Стремительное развитие современного общества, изменение социальных условий, демографических факторов (например, старение населения), постоянный процесс обновления информации в медицине требуют от врача постоянного совершенствования знаний.
Исторически врачи всегда поддерживали свою компетентность постоянным самообразованием, изучением новых подходов к диагностике и лечению тех или иных заболеваний. В прошлом врачу надолго хватало знаний, полученных в студенческие годы, в условиях же современного развития медицинской науки, изменений структуры заболеваемости, возрастных характеристик общества, изменений окружающей среды, требования к знаниям практикующего врача возрастают год от года, а, значит, возникает необходимость регулярного обновления имеющихся знаний и представлений.
Безусловно, врачи постоянно повышают уровень своих знаний и умений на рабочем месте, у ≪постели больного≫, накапливая опыт в практическом здравоохранении, и на пике своей врачебной деятельности, как правило, достигают более высокого профессионализма, чем в начале оной.
Однако самообразования недостаточно в современных условиях развития медицинской науки, когда ежедневно происходит коррекция, а зачастую и значительная переориентация в интерпретации уже имеющихся методов и подходов к ведению больных, диагностики и лечебных мероприятий.
Классическими примерами потребности в непрерывной модификации врачебных знаний являются терапия хронических вирусных гепатитов, ведение пациентов с ВИЧ-инфекцией и т.п. Все это требует от врача постоянного поддержания и совершенствования навыков и знаний, т.е. непрерывного профессионального образования (далее - НПО).
На сегодняшний день, по-видимому, нет необходимости доказывать актуальность и значимость изучения врачами любой специальности дисциплины ≪Инфекционные болезни≫.
К сожалению, собственный практический опыт авторов позволяет заключить, что знания специалистов ≪неинфекционного профиля≫, их компетентность в данной области медицины, оставляют желать много лучшего на всех уровнях оказания медицинской помощи.
В результате нередко наблюдаются случаи как гипотак и гипердиагностики, следствием которых в конечном счете является неадекватное оказание медицинской помощи (поздняя госпитализация, госпитализация в непрофильное учреждение, неправильный выбор способов обследования и интерпретация их результатов, нерациональная терапия и наблюдение и т.д.) с формированием негладкого, осложненного течения заболеваний, неблагоприятных исходов.
В качестве примера можно привести многократно тиражируемые представления о том, что ≪под внутриутробным инфицированием понимают процесс внутриутробного проникновения микроорганизмов к плоду, при котором отсутствуют признаки инфекционной болезни плода.
Диагноз внутриутробного инфицирования у новорожденного устанавливается на основании выделения возбудителя из клеток крови, ликвора и других источников, выявления антител IgM и низкоавидных антител IgG на патоген в пуповинной крови≫ [1, с. 5-].
С точки зрения современных представлений об инфекционном процессе, методах и способах его изучения данное положение является, по меньшей мере, спорным. Почему?
Во-первых, уже более 15 лет назад доказано, что пуповинная кровь (получаемая при родоразрешении) содержит компоненты крови как матери, так и плода, и поэтому ее анализ в отрыве от исследования крови новорожденного не может быть сколько-нибудь обоснованным фактом наличия или отсутствия врожденной инфекции (IgM могут быть материнскими, но это необязательное свидетельство заражения собственно плода). При этом, если у матери наблюдается реактивация цитомегаловирусной инфекции (далее -ЦМВИ), то как в пуповинной крови, так и в сыворотке крови новорожденного будут выявлены высокоавидные материнские антитела (низкоавидные -только при острой ЦМВИ с заражением воздушно-капельным путем в последние 8 нед перед родами, что является нонсенсом).
Известно, что в 75% случаев врожденной ЦМВИ она является результатом именно реактивации инфекции у матери, а не острой инфекции.
