Качественный учебный процесс - успешная аккредитация. Итоги работы расширенного заседания Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням в Москве*

* Приказ Минздрава России от 12.07.2017 № 16-0/10/2-4631.
Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2018. № 1. С. 17-20.
DOI: 10.24411/2305-3496-2018-00001


9-10 октября 2017 в г. Москве в рамках научно-прак­тической конференции "Качественный учебный процесс -успешная аккредитация" состоялось расширенное засе­дание Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням Координационного совета по области образо­вания "Здравоохранение и медицинские науки" (далее - УМК).

В работе расширенного заседания УМК приняли уча­стие 112 человек, в том числе 3 ректора медицинских вузов, 4 проректора по учебной работе, 31 заведующий кафедрой инфекционных болезней.

На расширенном заседании были рассмотрены вопросы о состоянии инфекционной службы в стране, обсуждена роль учебно-методических комиссий в совершенствовании процессов обучения и прохождения аккредитации, подве­дены итоги первичной аккредитации выпускников лечебных факультетов медицинских вузов страны, определено направ­ление подготовки к предстоящей аккредитации профессор­ско-преподавательского состава (ППС) кафедр инфекцион­ных болезней.

Основной темой дискуссии стало обсуждение итогов первичной аккредитации выпускников лечебных факульте­тов медицинских вузов страны.

Во вступительном слове председатель УМК академик РАН, профессор Н.Д. Ющук отметил, что расширенное заседание УМК проходит уже в третий раз, и это, как всегда, связано со знаковыми событиями в системе образования. Настоящее расширенное заседание УМК с привлечением заведующих кафедрами инфекционных болезней прежде всего посвя­щено итогам прошедшей первичной аккредитации студентов лечебных факультетов медицинских вузов. Особый акцент Н.Д. Ющук сделал на том, что при подведении итогов пер­вичной аккредитации в рамках открытой дискуссии необхо­димо обсудить вынесенные уроки и сделать выводы.

Первый урок, вынесенный по итогам аккредитации: не­смотря на то что она прошла успешно во всех медицинских вузах страны, имеется некоторое количество выпускников, не прошедших это испытание с первого раза.

Второй урок - работодатель, в первую очередь в лице Минздрава России, определился с перечнем практических навыков, которые должны быть продемонстрированы вы­пускниками на станциях в рамках объективного структури­рованного клинического экзамена (ОСКЭ). Однако в иссле­довании профессора С.В. Гацуры, проведенном в ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, при самооценке готовности выпускника к самостоятельной вра­чебной деятельности была выявлена сильная прямая связь с когнитивными навыками (умение собирать и анализи­ровать информацию о здоровье пациента) и низкая связь с мануальными навыками. Полученные результаты очень важны, поскольку инфекционные болезни входят в блок те­рапевтических наук. В то же время необходимо учитывать, что в додипломном периоде образования речь не идет о подготовке врача-инфекциониста, но при этом нужно четко определить, что должен знать и уметь врач общей практики по разделу "инфекционные болезни", т.е. требуется прове­сти четкую дифференциацию по уровню и глубине прора­батываемого материала как в до-, так и в последипломном периоде образования.

Третий урок: принимая во внимание важность контроля практических навыков во время прохождения первичной аккредитации студентов, можно сделать вывод, что требу­ется дополнительная коррекция рабочих учебных программ с акцентом на отработку и контроль практического навыка на кафедрах инфекционных болезней.

Работа УМК началась с выступления ректора ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицин­ский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России (Сеченовский университет) академика РАН, председателя Координационного совета по области образования "Здра­воохранение и медицинские науки" П.В. Глыбочко, кото­рый привел конкретные материалы, отражающие значение работы учебно-методических комиссий в современных условиях. Их деятельность определена необходимостью совершенствования процессов обучения и аккредитации. В настоящее время работают 9 координационных советов и 57 УМК. Координационный совет по области образова­ния "Здравоохранение и медицинские науки" при участии УМК провел сопряжение профессиональных стандартов с ФГОС ВО, согласовал перечни универсальных компетенций и подготовил проекты перечней общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сопряженных с профес­сиональными стандартами. Завершается работа по форми­рованию ФГОС 3++.

