Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) - предмет многочисленных исследований российских и зарубежных авторов [1-4]. Хорошо известны критерии здорового образа жизни молодежи: оптимальный двигательный режим и физические нагрузки, рациональное питание, отсутствие вредных привычек, наличие распорядка дня, стресс-контроль, соблюдение безопасности жизнедеятельности и т.д.
Выявлены 4 уровня формирования основ ЗОЖ у студентов:
1. Когнитивный уровень включает знания о критериях здорового образа жизни и способах их реализации в повседневной деятельности.
2. Мотивационно-ценностный уровень характеризуется осознанием важности и необходимости соблюдения критериев ЗОЖ, формирования устойчивой направленности на их реализацию.
3. Рефлексивно-смысловой уровень ориентирован на анализ собственной деятельности и внесение корректив в соответствии с критериями ЗОЖ.
4. Деятельностный уровень предполагает практическое осуществление мероприятий по соблюдению основ ЗОЖ [5].
В рамках формирования ЗОЖ должны закладываться представления о содержании профилактической и диагностической работы. Существенный фактор ЗОЖ - соблюдение режима дня, учебы и отдыха с учетом расписания занятий, а также индивидуальных свойств организма и психики (в частности возрастных потребностей, особенностей биоритмов, темперамента и характера).
Студенты медицинского вуза являются особой социальной группой, отличающейся условиями жизни, труда, быта и психологией. Высокая эмоциональная и умственная нагрузка, необходимость приспособления к новым условиям проживания (общежития) и формам обучения, нерегулярность питания, пристрастие к курению и другие факторы риска снижают адаптацию обучающихся и создают серьезные медико-социальные и нравственно-психологические проблемы. Все это негативно влияет на физическое, психическое, социальное и духовное благополучие личности.
Сотрудники кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России в 2012-2014 гг. с использованием метода анонимного анкетирования студентов V и VI курсов лечебного факультета изучали "модель сексуального поведения учащейся молодежи с учетом рисков заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), и ВИЧ-инфекцией". Разработанная анкета включала вопросы, позволяющие выявить риски сексуального поведения. Предстояло оценить влияние этих моделей поведения на реализацию полового пути передачи ИППП и ВИЧ-инфекции [6].
Вдумаемся в сухие статистические данные. Приверженность модели рискованного сексуального поведения выявлена у 1/3 (!) респондентов. Дебют половой жизни практически у каждого второго приходился на возраст 16-18 лет. Среднее количество партнеров с начала половой жизни у мужчин было 4,8, а у женщин - 3,5. На связь не менее чем с 3 партнерами указали 60,3% опрошенных, т.е. более половины. А каждый пятый вступал в контакты не менее чем с 6 партнерами. При этом удельный вес студентов, имеющих 5-6 партнеров с начала половой жизни, среди мужчин составил 15,6%, а среди женщин - 15,3%. Случайные сношения в течение последнего года имели 11,9%, а постоянного партнера - всего лишь 6,7% человек.
Полученные результаты позволяют констатировать, что существует опасность заражения студентов-медиков возбудителями социально значимых инфекций. Свыше половины (!) опрошенных имели в анамнезе заболевание, передаваемое половым путем, причем во время болезни 32,8% вступали в половые контакты и в 20% случаев не использовали средств защиты.
Согласно выводам авторов исследования, на первое место выходит не внутривенный, а именно половой путь передачи возбудителя ВИЧ-инфекции. Возраст сексуального дебюта снижается, и добрачные отношения становятся нормой. Выявленные модели поведения современной молодежи важно учитывать при разработке и проведении программ профилактики ИППП и ВИЧ/СПИДа. Уменьшение количества и частоты смены сексуальных партнеров - один из факторов, снижающих уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией [6].
Преодоление означенных проблем - насущная задача, требующая своего безотлагательного решения. Поэтому в образовательный процесс необходимо внедрять программы по формированию знаний, умений и навыков, способствующих самовоспитанию личности, становлению активной мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей. Согласно рабочим учебным программам, в преподавании студентам лечебного и стоматологического факультетов внимание уделяется преимущественно изучению факторов, влияющих на соматическое и психическое здоровье человека. Однако лечение и профилактика социально значимых заболеваний, а также воспитание личности врача невозможны без кардинального изменения образа жизни - отказа от стереотипов рискованного поведения и формирования модели здоровьесберегающего поведения.
