Преемственность преподавания паразитарных болезней человека в системе современного высшего медицинского образования (материалы для интегральной подготовки учебного процесса)

РезюмеВ подготовке врача высокой квалификации необходима интеграция знаний фундаментальных медико-биологических, клинических дисциплин и опыта медицинской практики. Для предклинических кафедр содержание учебных программ дисциплин должно быть нацелено на подготовку будущего врача-специалиста, компетентного в области эпидемиологии, диагностики, лечения и профилактики инфекционных (паразитарных) заболеваний.

Ключевые слова:высшее медицинское образование, паразитарные заболевания, паразитоценоз, экологическая паразитология, секвенирование ДНК паразитов, эволюция паразитов, система "паразит-хозяин", устойчивость хозяев к паразитам

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7. № 1. С. 35-39.
DOI: 10.24411/2305-3496-2018-00004


В процессе решения проблем, связанных с междис­циплинарной подготовкой врача-специалиста, не­обходимо создание методологии и систематизации междисциплинарной информации по паразитарным заболе­ваниям человека. Студенты и выпускники медицинского вуза должны быть ориентированы на непрерывное самообразо­вание и саморазвитие с мониторингом уровня компетентно­сти и качества самоподготовки. Необходимость прохожде­ния первичной аккредитации требует формирования базиса знаний, который определяет современную широкопрофиль­ную практическую врачебную деятельность.

На додипломном уровне обучения студентов в образо­вательный стандарт входит комплекс учебных дисциплин, который охватывает все уровни профессиональной под­готовки с вертикальной и горизонтальной межкафедраль­ной интеграцией. В подготовке врача высокой квалифи­кации необходима интеграция знаний фундаментальных медико-биологических, клинических дисциплин с акцентом на формирование практического навыка. В связи с этим чрезвычайно важно следовать принципу горизонтальной и вертикальной межкафедральной преемственности, обе­спечивающему углубление знаний на каждом последующем уровне образовательного процесса. Несомненно, что для решения системных междисциплинарных медицинских за­дач в области паразитологии необходимо использовать зна­ния, полученные на различных уровнях образовательного процесса.

Главной целью системы непрерывной подготовки по дисциплинам "Паразитология" и "Паразитарные болезни" является подготовка врачей, способных успешно решать профессиональные задачи клинической и лабораторной диагностики и эффективного лечения паразитозов, что тре­бует постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков. Этот подход в обучении как со­ставляющая системы менеджмента качества определен ГОСТ ИСО 9001-2015 и должен быть реализован на каждом этапе подготовки врача [1].

Данный подход ориентирует на устранение противо­речий между ожидаемыми и реальными результатами под­готовки выпускников медицинских вузов. На последиплом­ном этапе образования в условиях профильной врачебной деятельности, как и в процессе профессиональной ориента­ции, в системе высшего медицинского образования акцент должен быть сделан на самообразовании, самовоспитании и саморазвитии медиков.

Следует отметить, что студенты, поступившие в меди­цинский вуз, как правило, в рамках общеобразовательной школьной программы получили лишь начальные, разрознен­ные, часто несистемные знания по паразитологии.

При прохождении курса биологии в медицинском вузе у студентов происходит формирование систематизирован­ных и расширенных знаний по вопросам паразитологии, что составляет научно-познавательную базу для последую­щего успешного изучения паразитарных болезней на кли­нических кафедрах. Успешное освоение на этих кафедрах методов клинической и лабораторной диагностики, инди­видуального подбора лекарственных препаратов невоз­можно без сформированного базисного уровня знаний, что также важно для понимания эпидемиологических особен­ностей и методов профилактики паразитарных болезней, т.е. должна происходить сборка ранее полученных разроз­ненных первичных знаний в единое целое.

В начале изучения раздела паразитологии студенты знакомятся с работами выдающих российских ученых-паразитологов: Д.А. Романовского, Н.А. Холодковского, Е.И. Марциновского, К.Н. Скрябина, А.П. Федченко, В.А. До­геля, Е.Н. Павловского и др. [2-4].

