Основные постулаты современной парадигмы эпидемиологии*

Резюме

В статье представлены этапы развития эпидемиологии и их краткая характеристика. Обсуждены ключевые вопросы, связанные с определением объекта, предметной области и методов эпидемиологии на каждом из этапов. Рассмотрены структура и содержание современной эпидемиологии как фундаментальной медицинской науки, относящейся к профилактической медицине, с учетом того, что предметная область современной эпидемиологии включает всю патологию человека - и инфекционную, и неинфекционную. Парадигма современной эпидемиологии рассмотрена с теоретических, практических и образовательных позиций. Подчеркивается важность клинической эпидемиологии и доказательной медицины в решении проблем медицины на организменном и популяционном уровнях.

Ключевые слова:эпидемиология, заболеваемость, парадигма, концепция, глобализация, доказательная медицина

* Материалы статьи доложены на IX ежегодном Всероссийском конгрессе по инфекционным болезням 27 марта 2017 г.
Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 5. С. 28-33.
DOI: 10.24411/2305-3496-2017-00081


Истоки эпидемиологии как науки уходят в глубокую древность. Она зародилась в общественном опыте борьбы с эпидемиями еще в древние времена. "По­вальные" болезни с глубочайшей древности представляли собой наиболее тяжелые бедствия человечества.

Известный отечественный инфекционист и эпидемиолог, историк эпидемиологии, профессор Габриель Францевич Вогралик писал: "... было бы ошибочным, если бы мы со­ставили себе такое представление, что в древности челове­чество боролось с болезнями вообще и, в частности, с инфекционными только путем молитв и средствами лечебной медицины. В источниках письменности многих древних на­родов мы имеем огромный материал, указывающий на то, что не только лечебная, но и профилактическая медицина стары как человечество" [1].

Действительно это так, и как говорил основоположник отечественной эпидемиологии, автор первого руководства "Основы эпидемиологии" Д.К. Заболотный: "У нас есть, что написать на знамени борьбы с эпидемиями".

Изучая современную отечественную эпидемиологию, все чаще уделяют внимание истории ее становления и развития. Исторический метод, который при этом используется как способ осмысления прошлых событий, современной науки и вероятного ее будущего, позволяет понять, что между перио­дами развития эпидемиологии существует преемственность, а каждый период надо оценивать с точки зрения его исто­рических особенностей и возможностей развития научной мысли.

В развитии и становлении эпидемиологии можно выде­лить три этапа - добактериологический (от Гиппократа до середины XIX в.), бактериологический (с середины XIX в. до 60-х гг. ХХ в.) и современный. В современном периоде развития эпидемиологии условно можно выделить три под-периода, где доминировали те или иные методы исследова­ния [молекулярно-биологические и генетические исследо­вания: 70-е - начало 90-х гг. ХХ в., исследования генома, метагенома - конец 90-х гг. ХХ в. и постгеномные техно­логии, биоинформатика и информационные технологии (IT-технологии) - с начала XXI в.].

Следует отметить, что изначально предметом эпидеми­ологии считали любые массовые заболевания - эпидемии, т.е. популяционный уровень исследования. Понятно, что до основополагающих открытий в области микробиологии в по­нятие "эпидемия" "инфекционного смысла" не вкладывали, и различные авторы применяли в случае массовых заболе­ваний обобщающие названия: "чума", "мор", "поветрие", "повальные" болезни и т.п.

Уже в Древнем мире было ясно, что судить об эпидемиях только на основе знаний об отдельных заболеваниях - "за деревьями не видеть леса". В связи с этим изначально в ме­дицине параллельно с изучением болезней человека (кли­нический подход) формировалось изучение заболеваемости населения (эпидемиологический подход). В сочинениях Гип­пократа уже существуют обобщения в отношении признаков эпидемий. В них указано на "эпидемическую конституцию мест и лет", т.е. приуроченность эпидемий к определенным местам и временным периодам. Также выделен и 3-й при­знак проявления эпидемий - неравномерность поражения отдельных социальных групп населения [2].

