Здравоохранение России: как достичь ожидаемой продолжительности жизни, равной 76 лет, к 2025 г., и состояние инфекционной службы Российской Федерации*. Часть А.

РезюмеВ данном докладе рассказано о ключевых балансах системы здравоохранения РФ, о том, каково здоровье населения РФ сегодня, о факторах, влияющих на здоровье населения, о состоянии инфекционной службы и о том, что надо делать в здравоохранении РФ.

Ключевые слова:ожидаемая продолжительность жизни, балансы системы здравоохранения, состояние инфекционной службы

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 6. С. 14-32.
DOI: 10.24411/2305-3496-2017-00001


* Материалы статьи были доложены и обсуждены на расширенном заседании УМК по инфекционным болезням Координационного совета по области образования "Здравоохранение и медицинские науки" в рамках научно-практической конференции "Качественный учебный процесс - успешная аккредитация" (Москва, 9-10 октября 2017 г.). Сохранен авторский стиль изложения материала.

Цель для российской системы здравоохранения по­ставлена Президентом РФ: ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) к 2025 г. должна возрасти до 76 лет.

Балансы системы здравоохранения должен знать каждый, кто работает в нашей отрасли.

Первый баланс - баланс между профилактикой и пото­ком пациентов в лечебные учреждения. Мы понимаем, если граждане ведут здоровый образ жизни (не курят, не злоупо­требляют алкоголем, находятся в экологически безопасных условиях), значит, нагрузка на нашу систему уменьшается (рис. 1).

Второй баланс - между потоком больных и мощностью системы здравоохранения. Представим себе, что система здравоохранения - это "фабрика", а главная производи­тельная сила этой "фабрики" - врачи. Если достаточно вра­чей, все пациенты попадут без очереди, недостаточно - будут томиться в очереди. Ключевым фактором этой "фабрики" являются знания врачей: если врачи образованы, будут правильно поставлены диагнозы и назначено правильное лечение. Следующим этапом, который определяет пропуск­ную способность стационара, являются койки: есть койки -больные попадают на них, недостаточно коек - будут лежать в коридорах или вообще не попадут в стационар; затем нужны лекарства и соответствующее диагностическое обо­рудование. Для того чтобы "фабрика" работала нужны деньги ("топливо"), а так называемым сырьем для нашей "фабрики" здравоохранения являются больные люди. Иначе говоря, баланс этот таков: если число больных увели­чивается, должны возрастать мощности "фабрики" здраво­охранения (рис. 2).

Посмотрим, что произошло в здравоохранении с 2012 по 2016 г. Число больных людей в стране возросло на 4,2 млн (без учета населения Крыма для сопоставимости), числен­ность врачей сократилась на 21 тыс. (без учета Крыма), число коек уменьшилось на 145 тыс. (без учета Крыма), объем денег в постоянных ценах сократился на 7% (рис. 3). Соответственно, число вылеченных и "подремонтирован­ных" пациентов уменьшилось, а число умерших почти не со­кратилось. К чему привело сокращение мощностей системы здравоохранения? Если сократились мощности, а число больных возросло, значит, сократились объемы бесплатной медицинской помощи. Например, число обращений в амбулаторно-поликлинические учреждения (АПУ) сократилось на 12%, число госпитализаций - на 9% (Данные ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России (ЦНИИОЗ) и Минздрава России.).

Третий баланс - между общим объемом финансирова­ния здравоохранения и расходами по отдельным статьям. В нашей стране на систему здравоохранения в 2016 г. из всех источников было потрачено 4,83 трлн руб., 35% из этого составляют расходы из кармана населения и отчисления на добровольное медицинское страхование (ДМС), госу­дарственные расходы составляют оставшиеся 65%. Внутри госрасходов на оказание медицинской помощи затрачено 3,12 трлн руб. (85%), из них 70% - фонд оплаты труда с на­числениями. Остальное приходится на другие статьи: лекар­ства, медицинские изделия и прочие расходы (рис. 4). Сле­довательно, если необходимо увеличить фонд оплаты труда, это можно сделать 2 путями при условии, что общие расходы не растут: за счет сокращения других статей расходов или за счет сокращения числа врачей.

Четвертый баланс - между уровнями медицинской помощи и расходами на них. На "передний фронт" здра­воохранения, в котором происходит 1,2 млрд посещений в год, мы тратим всего 25% от всех расходов на систему здра­воохранения (рис. 5). На рис. 6 видно, что при снижении общего объема государственного финансирования здраво­охранения произошло увеличение расходов на уровне ВМП. Это сделано за счет снижения объемов помощи на другом уровне оказания общедоступных видов медпомощи.

Пятый баланс - между ожидаемой продолжительностью жизни (ОЖП) и финансированием здравоохранения. Мето­дом регрессионного анализа для Российской Федерации на периоде 2011-2015 гг. доказано: если валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения растет на 10%, ОПЖ уве­личивается почти на 0,27%. Если госрасходы на здравоохра­нение растут на 10%, ОПЖ увеличивается на 0,33%. Иными словами, при увеличении финансирования здравоохранения на 10% при неизменных других условиях (ВВП, потребление алкоголя) ОПЖ будет ежегодно расти на 0,25 года.

В нашей стране и в других странах существует прямая зависимость между госрасходами на здравоохранение на­селения и ОПЖ (рис. 7). В зоне финансирования от 400 до 1700 $ППС на душу населения в год действует правило: "Даешь деньги - ОПЖ растет". В странах, которые насыщены средствами (объемами медпомощи), такой зависимости нет - там на ОПЖ влияют другие факторы.

Здоровье населения РФ сегодня

К сожалению, в 2017 г. только 2% населения нашей страны гордятся системой здравоохранения и 36% доверяют системе здравоохранения (годом ранее - 55%) (Данные ВЦИОМ и Левада-Центра.). Население беспокоят снижение доступности медицинской помощи, вы­сокие цены на лекарства, нехватка специалистов на местах, отношение медицинских работников к пациентам.

Для того чтобы понять, какие у нас показатели здоровья, мы должны сравнить РФ со странами, близкими по уровню экономического развития (ВВП на душу населения). Россия близка к "новым-8" странам Европейского союза (ЕС).

Главный объективный и ключевой показатель - это ОПЖ при рождении. ОПЖ - это вероятность дожития, которая рассчитывается на основании повозрастных коэффициентов смертности (рис. 9).

Темп роста ОПЖ в Российской Федерации за последние 4 года замедлился в 2 раза (ежегодный прирост - 0,4 года). В 2016 г. ОПЖ была на 5,7 года ниже, чем в "новых-8" стра­нах ЕС (рис. 10). Здесь и далее: данные по РФ за 2015­2016 гг., ЕС - 2014-2015 гг., т.е. разница при сравнении по одному году будет выше.

Российские мужчины живут на 7,2 года меньше, чем мужчины в "новых-8" странах ЕС (в 1987 г. разница была 2,1 года) (рис. 11).

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»