Паразитизм рассматривается как явление, широко встре­чающееся в природе, присущее как вирусам и бактериям, так и многим другим про- и эукариотическим организмам. Па­разитизм является одной из форм взаимоотношений разных видов в экосистеме как на уровне популяций, так и на организменном уровне. Как форма биотических взаимоотно­шений паразитизм имеет определенные преимущества для выживания, в связи с чем паразиты широко распространены в природе. Поэтому в ходе учебного процесса необходимо обратить внимание студентов на происхождение парази­тизма из других форм биотических связей, например таких как хищничество, комменсализм, а также на возможность перехода к паразитированию некоторых свободно живу­щих видов, обладающих двойной формой существования (Strongyloides stercoralis) [5-7].

В системе "паразит-хозяин" каждый компонент имеет свою родословную в истории сосуществования, и в то же время в процессе совместной эволюции оба компонента системы приобрели ряд особенностей, позволивших им существовать и совместно реагировать на условия среды. Делается акцент на более выраженные антагонистические взаимоотношения в "молодой" системе "хозяин-пара­зит", нежели в эволюционно более старых. В "молодых" системах паразитарное заболевание хозяев протекает в более тяжелой форме и повышает вероятность летального исхода [3, 8].

В процессе эволюции происходят взаимная адаптация и отбор как паразитов, так и хозяев, в связи с чем антаго­нистические отношения в этой системе становятся менее выраженными. В ходе эволюционного процесса возникает специфичность паразитов, усиливается корреляция между растущей специфичностью паразита и сокращением видо­вого разнообразия хозяев паразитов. Появляется адапта­ция, облегчающая сосуществование паразита и хозяина. Формируются приспособления для развития и размножения паразита в организме хозяина (например, органы фиксации, специализированные покровы тела, органы проникновения в организм хозяина, редукция числа конечностей, инкапсу­ляция и т.п.). Взаимная адаптация часто приводит к син­хронизации жизнедеятельности паразитов с образом жизни и развитием хозяина [2, 3].

В изучении системы "паразит-хозяин" исследуются раз­нообразные формы паразитизма, виды отрицательного воз­действия паразитов на организм хозяина, а также формы защиты хозяина и его ответные реакции на внедрение па­разитов. Паразиты, особенно вирусы, являются мощным фактором в эволюции организмов разных видов, в том числе человека как биологического вида. Для современного чело­века паразитизм как фактор естественного отбора в разных популяциях неравнозначен. В современных условиях с вы­соким уровнем экономического развития и медицины есте­ственный отбор людей по восприимчивости к паразитам не происходит. В то же время в ряде регионов Земли пара­зиты человека являются одним из факторов отбора, веду­щего к изменению генофонда.

Среди африканцев чаще, чем среди европейцев, встре­чаются талассемия, серповидно-клеточная анемия, дефи­цит одного из эритроцитарных ферментов, так как известно, что естественный отбор способствует сохранению гетеро­зиготных организмов, устойчивых к малярии. Длительный отбор среди коренных жителей Экваториальной Африки способствовал сохранению людей, в эритроцитах которых отсутствует антиген Дарфи, в связи с чем они невосприим­чивы к P. vivax [9, 10].

Особое место в паразитологии отводят учению о природ­ной очаговости инфекционных (паразитарных) болезней, которое было разработано выдающимся русским ученым врачом Е.Н. Павловским. В нем вскрыты эволюционные вопросы общебиологического значения происхождения паразитарных болезней человека, определена роль диких животных как источника (резервуара) возбудителя, цир­кулирующего в определенных географических ландшаф­тах. Подробно описано значение каждого из компонентов природно-очаговой триады трансмиссивной болезни: по­пуляция возбудителя, популяции восприимчивых к возбу­дителю видов животных и специфических кровососущих переносчиков (клещи, насекомые) [2, 4, 11]. Отмечены от­личия моно- и поливекторных природных очагов, описаны составляющие (компоненты) и особенности природных и антропургических очагов.

