Клинические особенности трихинеллеза в Приморском крае

Резюме

В 1990-е гг. на территории Приморского края стали регистрировать случаи трихинеллеза, связанные с самозаражением, т.е. употреблением взвеси живых инкапсулированных личинок трихинелл, полученных из мускулатуры крыс с целью излечения от определенных заболеваний. Случаи трихинеллеза при самозара­жении были зарегистрированы на территории Дальневосточного федерального округа и за его пределами.

Цель исследования - определить клинические особенности трихинеллеза при самозаражении и сопо­ставить их с проявлениями болезни при естественном пути инфицирования.

С 1982 по 2015 г. были обследованы 160 больных трихинеллезом, из них 122 пациента заразились при употреблении инфицированного мяса животных, а 38 - путем самозаражения.

Клиническая картина трихинеллеза при самозаражении отличалась более коротким инкубационным периодом и острым началом. Заболевание чаще начиналось с проявлений выраженного абдоминального синдрома, умеренно выраженной и непродолжительной лихорадкой, ограниченным распространением отеков, локализацией ангиомиозитов преимущественно в икроножных мышцах, более редким развитием экзантемы, частыми осложнениями и тяжелым течением на фоне сопутствующей патологии, а при обследо­вании - относительно невысоким уровнем эозинофилии.

Ключевые слова:трихинеллез, клиника, самозаражение

Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2016. № 4. С. 80-84.

Трихинеллез - природно-очаговый биогельминотоз, имеющий природные и синантропные очаги, но чет­ких границ между этими типами территорий про­вести не удается, так как возможен обмен возбудителем между дикими и домашними животными, в результате чего формируется очаг смешанного типа [5]. В циркуляции трихинелл человек не участвует, так как после заражения становится эпидемическим тупиком инфекции. Зараже­ние обычно происходит при употреблении в пищу сыро­го или недостаточно термически обработанного мяса по­раженного животного (свиньи, кабана, медведя, барсука, моржа и др.).

В 1990-е гг. на территории Приморского края стали реги­стрироваться необычные случаи заражения трихинеллеми: употребление внутрь из пробирки взвеси живых инкапсули­рованных личинок трихинелл, полученных из мускулатуры крыс, - самозаражение с целью излечения от какого-либо заболевания. Пациенты попадали в инфекционные стацио­нары на всей территории Приморского края.

Автором этого метода "лечения" был доктор ветеринар­ных наук, профессор В.А. Бритов приехавший в Приморский край из Казани в 1975 г. Ученый работал на Приморской на­учно-исследовательской ветеринарной станции.

Проведя опыт самозаражения на себе и переболев три­хинеллезом на дому в течение 2 нед, он "почувствовал", что наступило "омоложение". Автор стал называть этот метод терапии "вакцинацией". По мнению ученого, он изобрел способ укрепления неспецифической резистентности орга­низма человека, что должно было привести к излечению от широкого спектра болезней. В своей монографии он писал: "Вакцинная линия трихинелл была создана обычными методами селекции, проверена на животных и автором на себе. Вакцинная линия не содержит никаких патогенных микроор­ганизмов (кроме симбиотических стафилококков), обладает высокой иммуногенностью и сниженной патогенностью по сравнению с дикими изолятами трихинелл" [2].

"После иммунизирующей дозы, трихинелл необходимо убрать из организма, так как пребывание личинок в мышцах не приносит большой пользы, хотя и не имеет отрицатель­ных последствий. Назначению трихинелл больным пред­шествовала длительная психологическая борьба с собой. Несмотря на убедительные результаты, полученные сначала на животных, а потом на себе, дать живых трихинелл другим людям было страшно. Мы на свой страх и риск стали давать свою вакцину больным по их настоятельной просьбе. Лю­бое естественное переболевание следует рассматривать как тренировку саморегулирующейся системы организма к пре­одолению своими силами встречающихся недугов. Препарат, взятый от Природы, облагороженный и очищенный от вред­ных примесей, достоин внимания. Результаты наблюдений оказались обнадеживающими" [1].