Изучая труды, написанные по следам борьбы с эпиде­мическими болезнями, есть все основания полагать, что эпидемиология как неотъемлемая часть научной медицины стала формироваться в России во второй половине XVIII в. Ее появлению предшествовало постепенное накопление эпидемиологических знаний, а окончательное их оформ­ление в самостоятельную отрасль медицины было опре­делено всем ходом развития науки и общественной жизни страны.

В добактериологический период широко проводились эпидемиологические исследования как у нас в стране, так и за рубежом. Благодаря этим исследованиям медицина обогащалась знаниями, необходимыми для профилактики заболеваний, еще до того как появились микробиологиче­ские, биохимические или другие научные данные об этиоло­гии ряда заболеваний (холеры, цинги, пеллагры, бери-бери и др.). Достаточно вспомнить исследования чумы и холеры в XVIII в. в России, исследования Сноу по выяснению причин эпидемии холеры в середине XIX в. в Лондоне, установление причин врожденной катаракты, которое было сделано ав­стралийским врачом-офтальмологом Грегом Мак-Алистером за 20 лет до открытия вируса краснухи и др.

Следующий период развития эпидемиологии - период бактериологических открытий (Пастера, Коха, Мечникова и др.), в корне изменивших представления о причинности эпидемий. В этот период отечественная эпидемиология раз­вивалась преимущественно как эпидемиология инфекцион­ных болезней, хотя за рубежом наряду с этим интенсивно проводились исследования закономерностей распростране­ния среди населения и неинфекционных болезней.

Следствием бактериологических открытий стало форми­рование таких научных дисциплин, как микробиология, им­мунология и инфектология, а также эпидемиологии как науки об эпидемическом процессе. Этот процесс дифференциации в медицине характеризовался углублением знаний о ме­ханизме возникновения эпидемий инфекционных болез­ней и сопровождался трансформацией не только предмета, но и метода эпидемиологии. Акцент делался на работу в эпи­демическом очаге - выявление, изоляцию источников инфек­ции, прерывание механизма передачи возбудителя и защиту восприимчивых к инфекционным болезням групп населения.

Следует отметить, что именно в этот период были достиг­нуты знаменательные успехи в России в теоретических обоб­щениях в области эпидемиологии инфекционных болезней, которые, выдержав проверку временем, и сегодня являются теоретической базой системы борьбы с возникновением и рас­пространением инфекционных болезней. Считают, что эпиде­миология инфекционных болезней - наука, родившаяся в Рос­сии. Конечно, наука не имеет национальности, но совершенно определенно можно констатировать весьма существенный на­циональный российский вклад в мировую эпидемиологию.

Среди важнейших теоретических обобщений XX в. следует прежде всего назвать учение об эпидемическом процессе, в частности о механизме передачи, созданном патриархом советской эпидемиологии Л.В. Громашевским [3]. Именно он ввел понятие "эпидемии в широком смысле слова", или понятие эпидемического процесса. Среди других важней­ших теоретических обобщений XX в. следует также назвать:

теорию природной очаговости Е.Н. Павловского;

учение о сапронозах В.И. Терских;

теорию (концепцию) саморегуляции паразитарных систем В.Д. Белякова;

теорию соответствия и этиологической избиратель­ности основных путей передачи шигеллезов В.И. По­кровского, Ю.П. Солодовникова;

социально-экологическую концепцию Б.Л. Черкас­ского.

Эпидемиология - одна из быстро развивающихся обла­стей медицины. В ней появляются новые гипотезы и тео­рии, призванные объяснить вновь накапливаемые факты. Современный период развития эпидемиологии можно охарактеризовать как изучение закономерностей эпиде­мического процесса на популяционном уровне. Перед эпи­демиологией и в настоящее время стоит много нерешен­ных задач, перечень которых не только не уменьшается, но и увеличивается.

За последние десятилетия произошли существенные из­менения в ряду эпидемиологических и клинических проявле­ний инфекционных болезней. Этому способствовало множе­ство факторов социально-экономического, экологического, демографического порядка. Глобализация применительно к инфекционным болезням меняет существо эпидемического процесса, влияет на все его три элемента. Нередко она спо­собствует формированию благоприятных условий для рас­пространения многих инфекционных болезней и изменению их структуры [4].