Это объясняет необходимость разработки и введения в учебный процесс занятий, посвященных нравственным и психологическим основам здоровья, в рамках которых необходимо развивать важные компетенции (в том числе умение вести просветительскую работу по формированию ЗОЖ).
Открытая более 10 лет назад кафедра ЮНЕСКО "Здоровый образ жизни - залог успешного развития" ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России совместно с другими кафедрами университета включила в учебные программы модули по профилактике распространения ИППП, ВИЧ/СПИДа, наркомании. Уделено внимание и первичной охране репродуктивного здоровья, первичной профилактике хронических инфекционных и неинфекционных заболеваний. В течение многих лет со студентами разных факультетов проводятся занятия по разработанным комплексным междисциплинарным программам, в которых затронуты вопросы рационального питания, двигательной активности, личной гигиены, вредных привычек, инфекций мочеполовой системы и т.п.
Коллектив кафедры ЮНЕСКО поставил перед собой задачу совершенствования гуманитарного образования будущих врачей, сформулировал цель этой важной работы, определил ее основные направления:
■ формирование основ духовно-нравственной культуры и психологического здоровья врача, деонтологически грамотного отношения к пациенту на основе принципов биоэтики;
■ создание целевых установок для профессионального и личностного роста, здоровьесберегающего поведения, конструктивного решения биоэтических и экзистенциальных проблем;
■ развитие потребности в нравственно и физически здоровом образе жизни, проведении санитарно-просветительской и нравственно-просветительской работы с населением;
■ развитие созидательной гражданской позиции, готовности к участию в волонтерском движении.
Таким образом, кафедрой ЮНЕСКО "Здоровый образ жизни - залог успешного развития" ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России создана база учебно-методических материалов для проведения учебной и научной деятельности в целях обеспечения здорового образа жизни и совершенствования гуманитарного образования будущих врачей.
В качестве примера приведем сценарий проблемной лекции (лекции-беседы), посвященной профилактике ВИЧ/ СПИДа и проводимой в форме диалога со слушателями.
Проблемная лекция представляет собой компонент творческого обучения и требует от преподавателя умения создать проблемную ситуацию. Этот прием обучения через преодоление и разрешение противоречий известен издревле и восходит к так называемым сократическим, эвристическим беседам, связанным с именем древнегреческого философа Сократа. Для проблемной лекции характерны создание дискуссионной ситуации, ее актуализация, представление нового материала в виде проблемной задачи, поиск средств для ее решения (размышления лектора, привлечение к ним слушателей), следование шаг за шагом к искомой цели как к своеобразному открытию.
Процесс познания у студентов в ходе такой лекции приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Лектор предусматривает также условия для перехода в дальнейшем от учебно-познавательной к учебно-профессиональной деятельности на практическом занятии. По мере вовлечения студентов в решение той или иной задачи повышается уровень проблемности лекции: студенты могут увидеть и объяснить, в чем состоят противоречия, принять активное участие в поиске способов решения. А это уже свидетельствует об устойчивой обратной связи, отсутствие которой является основным недостатком информационной лекции.
Дискуссию открывает преподаватель, который акцентирует внимание на актуальности проблемы профилактики инфекционных болезней. Осуществление комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий позволило контролировать заболеваемость многими, в том числе особо опасными, инфекционными болезнями (чумой, холерой, сибирской язвой и т.п.). В то же время успехи иммунопрофилактики породили иллюзию, будто многие инфекционные заболевания побеждены окончательно. Однако на место старых инфекций приходят новые: вирусные, бактериальные, прионные, увеличивается доля атипичных форм инфекционных болезней. Для общественного здравоохранения представляют серьезные проблемы ВИЧ/СПИД, вирусные гепатиты, туберкулез, новые подтипы вируса гриппа человека, лихорадка денге, Эбола и др.