Сторонниками профессора В.А. Бритова стали врачи ле­чебных учреждений, которые продавали взвесь живых личи­нок трихинелл, убеждая людей в безвредности такого метода лечения от целого ряда заболеваний. Пациенты не прохо­дили клинико-лабораторного обследования. Все рекомен­дации получали устно при покупке препарата. "Вакцина" не была сертифицирована и не имела лицензии к применению. С пациентов брали расписку о неразглашении информации и об отсутствии претензий к последствиям использования "вакцины", поскольку они принимали ее самостоятельно, без давления. Как правило, это были больные, не получившие исцеления в учреждениях официальной медицины. В рас­пространенных брошюрах о "вакцине Бритова" рассказы­валось о необычном методе лечения с примерами чудесного излечения [2]. Показаниями для проведения терапии были хронические заболевания желудочно-кишечного тракта (яз­венная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки), почек и кожных покровов (в том числе псориаз), хронические бо­лезни органов дыхания (в том числе бронхиальная астма), болезни двигательной и нервной системы (в том числе не­врозы), преждевременное старение, болезни репродуктив­ной и урогенитальной сфер (мастопатия, эндометриоз, миома матки, энурез, простатит, импотенция), лейкемия, туберкулез органов дыхания, хронические вирусные гепатиты, злокаче­ственные новообразования, ВИЧ-инфекция. Первоначально самозаражение сопровождалось симптоматикой трихинел­леза, что привело автора к идее рекомендовать испытуемым 5-дневный прием мебендозола и однодневный прием левомизола сразу после употребления "вакцины". Однако не все пациенты следовали советам "лекарей", и, конечно, это при­водило их на больничную койку.

Молва о новом методе излечения от всех болезней через сарафанное радио стала быстро распространяться, особенно после публикации статьи Н. Островской в "Ком­сомольской правде" от 6.11.1998. "Вакциной Бритова" стали лечить на Камчатке и на Сахалине, в Хабаровске, Бла­говещенске, Новосибирске, Ульяновске, Самаре, Москве. В одном лечебном учреждении даже проводили трихинеллоскопию икроножной мышцы после самозаражения. В 2001 г. В.А. Бритов получил патент на изобретение "Спо­соб профилактики и лечения заболеваний иммунной си­стемы и средство для его осуществления". В описательной части к патенту приводился пример выздоровления от базалиомы после использования "вакцины". Бездоказательно сказано об успешной терапии у 500 человек с онкологическими и другими заболеваниями, причем эффективность указанного метода составила 80%, а профилактическая эффективность от развития других заболеваний - 95%. К 2006 г., по данным из публикаций автора, было "проиммунизировано" около 2000 человек [1].

В газете "Московский комсомолец" от 25.03.2003 по­явилась статья научного обозревателя С. Кашницкого "Мир спасут паразиты", которая вызвала широкий общественный резонанс.

Статью обсуждали во всероссийских НИИ гельминтоло­гии им. К.И. Скрябина и НИИ экспериментальной ветери­нарии им. Я.К. Коваленко. Ученые назвали такое лечение шарлатанством, указали на недопустимость использования его на людях, а директору Приморской научно-исследова­тельской ветеринарной станции было предписано усилить контроль использования лабораторных штаммов трихинелл. Также последовало решение президиума филиала СО РАМН "ДВ научный центр" от 18.03.2003 ходатайствовать об анну­лировании патента В.А. Бритова с информированием пред­ставителя Президента РФ по ДВФО К.Б. Пуликовского и пре­зидента РАМН В.И. Покровского [4].

В 2004 г. в местных газетах "Золотой Рог" и "Аргументы и факты в Приморье" была опубликована статья "Вакцина на тот свет" И. Светланской, в которой описывался летальный исход в Хабаровске больной с туберкулезом и сахарным диа­бетом после приема "вакцины Бритова". Больная погибла от инфекционно-токсического шока на фоне тяжелого три­хинеллеза. Привлечь к уголовной ответственности В.А. Бритова не удалось. Подобный случай со смертельным исходом последовал на Камчатке.

В 2008 г. В.А. Бритов переехал в г. Первомайск Ниже­городской области, но его "ученики" остались в Приморье, Мордовии и других регионах России. Предложения изле­читься от различных страданий с помощью "трихинеллезной вакцины" до сих пор встречаются на интернет-сайтах. Случаи трихинеллеза при самозаражении продолжают ре­гистрироваться на территории Приморского края и за его пределами.

Цель исследования - определить клинические особенно­сти трихинеллеза при самозаражении, сопоставив их с про­явлениями болезни при естественном пути инфицирования.