Опасность инфекционных болезней связана не только с "реставрацией" хорошо известных, но уже порядком за­бытых заболеваний, но и с появлением новых, прежде не известных человечеству инфекционных болезней. Ежегодно перечень инфекционных болезней пополняется одной-двумя новыми болезнями. Спектр возможных возбудителей болезней человека (в том числе и хронических инфекций) со временем будет расширяться.

Так, из 5000 видов известных в мире вирусов идентифи­цировано менее 4%. Описано только 2000 видов бактерий из 1 млн существующих на Земле. Из всех бактерий, обитающих в Мировом океане, описано менее 1%.

В последнее время отмечена тревожная тенденция - на­растание устойчивости микроорганизмов к используемым лекарственным препаратам и дезинфектантам. Эта проблема приобрела глобальный характер и неслучайно в прошлом году в рамках 71-й Генеральной Ассамблеи ООН обсуждался глобальный план сдерживания антибиотикорезистентности у микроорганизмов. За всю историю существования ООН вопросы здравоохранения были заслушаны всего 4 раза. Рассматривали проблемы ВИЧ/СПИДа, лихорадки Эбола, хронических неинфекционных болезней и формирования антибиотикорезистентности микроорганизмов.

Если не удастся остановить процесс нарастания антибиотикорезистентности, то, по прогнозу экспертов ВОЗ, к 2050 г. около 10 млн человек ежегодно могут умереть от инфекций, возбудители которых резистентны к антимикробным пре­паратам. Это больше, чем смертность от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, доминирующих се­годня в структуре смертности населения.

Известно, что широкое бесконтрольное применение антибиотиков вызывает изменение микробного биоценоза человека, снижает его сопротивляемость по отношению к микроорганизмам. Ухудшившаяся экологическая обста­новка, стрессы и психоэмоциональные перегрузки привели к значительному увеличению распространенности иммунодефицитов среди населения. Вследствие этого существенно возросло эпидемическое значение условно-патогенных микроорганизмов при увеличении частоты заболеваемости оппортунистическими инфекциями [герпетической, цитомегаловирусной (ЦМВ) инфекцией, токсоплазмозом, микоплазмозами, криптококкозом, криптоспоридиозом и др.].

Все чаще регистрируют микст-инфекции, включая не­обычные комбинации известных инфекций. В результате проведения клинических и экспериментальных исследо­ваний накоплено немало фактов об особенностях течения сочетанных болезней. Вместе с тем сегодня крайне слабо изучены коморбидность в эпидемиологии, особенности развития эпидемических процессов при микст-инфекциях. Становится очевидной необходимость разработки адапти­рованных параметров эпидемиологического надзора и мер профилактики сочетанных инфекций [5, 6].

Важно отметить, что эпидемиология инфекционных болез­ней не остановилась в своем научном развитии, а, напротив, наряду с сохранением достижений отечественной эпидемио­логической школы интенсивно обогащается в теоретическом и научно-практическом аспектах. Для современного периода развития эпидемиологии характерно углубление теорети­ческих представлений о механизме развития и проявлениях эпидемического процесса. Сформулировано понятие о глоба­лизации и эволюции эпидемического процесса. Разработано положение об унификации эпидемиологического надзора при сходных в эпидемиологическом отношении инфекциях.

Теоретические представления об управлении эпиде­мическим процессом на протяжении последних лет пре­терпели существенные изменения и привели к созданию современной Концепции управления эпидемическим про­цессом. Дальнейшее совершенствование системы управле­ния эпидемическим процессом предполагает прежде всего разработку и внедрение новых технологий эпидемиологиче­ского надзора и контроля. Это касается в первую очкередь широкого использования молекулярно-биологических и ге­нетических исследований, без которых сегодня невозможно осуществлять эпидемиологическую диагностику и прогнози­рование развития эпидемического процесса. Можно сказать, что мы находимся на пороге вхождения в метагеномную эру изучения мира патогенных бактерий и вирусов.

На наших глазах происходит смена вековой парадигмы диагностики и надзора за инфекционными болезнями: вместо поиска отдельных (целевых) патогенов - предпола­гаемых этиологических агентов - возникает возможность открыть в любом образце биологического материала или в пробе из внешней среды весь многовидовой спектр гене­тического материала микроорганизмов (метагеном) с по­следующей его идентификацией по видам, субтипам и гене­тическим линиям. Все это достигается без культивирования бактерий и вирусов, благодаря приемам амплификации и полного секвенирования всего метагенома.

