Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом и беременность. Клиническое наблюдение

РезюмеПредставлена история болезни беременной, заразившейся геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС) в Московской области и заболевшей на сроке гестации 32-33 нед. ГЛПС протекала типично, циклически, беременность осложнилась тяжелым гестозом, в связи с чем проведено экстренное родоразрешение. Исход заболевания благоприятный.

Ключевые слова:геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, протеинурия, беременность, гестоз

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 3. С. 99-104.
DOI: 10.24411/2305-3496-2017-00057


Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) занимает ведущее место среди всех природно-очаговых инфекций в России. В стране ежегодно выяв­ляют от 5000 до 20 000 случаев. В 2015 г. в Российской Фе­дерации зарегистрирован 9201 случай ГЛПС (6,31 случая на 100 тыс. населения), в 2014 г. - 11 395 (7, 96 на 100 тыс.) [1].

В Москве в 2015 г. число зарегистрированных случаев ГЛПС составило 239, в 2016 г. - чуть меньше [2]. Московская область является одним из природных очагов ГЛПС, при по­сещении которого нередко инфицируются жители мегапо­лиса. Заражение москвичей в подавляющем большинстве случаев происходит за пределами города - в лесу или на садово-огородных участках в летне-осенний период.

Известно, что в европейской части России возбуди­телем инфекции служит хантавирус (серотипы Пуумала, Добрава/Белград), основными резервуарами которых в природе являются рыжая полевка, полевая и кавказская лесная мыши [3]. Человек заражается преимущественно воздушно-пылевым путем, при аспирации вируса, находя­щегося в высохших испражнениях грызунов. Возможны также алиментарный (при употреблении термически не обработанных продуктов, загрязненных выделениями гры­зунов) либо контактный (через поврежденный кожный покров при соприкосновении с грызунами) путь передачи возбудителя инфекции [4].

После инфицирования репликация вируса осуществля­ется в лимфатических узлах и клетках мононуклеарно-фагоцитарной системы. В последующем развиваются вирусемия и генерализация инфекции. Вазотропное действие, кото­рым обладает вирус, реализуется преимущественно через эндотелий сосудов микроциркуляторного русла, следствием чего становятся плазморея в окружающие ткани и сгуще­ние крови. Наиболее выраженные изменения развиваются в почках, что приводит к олигурии, протеинурии, острой по­чечной недостаточности (ОПН). Нарушение микроциркуля­ции в сетчатке глаз клинически проявляется преходящим нарушением остроты зрения. В патогенезе ГЛПС существен­ную роль играют изменения в гипофизе, надпочечниках, аутоиммунный компонент, нейроэндокринные расстрой­ства [4, 5].

Развитие инфекционного процесса определяется со­вокупностью нескольких факторов, и среди них - свойства возбудителя (патогенность, вирулентность, инфицирующая доза), факторы окружающей среды и индивидуальные гене­тические особенности организма человека [5].

Об актуальности ГЛПС свидетельствуют данные о леталь­ности, которая варьирует от 1 до 3% в европейской части России и от 15 до 20% в дальневосточной [5].

Продолжительность инкубационного периода при ГЛПС варьирует от 4 до 49 дней, составляя чаще 3-4 нед.

Клиническая картина характеризуется острым началом, циклическим течением с последовательной сменой четырех периодов болезни.

1. Начальный (лихорадочный) - первые 1-3 дня забо­левания;

2. Олигурический (с 2-6-го по 8-14-й день).

3. Полиурический (с 9-13-го дня болезни).

4. Период реконвалесценции (более 4 нед).

Среди возможных специфических осложнений ГЛПС вы­деляют: инфекционно-токсический шок (ИТШ); синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания (ДВС-синдром); азотемическую уремию; отек легких и головного мозга; кровоизлияния в гипофиз, надпочечники, миокард, головной мозг; надрыв или разрыв капсулы почки; профузные кровотечения; вирусную пневмонию и др.

Случаи ГЛПС у беременных представляют особый инте­рес, так как влияние вируса на развитие плода и течение гестации изучено недостаточно [6].

