Практическое занятие: расшифровка эпидемической вспышки гнойно-септической инфекции в акушерском стационаре

РезюмеВ статье представлена педагогическая технология проведения практического занятия по теме "Расшифровка эпидемической вспышки гнойно-септической инфекции в акушерском стационаре". Приведен пример модельной ситуационной задачи. Решение модельных ситуационных задач позволяет формировать умение проводить анализ эпидемической ситуации в родовспомогательной организации и планировать первичные противоэпидемические мероприятия. Разработанная педагогическая технология может быть использована на кафедрах инфекционных болезней и эпидемиологии различных факультетов медицинских вузов.

Ключевые слова:инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, гнойно-септические инфекции, эпидемическая вспышка, акушерский стационар

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 3. С. 21-25.
DOI: 10.24411/2305-3496-2017-00046


Принимая во внимание актуальность проблемы про­филактики инфекций, связанных с оказанием меди­цинской помощи (ИСМП), одним из приоритетных на­правлений подготовки студентов является формирование компетенций в области планирования профилактических и противоэпидемических мероприятий в лечебно-профи­лактических организациях (ЛПО) различного профиля. В рамках проводимого эпидемиологического надзора за ИСМП особого внимания заслуживают родовспомогательные ста­ционары, которые традиционно занимают 1-е ранговое место в структуре заболеваемости ИСМП по месту оказания меди­цинской помощи [1, 2].

Беременные, как и все женщины детородного возраста, могут заболеть любой из эндемичных инфекционных болез­ней, таких, что способны оказать негативное воздействие на здоровье женщины, а у беременных - на рост и развитие эмбриона и плода [3, 4]. Инфекционные болезни во время беременности нередко протекают тяжелее, могут способ­ствовать развитию воспалительных заболеваний внутренних половых органов, активизируя, например, стафилококковую инфекцию.

Возбудителями внутриутробных инфекций могут быть более 27 видов микроорганизмов, среди них наибольшее значение имеют вирусы [5]. Внутриутробная инфекцион­ная патология развивается при нарушении барьерных (за­щитных) механизмов в результате как первичного инфици­рования, так и реактивации латентной инфекции во время беременности [4, 5].

В условиях родовспомогательной организации возможно инфицирование родильницы и новорожденного микроорга­низмами, резервуаром которых может быть медицинский персонал или внешняя среда, что приводит к развитию гнойно-септической инфекции (ГСИ) родильниц и новорож­денных.

По данным Роспотребнадзора, в структуре ГСИ новорож­денных наибольший удельный вес из года в год принадлежит конъюнктивитам, омфалиту, заболеваниям кожи и подкож­ной клетчатки [1, 2]. На рис. 1 представлена структура ГСИ новорожденных в 2010 и 2014 гг.

Динамика изменения соотношения внутрибольничных ГСИ и внутриутробных инфекций (ВУИ) новорожденных характеризуется увеличением доли ВУИ с 1:4,9 в 2010 г. до 1:8,3 в 2015 г. (рис. 2).

Наблюдаемое в течение последних 5 лет снижение общего числа случаев ГСИ новорожденных на фоне роста удельного веса тяжелых форм заболеваний и увеличения числа летальных исходов у них в 1,5 раза (суммарно при ИСМП и ВУИ в 2011 г. - 384, в 2015 г. - 586) свидетельствует о недоучете заболеваемости ИСМП и нарастании эпидеми­ческого неблагополучия в значительной части учреждений родовспоможения [1, 2]. Сложившуюся ситуацию можно рассматривать как свидетельство отсутствия или запазды­вания проведения адекватных в конкретной эпидемической ситуации противоэпидемических мероприятий в родовспо­могательных организациях.

Учитывая вышеизложенное, несомненно, важно уже в ходе обучения на додипломном уровне образования фор­мировать у студентов умение оценить сложившуюся в ЛПО эпидемическую ситуацию, планировать адекватные первич­ные противоэпидемические мероприятия в соответствии с алгоритмом принятия решений в рамках проведения эпи­демиологического надзора за ИСМП.

Цель настоящей работы - разработка педагогической технологии проведения практического занятия по теме "Расшифровка эпидемической вспышки гнойно-септиче­ской инфекции в акушерском стационаре". Практическое занятие для студентов лечебного факультета рассчитано на 4 академических часа.