Материал и методы

Под наблюдением было 152 больных трихинеллезом, на­ходившихся на лечении в инфекционном отделении Краевой клинической больницы № 2 с 1982 по 2011 г. Из них 122 пациента заразились при употреблении инфицированного мяса животных (1-я группа), а 30 - путем самозаражения (2-я группа). Средний возраст в 1-й группе составил 39,4±2,4 года, во 2-й - 42±4,5 года. В 1-й группе больные распредели­лись по полу поровну: мужчины - 50, 8%, женщины - 49,2%, во 2-й группе преобладали женщины (56,6%).

В группе больных с естественным заражением у 15,9% диагноз был подтвержден методом трихинеллоскопии биоптатов икроножных мышц, у 47,5% личинки трихинелл были обнаружены в мясе, послужившим фактором передачи, а у 36,9% больных диагноз устанавливали на основании эпидемиологического анамнеза, типичной клинической кар­тины и положительных результатов серологического иссле­дования с помощью реакции кольцепреципитации [3].

В группе больных с самозаражением диагноз во всех случаях был подтвержден методом иммуноферментного ана­лиза. У 11 больных "вакцина Бритова" применялась для из­лечения онкологического заболевания, у 6 - при простатите с эректильной дисфункцией, у 4 - на фоне системного за­болевания соединительной ткани. Еще 3 пациента использо­вали "вакцинацию" для омоложения, другие 3 - для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, 2 человека пытались избавиться от бронхиальной астмы, 1 - от псориаза. Превентивную терапию мебендозолом по­сле самозаражения в течение 5 сут получали 13 человек.

Результаты

Среднетяжелая форма болезни при самозаражении была зарегистрирована у 16 больных, тяжелая - у 14 из 30. Сим­птоматика трихинеллеза при самозаражении характеризо­валась типичной клинической картиной болезни с острым началом, лихорадкой, миалгиями, отеками, гастроэнтеритом с болями в животе, эозинофилией, лейкоцитозом и высокой частотой осложнений (см. таблицу).

Клинический пример.

Больной Б., 37 лет (история болезни № 1304), был го­спитализирован в стационар 05.05.2011. При поступлении предъявлял жалобы на боль в мышцах ног при ходьбе, сла­бость, головокружение, дискомфорт в животе, кашицеобраз­ный стул, потливость.

Заболел 22.04.2011, остро, с появления тошноты и рвоты, подъема температуры тела до 38-38,5 °С, появления боли в животе, мышцах ног, бедер и голеней, слабости. Указанные симптомы сохранялись все последующие дни, но тошнота и рвота купировались. Самостоятельный прием жаропони­жающих препаратов эффекта не дал. 05.05.2011 самостоя­тельно обратился в инфекционное отделение Краевой кли­нической больницы № 2.

Из анамнеза: житель г. Артема, по национальности -азербайджанец, женат. Ожирение I степени (ИМТ=31). Курит. Алкоголем не злоупотребляет. Эпидемиологический анамнез: 12.04.2011 выпил "вакцину Бритова" в г. Уссурий­ске для улучшения мужского здоровья и омоложения. Вак­цину приняла вся семья (20 человек). Объективно: состояние средней тяжести, повышенного питания, кожные покровы влажные, чистые. Температура тела 38,2 °С, при пальпации икроножных мышц и мышц бедер по задней поверхности определялись их уплотнение и болезненность, частота сер­дечных сокращений (ЧСС) - 96 в минуту, сердечные тоны при­глушены. По другим органам и системам без особенностей.

При обследовании:

ЭКГ от 06.05.20211: синусовая тахикардия, ЧСС - 115 в минуту. Неполная блокада правой ножки пучка Гиса. При­знаки гипертрофии левого желудочка.

Уровень креатинфосфокиназы (КФК) - 274 МЕ/л, лактатдегидрогеназы (ЛДГ) - 592 МЕ/л.

Клинический анализ крови: Hb - 154 г/л, лейкоциты -23,6х106/л, эозинофилы - 6%, палочкоядерные нейтрофилы -20%, сегментоядерные нейтрофилы - 66%, лимфоциты - 8%, моноциты - 1%, СОЭ - 4 мм/ч. Результат иммунофлюоресцентного анализа на трихинеллез - 1:800.

УЗИ органов брюшной полости: гепатомегалия, диффуз­ные изменения печени и поджелудочной железы по типу жи­рового гепатоза.

Осмотрен терапевтом.

