Психология и педагогика сотрудничества врача и пациента инфекционного профиля

РезюмеВ статье показана значимость коммуникативной и ценностно-смысловой компетентностей врача-инфекциониста, которые определяют его профессионализм и необходимы для успешного сотрудничества с пациентом. Умение найти индивидуальный, личностно-ориентированный подход к каждому больному инфекционного профиля должно постоянно формироваться в системе непрерывного профессионального образования и практической деятельности врача. Это обусловливает необходимость разработки и введения в учебный процесс специальных образовательных модулей, обучающих культуре общения и нравственно-просветительской работе с разными группами населения.

Ключевые слова:медицинская этика и деонтология, духовно-нравственная культура врача, культура общения, непрерывное медицинское образование, инфекционные болезни

Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2016. № 3. С. 30-34.

Медицина - уникальная сфера человеческой дея­тельности, а точнее, наука и искусство одновремен­но. Здесь нет мелочей, но важно абсолютно все: от первого взгляда врача и пациента до их глубоко личных раз­думий и переживаний. Межличностный контакт является звеном в системе зачастую сложных взаимоотношений, от которых во многом зависят результаты лечения и качество жизни больного. Длительное, трудоемкое, требующее всесто­роннего обследования и обычно дорогостоящее лечение ин­фекционных заболеваний предполагает непростые взаимосвязи между пациентом и доктором. А это, безусловно, вли­яет на психологический комфорт и ежедневный труд меди­цинских работников.

Отсюда следует огромное значение психологии и педа­гогики для создания атмосферы неконфликтного сотрудни­чества между доктором и пациентом, причем на основе вза­имного уважения и доверия. Ведь оба призваны занимать активную позицию, брать на себя ответственность за при­нятие решений и участие в лечебно-диагностическом, про­филактическом и реабилитационном процессах. Неразрывный комплекс теоретических знаний, практических умений и навыков, а также коммуникативная и ценностно-смысло­вая компетентности определяют профессионализм врача и составляют прочную базу сотрудничества с ним.

Коммуникативная и ценностно-смысловая компетент­ности опираются на обширные психолого-педагогические знания (например, о типах личности, способах переживания и реагирования на стресс в зависимости от возраста, темпе­рамента) и требуют формирования специальных качеств (са­моконтроля, умения слушать, читать невербальный язык ком­муникации, строить беседу, формулировать вопросы и пр.). Адекватная коммуникация означает объективное восприятие больного и реагирование на его поведение. Независимо от душевного состояния пациента (раздражения, эйфории, беспокойства, тревоги, отчаяния и т.д.) врач должен уметь с ним взаимодействовать, соблюдая этико-деонтологические принципы и добиваясь решения профессиональных задач.

Практика тесного и долговременного общения врача с инфекционными пациентами и их родственниками вы­явила особенности межличностных отношений, требующие углубленного анализа, мало освещенные в специальной ли­тературе и недостаточно полно представленные в образова­тельных программах [2].

До- и последипломное непрерывное медицинское обра­зование призвано развивать и совершенствовать личност­ные качества специалиста, а в их числе - высокая культура общения и грамотная нравственно-просветительская дея­тельность. Без этого невозможно сделать то, на чем наста­ивает один из ведущих инфекционистов России - акаде­мик РАН, доктор медицинских наук, профессор Н.Д. Ющук. Он обратил особое внимание на эту проблему и считает, что необходимо создать единое образовательное пространство по дисциплине "инфекционные болезни" и повысить обе­спеченность учебного процесса современными учебно-мето­дическими материалами для формирования общекультурных и профессиональных компетенций врача [11].

Хотелось бы поделиться с читателями журнала интерес­ным опытом, накопленным в стенах ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России. Под руководством члена-корреспондента Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора М.А. Лукацкого и доктора педагогических наук, профессора Н.В. Кудрявой на кафедре педагогики и психологии ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России последиплом­ное обучение проводилось по рабочей учебной программе "Коммуникативная компетентность врача-педагога". Эта программа была составлена в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образо­вательных программ.