В биологии большое внимание обращено на экологиче­скую паразитологию, которая изучает взаимосвязь и взаи­модействие разных паразитов между собой и с организмами хозяев в экосистемах, а также зависимость паразитов и хо­зяев от условий среды их обитания. Антагонистические от­ношения исследуются на всех уровнях организации жизни, включая биосферный.

Е.Н. Павловский указал на двойственность среды обита­ния паразитов: среда первого порядка - организм хозяина и среда второго порядка - среда жизни хозяина. При этом внешняя среда воздействует на организм паразита опосре­дованно через организм хозяина. В экологической пара­зитологии изучают распространенность паразитов в про­странстве, ее динамику во времени, общие и специфические черты существования паразитов в организме разных видов хозяев.

Изучение паразитов на уровне отдельного организма (аутоэкология) включает выявление факторов среды, воз­действующих на паразита и его реакции на них. Приме­ром служит зависимость выживаемости личинок нематод от влажности и температуры среды или чувствительность паразитических клещей и гельминтов к лекарственным препаратам.

При изучении паразитов на популяционном уровне (демэкология) обращается внимание на правила экологиче­ской паразитологии, установленные В.А. Догелем: зависи­мость паразитарных болезней от возраста хозяина, изменение паразитофауны в связи с изменением экологии хозяина, одинаковая пища хозяев - одинаковые паразиты, снижение паразитарных заболеваний при экологической изоляции по­пуляции хозяина, увеличение паразитарных болезней при повышении численности и плотности особей в популяции хозяина и в результате усиления миграционных процессов хозяев.

На уровне популяции хозяина выявляются факторы, спо­собствующие усилению или ослаблению заражения парази­тами, степени их воздействия на организм хозяина. Кроме того, на уровне популяции выясняется, какие виды парази­тов могут одновременно находиться в организме одного хо­зяина, образуя экосистему паразитоценоза. Организм пара­зита физиологически и экологически зависит от организма хозяина, а его репродуктивный потенциал приводит к тому, что величина популяции значительно превышает числен­ность популяции хозяина.

На уровне вида разбираются экология паразита, его жиз­ненный цикл, смена хозяев, особенности условий жизни раз­ных стадий паразита, разнообразие его популяций, отноше­ния внутри популяций и между разными видами паразитов в одном хозяине [8, 12, 13].

Знание морфофункциональных особенностей паразита необходимо врачу для диагностики любого паразитоза и разработки стратегии лечения. Изучение циклов развития, путей заражения лежит в основе мероприятий по личной и общественной профилактике паразитарных болезней. Основываясь на знаниях строения паразитов и их локали­зации в организме человека, в лабораторной диагностике паразитарных болезней применяют микроскопические ис­следования тканей и выделений пациента, иммунологиче­ские методы, ксенодиагностику, биопробы и культуральный метод [3, 14].

Несмотря на использование классических методов ис­следований паразитов и диагностики вызываемых ими за­болеваний, в медицинской паразитологии появились новые биологические подходы. Разработка методов молекуляр­ной биологии и молекулярной генетики положила начало исследованию геномов паразитов. Секвенирование ДНК паразитов дало возможность идентифицировать их виды и определять причину облигатности ряда из них, особен­ности преодоления ими защитных механизмов хозяина. Изучение геномов паразитов позволяет использовать молекулярно-биологические методы диагностики, например раз­ные варианты постановки ПЦР. Это высокочувствительный метод обнаружения специфических фрагментов генома па­разита в организме человека, в то время как другие методы диагностики часто оказываются недостоверными (малочув­ствительными и низкоспецифичными). В настоящее время обнаружение генетического материала паразита в различ­ных биологических материалах пациента с использованием метода ПЦР позволяет диагностировать многие протозоонозы и гельминтозы [15-17].

