Непрерывное медицинское образование - этап подготовки к аккредитации. Итоги работы выездного заседания учебно-методической комиссии по инфекционным болезням в Сочи*

Резюме* Приказ Минздрава России от 12.05.2016 № 27-0/10/2-2870.

Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2017. № 1. С. 15-18.
DOI: 10.24411/2305-3496-2017-00017


2 ноября 2016 г. в Сочи в рамках III Всероссийской междисциплинарной научно-практической конфе­ренции с международным участием "Социально зна­чимые и особо опасные инфекционные заболевания" про­шло выездное заседание учебно-методической комиссии по инфекционным болезням Координационного совета по области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (далее - УМК).

В работе выездного заседания УМК приняли участие 115 человек из различных субъектов РФ, в том числе 2 рек­тора, 3 проректора и 35 заведующих кафедрами инфекцион­ных болезней медицинских вузов РФ.

На выездном заседании УМК были рассмотрены и обсуж­дены вопросы преподавания дисциплины "инфекционные болезни" в рамках III поколения государственного образо­вательного стандарта, особенности прохождения ордина­туры и аспирантуры на кафедрах инфекционных болезней, представлена информация о подготовке к предстоящей спе­циализированной аккредитации профессорско-преподава­тельского состава (ППС) кафедр инфекционных болезней.

Основной темой дискуссии стало обсуждение состояния инфекционной службы в стране, роли и места непрерывного медицинского образования (НМО) в подготовке к предстоя­щей специализированной аккредитации ППС.

Во вступительном слове председатель УМК заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии, прези­дент ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стома­тологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, академик РАН, профессор Н.Д. Ющук охарактеризовал состояние преподавания инфекционных болезней на кафе­драх и обратил особое внимание на необходимость пересмо­тра и разработки рабочих учебных программ по ординатуре и аспирантуре с учетом современных требований и перехода на аккредитацию врачей-инфекционистов. Было обращено внимание на необходимость обязательной отработки профес­сиональных компетенций на кафедрах инфекционных болез­ней с учетом требований профессиональных стандартов.

В своем выступлении Н.Д. Ющук также отметил, что, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно инфекционными заболеваниями болеют 2 млрд человек, из них около 17 млн умирают. При этом в нашей стране на протяжении последнего десятилетия ежегодно регистрируют 33-35 млн случаев инфекционных заболеваний. По ориентировочным расчетам экспертов, экономический ущерб для страны только от 35 наиболее актуальных нозологических форм превысил 549 млрд руб­лей за год. Особое внимание было обращено на проблему, которая приобретает глобальное значение, - распростра­нение лекарственной резистентности микроорганизмов к химиотерапевтическим препаратам, что резко снижает эф­фективность этиотропной терапии. ВОЗ предупреждает, что в ближайшее десятилетие человечество может столкнуться с многочисленными потерями среди населения из-за устой­чивости инфекционных агентов к антибиотикам. В выступ­лении Н.Д. Ющука были приведены данные британских экс­пертов о том, что к 2050 г. инфекционные заболевания, вы­званные лекарственно-устойчивыми микроорганизмами, станут причиной смерти более 10 млн человек ежегодно. В настоящее время Минздрав России приступил к разработке плана по сдерживанию распространения лекарственной устойчивости микроорганизмов. Одной из мер станет введе­ние строгого контроля отпуска антибактериальных препаратов только по рецептурным бланкам. Создана специальная меж­дисциплинарная комиссия, в которую помимо специалистов Минздрава России входят представители других федеральных ведомств. Эксперты займутся разработкой национального плана борьбы с лекарственно-устойчивыми бактериями.

