Позаконазол - текущие возможности и перспективы использования препарата

РезюмеВ обзоре представлены сведения о применении препарата позаконазол для профилактики и лечения микозов. Приведены данные о фармакодинамике, фармакокинетике препарата, а также результаты рандомизированных исследований, описывающие его эффективность. Охарактеризованы как применяемая в России лекарственная форма (суспензия для перорального приема), так и планирующиеся к регистрации таблетированная форма и раствор для внутривенного введения.

Ключевые слова:позаконазол, микозы

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 6. С. 129-133.
DOI: 10.24411/2305-3496-2017-00016


Проблема профилактики инвазивных микозов (ИМ) весьма актуальна для ряда направлений современной клинической медицины: трансплантология, гематоло­гия, онкология, где лечение пациентов может сопровождать­ся развитием длительной иммуносупрессии. Возбудителями ИМ чаще всего являются грибы рода Aspergillus или Candida. При развитии у пациента ИМ возникают как трудности его диагностики, так и необходимость переключения внимания клинициста с лечения основного заболевания на терапию ИМ. Лечение ИМ - длительный и дорогостоящий процесс, исход которого не всегда может быть удовлетворительным.

Существуют 3 основные группы противогрибковых пре­паратов: полиены (типичный представитель - амфотерицин В), эхинокандины (наиболее часто применяют каспофунгин) и азолы.

Азолы (флуконазол, итраконазол, вориконазол, позаконазол) представляют собой наиболее многочисленную группу препаратов, действующих на абсолютное большин­ство возбудителей микозов, решая весь спектр задач -от профилактики до лечения ИМ [1].

Позаконазол - азол II поколения с широким спектром активности, он был синтезирован и прошел доклинический и клинический этапы испытаний в 1990-2000 гг. в иссле­довательском институте компании Шеринг-Плау (Schering-Plough). Как и у других азолов, действие позаконазола реализуется посредством блокады синтеза эргостерола в мембране клетки гриба. Блокируется переход ланостерола в эргостерол, важным компонентом этой реакции является снижение активности цитохрома Р450. Позаконазол обла­дает фунгицидной активностью в отношении грибов рода Aspergillus и фунгистатической в отношении Candida. Фунгицидная активность позаконазола отмечена и в отношении большинства других возбудителей микозов [2].

Позаконазол абсорбируется из желудочно-кишечного тракта в течение 3-5 ч после его приема. Изменение рН же­лудочного содержимого не влияет на абсорбцию позакона-зола. По сравнению с приемом натощак AUC (Area Under the Curve - площадь под фармакокинетической кривой) позаконазола при приеме с нежирной пищей или пищевыми добав­ками (14 г жира) увеличивается примерно в 2,6 раза, а при приеме с жирной пищей (примерно 50 г жира) - в 4 раза. Метаболизм позаконазола происходит в печени, период его полувыведения составляет 35 ч, экскретируется он почками и желудочно-кишечным трактом [3].

В показаниях к препарату - профилактика инвазивных грибковых инфекций (при снижении иммунитета у гемато­логических больных с длительной нейтропенией вследствие химиотерапии, а также у реципиентов трансплантатов кро­ветворных стволовых клеток, получающих высокие дозы иммунодепрессантов). Лечение микозов, вызванных чувстви­тельными к препарату видами грибов: инвазивный кандидоз, кандидоз пищевода, устойчивые к амфотерицину В, итраконазолу, флуконазолу или при их непереносимости; инвазивный аспергиллез, устойчивый к амфотерицину В, итраконазолу или при их непереносимости; зигомикоз (мукормикоз), криптококкоз, устойчивые к другим противогрибковым сред­ствам или при их непереносимости; фузариоз, устойчивый к амфотерицину В или при его непереносимости; хромомикоз и мицетома, устойчивые к итраконазолу или при его непереносимости; кокцидиоидоз, устойчивый к амфотерицину В, итраконазолу, флуконазолу или при их неперено­симости, тяжелый орофарингеальный кандидоз (терапия I линии), в том числе у пациентов со сниженным иммуни­тетом, с возможной неэффективностью препаратов местного действия. Режим дозирования и длительность курса лече­ния определяются индивидуально лечащим врачом в со­ответствии с диагнозом и индивидуальными показателями пациента.

В настоящее время на территории России препарат до­ступен только в виде суспензии для перорального приема. Для лечения ИМ назначают по 400 мг 2 раза в сутки. Пациен­там, которые не могут принимать препарат с едой или пище­выми добавками, рекомендуется назначать по 200 мг 4 раза в сутки. Длительность терапии зависит от тяжести основного заболевания пациента, выраженности иммунодефицита и эффективности проводимого лечения. Для профилактики ИМ назначают по 200 мг 3 раза в сутки. Продолжительность профилактического лечения зависит от длительности нейтропении у гематологических больных или выраженности иммуносупрессии у реципиентов трансплантатов кровет­ворных стволовых клеток. Пациентам с острым миелоидным лейкозом или миелодиспластическим синдромом профи­лактическое лечение следует начинать за несколько дней до ожидаемого начала развития нейтропении и продолжать в течение 7 дней после увеличения числа нейтрофилов до уровня более 500/мкл [4].

