Здравоохранение России: как достичь ожидаемой продолжительности жизни, равной 76 лет, к 2025 г., и состояние инфекционной службы Российской Федерации. Часть В.

Эффективность здравоохранения РФ

Макроэффективность подразумевает результат с учетом за­траченных средств и умение принимать правильные решения.

Высшая школа организации и управления здравоохра­нением (ВШОУЗ) разработала методику, на основании кото­рой рассчитывается эффективность здравоохранения реги­онов РФ (описание методики представлено в № 3 журнала "ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ" за 2017). Из рис. 23 видно, что при прочих равных условиях российские регионы существенно различаются по эффек­тивности. Приведем примеры.

■ Имеется 14 действующих нормативных актов по кон­тролю критериев оценки качества медицинской по­мощи (КМП), которые не согласованы между собой, дублируют друг друга и не соответствуют междуна­родным нормам.

Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" - по нему введено более 2 тыс. показателей по отчетности. Но большинство этих показателей не выполнимы (а их исполнение обяза­тельно), потому что они разрабатывались на основе клинических рекомендаций, которые финансово не обеспечены.

■ Диспансеризация - приказы Минздрава России от 21.12.2012 № 1346н и от 03.02.2015 № 36ан (ранее приказ от 03.12.2012 № 1006н). Идеологически пра­вильно, но ресурсов для лечения вновь выявленных больных недостаточно, более того, она увеличивает нагрузку и отчетность на врачей.

При принятии решений надо опираться на научное обо­снование. Например, в США законом регулируется, что на одну должность хирургической медицинской сестры в стационаре по нормативу должно приходиться 4 койки, а в России - 10-15 коек, поскольку доказано, что с каждой дополнительной койкой по экспоненте растут инфекцион­ные осложнения (JAMA. 2002; 288:16.).

Инфекционная служба в Российской Федерации сегодня

В Российской Федерации смертность от инфекционных болезней растет на фоне сокращения мощностей службы. Об­щий коэффициент смертности (ОКС) от инфекционных болез­ней в Российской Федерации с 1990 по 2016 г. вырос в 2 раза; с 2013 г. - на 9% (рис. 25). Стандартизованный по возрасту и полу коэффициент смертности (СКС) от инфекционных бо­лезней в 3,6 раза выше, чем в "новых-8" странах ЕС (рис. 26).

СКС от туберкулеза в Российской Федерации снижается, но в 2015 г. он был в 7,5 раза выше, чем в "новых-8" странах ЕС (рис. 27).

Первичная и общая заболеваемость инфекционными болезнями в Российской Федерации снизилась на 14%, а смертность выросла в 2 раза (рис. 28). А вот первичная заболеваемость и смертность от туберкулеза в Российской Федерации снижаются - это свидетельствует о реальном улучшении положения (рис. 29).

Однако первичная заболеваемость туберкулезом в Рос­сии в 5,7 раза выше, чем в "новых-8" странах ЕС (рис. 30).

Первичная заболеваемость ВИЧ-инфекцией в России с 2006 г. выросла в 3 раза. Сегодня этот показатель в России в 17 раз выше, чем в "новых-8" странах ЕС (рис. 31).

С 1990 по 2016 г. в Российской Федерации обеспечен­ность инфекционными койками сократилась в 2,5 раза, обе­спеченность врачами-инфекционистами с 2010 по 2016 г. сократилась на 18% (рис. 32).

С 1990 по 2013 г. число выбывших из стационара по классу инфекционных болезней в Российской Федерации сократилось на 25%. В "новых-8" странах ЕС этот показатель остался на том же уровне, в "старых" странах ЕС число го­спитализаций выросло на 32% (рис. 33).

Данные по противотуберкулезной службе (по данным ЦНИИОИЗ, 2015 г.):

Коэффициент совместительства врачей-фтизиатров составляет 1,7 (в стационаре - 1,9; в поликлинике - 1,6).

Полная обеспеченность основными препаратами для лечения туберкулеза зафиксирована только в 54 субъектах РФ из 83, резервными препаратами -только в 32.

Подушевое финансирование - для лечения одного больного составляет 524 руб./чел. в год (разница по рядом расположенным субъектам доходит до 12 раз, по всем субъектам - в 22 раза).

Профилактическая работа - 0,3 руб./чел.

Регрессионный анализ факторов, влияющих на общий коэффициент смертности от инфекционных болезней в Рос­сии в 2013-2014 гг. показал высокую зависимость этого по­казателя от числа врачей-инфекционистов (табл. 2). Если изложить этот анализ просто, то сокращение 5 врачей-ин­фекционистов приводит к 1 дополнительной смерти от ин­фекционных болезней.