В курсе биологии разбираются принципы организации генома человека, расшифровка которого позволяет опре­делить у пациента наличие генов чувствительности либо устойчивости к возбудителям того или иного паразитарного заболевания. Результаты молекулярных генетических исследований позволили разработать лекарственные препараты нового поколения, основываясь на индивидуальной чувстви­тельности паразита и хозяина. Методы генной инженерии положены в основу разработки альтернативных подходов в создании новых типов вакцин - ДНК-вакцин. Изучается возможность применения ДНК-вакцины для лечения хрони­ческих форм гепатита C [11].

Изменение среды обитания человека часто приводит к трансформации природных очагов и распространению паразитарных заболеваний. Расширение ареала моллюска (рода Cadiella) промежуточного хозяина O. felineus обу­словлено созданием водохранилища Красноярской ГЭС, что способствовало возникновению природно-антропургических очагов описторхоза. Современные устройства системы вентиляции в жилых домах, круглогодичное горячее водо­снабжение создали условия для размножения и перемеще­ния внутри здания комаров рода Anopheles и, как следствие этого, роста числа случаев малярии.

Поддержание комфортной среды жизни людей с ис­пользованием кондиционеров, душа, джакузи привело к возникновению случаев заболевания легионеллезом. Бактерии рода Legionella встречаются повсеместно в по­чве и природных пресных водоемах, а в теплых водах про­мышленных и бытовых водопроводных систем они стали усиленно размножаться. С микрокаплями воды легионеллы проникают в альвеолы легких, вызывая тяжелую пнев­монию [18].

В настоящее время распространенность паразитарных заболеваний и увеличение их числа, возможно, связано с глобальными экологическими изменениями, основной причиной которых является рост численности населения с усилением антропогенного влияния на среду обитания. Перенаселение отдельных регионов требует освоения новых территорий и приводит к усилению миграции. Вследствие этого расширяется ареал обитания человека, увеличивается его контакт с дикими животными, что способствует возник­новению ранее не встречавшихся у человека природно-очаговых инфекционных болезней (вирусы Зика, Эбола). Усиление миграционных процессов, быстрое перемещение людей по планете, тенденция проводить отпуск в экзотиче­ских местах значительно увеличивают вероятность контакта и распространения инфекций и инвазий [19, 20].

Глобальное изменение климата повышает вероятность катастрофических природных событий: наводнений, ополз­ней, штормов, засухи, и, как следствие, возрастает риск го­лода, усиливается миграция людей. Глобальное потепление ведет к тому, что многие переносчики паразитарных болез­ней перемещаются в другие регионы, ранее не являвшиеся ареалом их обитания. Это явление способствует распростра­нению паразитарных болезней и возникновению новых при­родных очагов [21].

Таким образом, принимая во внимание вышеперечис­ленные тренды современной биологии, требуется формиро­вание у студента фундаментальных системных и приклад­ных знаний для успешной профессиональной деятельности. В связи с этим в процессе подготовки квалифицированного врача лечебного профиля необходимо творческое взаимо­действие основных участников педагогического процесса -преподавателя и студента в условиях вертикальной и го­ризонтальной преемственности. Для решения поставлен­ных задач требуются компетентные и заинтересованные преподаватели, умеющие развивать профессиональные навыки и способные осуществлять комплексный и систем­ный подход при решении теоретических и практических вопросов паразитологии и паразитарных болезней. В то же время в этом процессе чрезвычайно важна личность преподавателя как наставника, направляющего обучение студента. Студент - главный участник процесса обучения, и от его заинтересованности, мотивированности, трудолю­бия и желания обучаться в большой степени зависит ко­нечный результат приобретения знаний. Сотрудничество преподавателей и студентов в ходе диалогов повышает ка­чество индивидуального результата подготовки студентов по паразитологии.

Фундаментальные и клинические дисциплины не должны быть разобщены. К сожалению, в настоящее время просле­живается снижение преемственности в образовательном процессе и усиление автономизации теоретических и кли­нических кафедр, возникающее в силу разных объективных и субъективных причин. Полученные студентами знания и умения, сформированные в процессе предклинической подготовки, часто используются неэффективно при низ­кой заинтересованности и непонимании их значимости для практической работы, поэтому часто и быстро забываются (низкая выживаемость знаний естественнонаучных и ме­дико-биологических дисциплин).

