Эмоциональное выгорание врачей

РезюмеПроанализирована проблема эмоционального выгорания врачей на основе трехфакторной модели (эмоциональное истощение, деперсонализация, снижение профессиональных достижений). Описаны факторы риска, симптоматика выгорания, его порочный круг; обсуждается проблема выгорания студентов медицинского вуза. Профилактике выгорания посвящена заключительная часть статьи.

Ключевые слова:выгорание, эмоциональное истощение, деперсонализация, снижение профессиональных достижений, факторы риска, врачи, студенты медицинского вуза, профилактика

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 4. С. 19-25.
DOI: 10.24411/2305-3496-2017-00063


Медицина всегда считалась профессией с высокими требованиями к своим представителям (личностные качества, высокий уровень образования, его разно­сторонность, непрерывность и т.д.). Многие медицинские работники как представители помогающих профессий подвержены высокому риску эмоционального выгорания, которое в зарубежной литературе обозначается термином "burnout" (англ.), что переводится как "сгорание", "выгорание".

Выгорание является глобальной проблемой, связанной с наличием дистресса, возникающего в процессе выполне­ния трудовой деятельности, имеющей потенциал отрицатель­ного влияния как на психическое и физическое здоровье че­ловека, так и на эффективность деятельности организации. Синдром эмоционального выгорания может рассматриваться как неспособность человека совладать с эмоциональным стрессом на работе. Выгорание негативно связано с инди­видуальным здоровьем сотрудников. Под влиянием хрони­ческого профессионального стресса постепенно возникает разочарование в профессии, нарастает желание прекратить работу, отмечаются деморализация, склонность к алкоголи­зации и наркотизации. Уровень заработной платы и социаль­ной защищенности снижается, ощущается ограниченность ресурсов для качественного выполнения своих професси­ональных обязанностей, нарастают семейные конфликты, проблемы со здоровьем и их отрицание. Выгорание имеет высокую цену как для сотрудника, так и для организации. Оно снижает продуктивность труда, способствует текучести кадров, уменьшает мотивацию персонала к выполнению своих должностных обязанностей, что ведет к падению эф­фективности его работы и снижает ценность сотрудников для организации, негативно сказывается на здоровье всех членов коллектива, требуя больших затрат на его восста­новление. Выгорание ведет также к потере продуктивности, мобильности и конкурентоспособности учреждения здраво­охранения.

Разработка концепции

Термин "выгорание" был впервые предложен и введен в 1974 г. H. Freudenberger, который определил выгора­ние как клинико-психологический синдром, возникаю­щий под воздействием хронического стресса, связанного с выполняемой работой, и включающий прогрессирую­щее эмоциональное истощение, потерю мотивации или деморализацию, а также отсутствие профессиональных достижений [1]. В 1981 г. С. Maslach и S.E. Jackson вы­сказали идею о том, что выгорание имеет 3 компонента: эмоциональное истощение, обезличивание (деперсонали­зацию) и снижение (редукцию) личных достижений, ком­петентности [2].

Эмоциональное истощение проявляется в потере пси­хологических ресурсов в результате их опустошения, ощуще­нии сниженного эмоционального фона. Отмечается низкая эффективность сна, его фрагментация, доминирование фазы бодрствования в сочетании с сонливостью и психической усталостью. Эти симптомы являются проявлением недо­статочно эффективного совладания с профессиональным стрессом, снижением стрессоустойчивости. Предполагается, что эмоциональное истощение предшествует развитию ци­низма, деперсонализации, снижению достижений личности и часто преобладает над ними.

Деперсонализация (лишение индивидуальности, обез­личивание или циничность) характеризуется как негатив­ное отношение к контактам на рабочем месте, деформация этих контактов. Циничность включает проблемы в отноше­ниях с пациентами, коллегами, подчиненными, негативизм и пренебрежение их чувствами. Эти проблемы возникают в результате некачественного выполнения своих професси­ональных обязанностей, отстраненного ответа на обязатель­ства, связанные с работой. Она является следствием недо­статочности развития психологических и профессиональных ресурсов медицинских работников, а также социальных и материальных ресурсов, обеспечивающих успех производ­ственной деятельности и качество работы.

