Непрерывное медицинское образование - требование времени

Резюме

Материалы представлены и обсуждены на расширенном заседании учебно-методической комиссии по инфекционным болезням УМО Минздрава России с участием заведующих кафедрами инфекционных болезней медицинских вузов РФ.

В статье анализируется потребность медицинского сообщества в скорейшей реализации непрерывного профессионального обучения врачей по специальности ≪Инфекционные болезни≫, предлагаются пути реализации программ обучения.

Ключевые слова:врачи, непрерывное медицинское образование, инфекционные болезни

Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2013. № 1. С. 24-27

Стремительное развитие современного общества, изменение социальных условий, демографических факторов (например, старение населения), постоянный процесс обновления информации в медицине требуют от врача постоянного совершенствования знаний.

Исторически врачи всегда поддерживали свою компетентность постоянным самообразованием, изучением новых подходов к диагностике и лечению тех или иных заболеваний. В прошлом врачу надолго хватало знаний, полученных в студенческие годы, в условиях же современного развития медицинской науки, изменений структуры заболеваемости, возрастных характеристик общества, изменений окружающей среды, требования к знаниям практикующего врача возрастают год от года, а, значит, возникает необходимость регулярного обновления имеющихся знаний и представлений.

Безусловно, врачи постоянно повышают уровень своих знаний и умений на рабочем месте, у постели больного, накапливая опыт в практическом здравоохранении, и на пике своей врачебной деятельности, как правило, достигают более высокого профессионализма, чем в начале оной.

Однако самообразования недостаточно в современных условиях развития медицинской науки, когда ежедневно происходит коррекция, а зачастую и значительная переориентация в интерпретации уже имеющихся методов и подходов к ведению больных, диагностики и лечебных мероприятий.

Классическими примерами потребности в непрерывной модификации врачебных знаний являются терапия хронических вирусных гепатитов, ведение пациентов с ВИЧ-инфекцией и т.п. Все это требует от врача постоянного поддержания и совершенствования навыков и знаний, т.е. непрерывного профессионального образования (далее - НПО).

На сегодняшний день, по-видимому, нет необходимости доказывать актуальность и значимость изучения врачами любой специальности дисциплины Инфекционные болезни.

К сожалению, собственный практический опыт авторов позволяет заключить, что знания специалистов неинфекционного профиля, их компетентность в данной области медицины, оставляют желать много лучшего на всех уровнях оказания медицинской помощи.

В результате нередко наблюдаются случаи как гипотак и гипердиагностики, следствием которых в конечном счете является неадекватное оказание медицинской помощи (поздняя госпитализация, госпитализация в непрофильное учреждение, неправильный выбор способов обследования и интерпретация их результатов, нерациональная терапия и наблюдение и т.д.) с формированием негладкого, осложненного течения заболеваний, неблагоприятных исходов.

В качестве примера можно привести многократно тиражируемые представления о том, что под внутриутробным инфицированием понимают процесс внутриутробного проникновения микроорганизмов к плоду, при котором отсутствуют признаки инфекционной болезни плода.

Диагноз внутриутробного инфицирования у новорожденного устанавливается на основании выделения возбудителя из клеток крови, ликвора и других источников, выявления антител IgM и низкоавидных антител IgG на патоген в пуповинной крови [1, с. 5-].

С точки зрения современных представлений об инфекционном процессе, методах и способах его изучения данное положение является, по меньшей мере, спорным. Почему?

Во-первых, уже более 15 лет назад доказано, что пуповинная кровь (получаемая при родоразрешении) содержит компоненты крови как матери, так и плода, и поэтому ее анализ в отрыве от исследования крови новорожденного не может быть сколько-нибудь обоснованным фактом наличия или отсутствия врожденной инфекции (IgM могут быть материнскими, но это необязательное свидетельство заражения собственно плода). При этом, если у матери наблюдается реактивация цитомегаловирусной инфекции (далее -ЦМВИ), то как в пуповинной крови, так и в сыворотке крови новорожденного будут выявлены высокоавидные материнские антитела (низкоавидные -только при острой ЦМВИ с заражением воздушно-капельным путем в последние 8 нед перед родами, что является нонсенсом).