Заключение: инфекционно-аллергический миокардит (наличие блокады пучка Гиса, увеличение уровней КФК, ЛДГ).

Клинический диагноз: трихинеллез, среднетяжелая форма, осложненный инфекционно-аллергическим миокар­дитом.

В стационаре в течение 7 сут сохранялась субфебрильная температура тела.

Больной получал дексаметазон 8 мг/сут в течение 3 сут, цефотаксим 2,0 г внутримышечно в течение 5 сут, мебендозол 300 мг в течение 14 сут, кардиометаболики. Выписан 18.05.11 на 27-й день от начала болезни (14 дней госпита­лизации) с улучшением под наблюдение инфекциониста по месту жительства.

Из 20 членов семьи, прошедших "вакцинацию", 5 были госпитализированы в инфекционное отделение Краевой клинической больницы № 2 с трихинеллезом, 7 больных лечились в поликлиниках по месту жительства с диагнозом "острая респираторная вирусная инфекция", 8 человек за медицинской помощью не обращались.

Сопоставление клинических признаков трихинеллеза при самозаражении и естественном инфицировании пред­ставлено в таблице.

Продолжительность лихорадки при самозаражении достоверно меньше, чем у больных с естественным путеминфицирования. Высота температурной реакции также была различной. Если у заболевших после употребле­ния инфицированного мяса средняя высота лихорадки была 38,9±0,1 °С, то при самозаражении - 38,2±0,2 °С (р<0,005). Боли в мышцах встречались в обеих группах с одинаковой частотой, но продолжительность симптома была различной. При самозаражении миалгии сохра­нялись 15,0±1,4 сут, а при естественном инфицирова­нии - 23,6±1,1 сут (р<0,001). Следует также отметить, что при самозаражении в процесс вовлекались пре­имущественно икроножные мышцы, в то время как при естественном инфицировании поражались все группы мышц. Отеки наблюдали немного чаще при естествен­ном инфицировании. Продолжительность отечного син­дрома при естественном инфицировании сохранялась в 3 раза дольше, чем при самозаражении (18,7±1,1 против 5,6±1,0 сут, р<0,001). Кроме того, отеки при естествен­ном заражении распространялись на лицо, конечности, туловище, в то время как при самозаражении отечность наблюдалась только на лице. Экзантему полиморфного характера более чем в 10 раз чаще регистрировали при естественном инфицировании. Сыпь сохранялась до 7 сут. Боль в животе с признаками гастроэнтерита почти в 3 раза чаще встречалась при самозаражении. Эозинофилия и ее высота были выше при естественном инфи­цировании. При самозаражении высота эозинофилии редко превышала 10%. Несомненно, на клинические особенности течения трихинеллеза при самозараже­нии повлияло проведение превентивной этиотропной терапии.

Вывод

Клиническая картина трихинеллеза при самозараже­нии отличалась более коротким инкубационным перио­дом, острым началом - чаще с проявлений выраженного абдоминального синдрома, умеренно выраженной от­носительно непродолжительной лихорадкой, ограничен­ностью распространения отеков, локализацией ангиомиозитов преимущественно в икроножных мышцах, более редким развитием экзантемы, частыми осложнениями и тяжелым течением на фоне сопутствующей патологии, а при обследовании - относительно невысоким уровнем эозинофилии.

Несомненно, распространение "трихинеллезной вак­цины" является не только морально-этической, но и меди­цинской проблемой, так как представляет реальную угрозу жизни людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бритов В.А. Трихинеллы и их использование в медицине. Влади­восток, 2002. С. 364-365.

2. Бритов В.А., Нилин Е.А. Трихинеллы против иммунодефицита и рака. Владивосток, 2002. 55 с.

3. Петухова С.А. Некоторые показатели биологически активных веществ у больных трихинеллезом с учетом различных методов патоге­нетической терапии : дис. . канд. мед. наук. Владивосток, 1987. 191 с.

4. Попов А.Ф., Петухова С.А., Симакова А.И. и др. Самозаражение при трихинеллезе // Мед. паразитология и паразитарные болезни. 2013. № 3. С. 26-29.

5. Файнфельд И.А., Крылов А.В. Трихинеллез на Дальнем Востоке: распространение, патогенез, клиника, лечение, профилактика // Бюл. физиологии и патологии дыхания. 2014. № 54. С. 111-115.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»