Снижение профессиональных достижений возникает на фоне уменьшения профессиональной компетентности, часто порождает чувство недостаточности успехов на работе и понижение собственной самоэффективности, уверенно­сти в выполнении своих профессиональных обязанностей. Появляется ощущение недостаточности объема выполня­емой работы или неспособности выполнить поставленные задачи. Недостаточный уровень образования часто связан с развитием этого компонента выгорания. Однако наличие социальной поддержки в коллективе может способствовать повышению уровня персональных достижений. Трехкомпонентная модель выгорания С. Maslach, S.E. Jackson наиболее популярна [2].

По мнению некоторых авторов, циничность не явля­ется проявлением деперсонализации и представляет собой дисфункциональный механизм совладания с профессио­нальным стрессом, механизм психологической защиты или эмоциональный буфер против стресса на рабочем месте, что приводит к дегуманизации профессиональной деятель­ности [3]. Формирование симптомов выгорания происхо­дит постепенно после долговременного профессиональ­ного стресса.

Российскими исследователями предложено несколько определений выгорания. "Выгорание" (в широком смысле) -"долговременная стрессовая реакция или синдром, возни­кающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности" [4]. В.В. Бойко сформу­лировал другое определение: "Эмоциональное выгорание -это выработанный личностью механизм психологической за­щиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия" [5].

Факторы риска и симптоматика выгорания

Факторами риска развития выгорания могут быть та­кие связанные с работой факторы, как место в служебной иерархии, недоукомплектованность персонала и высокие требования к нему, профессиональный стаж, возраст сотруд­ника, а также отрицательные характеристики его професси­ональной деятельности (чрезмерная работа, переутомление, сверхурочная работа, конфликты на работе, слабый уровень социальной поддержки, скука, ограниченные ресурсы, отсут­ствие обратной связи, профессиональная незащищенность и ощущение социальной несправедливости, нарушение ба­ланса прилагаемых усилий и получаемой награды, длитель­ность стажировки, отсроченное вознаграждение и т.д.).

Выгоранию способствуют такие черты личности и демо­графические характеристики, как низкая жизнестойкость, сниженные самооценка и эмпатия, нереалистично высокие ожидания, отношение к работе, требования к заработной плате, молодой возраст, статус одинокой женщины, воспи­тывающей детей, семейный статус (холостые/неженатые), а также непрекращающиеся, быстро происходящие органи­зационные изменения в коллективе.

Симптомы эмоционального выгорания объединяются в 5 базовых групп, в зависимости от той сферы, в которой они проявляются:

1) соматическая сфера: усталость, истощение, физи­ческое утомление, изменение веса, нарушенный сон, за­трудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь, повышение артериального давления, воспалительные заболевания кожи, симптомы бо­лезней сердечно-сосудистой системы;

2) эмоциональная сфера: дефицит эмоций, эмоцио­нальная отстраненность, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость, ощуще­ние беспомощности и безнадежности, агрессивность, раз­дражительность, тревога, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, одиночества, увеличение депер­сонализации своей или других. К врачу приходит ощуще­ние, что эмоционально он уже не может помогать своим пациентам - не может войти в их положение, соучаствовать, сопереживать, реагировать. Со временем эти проявления усиливаются и приобретают более устойчивый характер. Положительные эмоции появляются все реже, а отрица­тельные - все чаще. Грубость, раздражительность, обиды, резкость и капризы становятся неотъемлемыми в эмоци­ональной сфере. Врача почти ничего не волнует, ничто не вызывает эмоционального отклика, ни положительные, ни отрицательные эмоции. Эти проявления эмоциональной за­щиты указывают на их приобретенный характер за длитель­ные годы работы с людьми. Человек постепенно начинает вести себя как робот-автомат при сохранении эмоций в дру­гих сферах деятельности;

3) когнитивная сфера: падение интереса к профессио­нальным знаниям, к альтернативным подходам решения про­блем, потеря творческого подхода, склонность к шаблонам, рутине, формальное выполнение работы, пассивность;

4) поведенческая сфера: рабочее время >45 ч в неделю, во время работы появляются усталость и желание отдохнуть, безразличие к еде, низкая физическая нагрузка, употребле­ние психоактивных веществ как способ фармакологического совладания с эмоциональным стрессом и выгоранием, не­счастные случаи, травмы, аварии и прочее импульсивное эмоциональное поведение;

5) социальная сфера: низкая социальная активность, падение интереса к досугу, увлечениям, социальные кон­такты формальны, бедные и ограничиваются работой; ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощу­щение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег [6].

