Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО третьего поколения являются компетенции, полученные учащимися в ходе обучения, при этом под термином компетенция понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Кроме этого, в понятие ≪компетенция≫ в качестве составных частей входят знания, умения, навыки и личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.), социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели, когда выпускник способен самостоятельно ориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи (а в идеале и ставить новые).
Вообще, компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. В его основе - работа с информацией, моделирование, рефлексия. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям.
Одно из направлений модернизации высшего медицинского образования предполагает формирование профессиональных компетенций, при этом большое внимание уделяется расширению самостоятельной работы студентов.
По дисциплине ≪Инфекционные болезни≫ на лечебном факультете самостоятельной работе отведено 96 ч (29,6%), на педиатрическом -36 ч (25%), на медико-профилактическом -55 ч (29%), на стоматологическом -20 ч (29%) (см. таблицу). Самостоятельная работа студентов включает различные виды деятельности: оформление кураторского листа (анамнез настоящего заболевания, эпидемиологический анамнез, анамнез жизни, объективный статус, обоснование диагноза, план обследования, план лечения); оформление истории болезни (анамнез настоящего заболевания, эпидемиологический анамнез, анамнез жизни, объективный статус, план обследования, интерпретация полученных лабораторных и инструментальных методов исследования, обоснование клинического диагноза, проведение дифференциальной диагностики с 3 заболеваниями, план лечения, дневник наблюдения, рекомендации при выписке, принципы диспансерного наблюдения); решение ситуационной задачи (обоснование предварительного диагноза, план обследования, план лечения, проведение дифференциальной диагностики); подготовка доклада-презентации (этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика); подготовка к аудиторным занятиям, в том числе к текущему контролю (работа с основной и дополнительной литературой, интернет-ресурсы); подготовка к модульным заданиям (работа с основной и дополнительной литературой, интернет-ресурсы, работа в отделении с пациентами); самостоятельная работа по выбору студента (дежурство в приемном покое, работа в профильных отделениях клиники -самостоятельная курация больных, участие в патологоанатомических конференциях -анализ летальных исходов, отработка практических навыков в Центре практических умений Казанского медицинского университета -люмбальная пункция, ректороманоскопия и др.) [1].
Клинической базой кафедры инфекционных болезней является Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А.Ф. Агафонова, в составе стационара имеются два боксированных отделения для воздушнокапельных инфекций, отделения стрептококковых инфекций, вирусных гепатитов, кишечных инфекций, реанимационное, обсервационное приемное, диагностическое отделения, бактериологическая, клиническая и биохимическая лаборатории. Кроме того, есть амбулаторное консультативно-диагностическое отделение для больных с хроническими вирусными гепатитами и другими хроническими инфекционными заболеваниями, с паразитарными инвазиями.
Обучение клиническим дисциплинам, в том числе и по инфекционным болезням проводится на больных, где возникает взаимодействие между преподавателем, студентом и пациентом. Коммуникативная компетентность врача начинает формироваться еще в процессе обучения в медицинском вузе, а затем формируется самостоятельно в результате общения с пациентами. Только самостоятельная работа студентов с больными, выполнение разных заданий и решение поставленных преподавателем задач способствуют формированию клинического мышления, максимально приближенного к реальной врачебной деятельности [2].
Вся учебная литература, основная и дополнительная, выдается на кафедре инфекционных болезней. Кроме этого, дополнительная литература имеется в библиотеке КГМУ.
Кафедра обеспечена мультимедийными электронными пособиями. Студенты активно пользуются сайтом нашего университета, где имеется вся необходимая информация для подготовки к текущим занятиям, модульным заданиям, итоговому тестовому контролю, экзаменам. Информация постоянно обновляется.
Для лечебного факультета выделены следующие темы для самостоятельной работы: острые кишечные инфекции (тактика ведения больных острыми кишечными инфекциями на догоспитальном этапе, неотложные состояния и неотложная помощь при острых кишечных инфекциях, кампилобактериоз, вирусные диареи) -20 ч, вирусные гепатиты (циррозы печени как исходы хронических вирусных гепатитов) -14 ч, воздушно-капельные инфекции (дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с поражение ротоглотки, дифференциальная диагностика нейроинфекций) -12 ч, инфекции наружных покровов (дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с лимфоаденопатиями, тактика ведения на догоспитальном этапе) -14 ч, группа трансмиссивных, зоонозных, особо опасных инфекций (дифференциальная диагностика острых лихорадочных заболеваний) -14 ч, ВИЧ-инфекция (профессиональный риск и экстренная профилактика, антиретровирусная терапия и побочные эффекты основных групп препаратов для лечения ВИЧ-инфекции) -20 ч [3].
Необходимо участие преподавателя в самостоятельной работе студентов. Проверка истории болезни (кураторского листа) занимает 30 мин (на одного студента), защита истории болезни -30 мин, проверка ситуационной задачи -30 мин, проверка тестовых заданий -30 мин, проверка рефератов - 1 ч, оценка защиты доклада-презентации - 20 мин. Консультация студентов по темам самостоятельной работы (острые кишечные инфекции, вирусные гепатиты, обсервационный блок) на одну группу занимает 1,5 ч. Таким образом, на группу из 12 человек преподаватель затрачивает 43,5 ч.
В настоящее время на лечебном факультете занимается 15 групп, на педиатрическом - 8 групп, на медико-профилактическом - 7 групп, на стоматологическом - 8 групп. Затраты преподавателя на поток студентов в проекте нашей кафедры составили 1693 часа (6%).
Большое значение имеет участие студентов в работе студенческого научного кружка. Анализ клинико-эпидемиологических особенностей отдельных инфекционных заболеваний, вспышечной заболеваемости, анализ трудных диагностических случаев, редких завозных инфекций, краевой патологии с последующей подготовкой докладапрезентации и выступлением в научно-практической студенческой конференции способствует развитию клинического мышления [4].
Таким образом, самостоятельная работа студентов определяется профессиональными компетенциями в рамках ФГОС третьего поколения и составляет не более 30%. Тематика должна соответствовать рекомендуемой программе по специальности ≪Инфекционные болезни≫ для студентов профильных факультетов. При подготовке учебно-методического комплекса для самостоятельной работы студентов необходимо учитывать и краевую патологию. Для материально-технического обеспечения самостоятельной работы необходимы клиническая база, библиотека, компьютерные классы, работающий сайт университета и возможность дистанционного обучения. Участие преподавателя в процессе самостоятельной работы студентов по специальности ≪Инфекционные болезни≫ зависит от конкретных условий реализации программы и составляет в проекте нашей кафедры 6%. Научно-исследовательская работа студентов на кафедре повышает интерес к дисциплине, способствует самостоятельному поиску информации и закрепляет знания, полученные в аудиторных условиях.
Литература
1. Булатов С.А. Перспективы использования симуляционных центров для компетентностного подхода в подготовке специалистов для практического здравоохранения // Мед. образование и проф. развитие. - 2012. - № 3 (9). - С. 124-125.
2. Галиева А.Т., Валишин Д.А., Хунафина Д.Х. и др. Современное преподавание клинических дисциплин в высшей школе // Материалы V ежегодного всерос. конгр. по инфекционным болезням. - М., 2013. - С. 97-98.
3. Инфекционные болезни: учебник для студентов медицинских вузов / Под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 704 с.
4. Хунафина Д.Х., Бурганова А.Н., Кутуев О.И. и др. Студенческий научный кружок в подготовке врача-инфекциониста≫ // Материалы V ежегодного всерос. конгр. по инфекционным болезням. - М., 2013. - С. 435.