Опыт организации пропаганды здорового образа жизни среди студентов медицинского вуза

РезюмеВ статье показана значимость психолого-педагогических и этических аспектов гуманитарной подготовки и пропаганды здорового образа жизни среди будущих врачей. Совершенствование системы высшего медицинского образования требует поиска новых методов учебной и воспитательной работы. В учебный процесс целесообразно включать модули, направленные на укрепление нравственного и психологического здоровья, развивающие умение проводить культурно-просветительскую работу по формированию здорового образа жизни, включая профилактику инфекций, передаваемых половым путем, и ВИЧ/СПИДа.

Ключевые слова:здоровый образ жизни, здоровьесберегающее поведение, рискованное поведение, высшее медицинское образование, инфекционные болезни, профилактика ВИЧ/СПИДа

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 6. С. 33-36.
DOI: 10.24411/2305-3496-2017-00002


Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) - предмет многочисленных исследований российских и зарубеж­ных авторов [1-4]. Хорошо известны критерии здоро­вого образа жизни молодежи: оптимальный двигательный ре­жим и физические нагрузки, рациональное питание, отсутствие вредных привычек, наличие распорядка дня, стресс-контроль, соблюдение безопасности жизнедеятельности и т.д.

Выявлены 4 уровня формирования основ ЗОЖ у сту­дентов:

1. Когнитивный уровень включает знания о критериях здорового образа жизни и способах их реализации в повсед­невной деятельности.

2. Мотивационно-ценностный уровень характеризуется осознанием важности и необходимости соблюдения критериев ЗОЖ, формирования устойчивой направленности на их реализацию.

3. Рефлексивно-смысловой уровень ориентирован на анализ собственной деятельности и внесение корректив в соответствии с критериями ЗОЖ.

4. Деятельностный уровень предполагает практическое осуществление мероприятий по соблюдению основ ЗОЖ [5].

В рамках формирования ЗОЖ должны закладываться представления о содержании профилактической и диагно­стической работы. Существенный фактор ЗОЖ - соблюде­ние режима дня, учебы и отдыха с учетом расписания заня­тий, а также индивидуальных свойств организма и психики (в частности возрастных потребностей, особенностей био­ритмов, темперамента и характера).

Студенты медицинского вуза являются особой социаль­ной группой, отличающейся условиями жизни, труда, быта и психологией. Высокая эмоциональная и умственная на­грузка, необходимость приспособления к новым условиям проживания (общежития) и формам обучения, нерегу­лярность питания, пристрастие к курению и другие фак­торы риска снижают адаптацию обучающихся и создают серьезные медико-социальные и нравственно-психоло­гические проблемы. Все это негативно влияет на физиче­ское, психическое, социальное и духовное благополучие личности.

Сотрудники кафедры инфекционных болезней и эпи­демиологии ФГБОУ ВО "Московский государственный ме­дико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России в 2012-2014 гг. с использованием метода анонимного анкетирования студентов V и VI курсов лечеб­ного факультета изучали "модель сексуального поведения учащейся молодежи с учетом рисков заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), и ВИЧ-инфекцией". Разработанная анкета включала вопросы, позволяющие вы­явить риски сексуального поведения. Предстояло оценить влияние этих моделей поведения на реализацию полового пути передачи ИППП и ВИЧ-инфекции [6].

Вдумаемся в сухие статистические данные. Привер­женность модели рискованного сексуального поведения выявлена у 1/3 (!) респондентов. Дебют половой жизни практически у каждого второго приходился на возраст 16-18 лет. Среднее количество партнеров с начала поло­вой жизни у мужчин было 4,8, а у женщин - 3,5. На связь не менее чем с 3 партнерами указали 60,3% опрошенных, т.е. более половины. А каждый пятый вступал в контакты не менее чем с 6 партнерами. При этом удельный вес сту­дентов, имеющих 5-6 партнеров с начала половой жизни, среди мужчин составил 15,6%, а среди женщин - 15,3%. Случайные сношения в течение последнего года имели 11,9%, а постоянного партнера - всего лишь 6,7% че­ловек.

Полученные результаты позволяют констатировать, что существует опасность заражения студентов-медиков возбудителями социально значимых инфекций. Свыше половины (!) опрошенных имели в анамнезе заболевание, передаваемое половым путем, причем во время болезни 32,8% вступали в половые контакты и в 20% случаев не ис­пользовали средств защиты.

