Инфекционный мононуклеоз: характеристика проявлений эпидемического процесса

Резюме

В структуре инфекций дыхательных путей доля инфекционного мононуклеоза имеет тенденцию к росту с увеличением его социально-экономической значимости.

Цель работы - ретроспективный анализ проявлений эпидемического процесса инфекционного мононуклеоза.

Для анализа проявлений эпидемического процесса инфекционного мононуклеоза на территории Рос­сии и Москвы использованы материалы отчетно-учетной формы № 2 Федерального статистического наблю­дения "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях" за период с 2000 по 2016 г.

Расчет эпидемического порога позволил условно выделить 2 периода развития эпидемического про­цесса инфекционного мононуклеоза на территории России и 3 периода - на территории Москвы.

Ключевые слова:инфекционный мононуклеоз, эпидемический процесс

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 5. С. 61-64.
DOI: 10.24411/2305-3496-2017-00086


Проблема инфекционного мононуклеоза (ИМ) привле­кает к себе внимание в связи с высокой распростра­ненностью данного заболевания, системным харак­тером поражений, многообразием клинических проявлений и развитием хронических форм заболевания [1].

Медико-социальная значимость этой патологии обусло­вила введение с 1990 г. обязательного статистического учета заболеваемости ИМ в Российской Федерации. Однако многие вопросы развития эпидемического процесса ИМ недоста­точно изучены. Публикации о проявлениях эпидемического процесса ИМ скудны. Заболеваемость чаще регистрируется в виде спорадических случаев, хотя описаны и эпидемиче­ские вспышки [2]. В Москве в 1968-1969 гг. уровень забо­леваемости не превышал 8,2 случая на 100 тыс. населения. В Российской Федерации в 1991 г. показатель заболеваемо­сти составлял 2,6 случая на 100 тыс. населения с постепен­ным увеличением в последующие годы [3]. В многолетней динамике отмечена цикличность с наличием 6-7-летних периодов колебаний показателя заболеваемости [2]. Груп­пами риска являются дети, подростки в возрасте до 18 лет. С 2000 г. в структуре инфекций дыхательных путей удель­ный вес инфекционного мононуклеоза имеет выраженную тенденцию к росту [4]. Социально-экономическая значи­мость ИМ велика - экономический ущерб в 2016 г. составил 3 363 309,9 тыс. руб.[5].

Цель работы - ретроспективный анализ проявле­ний эпидемического процесса инфекционного мононуклеоза.

Материал и методы

Исследование проведено на базе кафедры инфекци­онных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России.

Для анализа проявлений эпидемического процесса ИМ на территории России и Москвы использованы материалы отчетно-учетной формы № 2 Федерального статистического наблюдения "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях" с 2000 по 2016 г.

В ходе ретроспективного эпидемиологического анализа проведена оценка дискретных временных рядов с опреде­лением средних величин темпов динамики роста (прироста) или снижения показателя заболеваемости при базисном и цепном основании среди совокупного населения и детей до 14 лет. Вычислены интенсивные показатели с рас­четом 95% доверительного интервала (ДИ) по следующей формуле:

Хср - Ка S< Х<Хср + Кα S,

где Хср - выборочное среднее, S - среднее квадратичное от­клонение, Кα - критическое значение К для уровня значи­мости α [6].

За эпидемический порог принимали верхний толерант­ный предел доверительного интервала (ДИ 95%). С уче­том рассчитанной величины эпидемического порога были выделены и проанализированы временные интервалы многолетней динамики заболеваемости ИМ, различающи­еся по уровню и динамике проявления эпидемического процесса.

Результаты и обсуждение

Ретроспективный эпидемиологический анализ проявле­ний эпидемического процесса ИМ с 2000 по 2016 г. на тер­ритории РФ показал выраженную тенденцию роста показа­теля заболеваемости среди как совокупного населения, так и детей до 14 лет (рис. 1). Следует отметить, что наибольший рост заболеваемости был выявлен среди детей. Абсолютный прирост заболеваемости за анализируемый период в этой возрастной группе составил 59,6 случая на 100 тыс. населе­ния, а среди совокупного населения -12,8 на 100 тыс.