Во-вторых, известно более 30 лет, что врожденная ЦМВИ может манифестировать в возрасте старше 3 мес, а специфические IgM к этому вирусу начинают вырабатываться ребенком не ранее этого возраста. Соответственно, если у ребенка в возрасте 4 мес начинают развиваться клинические признаки врожденной ЦМВИ (как правило, прогрессирующее снижение слуха), но в периоде новорожденности ≪возбудителя из клеток крови, ликвора и других источников≫ [1, с. 5-] не выявили (потому, что он родился и развивался клинически здоровым, что характерно для врожденной ЦМВИ, полученной в результате реактивации латентной или персистирующей инфекции у матери в III триместре беременности), то он (ребенок) не является больным врожденной ЦМВИ?
В-третьих. Разве выделение патогенного микроорганизма из клеток крови или ликвора новорожденного является безобидной находкой, даже при отсутствии клиники соответствующего заболевания? По меньшей мере это повод для углубленного обследования, наблюдения за ребенком, а в необходимых случаях -его лечения. А как быть с врожденным гепатитом С или В, которые будут манифестировать после инкубационного периода?
Приведенный пример, по нашему общему мнению, ярко характеризует необходимость получения врачами всех без исключения специальностей современных знаний в области инфекционной патологии.
Потребность непрерывного соответствия знаний практикующего врача достижениям современной науки, апробированным методикам лечебно-диагностического процесса, умения применять обновляемые теоретические знания на практике обусловливают необходимость НПО [2, 3].
По определению Всемирной Федерации медицинского образования (2003 г.) непрерывное профессиональное образование-это период образования или подготовки врачей, начинающийся после завершения базового и последипломного медицинского образования, продолжающийся в течение всей профессиональной деятельности врача.
Целью непрерывного медицинского образования является достижение максимально высокого профессионального уровня врача, повышение эффективности его деятельности [2, 3].
Необходимо постоянно расширять и повышать уровень знаний в этой области. Целесообразно на последипломном уровне образования, а именно в программу послевузовского профессионального образования (ординатура) для всех с пе ци ал ьн ос те й ввести в раздел обязательных дисциплин (индекс ОД.О.00) программу обучения по специальности ≪Инфекционные болезни≫ из расчета 4 зачетных единицы (144 ч), приводя, таким образом, теоретические представления врачей разных специальностей в соответствие с современными достижениями и обеспечивая возможность адекватного применения полученных знаний в дальнейшей практической деятельности.
Таким образом, практикующие врачи любых специальностей будут готовы выявлять инфекционных больных, оказывать им необходимую неотложную помощь, знать первичный алгоритм действий в разных лечебно-профилактических учреждениях при выявлении контагиозных инфекций, знать особенности диагностики и лечения больных с тяжелой сопутствующей патологией, грамотно обеспечивать инфекционную безопасность медицинского персонала. В квалификационной характеристике любого специалиста должны быть знания и навыки по инфекционным болезням.
Для оценки НМО необходимо разработать программы обучения, а также определить возможности оценки качества обучения. Получение кредитов (зачетных единиц) будет подтверждать участие врача в НМО, поддержание своих навыков и знаний на современном уровне. В своем выступлении от 29 октября 2012 г. министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова отметила, что структура непрерывного профессионального развития врача должна предусматривать наличие системы кредитных единиц, включающей:
- накопительную и зачетную функции;
- модульный принцип построения программ;
- в том числе с использованием сетевых ресурсов.
Модульный принцип построения программы тематического усовершенствования (цикл ≪освежающих≫ лекций), включает изучение наиболее актуальных инфекционных заболеваний. Программа этих циклов должна обновляться в течение года. Продолжительность циклов может составлять от 72 ч (2 кредитные единицы). Особое значение таких циклов в том, что в кратчайшие сроки врачам в доступной динамичной форме будут представляться актуальные и наиболее значимые вопросы по проблеме инфекционных болезней. Это позволит постоянно поддерживать высокий уровень специалистов, с минимальным (не более 2 нед) отрывом последних от их практической деятельности.
Кроме того, циклы тематического усовершенствования должны включать обучение мануальным навыкам. Для реализации этой цели необходимо создание симуляционных классов для врачей инфекционистов.
К моменту необходимости прохождения цикла общего усовершенствования для получения аккредитации врачинфекционист должен пройти обучение на 2-3 циклах тематического усовершенствования.