В ходе открытой дискуссии "Итоги аккредитации выпуск­ников лечебных факультетов медицинских вузов страны" были обсуждены доклады проректора по учебной ра­боте Сеченовского университета Т.М. Литвиновой, ректора ФГБОУ ВО "Иркутский государственный медицинский университет" Минздрава России И.В. Малова, ректора ФГБОУ ВО "Астраханский государственный медицинский университет" Минздрава России Х.М. Галимзянова, декана лечебного факультета ФГБОУ ВО "Башкирский государ­ственный медицинский университет" Минздрава России Д.А. Валишина. Из представленных материалов следует, что из числа допущенных к первичной аккредитации студентов по специальности "лечебное дело" не прошли ее с первого раза около 1,8% выпускников (разброс по вузам составил от 3,5 до 0,6%). При обсуждении результатов аккредитации были выявлены проблемы, которые возникали как на этапе ее подготовки, так и в ходе проведения. Было констатиро­вано, что имелись определенные трудности при формиро­вании фонда оценочных средств, и в первую очередь это было связано с отсутствием профессиональных стандартов. Отмечена низкая активность профессионального сообще­ства в разработке и экспертизе оценочного инструментария. Имели место сбои в работе программного обеспечения про­цедуры аккредитации. Возникали проблемы с технической поддержкой, в некоторых случаях выявлено низкое качество видеоматериалов (недостаточно камер, мертвые зоны, сбои в работе видеокамер).

В ходе обсуждения итогов аккредитации были сфор­мулированы задачи, которые необходимо решить при под­готовке к процедуре аккредитации выпускников 2018 г., в первую очередь это актуализация и проведение тщатель­ной экспертизы контрольно-измерительных материалов оценочного фонда для прохождения первичной аккредита­ции. В связи с этим требуется повысить активность профес­сионального сообщества в разработке оценочных средств. Необходимо централизовать подготовку экспертов аккредитационных комиссий. Разработать единые требования к техническому обеспечению процедуры аккредитации с ав­томатизацией третьего этапа. Анализ работы по подготовке базы аккредитационных тестов был представлен директо­ром Федерального методического центра аккредитации спе­циалистов профессором Ж.М. Сизовой.

В настоящее время, как отметила профессор Г.М. Кожев­никова, проходит финальный этап утверждения профессио­нального стандарта "Врач-инфекционист". В проект про­фессионального стандарта необходимо внести изменения согласно сделанным в ходе обсуждения предложениям. После утверждения профессионального стандарта следует провести коррекцию контрольно-измерительных матери­алов с учетом требований профессионального стандарта и перехода на аккредитацию и реаккредитацию врачей-инфекционистов.

Действующие в области здравоохранения и образова­ния нормативно-правовые документы регламентируют по­этапный переход на систему аккредитации специалистов. Однако необходима разработка дополнительных норма­тивно-правовых документов для проведения аккредитации ППС кафедр, на что указал в своем выступлении проректор ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стомато­логический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России академик РАН И.В. Маев. При анализе уровня про­фессиональной компетенции ППС было установлено, что на местах недостаточно результативно проводится работа по совершенствованию педагогической, психолого-педаго­гической и профессиональной подготовки педагогических работников. Это направление в работе с ППС все еще но­сит несистемный характер, в результате снижается престиж профессии преподавателя и выявляется низкое качество подготовки отдельных выпускников высшей медицинской школы.

И.В. Маев отметил, что процедурой аккредитации только по подведомственным Минздраву России медицинским (фармацевтическим) вузам необходимо будет охватить свыше 27,5 тыс. ППС, в том числе более 4,1 тыс. докторов наук, профессоров и 7,5 тыс. кандидатов наук, доцентов.

Многие организационные вопросы, включая разработку нормативной правовой документации регулирования процедуры аккредитации ППС, могут быть решены ассоциацией "Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений" и Федеральным учебно-методическим объединением в системе высшего образования по укруп­ненным группам специальностей и направлений подготовки, относящихся к области "Здравоохранение и медицинские науки". Однако в настоящее время отсутствует механизм правового регулирования процедуры аккредитации ППС. Нормативная, правовая и методическая база по вопросам работы с педагогическими кадрами, а также содержание отдельных положений утвержденного приказом Минтруда России профессионального стандарта "Педагог профессио­нального обучения, профессионального образования и до­полнительного профессионального образования" не отве­чают в полном объеме требованиям законодательства.

УМК считает, что ППС кафедр должен проходить аккре­дитацию и реаккредитацию под патронатом Координаци­онного совета по области образования "Здравоохранение и медицинские науки".