Согласно выводам авторов исследования, на первое ме­сто выходит не внутривенный, а именно половой путь пере­дачи возбудителя ВИЧ-инфекции. Возраст сексуального дебюта снижается, и добрачные отношения становятся нор­мой. Выявленные модели поведения современной молодежи важно учитывать при разработке и проведении программ профилактики ИППП и ВИЧ/СПИДа. Уменьшение количества и частоты смены сексуальных партнеров - один из факторов, снижающих уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией [6].

Преодоление означенных проблем - насущная задача, требующая своего безотлагательного решения. Поэтому в образовательный процесс необходимо внедрять программы по формированию знаний, умений и навыков, способствую­щих самовоспитанию личности, становлению активной мо­тивации на сохранение своего здоровья и здоровья окру­жающих людей. Согласно рабочим учебным программам, в преподавании студентам лечебного и стоматологического факультетов внимание уделяется преимущественно изуче­нию факторов, влияющих на соматическое и психическое здоровье человека. Однако лечение и профилактика со­циально значимых заболеваний, а также воспитание лич­ности врача невозможны без кардинального изменения образа жизни - отказа от стереотипов рискованного по­ведения и формирования модели здоровьесберегающего поведения.

Это объясняет необходимость разработки и введения в учебный процесс занятий, посвященных нравственным и психологическим основам здоровья, в рамках которых необходимо развивать важные компетенции (в том числе умение вести просветительскую работу по формирова­нию ЗОЖ).

Открытая более 10 лет назад кафедра ЮНЕСКО "Здоро­вый образ жизни - залог успешного развития" ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России со­вместно с другими кафедрами университета включила в учебные программы модули по профилактике распростра­нения ИППП, ВИЧ/СПИДа, наркомании. Уделено внимание и первичной охране репродуктивного здоровья, первичной профилактике хронических инфекционных и неинфекци­онных заболеваний. В течение многих лет со студентами разных факультетов проводятся занятия по разработанным комплексным междисциплинарным программам, в которых затронуты вопросы рационального питания, двигательной активности, личной гигиены, вредных привычек, инфекций мочеполовой системы и т.п.

Коллектив кафедры ЮНЕСКО поставил перед собой за­дачу совершенствования гуманитарного образования буду­щих врачей, сформулировал цель этой важной работы, опре­делил ее основные направления:

формирование основ духовно-нравственной культуры и психологического здоровья врача, деонтологически грамотного отношения к пациенту на основе принци­пов биоэтики;

создание целевых установок для профессионального и личностного роста, здоровьесберегающего поведе­ния, конструктивного решения биоэтических и экзи­стенциальных проблем;

развитие потребности в нравственно и физически здоровом образе жизни, проведении санитарно-просветительской и нравственно-просветительской ра­боты с населением;

развитие созидательной гражданской позиции, готов­ности к участию в волонтерском движении.

Таким образом, кафедрой ЮНЕСКО "Здоровый образ жизни - залог успешного развития" ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический универси­тет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России создана база учебно-методических материалов для проведения учебной и научной деятельности в целях обеспечения здорового об­раза жизни и совершенствования гуманитарного образова­ния будущих врачей.

В качестве примера приведем сценарий проблемной лекции (лекции-беседы), посвященной профилактике ВИЧ/ СПИДа и проводимой в форме диалога со слушателями.

Проблемная лекция представляет собой компонент твор­ческого обучения и требует от преподавателя умения соз­дать проблемную ситуацию. Этот прием обучения через пре­одоление и разрешение противоречий известен издревле и восходит к так называемым сократическим, эвристическим беседам, связанным с именем древнегреческого философа Сократа. Для проблемной лекции характерны создание дис­куссионной ситуации, ее актуализация, представление но­вого материала в виде проблемной задачи, поиск средств для ее решения (размышления лектора, привлечение к ним слушателей), следование шаг за шагом к искомой цели как к своеобразному открытию.

Процесс познания у студентов в ходе такой лекции приближается к поисковой, исследовательской деятельно­сти. Лектор предусматривает также условия для перехода в дальнейшем от учебно-познавательной к учебно-про­фессиональной деятельности на практическом занятии. По мере вовлечения студентов в решение той или иной задачи повышается уровень проблемности лекции: студенты могут увидеть и объяснить, в чем состоят противоречия, принять активное участие в поиске способов решения. А это уже свидетельствует об устойчивой обратной связи, отсутствие которой является основным недостатком информационной лекции.