Циклы усовершенствования по актуальным инфекционным болезням должны быть обязательными и для врачей других специальностей при прохождении аккредитации в связи с возросшей актуальностью инфекционных заболеваний и распределением инфекционных больных по соматическим стационарам, а также для обеспечения безопасности работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений.
Инновационные технологии обучения. Дистанционные образовательные технологии. В современном мире науки невозможно представить процесс обучения без инновационных технологий. Роль электронных средств растет год от года и занимает все более важное место в процессе НМО в настоящее время. Благодаря Интернету появилась возможность передавать новейшую информацию в самые отдаленные регионы страны. Обучающие циклы с использованием дистанционных образовательных технологий позволяют повышать профессиональный уровень врачей с минимальными затратами, в отличие от стандартного аудиторного обучения. Однако создание циклов дистанционного обучения затрудняется низкой материально-технической базой и отсутствием единого контролируемого МЗ РФ сайта по инфекционным болезням. Актуально в настоящее время создание единого и постоянного сайта для врачей инфекционистов, где могут быть размещены дистанционные образовательные технологии. Для поддержания и постоянного обновления сайта, доступ к этим технологиям может быть платный.
Между медицинскими кафедрами вузов РФ могут быть распределены темы для разработки образовательных технологий (что уже реализовано решением учебнометодической комиссии по инфекционным болезням
Учебно-методического объединения Минздрава России от 15.03.2013) и кафедры-разработчики с целью контроля посещения врачами сайта будут иметь бесплатный доступ.
Прохождение цикла дистанционного обучения будет давать врачу определенное количество кредитов (после проверки тестовых контролей и очных экзаменов, включающих оценку не только теоретических знаний, но и практических навыков). Разработка дистанционных образовательных технологий целесообразна с привлечением смежных кафедр (эпидемиологии, фтизиатрии, гастроэнтерологии и др.).
Для совершенствования НМО необходимы постоянно обновляющиеся учебные пособия, которые более динамичны в передаче актуального и наиболее значимого в настоящий момент материала по сравнению с руководствами и монографиями.
С целью контроля реализации НМО необходимо создание регистра врачей-инфекционистов по Федеральным округам. Это поможет оценить активность врачей в процессе НМО, будет способствовать развитию конкретного вида образовательной деятельности, т.е. даст возможность определять наиболее значимые потребности врачей в получении тех или иных знаний по специальности ≪Инфекционные болезни≫.
Таким образом, процесс НМО по специальности ≪Инфекционные болезни≫ требует совершенствования системы медицинского образования, переработки программ повышения квалификации врачей-инфекционистов и врачей других специальностей; введения в образовательный программу послевузовского профессионального образования (клиническая ординатура) для всех специальностей в раздел обязательных дисциплин программу обучения по специальности ≪Инфекционные болезни≫; проведения кратковременных тематических циклов по наиболее актуальным вопросам инфекционной патологии; обязательного создания симуляционных центров для формирования и поддержания практических навыков у врачей-инфекционистов; постоянного обновления учебно-методических пособий (как наиболее гибкого элемента передачи информации на текущий момент); использования дистанционных обучающих технологий, что в значительной мере связано с совершенствованием материально-технической базы медицинских вузов.
Литература
1. Сидорова И.С., Макаров И.О., Матвиенко Н.А. Внутриутробная инфекция: ведение беременности, родов и послеродового периода: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: МЕДпрессинформ, 2011. - 160 с.
2. Улумбекова Г.Э. Балкизов З.З. Концепция развития непрерывного медицинского образования в РФ [доступ 2 марта 2013 г.]: www.nacmedpalata.ru/files/userfiles/concept_nepr_obr.ppt
3. Проект ≪Концепции развития непрерывного медицинского образования в РФ≫ [доступ 10 марта 2013 г.]: http://www.msmsu.ru/news/2012/10/29/konferenciya-nepreryvnoemedicinskoeobrazovanie-i-kachestvo-medicinskoj-pomoshhi