Цели обучения:

■ создание условий для формирования и развития ком­муникативной компетентности и понимание ее ме­ста и значения как системообразующего компонента в профессиональной психолого-педагогической ком­петентности врача-педагога;

совершенствование общенаучных, инструментальных, социально-личностных и общекультурных компетен­ций преподавателя высшей школы, необходимых для профессиональной деятельности в инновационном университете;

формирование профессиональных педагогических умений преподавателей, направленных на развитие коммуникативной компетентности студентов, с учетом современных тенденций развития высшей медицин­ской школы.

В учебно-тематический план данной программы входит особый модуль, посвященный биоэтическим проблемам и психолого-педагогической тактике их обсуждения со сту­дентами-медиками и пациентами. Цель модуля - формиро­вание духовно-нравственной культуры врача, деонтологически грамотного отношения к пациенту, а также необходимых коммуникативных навыков (умения точно выражать мысли, сотрудничать с пациентом и его родственниками).

Слушатели программы должны получить представление о роли ценностно-смысловых и этических факторов в меди­цинской деятельности, научиться психологически грамотно и этически правильно планировать профессиональный кон­такт с пациентом и его родственниками, используя принципы ценностно-смыслового подхода для профилактики и разре­шения медико-деонтологических казусов.

На практических занятиях анализировали взаимосвязи духовного, психического и соматического здоровья человека, особенности внутренней картины болезни, нарушение нрав­ственных норм как одного из возможных факторов риска развития различных заболеваний. Проработка этих аспектов профессиональной деятельности актуальна для врачей всех медицинских специальностей, включая врача-инфекциониста.

К примеру, приверженность терапии в лечении инфек­ционных заболеваний имеет огромное социальное и мо­ральное значение. Поэтому целенаправленное следование врачебным рекомендациям является не только личным вы­бором пациента, оно затрагивает проблему сохранения об­щественного здоровья. Кроме того, неадекватные действия больного человека могут наносить ущерб другим людям. Так, несмотря на предупреждения врачей, некоторые ВИЧ-инфицированные из-за обиды на судьбу и досады на себя, из чувства озлобления, мести и ненависти намеренно вступают в новые половые связи. По признанию пациента, будучи одной ногой в могиле, он скрыл свою болезнь от партнеров и злорадствовал, когда те стали его друзьями по несчастью. Вот такая изощренная форма ВИЧ-терроризма - "кровавая" месть, точнее месть через кровь! Слушателям полезно приво­дить подобные факты [3, 4].

Еще один существенный момент. Ухудшение состояния здоровья и качества жизни нередко обусловлено субъектив­ными переживаниями пациентов, связанными с духовными и социальными последствиями заболевания. Например, страдающие туберкулезом, венерическим болезнями, вирус­ными гепатитами и ВИЧ/СПИДом понимают, что сталкива­ются с серьезными ограничениями и вызовами (уменьшение повседневной активности, временная нетрудоспособность, тяжелая инвалидность, разлука с семьей, отчаяние и страх перед своим будущим, приступы боли, смерть и т.д.).

При этом отношение к таким больным со стороны обще­ства чрезвычайно значимо для их самооценки и качества жизни. Например, стигматизация (черное пятно в биогра­фии) связано с недостаточной информированностью насе­ления. Прежде всего это ложное представление, будто бы ту­беркулез, инфекции, передающиеся половым путем (ИППП), вирусные гепатиты и ВИЧ/СПИД всегда и обязательно явля­ются закономерным результатом аморального, асоциального поведения. Вследствие такого "социального пятна" боль­ные подвергаются дискриминации и еще сильнее чувствуют свою ущербность.

