Использование платформы Moodle для дистанционного обучения на кафедре инфекционных болезней

Резюме

Материалы представлены и обсуждены на расширенном заседании учебно-методической комиссии по инфекционным болезням УМО Минздрава России с участием заведующих кафедрами инфекционных болезней медицинских вузов РФ.

В настоящее время внедряются дистанционные технологии обучения в медицинское образование. Существует много образовательных платформ и систем. В работе представлен опыт использования платформы Moodle для дистанционного обучения всех категорий обучающихся на кафедре инфекционных болезней с целью оптимизации и мониторинга их внеаудиторной работы. Внедрение такой образовательной технологии демонстрирует возможность и целесообразность практического применения дистанционных методов для самостоятельной подготовки на клинической кафедре.

Ключевые слова:дистанционное образование, внеаудиторная работа, образовательная платформа Moodle

Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2013. № 1. С. 28-30

Развитие сети Интернет, современных методов общения и обмена данными позволяет создавать и применять различные способы дистанционного обучения.

В соответствии с новыми образовательными стандартами одной из форм обучения является внеаудиторная самостоятельная работа, на долю которой отводится не менее 18 ч в неделю и которая, в соответствии с ООП, обеспечивается учебно-методическими материалами, документами и должна быть представлена в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения [1]. В Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации большая роль в решении этих вопросов отводится электронному образованию, которое представляет организацию образовательного процесса с применением информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса [2].

Одним из вариантов использования этих методов и технологий является система дистанционного обучения Moodle, разработанная для создания и использования качественных online-курсов и широко применяемая как во всем мире, так и в России [3].

Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) - это система управления обучением. В этой обучающей среде все одновременно являются потенциальными учителями и учениками. Данный принцип предполагает новую ступень взаимоотношений, когда преподаватель должен не только стать для студентов источником знаний, но и направить их на самостоятельный путь поиска информации. Это позволяет всем участникам учебного процесса делиться идеями, слушать других, задавать вопросы и организовывать общение, что в свою очередь способствует формированию развитию самостоятельности и независимости. Несомненно, поддержка учебного процесса дистанционными технологиями формирует у студентов навыки работы в Глобальной сети и, как следствие этого, творческое мышление. При этом возрастает персональная ответственность, больше времени уделяется самопроверке и оценке, что значительно улучшает качество внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

С сентября 2011 г. в Алтайском государственном медицинском университете приказом ректора введена данная форма дистанционного обучения для всех категорий обучающихся с целью оптимизации и мониторинга их внеаудиторной работы [4].

Система Moodle, внедренная в работу университета, в том числе и на кафедру инфекционных болезней, обладает большим количеством методов и способов, необходимых для дистанционного обучения. Она имеет богатый набор модулей-составляющих для курсов: Чат, Опрос, Форум, Глоссарий, Рабочая тетрадь, Урок, Тест, Анкета, Scorm, Survey, Wiki, Семинар, Ресурс (в виде текстовой или веб-страницы или в виде каталога).

Система спроектирована с учетом достижений современной педагогики c акцентом на взаимодействие со студентами, может использоваться как для очного, так и для дистанционного обучения. Обучающиеся могут редактировать свои личные учетные записи, добавлять фотографии. Все оценки, полученные за выполнение заданий, могут быть собраны на одной странице (либо в виде файла). Доступен полный отчет по вхождению пользователя в систему и по работе с различными модулями. Возможна настройка e-mail (рассылки новостей, форумов, оценок и комментариев преподавателей).

На сайте внеаудиторной учебной работы представлена дисциплина инфекционные болезни, по которой создано 10 курсов для всех категорий обучающихся на кафедре, в частности для студентов 5-х и 6-х курсов лечебного факультета, 5-го курса педиатрического и медико-профилактического факультетов, 4-го курса стоматологического и факультета ВСО, интернов, ординаторов и курсантов ФУВа.

Базовая структура электронного ресурса курса соответствует унифицированным учебно-методическим комплексам (УМК) дисциплины для каждой специальности.

В начале каждого курса в сети выкладывается информационный блок дисциплины, который начинается с приветствия и информации о цикле инфекционные болезни.

В ресурсе указано место расположения кафедры на карте города, а также подробно указан транспорт, позволяющий добраться до клинической базы. В рекомендациях по пользованию ресурсами курса размещены ссылки на ранее изучаемые дисциплины, необходимые для освоения материала, описан подробный алгоритм (инструкция), который позволяет пошагово осваивать каждый раздел курса. Здесь же для каждого курса представлены учебно-методические материалы: методические рекомендации по подготовке к занятиям, структура занятия, электронные учебники и учебные пособия (в том числе разработанные на кафедре) и методический материал (вопросы к экзаменам, перечень практических навыков, рейтинговая оценка знаний, библиография основной и дополнительной литературы), а также другие ресурсы. При работе с компонентами дистанционного электронного курса студент получает доступ к каталогам библиотек, внутренним и внешним, к базе данных различных электронных учебников, к имеющимся учебным разработкам по теме. Важность этого компонента ресурса заключается в первую очередь в организации быстрого доступа к нужному материалу. Здесь студент может выйти за рамки обязательных разделов требуемого материала и получить доступ к иным источникам информации (книги, видеоматериалы и др.). Не ограничиваясь учебниками, он может пользоваться монографиями, руководствами, методическими указаниями, СанПиНами, представленными в электронных вариантах. Активное применение различных инструментов

Moodle позволяет максимально быстро формировать опыт и реагировать на происходящее: изменять временные рамки, добавлять элементы курса, корректировать их и т.д.

В основу разделов курса положены тематические планы практических занятий, которые дополнены разделами для самостоятельного освоения дисциплины. В соответствии с системой качества каждый из них содержит обучающие и контролирующие компоненты курса.