Эмоциональное выгорание связано не только с профес­сиональными стрессами, но и с экзистенциальными при­чинами и является платой за нереализованные жизненные ожидания. "Выгорающий" человек утрачивает ощущение смысла, перестает чувствовать себя счастливым, теряет личную перспективу и способность к эффективной само­реализации. Выгорание ведет к развитию "экзистенциаль­ного вакуума", снижению ощущения осмысленности жизни в настоящем моменте и обесцениванию смысла будущей жизни. Неудовлетворенность качеством жизни также может быть причиной и следствием выгорания. Снижение личных достижений и обязанностей коррелирует со снижением качества жизни, неудовлетворенностью работой, самокон­тролем, настроением, отношениями с другими, физическим неблагополучием. В группе врачей-стоматологов выявлена взаимосвязь выгорания и неудовлетворенности различными аспектами жизни. Неудовлетворенность работой и карьер­ным ростом коррелировала с переживанием "загнанности в клетку", "расширением сферы экономии эмоций", "личной отстраненностью", "эмоциональным истощением" и фазой выгорания.

На формирование выгорания влияет и переживание одиночества. Высокая степень выгорания снижает чув­ствительность не только по отношению к другим людям, но и к себе. Это ослабляет переживание одиночества как защиты от страдания. Эмоциональное истощение и депер­сонализация отрицательно коррелируют со степенью пере­живания одиночества: притупленность свежести чувства сказывается на более бесчувственном отношении к себе, приводя к уменьшению переживания одиночества [4].

Результаты исследования выгорания врачей-стомато­логов показали, что "чем значительнее эмоциональное ис­тощение и чувство безысходности, эмоционального тупика, чем сильнее чувство неудовлетворенности работой и собой, которое порождает столь сильное ощущение личностной тревоги, проявляющееся и вне профессиональной деятель­ности, тем более выраженным у профессионала оказывается снижение эмоционального фона, проявление равнодушия к пациенту. Чем выше степень истощения, тем заметнее стремление профессионала избегать мыслей или контактов с пациентами. Фаза выгорания связана с показателем "за­гнанность в клетку": чем сильнее чувство безысходности, эмоционального тупика, тем значительнее переживание ди­стресса. Чем сильнее у профессионала ощущение, что он уже не может помочь субъектам своей деятельности, тем больше он пытается облегчить или сократить обязанности, требу­ющие эмоциональных затрат, и тем ярче это проявляется в поступках специалиста в сфере общения: отмечается пол­ная или частичная утрата интереса к субъекту профессио­нальной деятельности" [4].

Порочный круг выгорания

Теоретическое объяснение развитию выгорания дает мо­дель "Требования к работе - ресурсы для работы". В этой модели все факторы, связанные с профессиональным стрес­сом, подразделяются на две основные категории: требования к работе и ресурсы, связанные с выполнением работы. Тре­бования к работе определяются как физические, психологи­ческие, социальные и организационные аспекты, требующие устойчивых физических, психологических усилий или навы­ков и, следовательно, приводящие к определенным физио­логическим/психологическим затратам.

Примеры требований к работе: выраженное напряже­ние, оптимальная нагрузка, эмоционально требовательные взаимодействия с клиентами и т.д. Завышенные требования к работе приводят к ценностным конфликтам, потере само­стоятельности, независимости, инициативы, ролевой не­определенности и ролевым конфликтам, несправедливости, нечестности и т.д. Когда медицинский персонал сталкива­ется с завышенными требованиями к работе и имеет ограни­ченные ресурсы для ее выполнения, он подвергаются риску развития выгорания. Требования к работе играют решающую роль в ухудшении здоровья и, в меньшей степени, в мотивационном процессе. Они являются важными коррелятами эмоционального истощения, в то время как ресурсы - наи­более важные корреляты деперсонализации.