Поэтому понимание психологических особенностей тех, кто страдает социально опасными инфекциями, поможет врачу строить доверительные отношения с больными и соз­давать атмосферу сотрудничества в процессе диагностики, лечения, реабилитации и профилактики. А это в свою оче­редь приведет к тому, что пациенты быстрее преодолеют внутреннее сопротивление врачебным рекомендациям и бу­дут охотнее обращаться за помощью в специализированные учреждения.

Деонтологически грамотный подход к инфекционному больному

На кафедре педагогики и психологии ФГБОУ ВО "Мо­сковский государственный медико-стоматологический уни­верситет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России в рам­ках исследования "Введение в духовную культуру врача" (руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н.В. Кудрявая, исполнитель - кандидат медицинских наук, доцент К.В. Зорин) проводили обучение студентов лечеб­ного и стоматологического факультетов. Суть этой 18-летней работы по духовно-нравственному развитию и деонтологическому воспитанию студентов-медиков отражена в ряде публикаций [3-5].

Проблемно-проектные семинары, деловые игры, со­вместные обсуждения видеоматериалов и медико-деонтологических задач на смысл хорошо способствуют развитию нравственного сознания будущих врачей. Главный тезис таков: высокогуманный смысл врачевания реализуется не только в квалифицированном клиническом мышлении, но и в психологически и нравственно безупречном поведении врача.

Отсюда вытекает значимость консультаций и дискуссий по биоэтическим, деонтологическим и ценностно-смысло­вым проблемам медицины. На практике это существенно уменьшает или даже вовсе предотвращает медико-деонтологические ошибки и казусы. В ходе дискуссий обсуждались экзистенциальные проблемы человеческого существования, наиболее остро возникающие именно во врачебной деятель­ности. Круг этих проблем чрезвычайно широк: смысл жизни, смысл врачевания и смысл болезни, выбор между жизнью и смертью (аборт, эвтаназия, суицид), лечение тяжелоболь­ного ребенка, особенности терапии и реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией и, конечно же, социально зна­чимыми инфекциями.

Студенты по-разному реагировали на предложение уча­ствовать в подобных дискуссиях. Зачастую отказывались под предлогом того, что в данной области якобы нет этиче­ских проблем, но иногда, наоборот, отмечалось стремление к серьезному анализу для дальнейшей профилактики воз­можных ошибок. Интерес обусловлен тем, что медико-деонтологические ошибки весьма многогранны, возникают по­вседневно и безотлагательно требуют исправления.

Психологическая поддержка и сопровождение инфек­ционных больных требуют строгого соблюдения этико-деонтологических норм, поскольку они напрямую связаны с психосоциальными установками и стереотипами, существу­ющими в обществе. Морально-этические проблемы, вызван­ные ИППП, вирусными гепатитами и ВИЧ/СПИДом, многооб­разны. В частности это определяется высокой опасностью и распространенностью названных заболеваний, обусловленными сугубо интимными аспектами (сексуальными извращениями, девиантным поведением, употреблением наркотиков и пр.). Применительно к таким пациентам не­обходимо конкретизировать важнейшие вопросы медицин­ской этики: сохранение врачебной тайны, уважение авто­номии личности, предупреждение дискриминации в связи с характером заболевания, право на лечение, социальную защиту и т.д.

Вот пример недопустимого морального осуждения со стороны врача. Изучая жалобы и медико-экспертные доку­менты больного, врач увидела в одной из выписок диагноз "ВИЧ-инфекция". Изменив тон, она мгновенно возмутилась: "Т-а-а-а-к! Ничего себе! Жалуемся на боль в коленях, а про СПИД молчим! А, позвольте узнать, любезнейший, где это вы его подцепили? Что, наркоман? Или любитель женщин?" Далее врач продолжила гневную тираду-отповедь: "Гуляют себе, живут в свое удовольствие, а потом топают за инвалид­ностью..." [6].

