Современные социально-экономические условия диктуют необходимость повышения качества и интенсификации медицинского образования с учетом требований действующего Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Развитие компетенций позиционируется как цель ФГОС, а ключевое понятие этого документа - компетенция - подразумевает не только способность, но и готовность применить на практике полученные в процессе обучения знания и навыки. Безусловно, эффективная профессиональная деятельность выпускника медицинского вуза требует от него полного освоения требуемого объема знаний и навыков, предусмотренных программой.
Другим не менее важным результатом обучения будущего врача должно стать формирование самоэффективности, т.е. его уверенности в своей способности эти знания и навыки успешно применить в процессе профессиональной деятельности.
Что такое самоэффективность?
Понятие "самоэффективность", введенное классиком мировой психологии Альбертом Бандурой еще в 1977 г. [1], обозначает "суждение людей о собственной способности организовать и осуществить последовательность действий для достижения определенных результатов" и около 40 лет широко используется во всех областях, начиная с международных отношений и заканчивая спортом высоких достижений.
Как показано на рисунке, ожидаемый результат -это следствие представления индивида о результате определенного поведения, а ожидаемая эффективность (успешность) - убежденности в собственной способности успешно произвести определенное действие для получения конкретного результата.
"Люди повседневно корректируют собственное психосоциальное функционирование посредством механизмов деятельности личности. Не существует механизма, более важного и универсального, чем уверенность в личной эффективности: пока люди не поверят, что смогут достичь желаемого своими усилиями, у них невелик стимул к действию. Таким образом, уверенность в собственной эффективности является главной основой для действия. Люди строят собственную жизнь, основываясь на своей уверенности в личной эффективности" [2]. Таким образом, для успешного выполнения задания недостаточно обладать соответствующими знаниями и умениями - у человека обязательно должна присутствовать уверенность в достижении желаемого результата своими действиями в обычных или нестандартных условиях. Эффективное функционирование требует как соответствующих навыков, так и уверенности в собственной способности их должным образом применить. Оба эти компонента успешной деятельности не только совместно развиваются по мере роста и развития личности - они взаимно влияют друг на друга, что получило название "реципрокной каузации" [2].
Согласно концепции А. Бандуры [2], самоэффективность влияет на выбор поля деятельности, интенсивность и настойчивость прилагаемых индивидом усилий. Люди с низкой самоэффективностью в отношении выполнения какого-либо задания будут склонны избегать его, в то время как те, кто уверен в собственном успехе, скорее за него возьмутся. Высокая самоэффективность также сопровождается большей настойчивостью в преодолении сопутствующих трудностей, что особенно важно для личной успешности индивида. Таким образом, для достижения успеха человеку требуется сформированное чувство целеспецифичной самоэффективности в сочетании с достаточной гибкостью для преодоления неизбежных жизненных препятствий. Важно, что автор теории в определении самоэффективности подразумевает уверенность в собственной успешности при достижении определенной цели в конкретных обстоятельствах [2].
Инструменты для оценки самоэффективности
Поскольку самоэффективность является внутренним ощущением уверенности личности в своих силах перед поставленным вызовом, то естественным (если не единственным) методом ее оценки является грамотно составленный опросник. Вопросы в подобных анкетах предлагают оценить собственную уверенность респондента в успешном вы- полнении того или иного действия в конкретных условиях. C методической точки зрения оптимальным вариантом считается использование 5-9-ступенчатой оценочной шкалы Лайкерта. Размер опросника зависит от масштаба изучаемого явления и его сложности, хотя в большинстве случаев считается, что в окончательный вариант анкеты достаточно включить 6-10 четко сформулированных вопросов [3].
В частности общая самоэффективность подразумевает уверенность респондента в своей способности совладать с широким кругом незнакомых ситуаций и насчитывает несколько инструментов для оценки. Наиболее в отечественной практике широко распространена шкала общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема, адаптированная в российском варианте В.Г. Ромеком [4]. Другой популярный в России опросник М. Шерера и Дж. Маддукса в адаптации А.В. Бояринцевой [5] позволяет оценить не только общую, но и социальную самоэффективность. Имеются и другие, менее известные у нас шкалы для оценки воспринимаемой общей самоэффективности [6].
Изучение и развитие самоэффективности широко распространено при подготовке кадров для работы во многих сферах деятельности, включая спорт, военное дело, бизнес, здравоохранение и образование. Особое значение имеет целенаправленное формирование самоэффективности, как академической, так и профессиональной, в процессе подготовки специалиста в стенах высшей школы. Для более подробного знакомства с современным состоянием этого вопроса можно использовать подготовленное и изданное Томским государственным университетом учебное пособие "Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи" [7].