В последние годы проводились интенсивные исследова­ния по разработке методов математического моделирова­ния эпидемического процесса, созданию электронных баз и атласов ряда инфекций, внедрению геоинформационных систем. Однако следует признать, что информационно-ана­литическая подсистема эпидемиологического надзора се­годня нуждается в серьезной модернизации. Методы сбора, хранения и обработки, обмена информацией зачастую не со­ответствуют потребностям сегодняшнего дня.

Вместе с тем следует особо отметить, что эпидемиологи­ческий метод, сформировавшийся в недрах эпидемиологии инфекционных болезней, оказался чрезвычайно эффектив­ным при изучении закономерностей распространения среди населения различных патологических состояний.

Неслучайно эпидемиологию называют "диагностической дисциплиной общественного здравоохранения" - эпидеми­ологические исследования служат инструментом, помога­ющим принимать управленческие решения в сфере обще­ственного здравоохранения, основанные на научных данных, вскрытых причинно-следственных связях и здравом смысле.

Как известно, несколько лет назад Минобрнауки утверж­дены новые паспорта научных специальностей. Коллективом кафедры эпидемиологии и доказательной медицины ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский уни­верситет им. И.М. Сеченова" Минздрава России под руко­водством В.И. Покровского был разработан новый паспорт по эпидемиологии, дано определение эпидемиологии как науки [7].

Эпидемиология - это фундаментальная медицинская на­ука, относящаяся к области профилактической медицины и изучающая причины возникновения и особенности рас­пространения болезней в обществе с целью применения полученных знаний для решения проблем здравоохранения.

Она включает два раздела с единой методологией иссле­дования: эпидемиологию инфекционных и эпидемиологию неинфекционных болезней. Оба эти раздела идентичны по своей сути: они имеют общий предмет изучения - заболева­емость (популяционный уровень организации патологии), единый научный метод (эпидемиологический) и общую цель - профилактику заболеваемости.

На наш взгляд [8], структура современной эпидемиологии включает разделы: общая эпидемиология (эпидемиологиче­ский подход к изучению болезней человека, эпидемиологи­ческая диагностика и эпидемиологические исследования, управление и организация профилактической и противоэпи­демической деятельности), эпидемиология инфекционных болезней (общая и частная), военная и госпитальная эпи­демиология и эпидемиология неинфекционных болезней. При этом в эпидемиологию инфекционных болезней входят такие подразделы, как "вакцинология", "дезинфектология", "паразитология", которые, в свою очередь, являются само­стоятельными дисциплинами.

В последние годы интенсивно развивается "госпиталь­ная эпидемиология" - эпидемиология заболеваний, связан­ных с оказанием медицинской помощи и вызванных главным образом условно-патогенными микроорганизмами, их го­спитальными штаммами, распространение которых принци­пиально отличается от распространения традиционных ин­фекций. Стратегической задачей здравоохранения сегодня является обеспечение качества медицинской помощи и соз­дание безопасной больничной среды. Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, - важнейшая составля­ющая этой проблемы в силу широкого распространения не­гативных последствий для здоровья пациентов, персонала, а также для экономики государства [9].

Интенсивное развитие высокотехнологичных, инвазивных методов диагностики и лечения в сочетании с широким распространением микроорганизмов с множественной ле­карственной устойчивостью определяет необходимость не­прерывного совершенствования систем надзора и контроля инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП).

Широкое применение эпидемиологических исследова­ний в клиниках в конце 1990-х гг. привело к формированию нового раздела эпидемиологии - клинической эпидемио­логии, которая, в свою очередь, является основой доказа­тельной или научно-обоснованной медицины. Нередко кли­ническую эпидемиологию отождествляют с госпитальной эпидемиологией, на самом деле это далеко не так. Объекты их исследования существенно различаются.

Можно сказать, что клиническая эпидемиология - это раздел эпидемиологии, включающий в себя методологию по­лучения в эпидемиологических исследованиях научно-обо­снованной доказательной информации о закономерностях клинических проявлений болезни, методах диагностики, ле­чения и профилактики, для принятия оптимального клиниче­ского решения в отношении конкретного пациента [10].