В обучающем компоненте раздела представлены цели, задачи и контрольные вопросы по изучаемой теме, размещен учебный материал в виде презентаций лекций, видеофильмов, учебных пособий (в том числе разработанных сотрудниками кафедры), СанПиНов и других документов, позволяющих подготовиться к занятиям. Кроме того, в качестве обучающего компонента с элементами контроля можно использовать лекции с обратной связью, где последующий материал выдается после ответа на контрольный вопрос в виде текста или предложенных вариантов ответа.

Контролирующий компонент курсов представлен в виде тестовых заданий по тому или иному разделу дисциплины.

По каждой теме предлагается не менее 100 вопросов, из которых методом случайной выборки необходимо ответить на 20-0 вопросов с ограничением по времени до 40 мин.

Обучающимся дается 3 попытки. Учитывается средний балл.

Такой компонент ресурса, как клинические задачи, используется в основном для контроля дистанционного обучения интернов, ординаторов, врачей.

Возможности ресурсов Moodle позволяют получить отчет по итогам тестового контроля в реальном времени и оценить дистанционно результат самостоятельной внеаудиторной работы студента и теоретической подготовки к каждому практическому занятию.

Отчет может быть составлен как в виде таблицы, так и в виде гистограмм. Использование данных контролирующих компонентов позволяет сократить время входного контроля на аудиторных занятиях и увеличить временные возможности для практического раздела работы в клинике, таких как самостоятельная курация больных, совместные клинические разборы с преподавателем и усвоение практических навыков.

Возможности программной среды Moodle позволяют также контролировать работу с материалами курса как в целом (оценка количества просмотров, скачиваний материала, что указывает на востребованность разныхприложений курса), так и индивидуально по каждому пользователю, в том числе оценить работу преподавателей с ресурсами курса и с обучающимися.

Преимущества дистанционной программной среды Moodle еще и в том, что в электронном курсе представлены темы для самостоятельного изучения, которые не входят в тематический план практических аудиторных занятий, но включены в программу курса, например, легионеллез, столбняк, бешенство и др. Таким образом, преподаватель имеет возможность контролировать подготовку обучающихся по этим темам и давать оценку выполненной работе.

Цель совместной деятельности преподавателей и студентов состоит в развитии у последних способности к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю) [5]. Являясь одновременно рабочей средой студента и преподавателя, эта система позволяет нацелить студента на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность, и повысить качество усвоения материала.

Неправильное использование электронного обучения может привести к тому, что студенты будут оторваны от реальной жизни. Необходимо, чтобы дистанционное образование рационально интегрировалось в традиционное образование [6].

Преподаватель использует электронные ресурсы для передачи большого объема информации и контроля знаний, оставляя время на разбор сложных моментов обучающего курса и при этом организуя свой учебный процесс более рационально с учетом тем для самостоятельного изучения [5].

Важный инструмент системы - это форма обратной связи со студентами, которая позволяет оперативно донести информацию как индивидуально, так и непосредственно группе обучающихся.

Помимо внедрения дистанционного внеаудиторного обучения на платформе Moodle в АГМУ разработан электронный журнал академической успеваемости для всех курсов обучающихся, который позволяет проводить дистанционный мониторинг текущей успеваемости преподавателями, заведующим кафедрой и доцентами. Кроме того, эта информация постоянно доступна для деканата и студентов. Журнал создан в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний на кафедре инфекционных болезней, при которой учитывается каждый раздел работы: семестровый рейтинг, включающий текущий рейтинг (ежедневная работа на занятиях, внеаудиторная работа на Мооdle), рубежный рейтинг (контрольные работы по острым кишечным инфекциям, вирусным гепатитам, оценка за историю болезни, практические навыки), оценку за экзамен (собеседование по билету, итоговый тестовый контроль, практические навыки) и итоговый рейтинг. Каждая рейтинговая оценка имеет свой весовой коэффициент, в том числе в журнале учитывается внеаудиторная работа на Мооdle.

Результаты оцениваются по 100-балльной системе, ежедневно вносятся в журнал. В автоматическом режиме рассчитывается усредненная оценка с разными весовыми коэффициентами.

Данная форма дистанционного мониторинга упрощает расчет рейтинговой оценки и облегчает работу преподавателей.

Электронный журнал в конце цикла можно распечатать.

Внедрение платформы Moodle на кафедре инфекционных болезней в АГМУ, несомненно, повлияло на мотивацию к усвоению знаний. Студенты, активно занимающиеся в системе Moodle в период прохождения цикла, демонстрируют более высокий уровень подготовки к практическим занятиям и, как результат, более высокие текущий и итоговый рейтинги по предмету, а также значительное повышение качества практических навыков.

Таким образом, используемая система дистанционного обучения Moodle позволяет объективно контролировать внеаудиторную работу обучающихся с полным отчетом и деталями работы с различными модулями. Настройка e-mail позволяет наладить обратную связь со студентами, что немаловажно в оценке качества образования.

Возможности информационной дистанционной среды обучения обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. В настоящее время именно такие качества являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.

Литература

1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) специалист), утвержденный Министерством образования и науки РФ (Приказ № 1118 от 8 ноября 2010 г.).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации. Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie dok.html (дата обращения: 15.03.2013).

3. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.

4. Брюханов В.М., Киселев В.И. Прочная платформа знаний. Модернизация внеучебной самостоятельной работы в медицинском вузе // Аккредитация в образовании. - 2012. - № 59. - С.15.

5. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. - 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. акад. РАМН Н.Д. Ющука. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005. - 336 с.

6. Андреев А.А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Высшее образование в России. - 2010. - № 8-9. - С. 41-45.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»