Известно, что в 75% случаев врожденной ЦМВИ она является результатом именно реактивации инфекции у матери, а не острой инфекции.

Во-вторых, известно более 30 лет, что врожденная ЦМВИ может манифестировать в возрасте старше 3 мес, а специфические IgM к этому вирусу начинают вырабатываться ребенком не ранее этого возраста. Соответственно, если у ребенка в возрасте 4 мес начинают развиваться клинические признаки врожденной ЦМВИ (как правило, прогрессирующее снижение слуха), но в периоде новорожденности возбудителя из клеток крови, ликвора и других источников [1, с. 5-] не выявили (потому, что он родился и развивался клинически здоровым, что характерно для врожденной ЦМВИ, полученной в результате реактивации латентной или персистирующей инфекции у матери в III триместре беременности), то он (ребенок) не является больным врожденной ЦМВИ?

В-третьих. Разве выделение патогенного микроорганизма из клеток крови или ликвора новорожденного является безобидной находкой, даже при отсутствии клиники соответствующего заболевания? По меньшей мере это повод для углубленного обследования, наблюдения за ребенком, а в необходимых случаях -его лечения. А как быть с врожденным гепатитом С или В, которые будут манифестировать после инкубационного периода?

Приведенный пример, по нашему общему мнению, ярко характеризует необходимость получения врачами всех без исключения специальностей современных знаний в области инфекционной патологии.

Потребность непрерывного соответствия знаний практикующего врача достижениям современной науки, апробированным методикам лечебно-диагностического процесса, умения применять обновляемые теоретические знания на практике обусловливают необходимость НПО [2, 3].

По определению Всемирной Федерации медицинского образования (2003 г.) непрерывное профессиональное образование-это период образования или подготовки врачей, начинающийся после завершения базового и последипломного медицинского образования, продолжающийся в течение всей профессиональной деятельности врача.

Целью непрерывного медицинского образования является достижение максимально высокого профессионального уровня врача, повышение эффективности его деятельности [2, 3].

Необходимо постоянно расширять и повышать уровень знаний в этой области. Целесообразно на последипломном уровне образования, а именно в программу послевузовского профессионального образования (ординатура) для всех с пе ци ал ьн ос те й ввести в раздел обязательных дисциплин (индекс ОД.О.00) программу обучения по специальности Инфекционные болезни из расчета 4 зачетных единицы (144 ч), приводя, таким образом, теоретические представления врачей разных специальностей в соответствие с современными достижениями и обеспечивая возможность адекватного применения полученных знаний в дальнейшей практической деятельности.

Таким образом, практикующие врачи любых специальностей будут готовы выявлять инфекционных больных, оказывать им необходимую неотложную помощь, знать первичный алгоритм действий в разных лечебно-профилактических учреждениях при выявлении контагиозных инфекций, знать особенности диагностики и лечения больных с тяжелой сопутствующей патологией, грамотно обеспечивать инфекционную безопасность медицинского персонала. В квалификационной характеристике любого специалиста должны быть знания и навыки по инфекционным болезням.

Для оценки НМО необходимо разработать программы обучения, а также определить возможности оценки качества обучения. Получение кредитов (зачетных единиц) будет подтверждать участие врача в НМО, поддержание своих навыков и знаний на современном уровне. В своем выступлении от 29 октября 2012 г. министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова отметила, что структура непрерывного профессионального развития врача должна предусматривать наличие системы кредитных единиц, включающей:

  • накопительную и зачетную функции;
  • модульный принцип построения программ;
  • в том числе с использованием сетевых ресурсов.

Модульный принцип построения программы тематического усовершенствования (цикл освежающих лекций), включает изучение наиболее актуальных инфекционных заболеваний. Программа этих циклов должна обновляться в течение года. Продолжительность циклов может составлять от 72 ч (2 кредитные единицы). Особое значение таких циклов в том, что в кратчайшие сроки врачам в доступной динамичной форме будут представляться актуальные и наиболее значимые вопросы по проблеме инфекционных болезней. Это позволит постоянно поддерживать высокий уровень специалистов, с минимальным (не более 2 нед) отрывом последних от их практической деятельности.