Задачей клинической эпидемиологии является разра­ботка научных основ врачебной практики - клинические рекомендации, свод правил для принятия клинических ре­шений. В нашей стране клиническая эпидемиология пока еще не получила должного развития. К сожалению, многие клинические рекомендации до сих пор построены на чисто эмпирическом опыте и не имеют достаточной доказатель­ной базы.

Приходится констатировать, что проблемой современной отечественной медицины является недостаточное приме­нение принципов доказательной медицины в практической деятельности.

"Медицина должна быть доказательной" - этот лозунг призван стать не просто декларацией и уделом исследова­тельской деятельности, но и идеологией современной меди­цины, пронизывающей все ее сферы и уровни, от первичной до высокотехнологичной медицинской помощи. В полной мере это относится и к профилактической медицине.

Развитие клинической эпидемиологии является необ­ходимой предпосылкой для прогресса в медицинской науке и совершенствования практической деятельности. Многие ведущие медицинские университеты ввели клиническую эпидемиологию в обязательный курс в качестве одной из фундаментальных дисциплин.

За последние годы сотрудниками кафедры эпидемиоло­гии и доказательной медицины ФГАОУ ВО "Первый Москов­ский государственный медицинский университет им. И.М. Се­ченова" Минздрава России разработаны и изданы пример­ная типовая программа и соответствующие учебные посо­бия по преподаванию клинической эпидемиологии и дока­зательной медицины, выдержавшие уже два издания [11]. Расширение преподавания и исследований по клинической эпидемиологии в различных сферах медицинской науки и практики и повышение их качества - одна из наших задач ближайшего будущего.

Сегодня много говорится о так называемой 4П-меди-цине, основанной на 4 базовых принципах: предиктивности, превентивности, персонализации, партисипативности.

Реализация современных задач эпидемиологии невоз­можна без широкого использования современных техно­логий, основанных на молекулярно-генетических исследо­ваниях, расшифровке на популяционном уроне генома и постгеномных исследований.

Генетические технологии составляют основу предиктивной и персонализированной медицины. За сравнительно короткий путь они достигли действительно фантастического уровня: от выявления точечных мутаций до расшифровки ге­нома человека и старта полномасштабных геномных и пост­геномных исследований.

Сегодня в стадии реализации задача генетического ана­лиза для определения риска развития социально значимых болезней и определения фенотипических проявлений ран­них стадий заболеваний. Современные технологии позво­ляют секвенировать до 20 тыс. геномов в год, а стоимость процедуры снизилась до 1 тыс. долларов. Недалек период, когда эти исследования станут рутинными и будут осущест­вляться в массовом порядке.

Наряду с адекватным мониторингом использования ле­карств и предотвращения их побочного действия с учетом индивидуальных, генетических особенностей пациента про­водится работа по популяционному генетическому анализу, прогнозу и разработке профилактических мероприятий для групп повышенного риска.

По мнению Г.Г. Онищенко и О.И. Киселева [12], решение проблемы эффективности защиты населения от массовых вирусных инфекций на современном уровне невозможно без учета межэтнического полиморфизма HLA, определяю­щего чувствительность к инфекциям и реакцию на массовую вакцинацию. Современные достижения генетики человека делают возможным последовательно выводить систему про­филактической медицины на уровень генетической персонализации.

Помимо генетических исследований, генной инженерии, набирает силу и эпигенетика - исследование закономерно­стей экспрессии (включения/выключения) генов в клетке без изменения самой генетической информации.

Как оказалось, помимо редактирования генома, воз­можен и обратный процесс, корректировка генов человека белками-ферментами. Существует мнение, что когда-нибудь вместо лекарственных и профилактических препаратов пациентам будут прописывать молекулярные переключатели различных встроенных генов, срабатывающие в нужном ме­сте в нужное время, вместо того чтобы назначать лекарства, нередко вызывающие серьезные побочные эффекты.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что эпидемиология неинфекционных болезней находится се­годня на более низкой ступени развития, чем эпидемиология инфекционных болезней.