Появление позаконазола потребовало проведения ряда рандомизированных исследований, которые сравнили бы его эффективность с эффективностью уже существую­щих препаратов - флуконазола и итраконазола для про­филактики микозов у иммунокомпрометированных паци­ентов. Такие работы были опубликованы. Одним из самых масштабных является исследование O. CorneLy и соавт. [4]. Работа была проведена в группе больных острым лейкозом и пациентов с миелодиспластическим синдромом с ожида­емой длительностью нейтропении (количество гранулоцитов менее 500/мкл) не менее 7 дней. В ходе планирования исследования авторы учитывали, что частота доказанных или предполагаемых инфекций, вызванных грибами, мо­жет достигать 24%, а показатель летальности от кандидоза или аспергиллеза, согласно данным проведенных иссле­дований, может изменяться в пределах от 40 до 50%. В то же время показатель летальности при микозах, вызванных Fusarium spp. и Zygomycetes spp., достигает 70%. В связи с этим профилактика ИМ представляет собой значимую проблему.

Известно, что применение флуконазола снижало частоту ИМ у пациентов, подвергшихся трансплантации гемопоэтических стволовых клеток, и у больных с острыми лейкозами. Токсичность препарата была невысокой, однако его недо­статок - отсутствие активности в отношении заболеваний, обусловленных мицелиальными грибами, которые встре­чаются достаточно часто у этой категории больных. Спектр действия итраконазола был существенно шире. Получен­ные данные показали, что итраконазол был существенно эффективнее флуконазола, однако обладал непредсказуе­мой биодоступностью. Позаконазол в исследованиях, про­веденных как in vivo, так и in vitro, обладал активностью в отношении Aspergillus, Candida, Fusarium и Zygomycetes [5]. В исследование были включены 340 пациентов, получав­ших позаконазол, 240 - флуконазол и 58 - итраконазол с целью профилактики ИМ. ИМ были выявлены у 2% паци­ентов, получавших позаконазол, и у 8% - получавших флуконазол или итраконазол (р<0,001). В группе пациентов, получавших для профилактики микозов итраконазол, было отмечено снижение частоты инвазивного аспергиллеза с 7 до 1% (р<0,001). Однако в группе больных, получавших позаконазол, продолжительность жизни пациентов была до­стоверно выше (р=0,04). В то же время частота серьезных нежелательных явлений была значительно меньше в группе пациентов, получавших итраконазол или флуконазол (2%), в то время как в группе принимавших позаконазол этот по­казатель был равен 6% =0,01). Наиболее часто в качестве нежелательных явлений регистрировали диспептические расстройства [6].

Проведенное исследование показало, что в группе паци­ентов с острым миелоидным лейкозом и миелодиспластическим синдромом, получающих полихимиотерапию, позаконазол имеет преимущества в профилактике развития ИМ по сравнению с итраконазолом и флуконазолом. Летальность в группе пациентов, получавших позаконазол, была суще­ственно ниже, чем среди больных, получавших итраконазол или флуконазол. Основываясь на материалах исследования, авторы считают, что снижение летальности в изначально не­благоприятной группе пациентов может быть достигнуто при применении эффективного антимикотического профилактического препарата, а позаконазол более эффективен, чем флуконазол или итраконазол в предотвращении развития ИМ и снижении показателя летальности в группе пациен­тов с тяжелыми злокачественными заболеваниями системы крови, сопровождающимися длительным агранулоцитозом вследствие проводимой полихимиотерапии [4].

Весьма значительным является исследование A. Ullman и соавт. [7], в котором сравнивали эффективность позаконазола и флуконазола в профилактике инвазивных ми­козов у больных с тяжелой реакцией трансплантат против хозяина (РТПХ). Исследование проведено в группе паци­ентов (n=600), перенесших трансплантацию аллогенных гемопоэтических стволовых клеток и страдающих РТПХ II-IV степени. С использованием метода рандомизации были сформированы 2 равные по численности группы. В течение фиксированного периода лечения (112 дней) оценивали частоту доказанных или вероятных инвазивных микозов. В результате анализа полученных материалов было выявлено, что позаконазол не уступал флуконазолу по эффективности предотвращения ИМ разной этиологии (частота ИМ в группах 5 и 9% соответственно, p=0,07), од­нако превосходил его по эффективности профилактики доказанного или вероятного инвазивного аспергиллеза (2,3 и 7% соответственно, p=0,006). Частота прорывных грибковых инфекций, возникающих на фоне профилакти­ческой антимикотической терапии) была достоверно ниже в группе пациентов, получавших позаконазол (2,4 и 7,6% со­ответственно, p=0,004). Общая летальность в группах была сопоставимой, частота нежелательных явлений также была сходной. Таким образом, было показано, что позаконазол не уступал по эффективности флуконазолу в профилак­тике грибковых инфекций у больных с РТПХ, но превосхо­дил его по эффективности в профилактике инвазивного аспергиллеза [7].