Кроме того, циклы тематического усовершенствования должны включать обучение мануальным навыкам. Для реализации этой цели необходимо создание симуляционных классов для врачей инфекционистов.

К моменту необходимости прохождения цикла общего усовершенствования для получения аккредитации врачинфекционист должен пройти обучение на 2-3 циклах тематического усовершенствования.

Циклы усовершенствования по актуальным инфекционным болезням должны быть обязательными и для врачей других специальностей при прохождении аккредитации в связи с возросшей актуальностью инфекционных заболеваний и распределением инфекционных больных по соматическим стационарам, а также для обеспечения безопасности работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений.

Инновационные технологии обучения. Дистанционные образовательные технологии. В современном мире науки невозможно представить процесс обучения без инновационных технологий. Роль электронных средств растет год от года и занимает все более важное место в процессе НМО в настоящее время. Благодаря Интернету появилась возможность передавать новейшую информацию в самые отдаленные регионы страны. Обучающие циклы с использованием дистанционных образовательных технологий позволяют повышать профессиональный уровень врачей с минимальными затратами, в отличие от стандартного аудиторного обучения. Однако создание циклов дистанционного обучения затрудняется низкой материально-технической базой и отсутствием единого контролируемого МЗ РФ сайта по инфекционным болезням. Актуально в настоящее время создание единого и постоянного сайта для врачей инфекционистов, где могут быть размещены дистанционные образовательные технологии. Для поддержания и постоянного обновления сайта, доступ к этим технологиям может быть платный.

Между медицинскими кафедрами вузов РФ могут быть распределены темы для разработки образовательных технологий (что уже реализовано решением учебнометодической комиссии по инфекционным болезням

Учебно-методического объединения Минздрава России от 15.03.2013) и кафедры-разработчики с целью контроля посещения врачами сайта будут иметь бесплатный доступ.

Прохождение цикла дистанционного обучения будет давать врачу определенное количество кредитов (после проверки тестовых контролей и очных экзаменов, включающих оценку не только теоретических знаний, но и практических навыков). Разработка дистанционных образовательных технологий целесообразна с привлечением смежных кафедр (эпидемиологии, фтизиатрии, гастроэнтерологии и др.).

Для совершенствования НМО необходимы постоянно обновляющиеся учебные пособия, которые более динамичны в передаче актуального и наиболее значимого в настоящий момент материала по сравнению с руководствами и монографиями.

С целью контроля реализации НМО необходимо создание регистра врачей-инфекционистов по Федеральным округам. Это поможет оценить активность врачей в процессе НМО, будет способствовать развитию конкретного вида образовательной деятельности, т.е. даст возможность определять наиболее значимые потребности врачей в получении тех или иных знаний по специальности Инфекционные болезни.

Таким образом, процесс НМО по специальности Инфекционные болезни требует совершенствования системы медицинского образования, переработки программ повышения квалификации врачей-инфекционистов и врачей других специальностей; введения в образовательный программу послевузовского профессионального образования (клиническая ординатура) для всех специальностей в раздел обязательных дисциплин программу обучения по специальности Инфекционные болезни; проведения кратковременных тематических циклов по наиболее актуальным вопросам инфекционной патологии; обязательного создания симуляционных центров для формирования и поддержания практических навыков у врачей-инфекционистов; постоянного обновления учебно-методических пособий (как наиболее гибкого элемента передачи информации на текущий момент); использования дистанционных обучающих технологий, что в значительной мере связано с совершенствованием материально-технической базы медицинских вузов.

Литература

1. Сидорова И.С., Макаров И.О., Матвиенко Н.А. Внутриутробная инфекция: ведение беременности, родов и послеродового периода: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: МЕДпрессинформ, 2011. - 160 с.

2. Улумбекова Г.Э. Балкизов З.З. Концепция развития непрерывного медицинского образования в РФ [доступ 2 марта 2013 г.]: www.nacmedpalata.ru/files/userfiles/concept_nepr_obr.ppt

3. Проект Концепции развития непрерывного медицинского образования в РФ [доступ 10 марта 2013 г.]: http://www.msmsu.ru/news/2012/10/29/konferenciya-nepreryvnoemedicinskoeobrazovanie-i-kachestvo-medicinskoj-pomoshhi

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»