Проректор по учебной работе ФГБОУ ВО "Первый Москов­ский государственный медицинский университет им. И.М. Се­ченова" Минздрава России кандидат фармацевтических наук Т.М. Литвинова посвятила свое выступление особен­ностям специализированной аккредитации ППС. Она отме­тила, что помимо аттестации на соответствие занимаемой должности (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ст. 48, 49; приказ Минздрава России от 25.06.2014 № 312; приказ Минобрнауки России от 20.03.2015 № 293) теперь их ожидает еще один экзамен - аккредитация. Процедура ее проведения, естественно, отличается от аккредитации вра­чей и выпускников вузов. В ходе аккредитации ППС должен будет подтвердить свое право на осуществление медицин­ской деятельности при проведении практической подготовки обучающихся на клинических базах. Аккредитационный эк­замен ППС предусматривает в том числе использование кон­трольно-измерительных материалов в виде компьютерного тестирования. Процедура аккредитации регламентирована Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в ре­дакции 2016 г.). Разработанная нормативно-правовая база по обеспечению реализации ст. 69 данного Закона включает приказ Минздрава России от 25.02.2016 № 127 (зареги­стрирован в Минюсте России 14.03.2016 № 41401), приказ Минздрава России от 02.06.2016 № 334 (зарегистрирован в Минюсте России 16.06.2016 № 42550), приказ Минздрава России от 06.06.2016 № 352 (зарегистрирован в Минюсте России 04.07.2016 № 42742), приказ Минздрава России от 27.06.2016 № 419 (зарегистрирован в Минюсте России 27.07.2016 № 42977).

Проректор по учебной работе ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России академик РАН, про­фессор И.В. Маев посвятил свое выступление вопросу непре­рывного профессионального образования врачей-инфекци­онистов. Он отметил, что обучение в течение всей жизни стало современным трендом, так как поддерживает высо­кий уровень компетентности медицинских работников на протяжении всей их профессиональной деятельности, спо­собствует улучшению качества оказываемых медицинских услуг и, как следствие, повышает экономическую и соци­альную эффективность системы здравоохранения. Коми­тет экспертов Всемирной федерации медицинского об­разования разработал и сформулировал критерии НМО. Отмечено, что ответственность за прохождение НМО несут сами медицинские работники, которые могут использовать различные способы и возможности, позволяющие достичь и поддержать надлежащий уровень своей компетентности.

Почему крайне важен переход на систему непрерывного профессионального образования врачей? Почти половина (47%) населения считает, что низкая квалификация специ­алистов - одна из главных проблем российского здравоохра­нения (материалы опроса населения, ВЦИОМ, 2016). Как пока­зывает анализ, около 15% врачей не повышают квалификацию в установленные для этого сроки. А по материалам Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) доля на­рушений в лечении пациентов, выявленных при экспертизе качества лечения, ежегодно варьирует от 20 до 30% от всех экспертиз (из материалов Росздравнадзора и ФОМС).

Таким образом, в современных условиях НМО становится системой, предоставляющей врачам возможность постоян­ного повышения профессиональной компетенции, и явля­ется основой подготовки врача к прохождению специализи­рованной аккредитации.

И.В. Маев в своем выступлении привел интересные дан­ные. Каждый второй практикующий врач-инфекционист имеет высшую или первую квалификационную категорию (49,9%). Число физических лиц на занятых должностях (основных работников) в 2015 г. составило 5,9 тыс., из них 2,5 тыс. оказывали медицинскую помощь в амбулаторных ус­ловиях и 3,4 тыс. человек - в стационарных. Между тем от­мечается тенденция к снижению общей численности врачей-инфекционистов: с 2012 по 2015 г. их число уменьшилось на 995 человек.