По сути, горе-доктор сразу же, без выяснения анамнеза причислила данного больного к представителю маргиналь­ных групп и тем глубоко оскорбила его. На фоне общей психологической уязвленности это может спровоцировать непредсказуемые асоциальные реакции и выраженные пси­хогенные изменения, вплоть до депрессии и суицида у па­циента.

Еще один факт бестактного отношения. Женщина сред­них лет долго ожидает очередь на прием. Заботливый медрегистратор советует ей скоротать время и пообедать в столо­вой. Услышав это, врач громко, на весь коридор выражает недовольство: "Ты что? Мы в эту столовую тоже ходим есть! А у нее гепатит все-таки." [6].

Цинично-язвительные высказывания врачей вызы­вают у больных чувство боли, вины, отчуждения и страха, усугубляемые общественным презрением, либо агрессию как защитную реакцию на вербальное психологическое нападение. Отсюда - межличностные инциденты и кон­фликты.

Психологическое сопровождение терапии инфекционных заболеваний

О важности психологического знания в инфектологии свидетельствуют многочисленные научные исследования, учебно-методические пособия, лекционные и практические занятия, проводимые факультетом клинической психологии совместно с кафедрой инфекционных болезней и эпидеми­ологии ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Мин­здрава России. К примеру, психологические аспекты оказания специализированной медицинской помощи при ВИЧ/ СПИДе изложены в ряде солидных публикаций [1, 9, 10].

На кафедре психологического консультирования, пси­хокоррекции и психотерапии аспирант В.В. Огарев прово­дит исследование, посвященное особенностям мотивации и эмоционального реагирования на болезнь у пациентов с хроническим вирусным гепатитом С (научный руководи­тель - заведующий кафедрой, доктор медицинских наук, профессор В.Л. Малыгин, научный консультант - доктор ме­дицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии К.Р. Дудина). Изучены психопатологи­ческие расстройства 50 больных хроническим гепатитом С, наблюдавшихся амбулаторно сотрудниками кафедры инфек­ционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России на базе ГБУЗ "Ин­фекционная клиническая больница № 1" Департамента здравоохранения г. Москвы [7].

На основании проведенного исследования сделаны сле­дующие выводы:

необходим личностный подход при ведении пациента, учитывающий особенности его эмоционального ре­агирования, мотивацию к лечению и выбор психотерапевтической стратегии для улучшения психологиче­ского статуса;

низкая мотивация к лечению и преодолению болезни сопряжена с высоким уровнем печали, враждебности и гнева, что побуждает пациента оценивать свою бо­лезнь как катастрофу;

высокий уровень терапевтического альянса (врач-инфекционист-клинический психолог-пациент) явля­ется положительным компонентом и повышает готовность пациента к действиям по преодолению болезни;

психологическая зрелость пациента влияет на его го­товность к действиям по преодолению болезни [8].

В целом научное исследование В.В. Огарева убеди­тельно показывает, что даже суперсовременная техника не заменяет профессионального взаимодействия со стра­дающим человеком - умения найти индивидуальный под­ход, собрать анамнез, выявить психологические особен­ности собеседника, увидеть внутреннюю картину болезни и т.д. Данные выводы верны, по сути, для больных лю­бым инфекционным и неинфекционным заболеванием. А это снова и снова подчеркивает важность психологии и педагогики неконфликтного сотрудничества доктора и пациента.

Вот почему можно только приветствовать, что под ру­ководством декана факультета клинической психологии и заведующей кафедрой клинической психологии ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, док­тора медицинских и психологических наук, профессора Н.А. Сироты студентам-медикам преподаются весьма акту­альные дисциплины: "Психология общения" и "Психологи­ческое сопровождение лечебного процесса". Студентов об­учают грамотно, соблюдая нормы профессиональной этики, организовывать психологическую помощь и поддержку па­циентам, их родственникам и близкому окружению. Обуча­ющиеся получают ценные знания, умения и навыки для соз­дания благоприятной психологической среды при лечении пациентов, страдающих различными заболеваниями (вклю­чая инфекционные).

