Клинико-иммунологическая характеристика больных острыми кишечными инфекциями различной этиологии

Резюме

Кишечные инфекции занимают второе место среди всей инфекционной патологии, нанося значитель­ный социально-экономический ущерб, при этом более чем в 65% случаев этиология этих инфекций оста­ется нерасшифрованной.

Для совершенствования ранней дифференциальной диагностики острых кишечных инфекций (ОКИ) бактериальной и вирусной природы с позиции диагностической значимости были проанализированы гема­тологические, биохимические и иммунологические показатели крови.

Проведенное комплексное обследование больных ОКИ позволило выявить ряд значимых лабораторных показателей, позволяющих на ранних этапах развития инфекционного процесса с высокой долей вероят­ности предположить вирусную или бактериальную природу болезни.

Ключевые слова:вирусные кишечные инфекции, бактериальные кишечные инфекции, фенотипирование лимфоцитов, естественные киллеры, EKT-клетки

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 5. С. 56-60.
DOI: 10.24411/2305-3496-2017-00085


Инфекции, обусловленные энтеропатогенными аген­тами, или острые кишечные инфекции (ОКИ), по данным Всемирной организации здравоохранения, занимают второе место по распространенности в структуре инфекционной патологии после острых респираторных ви­русных инфекций (ОРВИ).

В России ежегодно регистрируется около 800 тыс. слу­чаев кишечной инфекции, но, по мнению специалистов, это лишь малая часть от уровня реальной заболеваемости. На­нося значительный социально-экономический ущерб, дан­ная патология остается одной из актуальных проблем здра­воохранения. Так, в России экономические потери от острых кишечных инфекций составляют около 253,45 млрд руб. в год, в США - 1,5 млрд долл. [1].

При этом многие заболевшие не обращаются за квали­фицированной медицинской помощью, занимаясь самоле­чением, что обусловливает частое развитие осложненных и хронических форм болезни.

Следует отметить, что более чем в 65% случаев этиоло­гия ОКИ остается нерасшифрованной. В остальных случаях причиной развития болезни все чаще становятся вирусы, клостридии, кампилобактер, энтеропатогенная кишечная па­лочка и условно-патогенная микрофлора [2]. Сложившаяся ситуация обусловлена низкими результатами используемой рутинной микробиологической диагностики, спектр которой ограничен в основном детекцией бактериальной флоры [3].

Актуальность проблемы ранней этиологической вери­фикации ОКИ обусловлена, с одной стороны, возрастающей угрозой развития антибиотикорезистентности микроорга­низмов, а с другой стороны - нежелательными явлениями при применении антимикробных препаратов. При решении вопроса о начале антимикробной терапии следует также учи­тывать не только этиологию ОКИ, но и возможность суперин­фекции, связанной с эрадикацией нормальной микрофлоры антибактериальными средствами, и возможность индукции антибиотиками некоторых факторов вирулентности у энтеропатогенов (например, индукция фторхинолонами фага, ответ­ственного за продукцию шигеллезного токсина) [4].

В связи с этим представляется важным при ранней этио­логической диагностике ОКИ использовать дополнительные лабораторные показатели, которые могли бы еще до прове­дения специальных (микробиологических, серологических и молекулярно-биологических) исследований уточнить диа­гноз и своевременно назначить адекватную этиотропную те­рапию.

Цель исследования - выявление клинико-иммунологических особенностей острых кишечных инфекций бактери­альной и вирусной этиологии для совершенствования ран­ней этиологической диагностики ОКИ.

Материал и методы

Клиническое исследование проведено на базе кафе­дры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России среди пациентов, госпитализированных в ГБУЗ "Инфекционная клиническая больница № 2" Департамента здравоохранения г. Москвы. Были обследованы 50 пациентов с ОКИ, а также 18 практически здоровых людей, составивших контрольную группу. Критерии включения пациентов в исследование -возраст от 18 до 60 лет, наличие ОКИ установленной этио­логии, добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Критерии исключения - наличие сопутству­ющей хронической соматической патологии (аутоиммунная и онкологическая патология, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, сахарный диабет и т.д.), хро­нический алкоголизм и/или наркомания, ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты, а также отказ от исследования и нару­шение больным протокола исследования.

Среди госпитализированных больных преобладали жен­щины (28 человек, или 56%). Доминирующей возрастной группой среди всех обследованных были пациенты 26-45 лет.