Материал и методы

Для формирования профессиональных компетенций предполагается использование различных педагогических приемов, позволяющих обеспечить активную работу каж­дого студента в группе: самостоятельная работа с информа­ционным материалом, решение ситуационных задач в малых группах. При этом не менее 70% времени аудиторной работы должно занимать решение ситуационных задач с последу­ющей презентацией результатов работы и их обсуждением в группе. В качестве контроля освоения материала - реше­ние тестовых заданий (каждый студент прорабатывает не менее 3 тестовых заданий).

Результаты и обсуждение

Большинство педагогов рассматривают учебный процесс не как передачу накопленного объема теоретических знаний от преподавателя обучаемому, а как управление процессом формирования знаний и умений у обучаемого. В педагогиче­ской литературе все чаще стали употреблять термин "техно­логия обучения" или "педагогические технологии", под ко­торыми понимают системный подход организации учебного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия для достижения цели подготовки вы­пускника по определенной специальности [6].

На кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стомато­логический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России была разработана педагогическая технология прове­дения практического занятия по теме "Расшифровка эпиде­мической вспышки гнойно-септической инфекции в акушер­ском стационаре".

Информационно-методическое обеспечение педагоги­ческой технологии представлено на рис. 3.

При разработке практикума учитывали положения Нацио­нальной концепции по профилактике ИСМП [7], действую­щие санитарные правила и нормативы [8-10] и имеющиеся методические разработки проведения практического заня­тия по теме "Внутрибольничные инфекции. Эпидемиология и профилактика" [11], что позволило сформировать единый методический комплекс, освоение которого направлено на повышение качества профессиональной подготовки врача с отработкой общекультурных и профессиональных компе­тенций (ОКиПК).

В процессе выбора типа ситуационных задач для обя­зательного решения студентами предпочтение было отдано модельной развивающейся ситуационной задаче, решение которой предусматривает различные интеллектуальные действия по анализу эпидемической ситуации, поиску не­достающих данных (нормативно-правовые документы -СанПиНы), что позволяет принять адекватное решение по планированию и проведению профилактических и проти­воэпидемических мероприятий в родовспомогательной ор­ганизации.

Разработанные ситуационно-модельные задачи (5 вари­антов) представляют собой описание различных вариантов развития эпидемической ситуации в родовспомогательной организации, с которыми могут встречаться врачи в реаль­ной практической деятельности. Ниже приведен один из ва­риантов модельной ситуационной задачи.

Модельная развивающаяся ситуационная задача

В одном из роддомов Москвы в течение 1 мес в детских от­делениях было зарегистрировано увеличение числа ГСИ ново­рожденных. Рост ГСИ отмечается с конца апреля, когда среди 15 новорожденных детского отделения с 24 по 28 апреля у 5 развился омфалит, у 2 - гнойный конъюнктивит, у 1 ре­бенка - пиодермия. В последующем (с 6 по 30 мая) было заре­гистрировано 4 случая омфалита, причем 3 из них -среди де­тей, находящихся в отделении для недоношенных; 8 случаев конъюнктивита, все у недоношенных детей, 3 случая пневмо­нии, 2 из них - среди недоношенных детей. В отделении для недоношенных новорожденных 30 мая был зарегистрирован летальный случай - сепсис у ребенка.

В ходе разбора летального случая установлено, что ре­бенок рожден от второй беременности. Родильница инфи­цирована ВИЧ. Масса тела новорожденного 825 г. При рож­дении выявлены признаки гипоксии, ателектазы в легких. Посев крови от 30 мая дал положительный результат: выде­лена К. pneumoniae.

При эпидемиологическом исследовании роддома и про­ведении эпидемиологического расследования было уста­новлено, что материал для бактериологического исследо­вания у новорожденных брали из 5 локусов: конъюнктивы глаз, слизистой носа, ротоглотки, пуповинного остатка, пря­мой кишки. Забор материала проводили в 1-е и на 4-е сутки жизни ребенка. В результате проведенных микробиологиче­ских исследований выделили: S. aureus,E. coli, K. pneumoniae, причем при фаготипировании S. aureus были определены 3 фаговара: 52, 52А и 80. У всех детей с омфалитом в пробе с пупочной культи высеян S. aureus фаговара 52 А. У 10 де­тей с конъюнктивитом при микробиологическом исследова­нии гнойного отделяемого выделена Е. coli биоваров 14 и 1, а также S. aureus фаговара 85, причем у 8 недоношенных де­тей причиной конъюнктивита была Е. coli биовара 14. Пио­дермию вызвал S. aureus фаговара 3А. Посев слизи из носо­глотки и мокроты у детей с пневмонией позволил выделить К. pneumoniae.