А на кафедре общей психологии ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России под руководством кандидата психологических наук, профессора Е.В. Орестовой ведутся занятия со студентами лечебного факультета по основам медицинской психологии. В частности обсуж­даются проблемы построения бесконфликтного коммуни­кативного пространства, предполагающего сотрудничество с пациентом и соблюдение этико-деонтологических прин­ципов. Студенты учатся находить индивидуальный подход к пациенту, учитывать особенности его личности, характера, темперамента и отношения к здоровью, болезни и лечению в различном возрасте, достойно выходить из стрессовых ситуаций, делая корректные обоснованные замечания, из­бегая морального осуждения, не навязывая своего миро­воззрения, не демонстрируя презрения к представителям маргинальных групп и т.д. Все это крайне важно и для про­филактики ятрогенных заболеваний, вызванных неосторож­ным или бестактным отношением медицинских работников к пациенту.

Таким образом, сотрудничество врача и пациента ин­фекционного профиля является необходимым условием создания терапевтического альянса и успешного осущест­вления медицинской деятельности. Умение найти индиви­дуальный, личностно-ориентированный подход к каждому больному в значительной степени зависит от коммуника­тивной и ценностно-смысловой компетентности врача. По­этому до- и последипломное непрерывное медицинское образование должно формировать и совершенствовать личностные качества специалиста. Отсюда следует необхо­димость разработки и введения в учебный процесс специ­альных образовательных модулей, в рамках которых врач-педагог обучает студентов и курсантов культуре общения и нравственно-просветительской работе с разными группами населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зорин К. Инфекционные заболевания и стиль жизни // Мед. га­зета. 27.11.2015. № 89. С. 12.

2. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Итоги работы выездного заседания : учебно-методической комиссии по инфекционным болезням УМО Минздрава России в Астрахани // Инфекц. болезни. 2015. № 4 (13). С. 15-16.

3. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Духовно-нравственные и просвети­тельские аспекты врачебной деятельности в области инфекционных болезней // Инфекц. болезни. 2015. № 3. С. 8-12.

4. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Педагогические и ценностно-смыс­ловые подходы к изучению инфекционных болезней: от истории к со­временности // Инфекц. болезни. 2015. № 4. С. 20-24.

5. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. др. Нравственно-просветительские аспекты деятельности врача-педагога. М. : РИО МГМСУ, 2015. 384 с.

6. Морозова Е.В., Дымочка М.А. Козлов С.И., Жукова Е.В. и др. Этика и деонтология в практической деятельности специалистов учреж­дений медико-социальной экспертизы, тактика бесконфликтного пове­дения : методическое пособие. М., 2013. 43 с.

7. Валишин Д.А., Воробьева Т.В., Мартынов Ю.В., Мурзабаева Р.Т. и др. Вопросы оказания специализированной медицинской помощи па­циентам с ВИЧ-инфекцией и заболеваниями, передающимися половым путем. М., 2011. 222 с.

8. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Мазус А.И. Приверженность те­рапии ВИЧ-инфицированных лиц и больных СПИДом : учебное пособие для врачей. М., 2008. 27 с.

9. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Мазус А.И. Приверженность те­рапии ВИЧ-инфицированных лиц и больных СПИДом : учебное пособие для пациентов. М., 2008. 10 с.

10. Огарев В.В., Дудина К.Р., Малыгин В.Л. Анализ частоты раз­вития психопатологических расстройств у больных хроническим гепа­титом С, получавших двойную противовирусную терапию // Психиче­ское здоровье. 2014. № 11 (102). С. 44-51.

11. Огарев В.В., Малыгин В.Л., Дудина К.Р. Особенности мотивации и эмоционального реагирования на болезнь больных хроническим ви­русным гепатитом С // Материалы VIII Ежегодного Всероссийского кон­гресса по инфекционным болезням с международным участием: Москва, 28-30 марта. М., 2016.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»