Ресурсы для выполнения работы способствуют дости­жению поставленных целей, сокращению связанных с ней затрат. Наличие профессиональных навыков, достаточного времени для выполнения работы и ее контролируемость, возможность влиять на принимаемые решения, поддержка руководителей, высокое качество отношений с коллегами, наличие обратной связи, связанной с производительностью труда, возможности профессиональной переподготовки и стимулирование роста по службе являются примерами та­ких ресурсов.

Ресурсы рабочего места особенно влияют на мотива­цию достижения цели, когда требования к работе высоки. Все виды ресурсов обладают мотивирующим потенциалом и становятся особенно полезны, когда это необходимо. Лич­ностные ресурсы, такие как самоэффективность и оптимизм, могут выступать в качестве ресурсов на рабочем месте. Они повышают уверенность человека в своей способности кон­тролировать среду, являются буфером для негативных воз­действий высоких требований на работе и препятствуют раз­витию профессиональной деформации [7, 8].

Выгорание не является одномоментно возникающим процессом, оно развивается постепенно во времени, ди­намично. Психологи H.J. Freudenberger и G. North [9] раз­делили процесс (цикл) выгорания на 12 этапов, каждый из них характеризует детали процесса выгорания, однако они не обязательно следуют друг за другом по порядку. Опреде­ленные этапы могут пропускаться, и в то же время жертва выгорания может одновременно находиться на нескольких этапах цикла. Продолжительность каждого этапа варьирует индивидуально у разных индивидуумов. Данная модель начинает развиваться с появлением нереальных ожида­ний, а затем описывает динамику процесса формирования выгорания.

1. Навязчивое желание проявить себя.

Этот этап часто начинается с чрезмерного стремления достичь успехов на работе в соответствии с собственными целями признания, стать лидером, сделать карьеру, получить власть, знания. Данный сотрудник стремится показать, пре­жде всего себе и своим коллегам, что он во всех отношениях выполняет свою работу на отлично, идеально, чтобы коллеги признали это.

2. Работать все интенсивнее.

Цель этого этапа - удовлетворить свои высокие личные ожидания и доказать свою незаменимость. Для реализации этой цели сотрудник берет на себя все больше и больше ра­боты, однако процесс ее выполнения сопровождается при­нуждением себя.

3. Пренебрежение своими потребностями.

В распорядке дня почти все время отводится работе, а сон, еда, а также другие предметы первой необходимости рассматриваются как несущественные и часто отвергаются. Сотрудники говорят себе, что, для того чтобы достичь высо­ких целей, требуется идти на жертвы. Они преданы работе, часто в ущерб времени для семьи и друзей, становятся так называемыми трудоголиками.

4. Вытеснение внутренних конфликтов.

У сотрудников происходит осознание, что жизнь идет как-то неправильно, но они не могут распознать истоки воз­никшей проблемы, в которой видят угрозу. На этом этапе возникают первые физические симптомы: нарушение сна, потеря аппетита, головная боль, тошнота, боль в пояснице, сексуальные проблемы.

5. Ревизия собственных ценностей.

Избегание конфликта, возникающая изоляция и отрица­ние собственных базовых потребностей изменяют восприя­тие человека, вставшего на путь выгорания. Такой человек старается пересмотреть свои базовые ценности, продолжает упорно трудиться и обнаруживает, что из его жизни исчезли важные ранее ценности, касающиеся семьи, друзей, люби­мого дела. Успехи на работе становятся единственным стан­дартом для оценки себя. Эмоциональное притупление раз­вивается все сильнее.

6. Отрицание возникающих проблем.

Возникающие проблемы отрицаются, социальные кон­такты с другими людьми становятся непереносимыми. Ци­низм, агрессивность нарастают, пропадает сопереживание, усиливаются черствость, обвинение, порицание других. Причины нарастающих проблем видятся в нехватке вре­мени, в возрастающем объеме работы. Выгорающие сотруд­ники не видят путей выхода из возникшей ситуации, чтобы изменить ее.