В связи с этим главная задача предклинических кафедр -разработка и усовершенствование педагогических техноло­гий с использованием современных инновационных методов преподавания, а также оптимизация учебных программ. Пре­емственное обучение должно обеспечивать выполнение го­сударственного задания по подготовке врача - специалиста, имеющего базовые знания в том числе в области эпидемио­логии, диагностики, лечения и профилактики паразитарных болезней и обладающего профессиональными компетенци­ями в разных клинических дисциплинах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Система менеджмента качества. Руководство по качеству ФГБОУ ВО "Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова" Минздрава России. М., 2016. 105 с.

2. Азова М.М. Медицинская паразитология : учебное пособие для вузов. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. 304 с.

3. Медицинская паразитология : учебное пособие / под ред. Н.В. Чебышева. М. : Медицина, 2012. 304 с.

4. Инфекционные болезни / под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. 704 с.

5. Паразитарные болезни человека (протозоозы и гельминтозы) : учебное пособие для системы послевузовского и дополнительного профессионального образования врачей / под ред. В.П. Сергиева, Ю.В. Лобзина, С.С. Козлова. СПб. : Фолиант, 2016. 638 с.

6. Roberts L.S., Janovy J. Foundations of Parasitology. William C. Brown Pub., 1999. 704 p.

7. Evolutionary Parasitology: The Integrated Study of Infections, Immunology, Ecology, and Genetics/Paul Schmid-Hempel. Country Oxford, UK : Oxford University Press, 2011. 536 p.

8. Ecology and Evolution of Parasitism: Hosts to Ecosystems / Frederic Thomas. Oxford University Press, USA, 2009. 240 p.

9. Генетика человека по Фогелю и Мотулски. Проблемы и подходы : пер. с англ. / под ред. М.Р. Спейчер, С.Е. Антонаракес, А.Г. Мотулски. СПб. : Н-Л, 2013. 1056 с.

10. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология инфекционных болезней: учебное пособие. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. 379 с.

11. Медицинская паразитология и паразитарные болезни : учебное пособие / под ред. А.Б. Ходжаян, С.С. Козлова, М.В. Голубевой. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. 448 с.

12. Кеннеди К. Экологическая паразитология. М. : Мир, 1978. 231 с.

13. Morand S., Krasnov B.R., Littlewood D.T.J. Parasite diversity and diversification evolutionary ecology meets phylogenetics. United Kingdom, 2015. 488 p.

14. Atlas of Human Parasitology. 5th ed. / Lawrence R. Ash, Thomas C. Orihel. Chicago, Illinois : American Society for Clinical Pathology Press, 2007. 525 p.

15. Геномика. Роль в медицине [Электронный ресурс] / С. Примроуз, Р. Тваймен ; пер. с англ. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 277 с.

16. Волынкина А.С., Куличенко А.Н. Современные методы молекулярно-генетического анализа крымской геморрагической лихорадки в системе эпидемиологического надзора // Инфекционные болезни: но­вости, мнения, обучения. 2016. № 1. C. 53-60.

17. Walochnik J., Duchene M. Molecular parasitology: protozoan parasites and their molecules. Springer, 2016. 47 p.

18. Карпова Т.И., Тартаковский И.С. Особенности эпидемиологии лабо­раторной диагностики легионеллеза // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучения. 2015. № 4. С. 51-58.

19. Григорьев А.И. Экология человека. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. 240 с.

20. Борисевич И.В., Сыромятникова С.И. Геморрагическая лихорадка Эбола // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучения. 2015. № 1. С. 51-58.

21. Ковалев С.Ю., Кокарев С.В. Антропогенный фактор как ос­новная причина распространения вируса клещевого энцефалита // Ма­териалы международной конференции "Развитие научных исследований и надзор за инфекционными заболеваниями". СПб., 2010. С. 29-30.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»