Какие вызовы ждут здравоохранение РФ в 2018-2020 гг.

Напряжение у пациентов и медицинских работников. У пациентов отмечаются завышенные ожидания и недоволь­ство, и было бы удивительно, если бы на фоне сокращения мощностей системы здравоохранения при увеличиваю­щемся потоке больных и завышенных ожиданиях наше на­селение оставалось довольным.

У медицинских работников складывается НЕВЕРИЕ в позитивные перемены и они сталкиваются с постоянными переработками (коэффициент совместительства 1,43), недо­статочной заработной платой, излишним документооборо­том и проверками, а зачастую и неуважением пациентов.

А ведь реализация любых управленческих воздействий в здравоохранении достигается их трудом!

Демографические вызовы с 2016 г. к 2020 г. по прогно­зам Росстата (средний вариант):

сокращение численности трудоспособного населения на 3,3 млн человек, или на 4%;

увеличение числа граждан старше трудоспособного возраста на 2,8 млн человек, или на 11%;

увеличение числа детей на 1,7 млн человек, или на 7%.

Прогнозы Минэкономразвития России на 2018 г. пред­ставлены на рис. 34.

Что надо делать?

Итак, что нужно делать, чтобы увеличить ОПЖ до 76 лет?

Стратегия развития здравоохранения должна разви­ваться в двух направлениях:

1. Комплексная программа по охране здоровья насе­ления.

2. Повышение доступности и качества медицинской по­мощи (рис. 35).

Главные действующие и ответственные лица по реали­зации комплексной программы по охране здоровья населе­ния - это главы регионов и муниципальных образований. Она должна включать:

1.1 Борьбу с алкоголизмом и табакокурением.

2. Вовлечение работодателей в процесс охраны здоро­вья работников, которые должны:

создать условия для безопасного труда на произ­водстве;

восстановить медсанчасти;

внедрять профилактические программы на произ­водстве.

3. Главам регионов нужно на личном примере показать, как вести здоровый образ жизни и вовлечь население в этот процесс.

Второе направление стратегии - это повышение доступ­ности и качества медицинской помощи, за которое несет от­вет система здравоохранения.

На обсуждение выносятся следующие приоритеты раз­вития здравоохранения на краткосрочную и среднесрочную перспективу:

1. Главный приоритет - сохранение здоровья и снижение смертности российских мужчин, детей и подростков (а не только снижение младенческой смертности).

2. Концентрация усилий на эффективной организации работы первичного звена здравоохранения. Для этого не­обходимо ликвидировать дефицит медицинских кадров, соз­дать условия для достойной оплаты их труда и повышения квалификации.

3. Организация медико-социальной помощи и реаби­литации на дому для граждан старшей возрастной группы, возможно, с привлечением частных медицинских организа­ций.

4. Поэтапное увеличение государственного финансиро­вания здравоохранения в период с 2018 по 2025 г. как ми­нимум в 1,5 раза в ценах 2016 г. При этом необходимо обеспечить эффективное управление этими дополнительными ресурсами, что потребует ускоренного повышения квалифи­кации руководителей здравоохранения всех уровней.

5. Реализация массовых межведомственных программ по комплексной охране здоровья населения с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе при активном участии глав регионов и муниципальных образований.

Если вышеназванные приоритетные направления не будут реализованы, то ОПЖ российских граждан останется на уровне 72-72,5 года. Соответственно, цель, поставлен­ная Президентом РФ перед здравоохранением, по достиже­нию ОПЖ, равной 76 годам, к 2025 г. не будет достигнута.

Сегодня задача руководства здравоохранения и научно-экспертного сообщества - дать реальную оценку ситуации, сложившейся в отрасли, и на основе научного анализа пред­ложить программу эффективных действий. Только так мы сможем остановить истощение "запасов прочности" здраво­охранения и понизить градус напряжения в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

- Росстат; http://www.gks.ru.

- База данных ЕМИСС; http://www.fedstat.ru/indicators/themes.do.

- База данных ВОЗ; http://data.euro.who.int/hfadb/shell_ru.html.

- База данных ОЭСР; http://stats.oecd.org.

- Государственные доклады о реализации государственной поли­тики в сфере охраны здоровья за 2014-2015 гг.

- Итоги деятельности Минздрава России за 2013-2016 гг.

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения".

- ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт органи­зации и информатизации здравоохранения" Минздрава России.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»