Цель для российской системы здравоохранения поставлена Президентом РФ: ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) к 2025 г. должна возрасти до 76 лет.
Балансы системы здравоохранения должен знать каждый, кто работает в нашей отрасли.
Первый баланс - баланс между профилактикой и потоком пациентов в лечебные учреждения. Мы понимаем, если граждане ведут здоровый образ жизни (не курят, не злоупотребляют алкоголем, находятся в экологически безопасных условиях), значит, нагрузка на нашу систему уменьшается (рис. 1).
Второй баланс - между потоком больных и мощностью системы здравоохранения. Представим себе, что система здравоохранения - это "фабрика", а главная производительная сила этой "фабрики" - врачи. Если достаточно врачей, все пациенты попадут без очереди, недостаточно - будут томиться в очереди. Ключевым фактором этой "фабрики" являются знания врачей: если врачи образованы, будут правильно поставлены диагнозы и назначено правильное лечение. Следующим этапом, который определяет пропускную способность стационара, являются койки: есть койки -больные попадают на них, недостаточно коек - будут лежать в коридорах или вообще не попадут в стационар; затем нужны лекарства и соответствующее диагностическое оборудование. Для того чтобы "фабрика" работала нужны деньги ("топливо"), а так называемым сырьем для нашей "фабрики" здравоохранения являются больные люди. Иначе говоря, баланс этот таков: если число больных увеличивается, должны возрастать мощности "фабрики" здравоохранения (рис. 2).
Посмотрим, что произошло в здравоохранении с 2012 по 2016 г. Число больных людей в стране возросло на 4,2 млн (без учета населения Крыма для сопоставимости), численность врачей сократилась на 21 тыс. (без учета Крыма), число коек уменьшилось на 145 тыс. (без учета Крыма), объем денег в постоянных ценах сократился на 7% (рис. 3). Соответственно, число вылеченных и "подремонтированных" пациентов уменьшилось, а число умерших почти не сократилось. К чему привело сокращение мощностей системы здравоохранения? Если сократились мощности, а число больных возросло, значит, сократились объемы бесплатной медицинской помощи. Например, число обращений в амбулаторно-поликлинические учреждения (АПУ) сократилось на 12%, число госпитализаций - на 9% (Данные ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России (ЦНИИОЗ) и Минздрава России.).
Третий баланс - между общим объемом финансирования здравоохранения и расходами по отдельным статьям. В нашей стране на систему здравоохранения в 2016 г. из всех источников было потрачено 4,83 трлн руб., 35% из этого составляют расходы из кармана населения и отчисления на добровольное медицинское страхование (ДМС), государственные расходы составляют оставшиеся 65%. Внутри госрасходов на оказание медицинской помощи затрачено 3,12 трлн руб. (85%), из них 70% - фонд оплаты труда с начислениями. Остальное приходится на другие статьи: лекарства, медицинские изделия и прочие расходы (рис. 4). Следовательно, если необходимо увеличить фонд оплаты труда, это можно сделать 2 путями при условии, что общие расходы не растут: за счет сокращения других статей расходов или за счет сокращения числа врачей.
Четвертый баланс - между уровнями медицинской помощи и расходами на них. На "передний фронт" здравоохранения, в котором происходит 1,2 млрд посещений в год, мы тратим всего 25% от всех расходов на систему здравоохранения (рис. 5). На рис. 6 видно, что при снижении общего объема государственного финансирования здравоохранения произошло увеличение расходов на уровне ВМП. Это сделано за счет снижения объемов помощи на другом уровне оказания общедоступных видов медпомощи.
Пятый баланс - между ожидаемой продолжительностью жизни (ОЖП) и финансированием здравоохранения. Методом регрессионного анализа для Российской Федерации на периоде 2011-2015 гг. доказано: если валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения растет на 10%, ОПЖ увеличивается почти на 0,27%. Если госрасходы на здравоохранение растут на 10%, ОПЖ увеличивается на 0,33%. Иными словами, при увеличении финансирования здравоохранения на 10% при неизменных других условиях (ВВП, потребление алкоголя) ОПЖ будет ежегодно расти на 0,25 года.
В нашей стране и в других странах существует прямая зависимость между госрасходами на здравоохранение населения и ОПЖ (рис. 7). В зоне финансирования от 400 до 1700 $ППС на душу населения в год действует правило: "Даешь деньги - ОПЖ растет". В странах, которые насыщены средствами (объемами медпомощи), такой зависимости нет - там на ОПЖ влияют другие факторы.
Здоровье населения РФ сегодня
К сожалению, в 2017 г. только 2% населения нашей страны гордятся системой здравоохранения и 36% доверяют системе здравоохранения (годом ранее - 55%) (Данные ВЦИОМ и Левада-Центра.). Население беспокоят снижение доступности медицинской помощи, высокие цены на лекарства, нехватка специалистов на местах, отношение медицинских работников к пациентам.
Для того чтобы понять, какие у нас показатели здоровья, мы должны сравнить РФ со странами, близкими по уровню экономического развития (ВВП на душу населения). Россия близка к "новым-8" странам Европейского союза (ЕС).
Главный объективный и ключевой показатель - это ОПЖ при рождении. ОПЖ - это вероятность дожития, которая рассчитывается на основании повозрастных коэффициентов смертности (рис. 9).
Темп роста ОПЖ в Российской Федерации за последние 4 года замедлился в 2 раза (ежегодный прирост - 0,4 года). В 2016 г. ОПЖ была на 5,7 года ниже, чем в "новых-8" странах ЕС (рис. 10). Здесь и далее: данные по РФ за 20152016 гг., ЕС - 2014-2015 гг., т.е. разница при сравнении по одному году будет выше.
Российские мужчины живут на 7,2 года меньше, чем мужчины в "новых-8" странах ЕС (в 1987 г. разница была 2,1 года) (рис. 11).