Всем больным и людям контрольной группы проводили комплексное обследование, включавшее рутинные методы исследования (клинические анализы крови и мочи, биохи­мический анализ крови), а также методы специфической лабораторной диагностики: определение антител к ВИЧ и маркеров вирусных гепатитов методом ИФА, бактерио­логическое исследование кала, серологическое исследо­вание сыворотки крови методом РПГА с целью выявления антител к сальмонеллам и шигеллам, исследование кала методом ПЦР с целью выявления ДНК/РНК адено-, норо-и ротавирусов.

Иммунологические методы включали исследование ти­повой иммунограммы: абсолютное и относительное число CD3+-клеток; абсолютное и относительное число СD3+/ CD4+-клеток; абсолютное и относительное число СD3+/CD8+-клеток; абсолютное и относительное число CD3+/CD56+-клеток; абсолютное и относительное число CD19'-клеток. абсолютное и относительное число CD3-/CD56+-клеток.

Также определяли фенотипические характеристики лимфоцитов. Было проанализировано содержание в крови лимфоцитов как адаптивного, так и врожденного иммунного ответа.

Среди клеток адаптивного иммунного ответа исследо­вали В-лимфоциты с фенотипом CD19. Эти клетки осущест­вляют гуморальный иммунный ответ посредством выработки антител.

Т-лимфоциты характеризовали по наличию маркера CD3. Среди них определялись Т-хелперы (CD4+), регулирующие с помощью своих цитокинов развитие как гуморального, так и клеточного иммунного ответа, а также цитотоксичные Т-лимфоциты (CD8+), отвечающие за развитие специфиче­ского клеточного иммунного ответа.

Обследование больных проводили в ранние сроки бо­лезни (1-4-й день), когда адаптивный иммунный ответ не сформирован в полной мере, поэтому наибольшее значение придавали определению содержания в крови лимфоцитов врожденного иммунитета - естественным киллерам (ЕК) и ЕК/Т-лимфоцитам (EKT) с фенотипами CD4+/CD8+, CD56+/ СD4+/CD8+, CD4/CD8-.

Клетки ЕКТ с фенотипом СD4+/CD8+ широко представлены в стенке тонкой кишки и выполняют роль регуляторов для остальных Т-лимфоцитов: СD4+ ЕКТ с помощью своих цитокинов регулируют соотношение Т-хелперов, отвечающих за гуморальный и клеточный иммунный ответ; CD8+ ЕКТ пода­вляют Т-клеточный ответ; дважды негативные ЕКТ (CD4-/ CD8-) обладают цитотоксичностью.

Кроме того, определяли содержание ЕК, несущих одно­временно два фенотипических маркера, - CD16+/CD56+. Это лимфоциты врожденного иммунитета, осуществляющие не­специфический цитолиз клеток, в частности пораженных любыми вирусами.

Типирование лимфоцитов проводили на лазерном про­точном цитофлюориметре EPICS XL-MCL Beckman CouLter (США) после автоматизированной пробоподготовки цельной крови в соответствии с инструкцией. Определение типовой иммунограммы, содержания лимфоцитов, ЕК, ЕKT прово­дили с помощью моноклональных антител фирмы "Beckman CouLter" (США).

Инструментальные методы исследования (ультразвуко­вое и рентгенологическое) использовали по показаниям.

Полученные результаты обрабатывали с помощью пакета программ SPSS, версия 21. Различия считали статистически достоверными при р <0,05.

Результаты и обсуждение

У обследованных больных в 79% случаев была выявлена острая кишечная инфекция бактериальной этиологии (из них в 82% случаев был диагностирован сальмонеллез, в 18% -шигеллез), в 21% случаев - острый вирусный гастроэнтерит (ротавирусной этиологии - 64% и норовирусной - 36%).

У большинства пациентов с ОКИ, независимо от этио­логии, наблюдали сочетание лихорадочного и диспептического синдромов.Лихорадка 38 °C и выше была зафиксирована у всех больных шигеллезом, более чем у 70% больных саль­монеллезом и у 60% больных вирусными гастроэнтеритами. Тошнота беспокоила всех без исключения пациентов с шигеллезом и сальмонеллезом и 80% пациентов с вирусным гастроэнтеритом. Рвота наблюдалась с примерно одинако­вой частотой: у 30% больных ОКИ бактериальной этиологии и у 20% больных с вирусной этиологией болезни. Диарею 10 раз в сутки и более отмечали более чем 60% пациентов с сальмонеллезом и шигеллезом. Патологические примеси (кровь, слизь) в стуле обнаруживались только в группе боль­ных с бактериальными кишечными инфекциями.