Широкомасштабные исследования позаконазола in vitro показали большое разнообразие патогенных возбудителей грибковых инфекций, чувствительных к препарату [8, 9]. По современным представлениям, позаконазол является наиболее эффективным препаратом в профилактике ИМ у пациентов с острым миелобластным лейкозом и миелодиспластическим синдромом, находящихся в состоянии дли­тельной нейтропении после курсов полихимиотерапии. У ре­ципиентов аллогенных гемопоэтических стволовых клеток, переносящих РТПХ, применение позаконазола эффективно предупреждает развитие ИМ, что подтверждается наивыс­шим уровнем доказательности АI [10]. Препарат также мо­жет быть использован для лечения инвазивных грибковых инфекций у пациентов, резистентных к инициальному лече­нию, однако данный аспект применения позаконазола про­должает оставаться объектом интенсивных научных иссле­дований [11]. В настоящее время единственной доступной на территории России лекарственной формой позаконазола является суспензия для перорального приема. Однако в будущем планируется регистрация двух других форм пре­парата - таблетированной и раствора для внутривенного применения.

Таблетированная форма позаконазола была разрабо­тана с использованием рН-зависимого полимерного матрикса. Результаты исследований I фазы показали не за­висящие от приема пищи показатели биодоступности. Была отмечена меньшая вариабельность фармакокинетических показателей в сравнении с суспензией для перорального приема. Было установлено, что для профилактики ИМ позаконазол в таблетированной форме может применяться 1 раз в сутки и без подавляющих желудочную секрецию препа­ратов, обычно назначаемых с суспензией для перорального приема [12].

Раствор позаконазола для внутривенного введения вводится в центральный венозный катетер. Рекомендован­ное время введения 1,5 ч. Препарат вводится в дозе 300 мг 1 раз в сутки (в 1-й день возможно двукратное введение). Рекомендованная длительность лечения составляет 10 дней с последующим переходом на пероральную форму препа­рата [13].

Применение данной формы предоставляет недоступную ранее опцию для пациентов с невозможностью приема пре­парата внутрь (искусственная вентиляция легких и другие причины нарушения функционирования желудочно-кишеч­ного тракта). Позаконазол для внутривенного введения, по данным ряда исследований, продемонстрировал эффектив­ность у пациентов с тяжелыми жизнеугрожающими мико­зами, вызванными Aspergillus и Mucormycetes, однако требу­ются дальнейшие исследования в этом направлении [1].

В гематологическом центре ФГКУ "Главный военный клинический госпиталь им. акад. Н.Н. Бурденко" Минобо­роны России позаконазол в виде суспензии для перорального приема используется для профилактики ИМ. В течение 2017 г. позаконазол был назначен 53 пациентам с острыми лейкозами, находившимся на курсах полихимиотерапии, которая сопровождалась развитием нейтропении разной степени выраженности. Случаев ИМ в этой группе больных не отмечено.

Согласно рассмотренным в обзоре данным, позаконазол доказал свою высокую эффективность в отношении широкого спектра возбудителей грибковых инфекций, а также благоприятный профиль безопасности. В основе его высокой эффективности - фармакодинамические и фармакокинетические характеристики препарата [14]. Прове­денные исследования показывают, что позаконазол может с успехом применяться как для профилактики, так и, в от­дельных случаях, для лечения инвазивных грибковых ин­фекций [15, 16].

ЛИТЕРАТУРА

1. Веселов А.В. Новые лекарственные формы позаконазола: краткий клинико-фармакологический обзор // Клин. микробиол. и антимикроб. химиотер. 2016. № 18. С. 249-269.

2. Nagappan V., Deresinski S. Posaconazole: a broad-spectrum triazole antifungal agent // Clin. Infect. Dis. 2007. Vol. 45. P. 1610-1617.

3. Инструкция по медицинскому применению препарата НОК-САФИЛ® (NOXAFIL®). ЛСР-004329/07-281107.

4. Cornely O., Maertens J., Winston D. et al. Posaconazole vs fluconazole or itraconazole prophylaxis in patients with neutropenia // N. Engl. J. Med. 2007. Vol. 356. P. 348-359.

5. Ullmann A., Lipton J., Vesole D. et al. Posaconazole or fluconazole for prophylaxis in severe graft-versus-host disease // N. Engl. J. Med. 2007. Vol. 356. P. 335-347.

6. Heinz W., Egerer G., Lellek H., Boehme A. et al. Posaconazole after previous antifungal therapy with voriconazole for therapy of invasive aspergillus disease, a retrospective analysis // Mycoses. 2013. Vol. 56. P. 304-310.

7. Kraft W., Chang P., van Iersel M. et al. Posaconazole tablet pharmacokinetics: lack of effect of concomitant medications altering gastric pH and gastric motility in healthy subjects // Antimicrob. Agents Chemother. 2014. Vol. 8. P. 4020-4025.

8. Nassander U., Kersemaekers W., van Iersel M. et al. Pharmacokinetics and safety study of posaconazole IV solution via peripheral administration in healthy subjects // Proceedings of the 53rd ICAAC,. Denver, September 2013. Abstr. A-455.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»