Данные об особенностях течения ГЛПС у беременных не­многочисленны и противоречивы. В одних источниках дока­зывают, что хантавирус не оказывает отрицательного влияния на течение беременности и развитие плода [7]. В частности отечественными акушерами-гинекологами описан случай легкого течения ГЛПС у беременной (срок гестации составлял 35 нед) без последствий для новорожденного [8].

Наблюдения других исследователей свидетельствуют о возможности трансплацентарной передачи вируса ре­бенку, развитии патологии плода и преждевременных родов на фоне течения ГЛПС [9,10].

Наблюдали 4 беременных с ГЛПС, у трех инфекция про­текала в форме средней тяжести и не отразилась на тече­нии беременности, а у одной имела некоторые особенности (см. клинический случай).

Клинический случай

Больная Т., 29 лет, москвичка, поступила в ГБУЗ "Инфек­ционная клиническая больница № 1" Департамента здраво­охранения г. Москвы 25 октября 2015 г. (воскресенье) в 4:05 с направительным диагнозом "Беременность 32-33 нед. Угроза преждевременных родов. ОРВИ". Из анамнеза: забо­лела 23 октября - недомогание, сухой приступообразный ка­шель. На следующий день знобило, температура тела повыси­лась до 38,8°, усилился кашель; принимала гомеопатический препарат и парацетамол. В ночь на 25 октября самочувствие ухудшилось, присоединились одышка, тянущая боль в животе без определенной локализации. Вызвала бригаду скорой медицинской помощи, госпитализирована в среднетяжелом состоянии. При осмотре в приемном отделении больницы врачом отмечены одутловатость лица, отечность век, голеней, склерит, гиперемия слизистой оболочки ротоглотки, болез­ненность при пальпации живота, рассеянные сухие хрипы в легких. Артериальное давление (АД) - 90/60 мм рт.ст. (ра­бочее - 110/70 мм рт.ст.), частота сердечных сокращений -115 в минуту, частота дыхательных движений - 26-30 в ми­нуту, SpO2 - 94%. Сыпи на коже нет. Печень и селезенка не пальпируются. Перед госпитализацией мочилась. Симптом Пастернацкого отрицательный. Сознание ясное. Менингеальных симптомов нет. Утверждала, что из Москвы не выезжала. Среди перенесенных заболеваний - ОРВИ, грыжи межпозвон­ковых дисков в поясничном отделе.

Половая жизнь с 16 лет. Медицинский аборт в 2002 г. Настоящая беременность вторая. Наблюдалась в женской консультации по месту жительства; по клиническим, лабора­торным, инструментальным (ЭКГ, УЗИ) данным патологии не выявлено.

Предварительный диагноз врача после осмотра в при­емном отделении больницы: ОРВИ. Беременность 32-33 нед. Угроза преждевременных родов.

Направлена в акушерское обсервационное отделение больницы, где наблюдалась дежурным инфекционистом (ос­мотр каждый час) и акушером-гинекологом.

УЗИ матки проведено 25 октября при поступлении в от­деление: беременность 32-33 нед. Головное предлежание. Диффузные изменения плаценты. Анализ мочи (результат получен через несколько часов после поступления в обсер­вационное акушерское отделение больницы): прозрачность -мутная; относительная плотность 1025, белок - 34,8 г/л, эпителиальные клетки - значительное количество, лейко­циты - 80-100 в поле зрения, эритроциты измененные -до 60 в поле зрения, гиалиновые цилиндры +, зернистые цилиндры - 6-8 в поле зрения.

В анализах крови тромбоцитопения (68х109/л); повы­шена активность АСТ и АЛТ (соответственно 229 и 175 МЕ/л).

Рентгенологическое исследование органов грудной клетки (ОГК) 25 октября выявило выраженное обогаще­ние сосудисто-интерстициального рисунка в легких, справа с выраженными периваскулярными и перибронхиальными изменениями и небольшим снижением прозрачности в ниж­ней доле, что может соответствовать проявлениям интерстициальной пневмонии справа вирусной этиологии.