Обращение к концепту самоэффективности особенно актуально в настоящее время, когда выпускник медицинского вуза должен приступить к практической деятельности сразу после получения врачебного диплома. Это обстоятельство накладывает особую ответственность не только на начинающего врача, но и на его альма-матер, отвечающую за профессиональную эффективность своего выпускника.
Следует отметить, что в области медицинского образования самоэффективность (академическая и профессиональная) пользуется неизменным вниманием специалистов в качестве объекта изучения и педагогического воздействия в процессе профессиональной подготовки врача. Независимо от сторонних оценок успехов студента, именно его собственная уверенность в способности к успешным действиям в заданной ситуации является залогом сложившейся профессиональной самоидентификации и главным мерилом собственной удовлетворенности обучением.
Общая академическая самоэффективность. Первый опыт авторов
По мнению авторитетного ученого Барри Циммермана, самоэффективность является важнейшей мотивацией к обучению [8], поэтому мы решили обратиться к общей академической самоэффективности как предиктору успешности профессионального обучения студента, в том числе медицинского вуза.
Для оценки общей академической самоэффективности обучающихся в вузах любого профиля широко применяется популярный во всем мире, но неизвестный в России опросник Стивена Оуэна и Робина Фромана (College Academic Self-Efficacy Scale - CASES), включающий 33 вопроса по основным направлениям внутривузовской деятельности студентов [9]. Составители опросника оценивали академическую самоэффективность в баллах от 1 до 5 и рассматривали средний балл по всем вопросам как количественную характеристику изучаемого конструкта.
Авторы настоящей статьи с любезного разрешения профессора Оуэна взяли на себя смелость перевести на русский язык оригинальный вариант (см. Приложение) и провели пилотное исследование среди 656 студентов лечебного и стоматологического факультетов ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России. Следует отметить, что предложенные вопросы не вызывали трудностей при восприятии нашими респондентами, а сама шкала показала высокую внутреннюю согласованность в русскоязычном варианте (α=0,87). Как и ожидалось, самоэффективность и академическая успеваемость продемонстрировали статистически достоверную прямую взаимосвязь. Средние величины изучаемого показателя у студентов III курсов лечебного и стоматологического факультета, а также у студентов III и VI курсов лечебного факультета оказались практически идентичными, что не позволило выявить каких-либо различий академической самоэффективности в зависимости от специальности и года обучения респондентов. Тем не менее мониторинг и коррекция академической самоэффективности в процессе обучения представляются важными предпосылками повышения результативности усилий медицинского вуза в профессиональной подготовки будущих врачей.
Самоэффективность в профессиональном медицинском образовании
Энтони Артино-младший в 2012 г. в своей оригинальной статье "Академическая самоэффективность: от педагогической теории к практике обучения" показал значение и возможности измерения, мониторирования и коррекции самоэффективности студентов-медиков в процессе обучения в вузе [10]. Именно эта работа может быть рекомендована для первоначального знакомства заинтересованного читателя с обсуждаемой здесь проблемой.
В недавней публикации, посвященной оценке интегральной самоэффективности студента медицинского вуза по шкале ключевых компетенций (Medical Achievement Self-efficacy Scale - MASS), состоящей из 18 пунктов с 5 вариантами ответов, авторы сделали вывод, что полученные показатели с высокой степенью достоверности предсказывают уровень успеваемости респондентов [11].
В приложении к исследовательской работе c аналогичной целью другие исследователи использовали шкалу научной самоэффективности (Research Self-Efficacy Scale - RSES), которая позволила выявить повышение воспринимаемой уверенности студентов после интенсивных летних курсов по планированию и выполнению научных исследований [12].
Инструмент для более детального изучения самоэффективности в отношении проведения клинических исследований был предложен Б. Миллз и соавт. [13] и состоял из 92 вопросов, касающихся 10 аспектов деятельности респондентов, на момент опроса обучавшихся в профильной магистратуре. Индекс самоэффективности был признан важным промежуточным показателем будущей научной продуктивности, что позволило авторам рекомендовать его для текущего контроля и оценки успешности выполнения учебных программ.