7. Избегание, прекращение участия.

Социальные контакты ограничиваются до минимума, возникают отгороженность и замкнутость. Профессиональ­ные обязанности выполняются формально, по инструкции, теряется надежда, направленность действий. Возникает тен­денция снимать эмоциональное напряжение употреблением алкоголя или наркотиков.

8. Очевидные изменения поведения.

Человек неспособен увидеть произошедшие в нем изме­нения. Для коллег заметно, что в результате переутомления из энергичного сотрудника он превращается в стеснитель­ного, апатичного, боязливого, никчемного, внутренне все бо­лее ощущающего свою бесполезность.

9. Обезличивание, деперсонализация.

Сотрудник теряет контакт с самим собой, не видит ценно­сти в себе и коллегах, ощущает себя "машиной". Собствен­ные потребности все менее и менее востребованы, жизнь становится механистичной.

10. Внутренняя пустота.

Ощущение внутренней пустоты нарастает. Эту проблему человек пытается разрешить путем импульсивной активно­сти, гиперсексуальности, переедания, употребления алко­голя и наркотиков. Свободное время не используется.

11. Депрессия.

Возникают депрессивное настроение, равнодушие, ощу­щение безнадежности, истощение. Жизнь теряет смысл, про­падает забота о будущем.

12. Синдром выгорания.

Возникает сильное желание выйти из возникшей ситуа­ции, что может приводить к мыслям о суициде. Может насту­пить физический коллапс, деморализация и потребоваться неотложная медицинская помощь [9].

Проблема выгорания студентов медицинского вуза

Первоначально считалось, что профессиональное выго­рание возникает по мере роста стажа работы, однако идеаль­ные представления достаточно быстро сменились прагмати­ческими. Восхищение, увлечение медицинской практикой уступили место рутинной работе. Несмотря на возрастающее стремление определенной части врачей раньше уйти на пен­сию, ссылаясь на высокое напряжение на работе, снижение удовлетворенностью ей, высказывается точка зрения, что выгорание среди опытных врачей встречается реже, чем среди врачей, только начинающих карьеру [10, 11].

Проблема выгорания среди студентов-медиков стано­вится актуальной, поскольку по мере их перехода от обуче­ния посредством лекций и семинаров к клинической работе с больными, ориентированной на помощь и уход за пациен­тами, происходит рост негативных переживаний, вызванный нарастающими дистрессами, снижением уверенности в себе и гуманистического отношения к больным. Это может при­водить к снижению качества оказываемой медицинской помощи и негативно влиять на здоровье и благополучие студентов-медиков. Дистресс во время обучения в медицин­ской школе может привести к выгоранию со значительными последствиями, особенно если выгорание продолжается в ординатуре и за ее пределами.

Проведенное в 2006 г. исследование, включающее раз­ные группы 3 медицинских школ штата Миннесота, выявило у 45% студентов синдром выгорания, у которых пережива­ние серьезной болезни было единственным негативным со­бытием жизни, весьма связанным с увеличением темпов вы­горания. Положительные события жизни не были связаны с выгоранием, хотя были значительно связаны с более низким уровнем риска употребления алкоголя и депрес­сии. Авторы исследования пришли к выводу, что их оценка распространенности выгорания среди студентов-медиков, по данным самоотчетов, имеет ограничения, и распростра­ненность выгорания фактически более низкая. Кроме того, результаты исследования показали, что выгорание среди студентов - I-II курсов было тесно связано с ощущаемым уровнем поддержки со стороны профессорско-препода­вательского состава, в то время как выгорание студентов III и IV курсов было наиболее тесно связано с медицин­ской практикой, стажировкой и обесцениванием значи­мости пациентов. Студенты, работающие непосредственно с больными, участвующие в ночных дежурствах, были более склонны испытывать выгорание, возможно, из-за длительных часов, проведенных в больнице, и остроты переживаний практической работы. Существенного вли­яния на развитие выгорания не оказывали частота вызо­вов, число обслуженных пациентов, проведенных приемов и консультаций [8].