Состояние инфекционной службы в России детально было рассмотрено в презентации, подготовленной кол­лективом авторов и представленной профессором кафе­дры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России док­тором медицинских наук Ю.В. Мартыновым. При анализе интегральных показателей деятельности инфекционной службы было выявлено, что с 1990 по 2015 г. общий коэф­фициент смертности от инфекционных болезней в Россий­ской Федерации вырос в 1,9 раза и составил 23,5 случая на 100 тыс. населения. При этом в 2015 г. по сравнению с 2013 г. отмечен рост этого показателя на 6%. На этом фоне произошло снижение обеспеченности инфекционными койками. Сравнительный анализ показателей обеспечен­ности стационаров врачами-инфекционистами, инфекцион­ными койками с учетом изменения общего коэффициента смертности от инфекционных болезней показал, что с 1990 по 2014 г. отмечается неуклонное снижение числа инфек­ционных коек (на 52%) при росте общего коэффициента смертности на 94%. С 2010 г. число врачей-инфекционистов уменьшилось на 16%. В ходе проведения сравнительного регрессионного анализа также было установлено, что сокра­щение 5 инфекционистов приводит к одной дополнительной смерти от инфекционных болезней. В то же время известно, что работа врача-инфекциониста в структуре ЛПО позволяет снизить на 3,8% время пребывания пациента в стационаре, на 5,1% - время пребывания в отделении интенсивной те­рапии, на 3,4% - стоимость лечения пациента, на 13% -летальность и на 8% - число повторных госпитализаций.

Таким образом, проблемы, выявленные в организации медицинской помощи больным с инфекционными заболева­ниями, требуют принятия системных мер, направленных на ликвидацию дефицита врачей-инфекционистов и инфекци­онных коек в стационарах, с соответствующим увеличением финансирования данного сегмента медицинской помощи.

Заведующий кафедрой инфекционных болезней ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный медицинский университет" Минздрава России профессор Д.Р. Ахмедов доложил об оптимизации образовательной деятельности на кафедре ин­фекционных болезней. Он привел материалы мониторинга эффективности научно-образовательной деятельности вуза на примере ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный меди­цинский университет" Минздрава России.

При обсуждении материалов презентации Д.Р. Ахмедова было высказано мнение, что особого внимания и контроля требует разработка новых рабочих учебных программ препо­давания дисциплины "инфекционные болезни", а, принимая во внимание ключевое значение отработки профессиональ­ных компетенций, в модули учебных рабочих программ не­обходимо внести соответствующие изменения. Особенно это касается рабочих программ обучения в ординатуре и аспирантуре. Рабочую программу ординатуры по специ­альности "инфекционные болезни" представил профес­сор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стомато­логический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России доктор медицинских наук С.Л. Максимов, а о новых аспектах обучения в аспирантуре на кафедре инфекцион­ных болезней говорила профессор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО "Московский государ­ственный медико-социальный университет им. А.И. Евдо­кимова" Минздрава России доктор медицинских наук Е.А. Климова. Она отметила, что задача аспирантуры - нау­чить выпускников требуемым компетенциям, а после ее окон­чания им присваивается квалификация "исследователь" или "преподаватель-исследователь". Подготовка к защите дис­сертации на соискание ученой степени кандидата наук отхо­дит на второй план.

Интересный обмен опытом произошел в ходе обсужде­ния презентации "Расширенные видеолекции - метод по­вышения эффективности непрерывного медицинского обра­зования", которая была представлена ассистентом кафедры инфекционных болезней ФГБОУ ВО "Южно-Уральский госу­дарственный медицинский университет" Минздрава России кандидатом медицинских наук С.А. Шипом. В эмоциональ­ном выступлении заведующего кафедрой инфекционных бо­лезней ФГБОУ ВО "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России профессора В.Х. Фазылова были отмечены как инновационная составляющая предло­женного метода "РАВИЛ", так и его связующая роль в обра­зовательном процессе.

В ходе представления учебно-методических пособий "Диагностика типичного случая инфекционной болезни (стандартизованный пациент)" и "Инфекционные болезни: синдромальная диагностика", подготовленных членами УМК, были обсуждены вопросы о месте этих пособий в учебном процессе. Заведующая кафедрой инфекционных болезней ФГБОУ ВО "Первый Московский государственный медицин­ский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России профессор Е.В. Волчкова отметила, что использование стан­дартизованных пособий в учебном процессе кафедр инфек­ционных болезней позволит подготовить как выпускников медицинских вузов, так и практикующих врачей к аккредита­ции, т.е. к прохождению первых двух этапов. Она отметила, что тестовые задания и ситуационные задачи, приведенные в пособиях, составлены в соответствии с профессиональными функциями (компетенциями), включенными в проекты профессиональных стандартов по специальности "инфекци­онные болезни".

