Самооценка готовности выпускников 2017 г. к началу врачебной деятельности

РезюмеВ ноябре-декабре 2016 г. проведено изучение самооценки 199 студентами VI курса ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России своих профессиональных навыков и общей готовности к началу самостоятельной работы. Использовали русскоязычную версию анонимного опросника, разработанного сербскими исследователями (Gazibara T. et al., 2015) и содержащего 21 вопрос о самооценке конкретных практических навыков, 1 вопрос об общей готовности к началу работы (оценка по 10-балльной шкале), данные о демографических характеристиках и средней успеваемости респондента. Результаты обработаны с помощью программы Statistica 13.2. Уровень надежности русскоязычной версии опросника был аналогичен оригиналу (α=0,89). Наивысший балл уверенности (10 из 10) получили измерение пульса, артериального давления и проведение внутримышечной инъекции, низший (3 из 10) - ушивание раны, установка мочевого катетера и пальцевое ректальное исследование. Самооценка мануальных навыков не коррелировала с успеваемостью; когнитивные же навыки показали статистически достоверную прямую связь с академическими успехами студентов (ρ=0,50). В целом по 21 пункту опросника показана достоверная (р<0,05) прямая корреляция между успеваемостью и суммарным уровнем уверенности, а также оценкой готовности к работе (ρ=0,20 и 0,14 соответственно). Средний уровень самооценки респондентами готовности к работе составил 5 баллов. Целесообразна своевременная целенаправленная отработка проблемных для освоения студентами лечебного факультета практических навыков.

Ключевые слова:практические навыки, готовность к работе, медицинское образование, анонимный опросник

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 2. С. 16-21.
DOI: 10.24411/2305-3496-2017-00030


Эффективность работы начинающего врача зависит не только от полученных на студенческой скамье и в кли­нике знаний и умений, но и от готовности их применить в самостоятельной врачебной деятельности. Особое значе­ние собственная уверенность выпускника медицинского вуза во владении базисными профессиональными навыками при­обретает с учетом предстоящей аккредитации и необходимо­сти приступить к самостоятельной работе без обязательной до недавнего времени последипломной подготовки в интер­натуре или ординатуре. По-видимому, постулированная го­товность дипломированного выпускника лечебного факуль­тета непосредственно после аккредитации начать работать в первичном звене здравоохранения потребует существен­ной перестройки всей додипломной подготовки по специаль­ности "лечебное дело". Тем не менее в реалиях сегодняшнего дня остро стоит вопрос о готовности шестикурсников к прохождению аккредитации и дальнейшей врачебной деятельно­сти. Это обстоятельство придает особую актуальность изуче­нию собственной уверенности студентов VI курса в освоении базисных навыков общей врачебной практики и готовности к самостоятельной врачебной деятельности.

Материал и методы

Авторы провели анонимный опрос студентов VI курса очной формы обучения лечебного факультета ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России в но­ябре-декабре 2016 г. В качестве инструмента использовали опросник, разработанный группой сербских исследователей и апробированный на 390 выпускниках лечебного факуль­тета Белградского университета в 2013 г. [1].

Англоязычный вариант с любезного разрешения руко­водителя исследования профессора Белградского универ­ситета Татьяны Пекмезович был переведен на русский язык и структурирован в авторском формате. В опросник были включены 21 практический навык, самооценка готовности к самостоятельной работе с больными, демографические характеристики и средний балл успеваемости за время обу­чения (см. приложение). Респонденту предлагалось оценить собственную уверенность в овладении каждым практиче­ским навыком и общую готовность к врачебной деятельности по 10-балльной системе, начиная с 1 (совершенно не уве­рен) до 10 (абсолютно уверен).

Опросник с необходимой информацией о цели иссле­дования, его анонимности и добровольности участия был предложен респондентам в лекционные дни лично одним из авторов. Всего в исследовании приняли участие 65 мужчин и 134 женщины (2 студента отказались от заполнения опрос­ника). Получены 199 заполненных форм опросника, пригод­ных для анализа.

Результаты опроса обработаны с помощью программы Statistica 13.2.

Тест Колмогорова-Смирнова выявил неправильное рас­пределение полученных результатов опроса, поэтому для дальнейшей статистической обработки данных использовали непараметрические методы. Средние величины приведены в виде медиан с указанием (в скобках) межквартильного размаха. Достоверность различия средних величин оце­нивали с помощью U-критерия Манна-Уитни. Взаимосвязь исследуемых показателей изучали путем расчета коэффи­циента ранговой корреляции Спирмена (ρ). Анализ главных компонент русскоязычной версии опросника проводили с использованием метода Varimax.

Результаты

Русскоязычная версия опросника не вызвала затрудне­ний у респондентов и показала аналогичную с оригиналь­ным вариантом надежность по коэффициенту альфа Кронбаха (α=0,89).

Проведенный на полученном материале факторный ана­лиз (табл. 1) позволил сгруппировать 21 пункт анкеты по 4 факторам и соответственно выделить 4 подшкалы опрос­ника: 1) элементарные медицинские навыки, 2) "полевые" манипуляции, 3) "офисные" манипуляции, 4) сбор и анализ информации.