Фактические данные свидетельствуют о связи между выго­ранием студентов-медиков и суицидальными наклонностями. Студенты, испытывающие выгорание, в 2-3 раза больше ду­мали в прошлом о самоубийстве. Тяжесть выгорания студен­тов-медиков была сильно связана с наклонностью к суициду, и эта связь сохранялась с наличием депрессии, мыслями о прекращении обучения в вузе. Наличие деперсонализации, эмоционального истощения и снижение профессиональных достижений были достоверными предикторами мыслей о суи­циде [12]. Эмоциональное истощение было значительно выше у студентов с психическими нарушениями [13]. Особенности личности также влияют на развитие выгорания студентов. Исследование шведских студентов-медиков показало, что им­пульсивность может быть связана с высоким риском нездоро­вого поведения, отделением от коллектива во время практики и развитием последующего выгорания [14].

Уменьшению выгорания среди студентов медиков может помочь внедрение программ наставничества, оказание под­держки студентами-сверстниками тем, кто оказался в слож­ных жизненных ситуациях. Психообразование, консульти­рование, когнитивно-поведенческая психотерапия, тренинг адаптации к учебе и коммуникации, релаксации, физической активности как возможная часть программы обучения, могли бы снизить риск выгорания за счет снижения негативного стресса и повышения качества жизни. Необходимо учитывать, что студенты могут сопротивляться участию в оздоровитель­ных программах из-за опасений стигматизации их как стра­дающих выгоранием. В идеале мероприятия по профилактике выгорания студентов желательно включать в общий план обучения, а не в самостоятельные программы оздоровления [14]. Важно, чтобы преподаватели, ответственные за прове­дение воспитательной работы, внимательно относились к вос­питанию поколения будущих врачей, а благополучие студента при этом было приоритетным. Они могут не только передавать имеющиеся знания и опыт, но и быть примером здорового образа жизни. Кроме того, будущие врачи-лечебники, клини­ческие психологи должны иметь профессиональные знания для оценки, лечения и профилактики синдрома выгорания.

Профилактика выгорания

Понимание феномена выгорания имеет важное значение для профилактики [15]. Согласно C. MasLach и соавт. выго­рание может быть наиболее эффективно преодолено благо­даря сочетанию индивидуальных и организационных меро­приятий [16]. Преодоление выгорания требует как активной позиции самого сотрудника для оказания самопомощи, так и оказания профессиональной помощи специалистов. В по­рядке самопомощи сотрудник учится определять симптомы профессионального стресса и способы их преодоления че­рез овладение техниками саморегуляции.

Организационные мероприятия в учреждении здравоох­ранения должны быть направлены на оказание поддержки профессиональной деятельности и здоровья сотрудников, по­вышение их профессионального уровня, обучение навыкам профессиональной коммуникации и совладания с професси­ональным стрессом. Персонал лечебного учреждения должен иметь возможность получать необходимую информацию о причинах, проявлениях выгорания и эмоциональную поддержку для его преодоления. В коллективе должны регулярно прово­диться мероприятия, направленные на предупреждение не­гативных переживаний медицинского персонала, укрепление мотивации к профессиональной деятельности, повышающие интерес к медицинской профессии и ее значимости. С персо­налом необходимо проводить профилактические программы и тренинги "антивыгорания", показавшие свою эффектив­ность. Они способствуют восполнению психологических ресур­сов персонала, предупреждению и преодолению выгорания.

Различные исследования для определения эффектив­ности профилактических программ выгорания среди меди­цинских работников свидетельствуют об их эффективности. R.C. Gorter и соавт. зафиксировали снижение симптомов выго­рания стоматологов после участия в программе профилактики, направленной на восстановление личного баланса личности благодаря осознанию собственной ситуации и формулирова­нию индивидуального плана действий [17]. Salyers и соавт. со­общили о значительном снижении эмоционального истощения и деперсонализации у психиатров после проведения одно­дневного семинара для уменьшения выгорания [18].