Для успешного прохождения аккредитации врачам и преподавателям медицинских вузов необходимо накапли­вать кредиты (зачетные единицы) в рамках непрерывного медицинского образования (НМО) с формированием инди­видуального портфолио при постоянном повышении уровня профессиональных компетенций. Прохождение процедуры аккредитации (реаккредитации) направлено на обеспече­ние отечественной системы здравоохранения трудовыми ресурсами, отвечающими требованиям качественного оказа­ния медицинской помощи населению.

В ходе обсуждения отмечено, что происходящие в си­стеме образования и здравоохранения изменения требуют совершенствования учебного процесса со смещением ак­центов на отработку практических навыков. Принимая во внимание ключевое значение необходимости отработки про­фессиональных компетенций с учетом требований професси­онального стандарта "Врач-инфекционист", следует внести коррекцию в учебные планы, особенно в период обучения в ординатуре и аспирантуре. В связи с этим особого внимания и контроля потребует разработка новых учебных программ преподавания дисциплины "инфекционные болезни".

Вопрос, что эффективнее в преподавании дисциплины "инфекционные болезни" - мотивация или администра­тивный ресурс, был обсужден в ходе выступления заведу­ющей кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава Рос­сии профессора Е.П. Тихоновой, а перспективы реализа­ции проекта "Стандартизованный пациент" для отработки алгоритма ООД при работе с пациентом (актер, симули­рующий клиническую картину инфекционной болезни) представил профессор кафедры инфекционных болезней ФГБОУ ВО "Казанский государственный медицинский уни­верситет" Минздрава России В.Х. Фазылов. В ходе обсужде­ния данных докладов было принято решение опубликовать на страницах журнала "Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение" эти материалы.

УМК считает, что в образовательные учебные программы целесообразно включить дополнительные модули, направленные на укрепление нравственного и психологического здоровья, развивающие умение проводить культурно-про­светительскую работу с разными слоями населения. Осо­бое внимание и эмоциональное обсуждение вызвала про­блема выгорания ППС, которая была рассмотрена в рамках работы круглого стола "Актуальные вопросы педагогики". Доклады по этой проблеме были представлены деканом фа­культета клинической психологии ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, членом-корре­спондентом РАЕН, профессором Н.А. Сирота и доцентом кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО "Первый Санкт-Петербургский государственный меди­цинский университет им. акад. И.П. Павлова" Минздрава России Н.В. Сабадаш. По всей видимости, вопросам пред­упреждения процесса "выгорания" врачей и ППС необхо­димо уделять больше учебного (аудиторного) времени как в додипломном, так и в последипломном периоде образо­вания. Межличностные отношения педагог-студент были рассмотрены в докладе профессора кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО "Московский государственный ме­дико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России М.Е. Остренковой.

В ходе работы УМК было отмечено, что требуется раз­работать единый стандартизованный план прохождения ординатуры по инфекционным болезням с обязательным определением перечня смежных кафедр и количества часов, выделяемых на учебный процесс. Кроме этого, следует уточ­нить и расширить перечень специальностей, овладение ко­торыми требует обязательного прохождения ординаторами модуля по инфекционным болезням.

Учитывая тенденцию сокращения кадрового потенциала работающих врачей-инфекционистов и уменьшение числен­ности ППС кафедр инфекционных болезней, по всей види­мости, назрела необходимость создания единого реестра за­ведующих кафедрами инфекционных болезней с указанием реального числа работающих сотрудников.

Участники расширенного заседания УМК посетили аккредитационный центр Сеченовского университета, где прошло неформальное обсуждение и обмен мнениями по вопросам тестирования и решения клинических ситуационных задач на станциях ОСКЭ.

Включение в повестку работы расширенного заседания УМК тематических круглых столов позволило проинформи­ровать участников конференции о современных достиже­ниях в области применения интерферонов, использования новых лекарственных средств при лечении острой диареи и хронического вирусного гепатита С. Участники расширен­ного заседания отметили высокий научный уровень пред­ставленной информации и высказали пожелание о расшире­нии тематики круглых столов в повестке работы планируемых заседаний УМК.

В ходе работы расширенного заседания УМК состоялся обмен мнениями и опытом, определен перспективный план совместных действий, что имеет определенное значение для эффективной и скоординированной работы по совершен­ствованию учебного процесса на кафедрах инфекционных болезней.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»