К элементарным медицинским навыкам были отнесены простейшие приемы, доступные людям без специального ме­дицинского образования; к "полевым" манипуляциям - меди­цинские навыки, не требующие для своей реализации специ­альных условий и инструментов. "Офисные" процедуры, как правило, проводятся в амбулаторных условиях с использова­нием дополнительных инструментов и материалов. Наконец, сбор и анализ медицинской информации по определению являются ключевыми навыками для врача общей практики, позволяющими успешно выполнять свои обязанности в усло­виях первичного звена медицинской помощи.

Из представленных в табл. 2 данных следует, что выде­ленные подшкалы имеют достаточно высокую валидность, несмотря на ограниченное количество входящих в них пунктов, - на это указывает достаточно высокое значение α Кронбаха - от 0,77 до 0,82.

Самую высокую самооценку выпускников получило владе­ние элементарными медицинскими навыками - 10 из 10 воз­можных баллов. Именно в первой подшкале средний балл был достоверно выше по сравнению с третьей (Ζ=-2,84, π=0,004) и четвертой (Z=-2,39; p=0,015). Налицо слабая, но статисти­чески достоверная прямая корреляционная связь между средним баллом по каждому навыку и самооценкой готов­ности работать с больными, но не с академической успе­ваемостью респондентов. Интересно, что сколько-нибудь значимой взаимосвязи среднего балла по первой подшкале в целом с уверенностью в готовности, равно как и успевае­мостью, не выявлено (табл. 2).

Аналогичная картина наблюдается при обращении ко второй подшкале "полевых" навыков. Отметим лишь, что корреляция баллов по 4-6-му пунктам (обработка раны, ос­мотр горла, оценка рефлексов) с самооценкой готовности к самостоятельной практике достигает не только статистиче­ской достоверности, но и умеренной силы связи.

Наконец, подшкала "офисных" манипуляций также пока­зывает слабую статистически значимую прямую взаимосвязь средних баллов по навыкам c самооценкой готовности к вра­чебной работе. Единственным из всех мануальных навыков, который показал достоверную взаимосвязь с успеваемостью респондентов, оказалось пальцевое ректальное исследо­вание (ρ=0,22). Однако средний балл по этой подшкале ни с готовностью к работе наших выпускников, ни с их успе­ваемостью не коррелировал.

Из представленных в табл. 2 данных следует, что подшкала "Сбор и обработка информации", в отличие от трех предыдущих разделов, включающих только манипуляции с больным, дает совершенно иную картину - 5 из 7 когнитивных навыков имеют достоверную прямую взаимосвязь уже средней силы не только с готовностью к работе, но и с академической успе­ваемостью. Более того, средний по подшкале балл имел анало­гичную (средней силы) статистически значимую прямую взаи­мосвязь с готовностью к практике (ρ=0,41) и академическими успехами респондентов (ρ=0,50), в отличие от ранее приведен­ных данных по сугубо мануальным навыкам (табл. 2).

Анализ ответов респондентов по 21 вопросу шкалы пока­зал в целом слабую, но статистически достоверную (р<0,05) прямую взаимосвязь успеваемости опрошенных студентов с суммарным уровнем уверенности, а также оценкой готов­ности к работе (ρ=0,20 и 0,14 соответственно).

Обсуждение

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что разработанный сербскими коллегами опросник в русскоязычном переводе был понятен респондентам, ва­лидным и полезным инструментом психолого-педагогиче­ской оценки профессиональной подготовки студентов на последнем году обучения в отечественном медицинском вузе. Уверенность в собственной способности правильно ре­ализовать те или иные профессиональные навыки является важнейшим компонентом подготовки практикующего врача и, несомненно, заслуживает более пристального внимания в процессе обучения студентов-медиков [2].

Факторный анализ результатов проведенного исследования позволил выделить в структуре опросника 4 вышеописанные подшкалы с неравным количеством пунктов, причем в первые 3 блока попали исключительно манипуляции варьирующей сте­пени сложности, а 4-й - составили только когнитивные навыки, касающиеся сбора и оценки информации о пациенте.

Среди мануальных навыков наивысший балл (10 из 10 воз­можных) получили элементарные медицинские манипуляции (подшкала 1), минимальный (3 из 10) - такие "офисные" ма­нипуляции (подшкала 3), как ушивание раны, установка моче­вого катетера и пальцевое ректальное исследование.

По данным сербских авторов, 10 баллов у студентов вы­пускного курса Белградского университета получили из­мерение артериального давления, пульса и сбор анамнеза; наиболее низко были оценены ушивание раны и установка мочевого катетера - 3 и 1 балл соответственно [1]. Таким об­разом, наибольшие затруднения как у московских, так и у бел­градских выпускников вызывали технически более сложные и дискомфортные для больного амбулаторные манипуляции, которые обычно недостаточно отрабатываются в процессе практического обучения студентов-медиков. Более высокий балл уверенности во владении такими ответственными про­цедурами, как проведение сердечно-легочной реанимации и выполнение приема Геймлиха (по 7 из 10 возможных), мо­жет быть связан с предшествующим освоением и совершен­ствованием данных навыков на манекенах. Кроме того, сам ургентный характер реанимационных мероприятий исклю­чает негативную реакцию больных во время их проведения, что может сказываться на уверенности студентов эффек­тивно реализовать эти навыки.