При тщательном повторном расспросе 25 октября боль­ная отметила нечеткость зрения. В 18:00 того же дня кон­сультирована выездным неврологом (сделана ЭхоЭГ), по за­ключению которого данных за очаговую неврологическую патологию не выявлено. Вероятно, прогрессирующее сниже­ние остроты зрения связано с ретинопатией на фоне гестоза. Окулист обнаружил отек сетчатки.

Учитывая вышеизложенные клинические данные, резуль­таты лабораторных исследований (высокую протеинурию, тромбоцитопению, гиперферментемию), заключения невро­лога и окулиста, консилиум с участием врачей инфекцио­ниста и акушеров-гинекологов пришел к выводу о наличии у больной тяжелого гестоза (преэклампсии), в связи с чем в тот же день в 19:00-19:20 проведено экстренное родоразрешение посредством кесарева сечения. Операция проте­кала без технических трудностей. Общая кровопотеря соста­вила 700 мл. Извлечен живой недоношеный мальчик, масса тела - 2170 г, длина - 46 см, оценка по шкале Апгар 7 баллов. В тяжелом состоянии 27 октября ребенок с респираторным дистресс-сидромом, подозрением на внутриутробную ин­фекцию переведен в ОРИТ ГКБ № 8.

Больная Т. осмотрена выездной реанимационной гема­тологической бригадой 26 октября, выполнена тромбоэластография (ТЭГ), по данным которой констатирована нормокоагуляция. Заключение после осмотра и результата ТЭГ: у пациентки, несмотря на тромбоцитопению, гемостатическая функция удовлетворительная. Даны рекомендации по обследованию.

В связи с уточнением эпиданамнеза (в сентябре и начале октября 2015 г. пациентка Т. выезжала на дачу в Московской области, на участке видела норы грызунов), острым началом заболевания, кратковременной лихорадкой, одутловатостью лица, отечностью век, низким артериальным давлением, отрицательным диурезом (1200-2800 л/сут), снижением остроты зрения, высокой протеинурией, тромбоцитопенией инфекционистом 26 октября назначено серологическое об­следование на ГЛПС.

Состояние больной 26 и 27 октября оценивалось как тя­желое, стабильное. Предъявляла жалобы на слабость, ред­кий сухой кашель, незначительную болезненность в области послеоперационного шва, снижение остроты зрения. Счет пальцев выполняла правильно, но контуры их были "раз­мыты". Диурез положительный - 2000-2900 л/сут.

Результат ИФА подтвердил предположение о наличии у больной геморрагической лихорадки с почечным синдро­мом: специфические IgM выявлены в титре >3000.

Состояние средней тяжести сохранялось 28 октября, са­мочувствие было удовлетворительным. Отмечала улучшение четкости зрения. Сохранялась незначительная болезнен­ность в области послеоперационного шва. При перемене по­ложения тела покашливала. Отмечались небольшая пастозность лица, склерит. В легких справа сзади дыхание было ослабленным, в остальных отделах везикулярным. Диурез положительный (1100-1450 л/сут). Гемодинамика стабиль­ная, температура тела нормальная.

Электрокардиограмма (ЭКГ) от 28 октября - ритм си­нусовый, электрическая ось сердца полувертикальная. Сгла­жены зубцы Т в III, V3 и AVF отведениях.

УЗИ почек. Заключение от 30 октября: уретропиелоэктазия справа с утолщением стенок лоханки (признаки пиелита). Умеренные диффузные изменения паренхимы правой почки. Небольшие диффузные изменения паренхимы левой почки.

Результаты лабораторных исследований в динамике представлены в табл. 1-5 (жирным шрифтом выделены от­клонения от нормальных значений).

ЭКГ от 2 ноября: ритм синусовый. Электрическая ось сердца полувертикальная. ЭКГ в пределах нормы.

На рентгенограммах органов грудной клетки (в прямой и правой боковой проекциях) от 3 ноября поля легких про­зрачные, патологические тени, фокусы, участки инфильтра­ции не определяются.