Теоретическая основа эпидемиологии неинфекционных болезней не получила существенного развития за последние годы и по-прежнему остается достаточно слабой. Попытки перенести учение об эпидемическом процессе и другие те­оретические концепции эпидемиологии инфекционных бо­лезней на неинфекционную патологию были неудачными. Поэтому сегодня на основе накопленных многочисленных фактических данных по эпидемиологическим проявлениям различных неинфекционных болезней необходимо осуще­ствить теоретические обобщения по закономерностям про­цесса формирования и распространения этой патологии.

Еще один важный раздел общей части эпидемиологии неинфекционных болезней - это разработка и создание ин­формационно-аналитических систем и систем управления. Назрела необходимость перехода от медицинской статистики к системам типа эпидемиологического надзора (клинико-эпидемиологического мониторинга) за отдельными неинфекци­онными заболеваниями, да и всей соматической патологией; от отдельных профилактических мероприятий и программ -к системе управления заболеваемостью населения [13].

Подводя итог, следует констатировать, что, к сожалению, такое целостное восприятие эпидемиологии как медицин­ской науки, предметная область которой включает всю па­тологию человека - и инфекционную, и неинфекционную, не нашло пока понимания и официального воплощения в практической деятельности эпидемиологов - ни в органах и учреждениях Роспотребнадзора, ни в органах и учрежде­ниях здравоохранения. Уже сложился и растет разрыв между эпидемиологией как наукой и эпидемиологией как практи­ческой деятельностью. Нарастают проблемы и в образова­тельной сфере - "мы учим эпидемиологии в ее современ­ном международном понимании, учитывая роль в медицине, а на практике наши выпускники сталкиваются с другим по­ложением в практической медицине" [14].

ЛИТЕРАТУРА

1. Вогралик Г.Ф. Учение об эпидемических заболеваниях : руковод­ство. Ч. 1. Томск, 1935.

2. Гиппократ. Избранные книги / пер. с греч. проф. В.И. Руднева. М. : Сварог, 1994.

3. Громашевский Л.В. Избранные труды. Т. 2. Теоретические во­просы. Киев : Здоровье, 1987.

4. Брико Н.И., Покровский В.И. Глобализация и эпидемический про­цесс // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2010. № 4. С. 4-10.

5. Шкарин В.В., Благонравова А.С., Чубукова О.А. Эпидемиоло­гический подход к изучению сочетанной инфекционной патологии // Эпидемиология и инфекционные болезни. Актуальные вопросы. 2016. № 6. С. 67-76.

6. Савилов Е.Д., Колесников С.И., Брико Н.И. Коморбидность в эпи­демиологии - новый тренд в исследованиях общественного здоровья // Журн. микробиол. 2016. № 4. С. 66-76.

7. Покровский В.И., Далматов В.В., Стасенко В.Л., Брико Н.И. и др. Проект паспорта научной специальности 14.00.30 - эпиде­миология // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2009. № 5. С. 53-56.

8. Брико Н.И., Покровский В.И. Структура и содержание совре­менной эпидемиологии // Журн. микробиол. 2010. № 3. С. 90-95.

9. Покровский В.И., Акимкин В.Г, Брико Н.И., Брусина Е.Г. и др. Внутрибольничные инфекции: новые горизонты профилактики // Эпидеми­ология и инфекционные болезни. 2011. № 1. С. 4-7.

10. Брико Н.И. Клиническая эпидемиология и доказательная меди­цина: дефиниции и соотношение // Тер. арх. 2009. № 4. С. 84-87.

11. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины : учебное пособие. 2-е изд. / под ред. В.И. Покровского, Н.И. Брико. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. 494 с.

12. Онищенко Г.Г., Киселев О.И. Научные основы конструиро­вания противогриппозных вакцин в соответствии с генетическим про­филем населения : Доклад на научной сессии общего собрания членов РАН "Научные основы эффективности и безопасности лекарственных средств" 8 декабря 2015 г.

13. Шкарин В.В., Ковалишена О.В. О концепции развития отече­ственной эпидемиологии: 5 лет спустя // Эпидемиология и инфекци­онные болезни. Актуальные вопросы. 2013. № 1. С. 9-14.

14. Брико Н.И. Научно-практические и образовательные аспекты современной эпидемиологии: взгляд через призму истории // История медицины. 2014. № 1. С. 36-46.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»