С 2009 г. отмечается превышение эпидемического порога заболеваемости ИМ как для совокупного насе­ления, так и детей до 14 лет. В 2016 г. показатель забо­леваемости превышал эпидемический порог в 1,2 раза с раз­ницей в 4,8 раза между показателями заболеваемости детей до 14 лет и совокупного населения.

В структуре заболевших ИМ преобладали дети, удельный вес которых составлял более 70% (среднее за период на­блюдения - 76,9%).

Число случаев смерти от инфекционного мононуклеоза за указанный период в среднем не превышало 1-2 в год.

В многолетней динамике заболеваемости ИМ совокуп­ного населения РФ с учетом эпидемического порога можно условно выделить два периода: с 2000 по 2009 г. и с 2010 по 2016 г.

В первом периоде абсолютный прирост показателя заболеваемости составил 6,25 на 100 тыс. населения, а во втором - 5,93 на 100 тыс. населения. Темп роста по­казателя заболеваемости в анализируемых периодах также различался. В течение первого периода этот показатель в среднем увеличивался на 42,5% ежегодно, тогда как во втором периоде произошло замедление его роста в 3,8 раза (11,2% ежегодно).

Аналогичные изменения в темпах динамики эпидемиче­ского процесса происходили и в возрастной группе детей до 14 лет. Ежегодный прирост заболеваемости в первом пери­оде в среднем составлял 58,3%, что было на 15,8% выше по сравнению с совокупным населением. Во втором периоде у детей отмечалось выраженное замедление прироста забо­леваемости в 7,7 раза и в среднем он составлял 7,6%.

Сопоставление хода изменения показателей эпиде­мического процесса ИМ в целом по стране и на террито­рии Москвы показало, что при выраженной тенденции к росту заболеваемости интенсивные показатели по ре­гиону примерно в 2 раза превышали заболеваемость со­вокупного населения РФ, а с 2010 г. имели тенденцию к снижению (рис. 2).

Анализ многолетней динамики заболеваемости ИМ на территории Москвы с учетом эпидемического порога позво­лил условно выделить три периода в развитии эпидемиче­ского процесса: с 2000 по 2008 г., с 2009 по 2013 г., с 2014 по 2016 г. (рис. 3). В первом периоде показатели заболе­ваемости ИМ были ниже уровня эпидемического порога, второй период характеризовался превышением пороговых значений, а в третьем заболеваемость снижалась и была ме­нее 97,0 на 100 тыс. населения - уровень эпидемического порога.

Наиболее выраженные изменения в проявлениях эпиде­мического процесса в эти периоды отмечены среди детей до 14 лет. Причем в этой возрастной группе в Москве, в отличие от Российской Федерации в целом, выявлено своеобразие в подъемах и спадах заболеваемости.

В Москве первый период характеризовался выра­женным ростом заболеваемости, который продолжался до 2010 г. (второй период), далее следовал спад заболева­емости (третий период). Во втором периоде отмечен макси­мальный уровень заболеваемости, пик которой среди детей до 14 лет составил 116,2 на 100 тыс. населения. В третьем периоде наметилась тенденция к снижению показателя за­болеваемости, в отличие от многолетней динамики заболе­ваемости в целом по России. В возрастной структуре забо­левших ИМ на территории Москвы также преобладали дети до 14 лет.

Сопоставление проявлений эпидемического процесса ИМ на территории РФ и Московского региона позволяет констатировать, что, с одной стороны, показатели заболева­емости на территории Москвы превышали общероссийские, а с другой стороны, с 2010 по 2016 г. отмечено снижение за­болеваемости на 24,0%.