Значительное снижение выгорания у врачей наблюда­лось благодаря личностно-ориентированному вмешатель­ству продолжительностью до 6 мес и организации направ­ленного вмешательства продолжительностью до 1 года [19]. Следующие персонально-ориентированные вмешательства могут быть эффективными для предотвращения выгорания: управление стрессом, когнитивно-поведенческая психо­терапия, медитация, основанная на осознанности, технике быстрой релаксации [15]. Завершая данную статью, хочется вселить оптимизм и надежду в читателей, приведя следу­ющую фразу: "Выгорание дотла не следует считать чем-то неизбежным. Нужно предпринимать определенные шаги по профилактике, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Если степень выгорания высока, наряду с приемами самопомощи целесообразно об­ратиться за помощью к специалистам-психологам. Те, кто не хочет страдать от выгорания - "душевного бесчувствия" и циничности по отношению к событиям своей жизни и окружающим людям, должны позаботиться о приумноже­нии и активизации своих личностных ресурсов преодоления жизненных и рабочих стрессов" [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Freudenberger H. Staff burnout // J. Soc. Issues. 1974. Vol. 30. P. 159-165.

2. Maslach С., Jackson S.E. The measurement of experienced bur­nout // J. Occup. Behav. 1981. Vol. 2, N 8. P. 99-113.

3. Onder C., Basim N. Examination of developmental models of occu­pational burnout using burnout profiles of nurses // J. Adv. Nurs. 2008. Vol. 64, N 5. P. 514-523.

4. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессио­нальном общении. СПб. : Питер, 1999. 105 с.

5. Огнерубов Н.А., Огнерубова М.А. Синдром эмоционального вы­горания у врачей терапевтов // Вестн. ТГУ. 2015. Т. 20, вып.2. С. 307-318.

6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагно­стика и профилактика. СПб. : Питер, 2005. 336 с.

7. Bakker A.B., Demerouti E. Job demands-resources theory: taking stock and looking forward // J. Occup. Health Psychol. 2016.Vol. 21, N 4. P. 1-14.

8. Ishak W.W., Nikravesh R., Lederer S. et al. Burnout in medical stu­dents: a systematic review // Clin. Teach. 2013. Vol.10, N 4. P. 242-245.

9. Freudenberger H.J., North G. The Burnout Cycle. Scientific American MIND, 2006. June/July. P. 31.

10. Peisah C., Latif E., Wilhelm K., Williams B. Secrets to psychological success: why older doctors might have lower psychological distress and burnout than younger doctors // Aging Mental Health. 2009. Vol. 13, N 2. P. 300-307.

11. Ishak W.W., Lederer S., Mandili C. et al. Burnout during residency training: a literature review // J. Grad. Med. Educ. 2009. Vol. 1, N 2. P. 236-242.

12. Dyrbye L.N., Harper W., Durning S.J., Moutier C. et al. Patterns of distress in US medical students // Med. Teach. 2011. Vol. 33, N 10. P. 834-839.

13. Guthrie E., Black D., Bagalkote H., Shaw C. et al. Psychological stress and burnout in medical students: a five year prospective longitu­dinal study // J. R. Soc. Med. 1998. Vol. 91, N 5. P. 237-243.

14. DahLin M.E., Runeson B. Burnout and psychiatric morbidity among medicaL students entering cLinicaL training: A three-year prospective questionnaire and interview-based study // BMC Med. Educ. 2007. VoL. 7. P. 6.

15. Basson R.A. Management and Prevention of Burnout in the DentaL Practitioner // Dentistry. 2013. VoL. 3, N 2. ArticLe ID 168.

16. MasLach C., SchaufeLi W.B., Leiter M.P. Job burnout // Annu. Rev. PsychoL. 2001. VoL. 52. P. 397-422.

17. Gorter R.C., Eijkman M., Hoogstraten J. A career counseLing pro­gram for dentistry: effects on burnout // Patient Educ. Couns. 2001 VoL. 43, N 1. P. 23-30.

18. SaLyers M.P., Hudson C., Morse G., RoLLins A.L. et aL. BREATHE: a piLot study of a One-day Retreat to reduce burnout among mentaL heaLth professionaLs // Psychiatr. Serv. 2011. VoL. 62, N 2. P. 214-217.

19. Awa W.L., PLaumann M., WaLter U. Burnout prevention: a review of in­tervention programs // Patient Educ. Couns. 2010. VoL. 78, N 2. P. 184-190.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»