Эффективность здравоохранения РФ
Макроэффективность подразумевает результат с учетом затраченных средств и умение принимать правильные решения.
Высшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) разработала методику, на основании которой рассчитывается эффективность здравоохранения регионов РФ (описание методики представлено в № 3 журнала "ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ" за 2017). Из рис. 23 видно, что при прочих равных условиях российские регионы существенно различаются по эффективности. Приведем примеры.
■ Имеется 14 действующих нормативных актов по контролю критериев оценки качества медицинской помощи (КМП), которые не согласованы между собой, дублируют друг друга и не соответствуют международным нормам.
■ Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" - по нему введено более 2 тыс. показателей по отчетности. Но большинство этих показателей не выполнимы (а их исполнение обязательно), потому что они разрабатывались на основе клинических рекомендаций, которые финансово не обеспечены.
■ Диспансеризация - приказы Минздрава России от 21.12.2012 № 1346н и от 03.02.2015 № 36ан (ранее приказ от 03.12.2012 № 1006н). Идеологически правильно, но ресурсов для лечения вновь выявленных больных недостаточно, более того, она увеличивает нагрузку и отчетность на врачей.
При принятии решений надо опираться на научное обоснование. Например, в США законом регулируется, что на одну должность хирургической медицинской сестры в стационаре по нормативу должно приходиться 4 койки, а в России - 10-15 коек, поскольку доказано, что с каждой дополнительной койкой по экспоненте растут инфекционные осложнения (JAMA. 2002; 288:16.).
Инфекционная служба в Российской Федерации сегодня
В Российской Федерации смертность от инфекционных болезней растет на фоне сокращения мощностей службы. Общий коэффициент смертности (ОКС) от инфекционных болезней в Российской Федерации с 1990 по 2016 г. вырос в 2 раза; с 2013 г. - на 9% (рис. 25). Стандартизованный по возрасту и полу коэффициент смертности (СКС) от инфекционных болезней в 3,6 раза выше, чем в "новых-8" странах ЕС (рис. 26).
СКС от туберкулеза в Российской Федерации снижается, но в 2015 г. он был в 7,5 раза выше, чем в "новых-8" странах ЕС (рис. 27).
Первичная и общая заболеваемость инфекционными болезнями в Российской Федерации снизилась на 14%, а смертность выросла в 2 раза (рис. 28). А вот первичная заболеваемость и смертность от туберкулеза в Российской Федерации снижаются - это свидетельствует о реальном улучшении положения (рис. 29).
Однако первичная заболеваемость туберкулезом в России в 5,7 раза выше, чем в "новых-8" странах ЕС (рис. 30).
Первичная заболеваемость ВИЧ-инфекцией в России с 2006 г. выросла в 3 раза. Сегодня этот показатель в России в 17 раз выше, чем в "новых-8" странах ЕС (рис. 31).
С 1990 по 2016 г. в Российской Федерации обеспеченность инфекционными койками сократилась в 2,5 раза, обеспеченность врачами-инфекционистами с 2010 по 2016 г. сократилась на 18% (рис. 32).
С 1990 по 2013 г. число выбывших из стационара по классу инфекционных болезней в Российской Федерации сократилось на 25%. В "новых-8" странах ЕС этот показатель остался на том же уровне, в "старых" странах ЕС число госпитализаций выросло на 32% (рис. 33).
Данные по противотуберкулезной службе (по данным ЦНИИОИЗ, 2015 г.):
■ Коэффициент совместительства врачей-фтизиатров составляет 1,7 (в стационаре - 1,9; в поликлинике - 1,6).
■ Полная обеспеченность основными препаратами для лечения туберкулеза зафиксирована только в 54 субъектах РФ из 83, резервными препаратами -только в 32.
■ Подушевое финансирование - для лечения одного больного составляет 524 руб./чел. в год (разница по рядом расположенным субъектам доходит до 12 раз, по всем субъектам - в 22 раза).
■ Профилактическая работа - 0,3 руб./чел.
Регрессионный анализ факторов, влияющих на общий коэффициент смертности от инфекционных болезней в России в 2013-2014 гг. показал высокую зависимость этого показателя от числа врачей-инфекционистов (табл. 2). Если изложить этот анализ просто, то сокращение 5 врачей-инфекционистов приводит к 1 дополнительной смерти от инфекционных болезней.
