Методика самостоятельной работы студентов по дисциплине "Инфекционные болезни"

Резюме

Материалы представлены и обсуждены на расширенном заседании учебно-методической комиссии по инфекционным болезням УМО Минздрава России с участием заведующих кафедрами инфекционных болезней медицинских вузов РФ.

Одно из направлений модернизации высшего медицинского образования предполагает формирование профессиональных компетенций, при этом большое внимание уделяется расширению самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов определяется профессиональными компетенциями в рамках ФГОС третьего поколения и составляет не более 30%. Тематика должна соответствовать рекомендуемой программе по специальности ≪Инфекционные болезнидля студентов профильных факультетов. При подготовке учебно-методического комплекса для самостоятельной работы студентов необходимо учитывать и краевую патологию. Для материально-технического обеспечения самостоятельной работы необходимы клиническая база, библиотека, компьютерные классы, работающий сайт университета и возможность дистанционного обучения. Участие преподавателя в процессе самостоятельной работы студентов по специальностиИнфекционные болезнизависит от конкретных условий реализации программы и составляет в проекте нашей кафедры 6%.

Ключевые слова:компетенция, самостоятельная работа, медицинский вуз

Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2013. № 1. С. 34-36

Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО третьего поколения являются компетенции, полученные учащимися в ходе обучения, при этом под термином компетенция понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Кроме этого, в понятие компетенция в качестве составных частей входят знания, умения, навыки и личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.), социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели, когда выпускник способен самостоятельно ориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи (а в идеале и ставить новые).

Вообще, компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. В его основе - работа с информацией, моделирование, рефлексия. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям.

Одно из направлений модернизации высшего медицинского образования предполагает формирование профессиональных компетенций, при этом большое внимание уделяется расширению самостоятельной работы студентов.

По дисциплине Инфекционные болезни на лечебном факультете самостоятельной работе отведено 96 ч (29,6%), на педиатрическом -36 ч (25%), на медико-профилактическом -55 ч (29%), на стоматологическом -20 ч (29%) (см. таблицу). Самостоятельная работа студентов включает различные виды деятельности: оформление кураторского листа (анамнез настоящего заболевания, эпидемиологический анамнез, анамнез жизни, объективный статус, обоснование диагноза, план обследования, план лечения); оформление истории болезни (анамнез настоящего заболевания, эпидемиологический анамнез, анамнез жизни, объективный статус, план обследования, интерпретация полученных лабораторных и инструментальных методов исследования, обоснование клинического диагноза, проведение дифференциальной диагностики с 3 заболеваниями, план лечения, дневник наблюдения, рекомендации при выписке, принципы диспансерного наблюдения); решение ситуационной задачи (обоснование предварительного диагноза, план обследования, план лечения, проведение дифференциальной диагностики); подготовка доклада-презентации (этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика); подготовка к аудиторным занятиям, в том числе к текущему контролю (работа с основной и дополнительной литературой, интернет-ресурсы); подготовка к модульным заданиям (работа с основной и дополнительной литературой, интернет-ресурсы, работа в отделении с пациентами); самостоятельная работа по выбору студента (дежурство в приемном покое, работа в профильных отделениях клиники -самостоятельная курация больных, участие в патологоанатомических конференциях -анализ летальных исходов, отработка практических навыков в Центре практических умений Казанского медицинского университета -люмбальная пункция, ректороманоскопия и др.) [1].

Клинической базой кафедры инфекционных болезней является Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А.Ф. Агафонова, в составе стационара имеются два боксированных отделения для воздушнокапельных инфекций, отделения стрептококковых инфекций, вирусных гепатитов, кишечных инфекций, реанимационное, обсервационное приемное, диагностическое отделения, бактериологическая, клиническая и биохимическая лаборатории. Кроме того, есть амбулаторное консультативно-диагностическое отделение для больных с хроническими вирусными гепатитами и другими хроническими инфекционными заболеваниями, с паразитарными инвазиями.

Обучение клиническим дисциплинам, в том числе и по инфекционным болезням проводится на больных, где возникает взаимодействие между преподавателем, студентом и пациентом. Коммуникативная компетентность врача начинает формироваться еще в процессе обучения в медицинском вузе, а затем формируется самостоятельно в результате общения с пациентами. Только самостоятельная работа студентов с больными, выполнение разных заданий и решение поставленных преподавателем задач способствуют формированию клинического мышления, максимально приближенного к реальной врачебной деятельности [2].