Бактериологическое обследование (нос, ротоглотка) 35 сотрудников роддома было проведено 2 июня. Среди медицинского персонала родильного блока выявлены 3 но­сителя S. aureus фаговара 52А, у 1 медицинского работника выделена К. pneumoniae, у пятерых в смывах с рук выделены S. aureus фаговаров 52, 52А и 80. Из 7 обследованных со­трудников детского отделения в 2 случаях высеяны штаммы S. aureus фаговаров 85 и 47; у 3 - S. aureus фаговаров 52 и 52А, у одного - Е. coli биовара 1. В отделении недоношен­ных детей у 3 из 10 сотрудников выделены штаммы S. aureus фаговаров 52А и 80, а у одного определено носительство Е. coli биовара 14. В смывах с рук персонала детского отде­ления и отделения недоношенных в 16% случаев выделены штаммы S. aureus 52, 52А, 80 фаговаров.

Задание

Проработайте представленные в Практикуме выписки из СанПиНов (СанПиН 2.1.3.2630-10, СанПиН 2.1.7.2790-10 и СП 3.5.1378-03).

Представьте в виде схемы сложившуюся в родильном доме эпидемическую ситуацию.

Письменно составьте развернутый план профилакти­ческих и противоэпидемических мероприятий в отделении для доношенных и недоношенных детей роддома с учетом требований к обращению с медицинскими отходами.

Ответьте письменно на контрольные вопросы.

1. Как расценить рост числа заболеваний гнойно-септи­ческой инфекции (ГСИ) в роддоме?

2. Кто являлся источниками инфекции, каковы пути и факторы передачи возбудителей ГСИ?

3. Группы риска заболевания ГСИ?

4. Медицинские отходы каких классов опасности образу­ются в отделениях для новорожденных?

Работа с модельной ситуационной задачей - ответы на контрольные вопросы, составление схемы развития эпидемической ситуации и плана противоэпидемических меро­приятий с последующим обсуждением в группе при участии преподавателя в роли модератора позволяет отработать про­фессиональные компетенции (ОК 8 и ПК 3, 11, 14 Федераль­ного государственного образовательного стандарта высшего образования), направленные на формирование следующих умений:

поддерживать систему санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических органи­зациях;

использовать в повседневной деятельности ин­структивно-методические документы, регламенти­рующие профилактическую и противоэпидемиче­скую работу;

планировать первичные противоэпидемические ме­роприятия в случае выявления инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.

Разработанная педагогическая технология может быть использована на кафедрах инфекционных болезней различ­ных факультетов медицинских вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия на­селения в Российской Федерации в 2013 году: государственный доклад. М. : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014. 191 с.

2. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия на­селения в Российской Федерации в 2014 году: государственный доклад. М. : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2015. 191 с.

3. Внутрибольничные гнойно-септические инфекции новорож­денных и родильниц (микробиологические и эпидемиологические аспекты). Пермь, 2010. 288 с.

4. Брико Н.И., Вартапетова Н.В., Карпушкина А.В., Брусина Е.Б. и др. Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской по­мощи, в акушерских отделениях и стационарах : клинико-организационное рук. М. : Институт здоровья семьи, 2013. 192 с.

5. Кузьмин В.Н., Адамян Л.В. Вирусные инфекции и беременность. М. : Дипак, 2005. 176 с.

6. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности : учебное пособие / под ред. С.Д. Резника. М. : ИНФРА-М, 2010. 389 с.

7. Покровский В.И., Акимкин В.Г., Брико Н.И., Брусина Е.Б. и др. Национальная концепция профилактики инфекций, связанных с оказа­нием медицинской помощи, и информационный материал по ее положе­ниям. Н. Новгород, 2012. 84 с.

8. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим ме­дицинскую деятельность" от 18.05.2010.

9. Санитарные правила и нормы СанПиН 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требованию к организации и осуществлению де­зинфекционной деятельности от 07.06.2003.

10. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требованию к обращению с медицинскими отхо­дами" от 09.12.2010.

11. Зорина Л.М., Лушникова Р.М., Шафеев М.Ш. и др. Внутрибольничные инфекции. Эпидемиология и профилактика. Методическая раз­работка к практическим занятиям. Казань : КГМУ, 2003. 105 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»