Результаты обследования на маркеры вирусных гепати­тов А, В, С, лептоспироза, листериоза, цитомегаловирусной инфекции, хламидиоза, микоплазмоза, гриппа отрицатель­ные. Прокальцитониновый тест от 26 октября - 0,601 нг/мл. Результаты микробиологического исследования части пупо­вины и части последа от 26 октября - роста микрофлоры нет.

Проводили патогенетическую инфузионную терапию с целью дезинтоксикции, улучшения микроциркуляции; по­лучала внутривенно цефотаксим, окситоцин, дицинон, прозерин и ингаляции с амбробене.

Послеоперационный период протекал гладко.

В периоде реконвалесценции ГЛПС постепенно восста­новилась острота зрения, стабилизировалась гемодинамика, белок в моче не определялся, показатели тромбоцитов, АСТ и АЛТ нормализовались. На 2-й неделе от начала болезни появилась полиурия (диурез - 4900-7400 л/сут), регистри­ровалась гипоизостенурия.

Выписана в удовлетворительном состоянии 6 ноября 2015 г. с небольшой полиурией, редким сухим кашлем и не­большой жаждой.

Заключительный клинический диагноз

Основной

1. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, среднетяжелое течение. Осложнение: правосторонняя интерстициальная пневмония.

2. Первые преждевременные оперативные роды в 33 нед беременности. Гестоз, тяжелая форма. Многоводие. Чрево­сечение по Джоелу-Кохену. Кесарево сечение в нижнем ма­точном сегменте.

В последующем пациентка наблюдалась амбулаторно, самочувствие и результаты лабораторных исследований нормализовались. У ребенка диагностировали сепсис, ане­мию, пневмонию, ишемию мозга, незаращение овального окна межпредсердной перегородки сердца. Спустя 1,5 мес он был выписан из детской больницы в удовлетворительном состоянии.

Особенностью приведенного наблюдения является со­четание у беременной типичной, циклически протекаю­щей ГЛПС с тяжелой формой гестоза. Заболевание имело благоприятный исход благодаря совместной квалифици­рованной координированной работе врачей различных специальностей, прежде всего инфекционистов и аку­шеров-гинекологов.

ЛИТЕРАТУРА

1. URL: http://rospotrebnadzor.ru/news

2. 77.rospotrebnadzor.ru3. Ткаченко Е.А., Дзагурова Т.К., Бернштейн А.Д. и др. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом в России - проблема XXI века // Вестн. РАЕН. 2012. № 1. С. 48-54.

4. Валишин Д.А., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни : нац. рук. / под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я Венгерова. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. С. 835-884.

5. Байгильдина А.А. Современные представления о патогенезе ге­моррагической лихорадки с почечным синдромом // Мед. вестн. Баш­кортостана. 2014. Т. 9, № 1. С. 98-108.

6.Ткаченко Е.А. Эпидемиологические аспекты изучения геморраги­ческой лихорадки с почечным синдромом в России // Инфекционные болезни на рубеже XXI века. М., 2000. Ч. 2. С. 58.

7. Фигурнов В.А., Марунич Н.А., Гаврилов А.В., Фигурнова Е.В. От­даленные последствия геморрагической лихорадки с почечным синдромом у женщины во время беременности // Клин. мед. 2007. № 5. С. 71-72.

8. Ракитина В.Н., Мишина Е.А., Панфилова Л.С. и др. Клинический случай ведения беременной с диагнозом геморрагичесая лихорадка с почечным синдромом в Самарской области // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по материалам XXV-XXVI Международной научно-прак­тической конференции. Новосибирск : СибАК, 2015. № 6-7 (22). С. 81-88.

9. Максема И.Г., Афанасьева В.В., Слонова Р.А. и др. ГЛПС у бере­менных женщин в Приморском крае // Эпидемиология и инфекц. бол. 2013. № 2. С. 47-50.

10. Schneider F. et al. The first French hemorrhagic fever with renal syndrome in pregnant women // J. Gynecol. Obstet. Biol. Reprod. 2009. Vol. 38, N 5. P. 440-442.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»