвязь - большое количество перекрестных ссылок, практически отсутствуют ссылки на научную ли­тературу [17], эмоциональная окрашенность информации [18]. Специалисты отмечают недостоверность информации, использование элементов теории заговора, а также исполь­зование "постмодернистских аргументов, отвергающих био­медицинские и другие научные факты в пользу собственных интерпретаций" [14]. По оценкам медиков, подобная пропа­ганда может привести к отказу от вакцинации доверчивых или недостаточно образованных людей [15, 19]. Профессора R. WoLfe и L. Sharp отметили, что основные аргументы антивакцинаторов, излагаемые в Интернете, практически не от­личаются от аргументов антивакцинаторов конца XIX в. [20].

Меняющаяся эпидемическая ситуация в Европе в от­ношении кори в сторону ее осложнения, по всей видимо­сти, может быть тем аргументом, который принесет пользу в пересмотре позиций колеблющихся, имеющих перемен­ное мнение о пользе профилактических прививок. Доля таких респондентов в проведенном исследовании, в зави­симости от социально-возрастной страты составляла от 21,6 до 38,8%. В то же время наличие негативных представлений о прививках у практикующих врачей (до 6,8±2,7%) вызывает определенную тревогу и требует пересмотра образователь­ных программ по проблеме иммунопрофилактики инфекци­онных болезней.

По всей видимости, в программы циклов тематического усовершенствования практикующих врачей необходимо обязательное введение модулей по вакцинопрофилактике, тем более учитывая пожелание респондентов о получении объективной информации о прививках, в первую очередь от врачей.

Таким образом, проведенное социологическое исследо­вание выявило как позитивные, так и негативные тенденции в отношении населения к проведению прививок. В связи с этим особое внимание должно быть уделено изменению сложившихся подходов к непрерывному образованию прак­тикующих врачей, особенно в области иммунопрофилактики, с усилением их роли в просветительской работе среди на­селения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляков В.Д. Избранные лекции по общей эпидемиологии ин­фекционных заболеваний. М. : Медицина, 1995. 176 с.

2. Государственный доклад "О состоянии санитарно-эпиде­миологического благополучия населения в Российской Федерации в 2016 году". М. : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017. 220 с.

3. Вакцины и вакцинация : национальное руководство / под ред. В.В. Зверева, Б.Ф. Семенова, Р.М. Хаитова. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. 880 с.

4. Ильина С.В., Намазова-Баранова Л.С., Баранов А.А. Вакцинация для всех: простые ответы на непростые вопросы: руководство для врачей. М. : ПедиатрЪ, 2016. 204 с.

5. Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофи­лактике инфекционных болезней".

6. Таточенко В.К., Озерецковский Н.А., Федоров А.М. Иммунопро­филактика - 2014 : справочник. М. : ПедиатрЪ, 2014. 199 с.

7. Сергеева Н.В., Зимина Э.В. Структура причин непривитости детей против кори, эпидемического паротита и краснухи // Санитарный врач. 2013. № 6. С. 31-36.

8. Сергеева Н.В. Совершенствование организации вакцинопрофилактики населению Московской области. автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2015. 24 с.

9. Расширенная программа иммунизации ВОЗ. URL: https://www.who.int/immunization/programmes_systems/ru/

10. Глобальный план действий в отношении вакцин ВОЗ. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/254884/9789244509760-rus.pdf

11. Лынова Е.Н., Ильченко Г.В. Актуальные проблемы вакцинопрофилактики // Соврем. пробл. науки и образования. 2017. № 4. С. 34-39.

12. Недоверие населения к вакцинации: основные причины // Ап­тека. 2014. № 18. URL: http://www.Apteka.ua/article/286192.

13. Blume S. Movements and their interpretations // Soc. Sci. Med. 2006. Vol. 62, N 3. P. 628-642.

14. Kata A.A postmodern Pandora's box: anti-vaccination misinformation on the Internet // Vaccine. 2010. Vol. 28, N 7. P. 1709-1716.

15. Zimmerman R.K., Wolfe R.M., Fox D.E., Fox J.R. et al. Vaccine criticism on the World Wide Web // J. Med. Internet Res. 2005. Vol. 7, N 2. P. e17.

16. Kata A. Anti-vaccine activists, Web 2.0, and the postmodern paradigm - an overview of tactics and tropes used online by the anti-vaccination movement // Vaccine. 2012. Vol. 30. P. 3778-3789.

17. Wolfe R., Sharp L., Lipsky M. Content and design attributes of antivaccination web sites // JAMA. 2002. Vol. 287, N 24. P. 3245-3248.

18. Bean S.J. Emerging and continuing trends in vaccine opposition website content // Vaccine. 2011. Vol. 29, N 10. P. 1874-1880.

19. Мац А.Н. Врачам об антипрививочном движении и его вы­мыслах в СМИ // Педиатрическая фармакология. 2009. Т. 6, вып. 6. С. 1-24.

20. Wolfe R., Sharp L. Anti-vaccinationists past and present // BMJ. 2002. Vol. 325. P. 430-432.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»