Дискуссию открывает преподаватель, который акцен­тирует внимание на актуальности проблемы профилактики инфекционных болезней. Осуществление комплекса про­филактических и противоэпидемических мероприятий по­зволило контролировать заболеваемость многими, в том числе особо опасными, инфекционными болезнями (чумой, холерой, сибирской язвой и т.п.). В то же время успехи им­мунопрофилактики породили иллюзию, будто многие ин­фекционные заболевания побеждены окончательно. Однако на место старых инфекций приходят новые: вирусные, бак­териальные, прионные, увеличивается доля атипичных форм инфекционных болезней. Для общественного здравоохра­нения представляют серьезные проблемы ВИЧ/СПИД, ви­русные гепатиты, туберкулез, новые подтипы вируса гриппа человека, лихорадка денге, Эбола и др.

Основная часть занятия посвящена обсуждению во­просов эволюции профилактики инфекционных болезней, с акцентом на нерешенные вопросы, а также на содержа­ние и эффективность уровней профилактической работы. Тезис для дискуссии - "Медицинская наука не успевает за природой". Для многих инфекций пока не удается найти эффективные средства вакцинопрофилактики или пре­параты для полного излечения ввиду как быстрой мутации возбудителя, так и значительного времени, необходимого для разработки и испытаний вакцин и лекарств (до 10 лет). Кроме того, известно, что у большей части населения не сформировано ответственное отношение к собственному здоровью.

Приступая к обсуждению вопросов профилактики ИППП и ВИЧ/СПИДа, целесообразно привести историческую справку и статистические данные об уровне заболеваемости ВИЧ-инфекции за рубежом и в России, проанализировать механизмы и пути передачи возбудителя. Для дискуссии предлагается разобрать значение различных биологических жидкостей, представляющих и не представляющих угрозу заражения ВИЧ.

В ходе лекции-беседы внимание студентов следует ак­центировать на взаимосвязи модели поведения с риском возможного инфицирования ВИЧ. Особо следует разобрать вопросы возможной стигматизации и дискриминации боль­ных людей.

Крайне важно подчеркнуть, что медицинская профи­лактика ВИЧ/СПИДа, папилломавирусной инфекции, вирус­ных гепатитов и венерических заболеваний бессмысленна без духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и морального оздоровления общества в це­лом. Даже самые совершенные медицинские технологии, огромные финансовые средства, выделяемые на лечение, и строгие "полицейские меры" не смогут спасти обще­ство, теряющее нравственные устои. Главное - понимание значимости традиционных ценностей, отказ от рискован­ного и пропаганда ответственного, здоровьесберегающего поведения [7-9].

Завершить лекцию-беседу следует на оптимистической ноте. Современная медицина располагает большим арсена­лом средств лечения инфекционных болезней. Поэтому нет поводов для отчаяния, но есть поводы для серьезной работы по формированию принципов ЗОЖ.

Педагогически целесообразно, чтобы студенты пришли к выводам без давления со стороны преподавателя. Вывод, сформулированный самостоятельно и свободно, закрепля­ется в сознании гораздо лучше, чем навязанный извне. Лек­тор должен подвести к очевидному заключению, но послед­нее слово оставить за студентами. Пусть сами решают, быть или не быть здоровыми!

Таким образом, в учебном процессе медицинского вуза особое внимание следует уделять формированию у сту­дентов приверженности к здоровому образу жизни. В то же время требуется совершенствование гуманитарного об­разования, поиск новых методов учебной и воспитатель­ной работы. В образовательные программы целесообразно включать учебные модули, направленные на укрепление нравственного и психологического здоровья, развивающие умение проводить культурно-просветительскую работу по формированию ЗОЖ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г., Антюшко Е.Д. Основы медицинской профилактики и реабилитации. М. : АлМи, 2010. 240 с.

2. Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Укрепление здоровья. М. : Профес­сионал, 2010. 240 с.

3. Основы здорового образа жизни / под ред. К.Г. Гуревича. М.; Пермь : МГМСУ, 2011. 276 с.

4. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / под ред. Н.Д. Ющука, И.В. Маева, К.Г. Гуревича. М. : Перо, 2012. 659 с.

5. Федосова И.В. Организация социокультурной среды вуза в кон­тексте формирования основ здорового образа жизни студентов // Со­временные концепции профессионального образования студенческой молодежи: коллективная научная монография. Ульяновск : SIM-JET, 2015. С. 414-416.

6. Гришина Ю.Ю., Мартынов Ю.В., Кухтевич Е.В. Модель сексуаль­ного поведения молодежи // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2016. № 1. С. 114-118.

7. Зорин К. Инфекционные заболевания и стиль жизни // Медицин­ская газета. 2015. № 89. С. 12.

8. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Духовно-нравственные и просвети­тельские аспекты врачебной деятельности в области инфекционных болезней // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2015. № 3. С. 8-12.

9. Зорин К.В. Духовные аспекты болезни // Мед. помощь. 2008. № 4. С. 47-50.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»