Профессор кафедры психологии и технологий педагоги­ческой деятельности ФГБОУ ВО "Московский государствен­ный медико-стоматологический университет им. А.И. Ев­докимова" Минздрава России доктор педагогических наук М.А. Мещерякова свое выступление "Педагогическое тести­рование: компетентный подход - возможности и ошибки" посвятила сложной теме. Вначале она обратила внимание на сильные стороны экспертного метода: возможность модели­рования и оценки решения комплексной профессиональной проблемы, а затем рассмотрела слабые стороны, к которым относят субъективность, малую скорость, невозможность оценки достижения целей, отсутствие точных критериев оценки.

Какие же сильные стороны были указаны, когда речь за­шла о тестировании? Это объективность, быстрота, оценка до­стижения целей обучения в полном объеме. Не менее ценны доступность применения математических методов, техно­логичность обработки результатов тестирования. А вот сла­быми сторонами этого метода, по мнению М.А. Мещеряковой, являются невозможность моделирования ситуации, оценки решения комплексной профессиональной проблемы (ситу­ационная задача) и оценки моторных действий. Между тем педагогический тест - это система специально составленных заданий специфической формы (возрастающей трудности), позволяющих объективно измерить уровень подготовленно­сти испытуемых. На конкретных примерах были разобраны типичные ошибки в тестовых заданиях, используемых в педа­гогическом процессе на кафедрах инфекционных болезней. Продолжением обсуждения проблем педагогического тести­рования было выступление ректора ФГБОУ ВО "Иркутский государственный медицинский университет" Минздрава России профессора И.В. Малова. Он отметил, что приоритетное зна­чение в учебном процессе кафедр инфекционных болезней имеет совершенствование контрольно-измерительных ма­териалов как для текущего контроля, итогового экзамена по кафедре, так и для экзамена после окончания ординатуры. Разработанную базу тестовых заданий по дисциплине "ин­фекционные болезни" было предложено использовать при составлении базового стандартизованного экзаменацион­ного теста с проведением пилотного проекта его применения в учебном процессе на кафедрах инфекционных болезней.

Впервые в работе УМК принимала участие декан факуль­тета клинической психологии ФГБОУ ВО "Московский госу­дарственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России член-корреспондент РАЕН, профессор, доктор медицинских наук Н.А. Сирота. Ее доклад был посвящен мотивационному интервью в процессе подготовки специалиста медицинского профиля. Не остались в стороне и вопросы нравственно-просветительной миссии врача-инфекциониста. С докладом на эту очень важную тему выступил доцент кафедры общей психологии ФГБОУ ВО "Мос­ковский государственный медико-стоматологический уни­верситет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России кандидат медицинских наук К.В. Зорин, который заострил внимание на значимости коммуникативной и ценностно-смысловой компетентности врача-инфекциониста, которые определяют его профессионализм и необходимы для успешного сотрудниче­ства с пациентом, т.е. был рассмотрен новый вектор деятель­ности врача-инфекциониста с позиций 4П-медицины.

Живой обмен мнениями и научной информацией -это традиционные сильные стороны УМК. Конечно, на таких встречах завязываются новые научные связи, существенно расширяющие возможности научного и педагогического взаимодействия. И это очень важно, поскольку повышение качества учебного процесса в конечном счете отражается на квалификации и профессиональных знаниях врачей, в том числе по специальности "инфекционные болезни".

Вопросы предстоящей специализированной аккреди­тации ППС, рассмотренные на заседании УМК через призму педагогического процесса, позволяют констатировать, что, с одной стороны, современные тренды в системе образования и здравоохранения требуют совершенствования НМО с уче­том реальных потребностей рынка труда, а с другой стороны -необходимо повышать качество квалификационной подго­товки специалиста.

Таким образом, только совместные действия, объедине­ние усилий и обмен наработанным опытом имеют опреде­ляющее значение для эффективной и скоординированной работы в подготовке к предстоящей аккредитации ППС.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»