Какие вызовы ждут здравоохранение РФ в 2018-2020 гг.
Напряжение у пациентов и медицинских работников. У пациентов отмечаются завышенные ожидания и недовольство, и было бы удивительно, если бы на фоне сокращения мощностей системы здравоохранения при увеличивающемся потоке больных и завышенных ожиданиях наше население оставалось довольным.
У медицинских работников складывается НЕВЕРИЕ в позитивные перемены и они сталкиваются с постоянными переработками (коэффициент совместительства 1,43), недостаточной заработной платой, излишним документооборотом и проверками, а зачастую и неуважением пациентов.
А ведь реализация любых управленческих воздействий в здравоохранении достигается их трудом!
Демографические вызовы с 2016 г. к 2020 г. по прогнозам Росстата (средний вариант):
■ сокращение численности трудоспособного населения на 3,3 млн человек, или на 4%;
■ увеличение числа граждан старше трудоспособного возраста на 2,8 млн человек, или на 11%;
■ увеличение числа детей на 1,7 млн человек, или на 7%.
Прогнозы Минэкономразвития России на 2018 г. представлены на рис. 34.
Что надо делать?
Итак, что нужно делать, чтобы увеличить ОПЖ до 76 лет?
Стратегия развития здравоохранения должна развиваться в двух направлениях:
1. Комплексная программа по охране здоровья населения.
2. Повышение доступности и качества медицинской помощи (рис. 35).
Главные действующие и ответственные лица по реализации комплексной программы по охране здоровья населения - это главы регионов и муниципальных образований. Она должна включать:
1.1 Борьбу с алкоголизмом и табакокурением.
2. Вовлечение работодателей в процесс охраны здоровья работников, которые должны:
■ создать условия для безопасного труда на производстве;
■ восстановить медсанчасти;
■ внедрять профилактические программы на производстве.
3. Главам регионов нужно на личном примере показать, как вести здоровый образ жизни и вовлечь население в этот процесс.
Второе направление стратегии - это повышение доступности и качества медицинской помощи, за которое несет ответ система здравоохранения.
На обсуждение выносятся следующие приоритеты развития здравоохранения на краткосрочную и среднесрочную перспективу:
1. Главный приоритет - сохранение здоровья и снижение смертности российских мужчин, детей и подростков (а не только снижение младенческой смертности).
2. Концентрация усилий на эффективной организации работы первичного звена здравоохранения. Для этого необходимо ликвидировать дефицит медицинских кадров, создать условия для достойной оплаты их труда и повышения квалификации.
3. Организация медико-социальной помощи и реабилитации на дому для граждан старшей возрастной группы, возможно, с привлечением частных медицинских организаций.
4. Поэтапное увеличение государственного финансирования здравоохранения в период с 2018 по 2025 г. как минимум в 1,5 раза в ценах 2016 г. При этом необходимо обеспечить эффективное управление этими дополнительными ресурсами, что потребует ускоренного повышения квалификации руководителей здравоохранения всех уровней.
5. Реализация массовых межведомственных программ по комплексной охране здоровья населения с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе при активном участии глав регионов и муниципальных образований.
Если вышеназванные приоритетные направления не будут реализованы, то ОПЖ российских граждан останется на уровне 72-72,5 года. Соответственно, цель, поставленная Президентом РФ перед здравоохранением, по достижению ОПЖ, равной 76 годам, к 2025 г. не будет достигнута.
Сегодня задача руководства здравоохранения и научно-экспертного сообщества - дать реальную оценку ситуации, сложившейся в отрасли, и на основе научного анализа предложить программу эффективных действий. Только так мы сможем остановить истощение "запасов прочности" здравоохранения и понизить градус напряжения в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
- Росстат; http://www.gks.ru.
- База данных ЕМИСС; http://www.fedstat.ru/indicators/themes.do.
- База данных ВОЗ; http://data.euro.who.int/hfadb/shell_ru.html.
- База данных ОЭСР; http://stats.oecd.org.
- Государственные доклады о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2014-2015 гг.
- Итоги деятельности Минздрава России за 2013-2016 гг.
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
- ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России.