Основная часть занятия посвящена обсуждению вопросов эволюции профилактики инфекционных болезней, с акцентом на нерешенные вопросы, а также на содержание и эффективность уровней профилактической работы. Тезис для дискуссии - "Медицинская наука не успевает за природой". Для многих инфекций пока не удается найти эффективные средства вакцинопрофилактики или препараты для полного излечения ввиду как быстрой мутации возбудителя, так и значительного времени, необходимого для разработки и испытаний вакцин и лекарств (до 10 лет). Кроме того, известно, что у большей части населения не сформировано ответственное отношение к собственному здоровью.
Приступая к обсуждению вопросов профилактики ИППП и ВИЧ/СПИДа, целесообразно привести историческую справку и статистические данные об уровне заболеваемости ВИЧ-инфекции за рубежом и в России, проанализировать механизмы и пути передачи возбудителя. Для дискуссии предлагается разобрать значение различных биологических жидкостей, представляющих и не представляющих угрозу заражения ВИЧ.
В ходе лекции-беседы внимание студентов следует акцентировать на взаимосвязи модели поведения с риском возможного инфицирования ВИЧ. Особо следует разобрать вопросы возможной стигматизации и дискриминации больных людей.
Крайне важно подчеркнуть, что медицинская профилактика ВИЧ/СПИДа, папилломавирусной инфекции, вирусных гепатитов и венерических заболеваний бессмысленна без духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и морального оздоровления общества в целом. Даже самые совершенные медицинские технологии, огромные финансовые средства, выделяемые на лечение, и строгие "полицейские меры" не смогут спасти общество, теряющее нравственные устои. Главное - понимание значимости традиционных ценностей, отказ от рискованного и пропаганда ответственного, здоровьесберегающего поведения [7-9].
Завершить лекцию-беседу следует на оптимистической ноте. Современная медицина располагает большим арсеналом средств лечения инфекционных болезней. Поэтому нет поводов для отчаяния, но есть поводы для серьезной работы по формированию принципов ЗОЖ.
Педагогически целесообразно, чтобы студенты пришли к выводам без давления со стороны преподавателя. Вывод, сформулированный самостоятельно и свободно, закрепляется в сознании гораздо лучше, чем навязанный извне. Лектор должен подвести к очевидному заключению, но последнее слово оставить за студентами. Пусть сами решают, быть или не быть здоровыми!
Таким образом, в учебном процессе медицинского вуза особое внимание следует уделять формированию у студентов приверженности к здоровому образу жизни. В то же время требуется совершенствование гуманитарного образования, поиск новых методов учебной и воспитательной работы. В образовательные программы целесообразно включать учебные модули, направленные на укрепление нравственного и психологического здоровья, развивающие умение проводить культурно-просветительскую работу по формированию ЗОЖ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г., Антюшко Е.Д. Основы медицинской профилактики и реабилитации. М. : АлМи, 2010. 240 с.
2. Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Укрепление здоровья. М. : Профессионал, 2010. 240 с.
3. Основы здорового образа жизни / под ред. К.Г. Гуревича. М.; Пермь : МГМСУ, 2011. 276 с.
4. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / под ред. Н.Д. Ющука, И.В. Маева, К.Г. Гуревича. М. : Перо, 2012. 659 с.
5. Федосова И.В. Организация социокультурной среды вуза в контексте формирования основ здорового образа жизни студентов // Современные концепции профессионального образования студенческой молодежи: коллективная научная монография. Ульяновск : SIM-JET, 2015. С. 414-416.
6. Гришина Ю.Ю., Мартынов Ю.В., Кухтевич Е.В. Модель сексуального поведения молодежи // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2016. № 1. С. 114-118.
7. Зорин К. Инфекционные заболевания и стиль жизни // Медицинская газета. 2015. № 89. С. 12.
8. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Духовно-нравственные и просветительские аспекты врачебной деятельности в области инфекционных болезней // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2015. № 3. С. 8-12.
9. Зорин К.В. Духовные аспекты болезни // Мед. помощь. 2008. № 4. С. 47-50.