Уровень уверенности в освоении практически всех ману­альных навыков достоверно, но слабо коррелирует с само­оценкой готовности к самостоятельной работе с больными, не проявляя существенной связи с академической успева­емостью участников опроса. Примечательно, что средние баллы по каждой из 3 подшкал мануальных навыков не кор­релируют не только с успеваемостью респондентов, но и с их готовностью к самостоятельной работе (табл. 2).

Напротив, взаимосвязь уверенности в собственных ког­нитивных навыках достигла средней силы (ρ>0,30) не только с готовностью студентов к началу врачебной деятельности, но и с их академической успеваемостью - в исследовании была продемонстрирована достоверная прямая корреляци­онная связь среднего балла по подшкале "Сбор и анализ ин­формации" как с самооценкой готовности к работе (ρ=0,41), так и с успехами в учебе (ρ=0,50). Интересно, что един­ственным мануальным навыком, показавшим прямую досто­верную связь с успеваемостью, оказалось попавшее в под-шкалу 3 пальцевое ректальное исследование, требующее от оператора не только собственно выполнения манипуляции, но и компетенции сбора и оценки релевантной информации.

Средняя самооценка (медиана) готовности к самосто­ятельной работе с пациентами участников проведенного исследования полностью совпала с аналогичным показателем их сербских ровесников и имеет значение 5 баллов из 10 возможных. По нашим данным, сумма баллов респон­дентов по всей шкале показала слабую, но статистически значимую взаимосвязь с самооценкой готовности к работе и успеваемостью (ρ=0,20 и 0,14 соответственно). Отметим, что белградские исследователи корреляции между этими по­казателями при опросе 390 студентов-медиков выпускного курса Университета Белграда не выявили вовсе [1].

Заключение

Таким образом, самооценка готовности к работе пока­зала более сильную прямую связь с когнитивными навыками респондентов - умением собирать и анализировать инфор­мацию о здоровье пациента, а не с исключительно мануаль­ными приемами. Неудивительна также весьма выраженная корреляционная связь между самооценкой именно врачеб­ных компетенций и академической успеваемостью, так как преимущественно когнитивные аспекты работы врача фор­мируются, совершенствуются и оцениваются во время всего обучения студента в медицинском вузе.

Никакой взаимосвязи средних баллов по первым трем подшкалам баллов самооценки мануальных навыков с по­казателем готовности респондентов приступить к врачебной деятельности и успеваемостью в вузе не выявлено. Отчасти этот феномен может быть связан с тем, что выпускники го­товятся к работе на терапевтических должностях в первич­ном звене медицинской помощи, где им практически не при­дется сталкиваться с неотложными ситуациями и офисной хирургией.

Проведенный опрос позволил выявить слабые места в практической подготовке опрошенных студентов, к ко­торым можно отнести так называемую офисную хирургию (подшкала 3), являющуюся неотъемлемым компонентом об­щей врачебной практики. Респонденты, принявшие участие в опросе, отметили низкую уверенность в освоении потенци­ально болезненных манипуляций, проводимых в амбулатор­ных условиях при полной обратной связи с больным. Живой опыт реального взаимодействия с пациентом в процессе обучения клиническим дисциплинам и производственной практики при условии предшествующей отработки соот­ветствующих мануальных навыков в симуляционном центре позволит повысить качество профессиональной подготовки выпускника медицинского вуза для работы в первичном звене здравоохранения. В свете вышеизложенного несо­мненную актуальность приобретают разработка с использо­ванием современных научно обоснованных рекомендаций [3] и более широкое внедрение в педагогическую практику оригинальных опросников для мониторирования и контроля результатов обучения студентов в медицинском вузе.

Приложение

Этот опросник является анонимным. Пожалуйста, ответьте на все вопросы, обведя кружком наиболее подходящий для вас вариант. Как вы оцениваете свое владение перечисленными ниже практическими навыками по 10-балльной шкале? Цифра 1 означает "Я совершенно не уверен". Цифра 10 означает "Я абсолютно уверен".

ЛИТЕРАТУРА

1. Gazibara T., Nurkovic S., Maric G. et al. Ready to work or not quite? Self-perception of practical skills among medical students from Serbia ahead of graduation // Croat. Med. J. 2015. Vol. 56, N 4. P. 375-382.

2. Гацура С.В., Гацура О.А., Майчук Е.Ю. Самоэффективность как необходимый элемент формирования компетенции в медицинском образовании: взгляд врача-педагога // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2016. № 3. С. 24-29.

3. Artino A.R., La Rochelle J.S., DeZee K.J., Gehlbach H. Developing questionnaires for educational research: AMEE Guide N 87 // Med. Teach. 2014. Vol. 36, N 6. P. 463-474.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»