Вся учебная литература, основная и дополнительная, выдается на кафедре инфекционных болезней. Кроме этого, дополнительная литература имеется в библиотеке КГМУ.

Кафедра обеспечена мультимедийными электронными пособиями. Студенты активно пользуются сайтом нашего университета, где имеется вся необходимая информация для подготовки к текущим занятиям, модульным заданиям, итоговому тестовому контролю, экзаменам. Информация постоянно обновляется.

Для лечебного факультета выделены следующие темы для самостоятельной работы: острые кишечные инфекции (тактика ведения больных острыми кишечными инфекциями на догоспитальном этапе, неотложные состояния и неотложная помощь при острых кишечных инфекциях, кампилобактериоз, вирусные диареи) -20 ч, вирусные гепатиты (циррозы печени как исходы хронических вирусных гепатитов) -14 ч, воздушно-капельные инфекции (дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с поражение ротоглотки, дифференциальная диагностика нейроинфекций) -12 ч, инфекции наружных покровов (дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с лимфоаденопатиями, тактика ведения на догоспитальном этапе) -14 ч, группа трансмиссивных, зоонозных, особо опасных инфекций (дифференциальная диагностика острых лихорадочных заболеваний) -14 ч, ВИЧ-инфекция (профессиональный риск и экстренная профилактика, антиретровирусная терапия и побочные эффекты основных групп препаратов для лечения ВИЧ-инфекции) -20 ч [3].

Необходимо участие преподавателя в самостоятельной работе студентов. Проверка истории болезни (кураторского листа) занимает 30 мин (на одного студента), защита истории болезни -30 мин, проверка ситуационной задачи -30 мин, проверка тестовых заданий -30 мин, проверка рефератов - 1 ч, оценка защиты доклада-презентации - 20 мин. Консультация студентов по темам самостоятельной работы (острые кишечные инфекции, вирусные гепатиты, обсервационный блок) на одну группу занимает 1,5 ч. Таким образом, на группу из 12 человек преподаватель затрачивает 43,5 ч.

В настоящее время на лечебном факультете занимается 15 групп, на педиатрическом - 8 групп, на медико-профилактическом - 7 групп, на стоматологическом - 8 групп. Затраты преподавателя на поток студентов в проекте нашей кафедры составили 1693 часа (6%).

Большое значение имеет участие студентов в работе студенческого научного кружка. Анализ клинико-эпидемиологических особенностей отдельных инфекционных заболеваний, вспышечной заболеваемости, анализ трудных диагностических случаев, редких завозных инфекций, краевой патологии с последующей подготовкой докладапрезентации и выступлением в научно-практической студенческой конференции способствует развитию клинического мышления [4].

Таким образом, самостоятельная работа студентов определяется профессиональными компетенциями в рамках ФГОС третьего поколения и составляет не более 30%. Тематика должна соответствовать рекомендуемой программе по специальности Инфекционные болезни для студентов профильных факультетов. При подготовке учебно-методического комплекса для самостоятельной работы студентов необходимо учитывать и краевую патологию. Для материально-технического обеспечения самостоятельной работы необходимы клиническая база, библиотека, компьютерные классы, работающий сайт университета и возможность дистанционного обучения. Участие преподавателя в процессе самостоятельной работы студентов по специальности Инфекционные болезни зависит от конкретных условий реализации программы и составляет в проекте нашей кафедры 6%. Научно-исследовательская работа студентов на кафедре повышает интерес к дисциплине, способствует самостоятельному поиску информации и закрепляет знания, полученные в аудиторных условиях.

Литература

1. Булатов С.А. Перспективы использования симуляционных центров для компетентностного подхода в подготовке специалистов для практического здравоохранения // Мед. образование и проф. развитие. - 2012. - № 3 (9). - С. 124-125.

2. Галиева А.Т., Валишин Д.А., Хунафина Д.Х. и др. Современное преподавание клинических дисциплин в высшей школе // Материалы V ежегодного всерос. конгр. по инфекционным болезням. - М., 2013. - С. 97-98.

3. Инфекционные болезни: учебник для студентов медицинских вузов / Под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 704 с.

4. Хунафина Д.Х., Бурганова А.Н., Кутуев О.И. и др. Студенческий научный кружок в подготовке врача-инфекциониста // Материалы V ежегодного всерос. конгр. по инфекционным болезням. - М., 2013. - С. 435.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»