Однако при статистическом анализе ни один из выше­перечисленных клинических симптомов не показал досто­верных различий в группах больных ОКИ с бактериальной и вирусной этиологией.

При анализе показателей гемограммы на 1-4-й дни бо­лезни из категории дифференциальных признаков были ис­ключены показатели эритроцитарного звена, общего уровня лейкоцитов, числа сегментоядерных нейтрофилов и СОЭ, как не давшие достоверных различий в сравниваемых группах пациентов (рис. 1).

В то же время такие показатели, как содержание тром­боцитов, повышение числа палочкоядерных и юных форм нейтрофилов, а также увеличение числа лимфоцитов и моноцитов, показали значимые различия в исследуемых группах больных (см. рис. 1), что позволило отнести вы­шеперечисленные показатели к потенциальным неспеци­фическим (суррогатным) маркерам для дифференциаль­ной диагностики ОКИ бактериальной и вирусной природы. Статистически значимое повышение содержания палочко-ядерных и юных форм нейтрофилов отмечено в группах па­циентов с сальмонеллезом и шигеллезом, в то время как уве­личение числа лимфоцитов достоверно чаще регистрировали в группе больных ОКИ вирусной этиологии.

Среди биохимических показателей крови на роль потен­циальных суррогатных маркеров были отобраны показатели активности АЛТ, АСТ, ГГТП, амилазы, а также содержания мочевины как имевшие значимые различия в исследуемых группах (рис. 2). Наиболее выраженная тенденция к повышению активности АЛТ, АСТ, ГГТП была выявлена в группе больных ОКИ вирусной этиологии, что является экстраинтестинальным проявлением данных инфекций и не противоре­чит данным литературы [5, 6].

Установлено, что наиболее высокое содержание ЕКТ в крови (1,15 клеток χ 106/л) было у больных ОКИ бак­териальной этиологии (в основном у больных сальмонеллезом), а ЕК - у больных ОКИ вирусной этиологии (6,8 клеток χ 106/л).

Соотношение фенотипов ЕКТ также в полной мере за­висело от этиологии. Фенотип CD8+ с иммуносупрессорными свойствами был максимально представлен в крови больных шигеллезом (51,8 клеток χ 106/л). При этом у пациентов с ОКИ вирусной природы превалировали дважды негативные ЕКТ, обладающие цитотоксичностью, а число CD8+-клеток было минимальным (рис. 3).

Таким образом, в ходе проведенных исследований вы­делен ряд "рутинных" лабораторных показателей, которые могут претендовать на роль суррогатных маркеров острых кишечных инфекций бактериальной и вирусной этиологии.

Помимо этого, были получены новые данные о фенотипических характеристиках лимфоцитов, которые в совокуп­ности с суррогатными маркерами могут быть использованы в разработке диагностического (прогностического) индекса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Онищенко Г.Г. Борьба с инфекционными болезнями - приори­тетная тема председательства Российской Федерации в "Группе восьми" в 2006 г. // Здравоохр. РФ. 2007. № 1. С. 3-6.

2. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В., Кулагина М.Г., Бродов Л.Е. Острые кишечные инфекции. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. 400 с.

3. Сагалова О.И. Клинико-иммунологическая характеристика ки­шечных инфекций вирусной этиологии у взрослых : автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2009.

4. Вовк Е.И., Машарова А.А., Верткин А.Л. Острые кишечные ин­фекции в практике врача скорой медицинской помощи // Леч. врач. 2002. № 1. С. 4-5.

5. Teitelbaum J.E., Daghistani R. Rotavirus causes hepatic transaminase elevation // Dig. Dis. Sci. 2007. Vol. 52, N 12. P. 3396-3398.

6. Akelma A.Z., Kutukoglu I., Koksal T. et al. Serum transaminase elevation in children with rotavirus gastroenteritis: seven years' experience // Scand. J. Infect. Dis. 2013. Vol. 45, N 5. P. 362-367.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»