Описанные проявления эпидемического процесса ИМ отличаются от общепринятого представления: наличие выраженной цикличности с периодичностью подъемов и спадов заболеваемости, свойственной инфекциям дыха­тельных путей, не управляемых средствами иммунопрофи­лактики [7-9].

Сравнение характера проявлений эпидемического про­цесса ИМ с другими инфекциями дыхательных путей, не управляемыми средствами иммунопрофилактики, позволило выделить отличительную черту эпидемического процесса ИМ за анализируемый период - отсутствие выраженных перио­дических подъемов заболеваемости. Возможно, это связано как с легкостью передачи возбудителя и соответственно вы­соким уровнем заболеваемости детей до 14 лет, так и влия­нием социальных факторов (увеличение показателя рожда­емости и улучшение качества диагностики).

Оценка серологических маркеров ИМ за период 2000­2008 гг. на территории Москвы, приведенная в работе Р.Е. Бошьян [10], показала, что удельный вес серопозитивных в группе детей 1-3 года составлял 28,5%, а в группе 15-18 лет - 65,4% при 91,0-91,8% у взрослых старше 30 лет. В то же время частота обнаружения серологических марке­ров острой инфекции уменьшается с увеличением возраста обследованных - от 6,8% в группе 19-30-летних до 1,0% -в группе 51-60 лет. Полученные данные о превалентности маркеров острой инфекции у детей до 18 лет и среди взрос­лого населения Москвы в сопоставлении с данными офици­ально регистрируемой заболеваемости ИМ позволило оце­нить соотношение манифестных случаев инфекции к общему количеству выявленных серопозитивных. У детей это соот­ношение составило 1:202, у взрослых - 1:220 [10].

Таким образом, сопоставление хода эпидемического про­цесса ИМ с учетом особенностей формирования иммуноструктуры населения к возбудителю, которые были выявлены в ра­боте Р.Е. Бошьян [10], позволяет высказать предположение о том, что своеобразие проявлений эпидемического процесса за анализируемый период в первую очередь было обуслов­лено действием социальных факторов - изменением соци­ально-демографических показателей и улучшением качества диагностики различных вариантов течения инфекционного процесса ИМ. По всей видимости, принимая во внимание снижение заболеваемости ИМ в Москве в третьем условном периоде, особенно среди детей до 14 лет, для эпидемического процесса ИМ в большей степени присущи макроциклы (с по­степенным подъемом заболеваемости в течение 7-9 лет и по­следующим снижением), формирование которых обусловлено действием биологических и социальных факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранова И.П., Лесина О.Н., Курмаева Д.Ю. Роль инфекционного мононуклеоза в формировании частых заболеваний у детей // Инфек­ционные болезни. 2011. Т. 9, прил. 1. С. 36.

2. Дранкин Д.И., Заяц Н.А. Эпидемиология инфекционного мононуклеоза // Журн. микробиол. 1982. № 1. С. 26-33.

3. Краснова Е.И., Васюнин А.В. Инфекционный мононуклеоз у детей : руководство. Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2007. 96 с.

4. Новосад Е.В. и др. Инфекционный мононуклеоз, ассоции­рованный с вирусом герпеса 6 типа // Дет. инфекции. 2008. № 1. С. 36-38.

5. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия на­селения в Российской Федерации в 2015 году: Государственный доклад. М. : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017. С. 99-101.

6. Гланц С. Медико-биологическая статистика. М. : Практика, 1998. 459 с.

7. Частная эпидемиология : руководство для врачей : в 2 т. / под ред. Б.Л. Черкасского. М. : ИНТЕРСЭН, 2002. Т. 1. 388 с.

8. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии. М. : Ме­дицина, 2001. 560 с.

9. Покровский В.И., Онищенко Г.Г., Черкасский Б.Л. Эволюция ин­фекционных болезней в России в XX веке. М. : Медицина, 2003. 644 с.

10. Бошьян Р.Е. Инфекция, вызванная вирусом Эпштейна-Барр: эпидемиологические проявления и лабораторная диагностика : автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2009. 25 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»