К оценке самоэффективности зарубежные врачи-педагоги постоянно обращаются для получения обратной связи и повышения качества подготовки будущих медицинских работников. В частности уверенность в собственной эффективности применялась для оценки компетенций в сфере коммуникаций с коллегами [14] и пациентами [15, 16], практического применения пациент-ориентированного подхода студентами и врачами [17], овладения базисными мануальными навыками на старших курсах обучения медсестринскому делу [18].
Последние достижения в применении концепта самоэффективности при обучении студентов-медиков и других медицинских работников регулярно освещаются ведущими академическими журналами ("Medical Teacher", "Academic Medicine", "Perspectives on Medical Education" и др.), в которых ежегодно публикуются десятки статей, посвященных обсуждаемому вопросу. Целый ряд серьезных исследований на эту тему представлен в материалах ежегодных конференций Международной ассоциации по медицинскому образованию за последние годы (http://amee.org/conferences/amee-past-conferences).
К сожалению, в доступных отечественных источниках нам не удалось найти указаний на сколько-нибудь значимый опыт изучения и использования самоэффективности студентов в процессе обучения в высшей медицинской школе. В то же время самоэффективность студента-медика представляет несомненный практический интерес, отражая не только результат образовательных усилий вуза, но и общественную полезность будущего врача как профессионала в области здравоохранения. Выпускник с отличной академической успеваемостью, но низкой самоэффективностью не будет уверен в собственной способности оказания помощи людям в экстренных ситуациях, например, человеку, внезапно потерявшему сознанию на улице, или женщине, у которой начались роды. Отсутствие должной самоэффективности в избранной специальности также может стать главным побудительным фактором к отказу от врачебной карьеры.
Разработка, валидизация и применение опросников для оценки самоэффективности будущего врача как критерия успешности его профессиональной подготовки должны проводиться с учетом специфики конкретного предмета и условий применения полученных знаний и навыков.
Ценным подспорьем врачу-педагогу, который возьмется за разработку подобных опросников, несомненно, послужит опубликованное в журнале "Medical Teacher" руководство Европейской ассоциации по медицинскому образованию (AMEE) № 87 "Разработка опросников для исследований в сфере образования" [3]. Важный момент, на который делается акцент в этом руководстве, - точное определение масштаба объекта, в отношении которого проводится данное исследование.
Например, применительно к учебной дисциплине "Инфекционные болезни" при оценке уверенности обучающегося в освоении базовых клинических компетенций опросник может быть сфокусирован на оценку умений:
■ проводить полный физикальный осмотр пациента;
■ распознавать основные симптомы/синдромы (например, экзантема/энантема), характерные для инфекционной патологии;
■ проводить полный комплекс дифференциально-диагностических мероприятий у больного с подозрением на инфекционную патологию.
Таким образом, самоэффективность наряду со знаниями и умениями можно рассматривать как критерий профессиональной годности специалиста, а целенаправленную ее выработку в процессе обучения - в качестве несомненного преимущества отдельного вуза в условиях нарастающей конкуренции на рынке образовательных услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Bandura A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change // Psychol. Rev. 1977. Vol. 84, N 2. P. 191-215.
2. Bandura A. Self-Efficacy: The Exercise of Control. New York : W.H. Freeman and Company, 1997. 604 p.
3. Artino A.R. Jr., la Rochelle J.S., Dezee K.J., Gehlbach H. Developing questionnaires for educational research: AMEE Guide No. 87 // Med. Teach. 2014. Vol. 36. P. 463-474.
4. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. C. 71-76.
5. Бояринцева А.В. Тест на самоэффективность / Митина Л.М. // Психология развития конкурентоспособной личности. М. : Изд-во МПСУ; Воронеж : МОДЕК, 2003. С. 217-219.
6. Chen G., Gully S.M., Eden D. Validation of a new general self-efficacy scale // Organ. Res. Methods. 2001. Vol. 4, N 1. P. 62-83.
7. Краснорядцева О.М., Кабрин В.И., Муравьева О.И. и др. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи : учебное пособие. Томск : ИД ТГУ, 2014. 274 с.
8. Zimmerman B.J. Self-efficacy: an essential motive to learn //Contemp. Educ. Psychol. 2000. Vol. 25. P. 82-91.
9. Owen S.V., Froman R.D. Development of a college academic self-efficacy scale. Paper presented at the 1988 annual meeting of the National Council on Measurement in Education. New Orleans, 1988. URl: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED298158.pdf
10. Artino A.R. Jr. Academic self-efficacy: from educational theory to instructional practice // Perspect. Med. Educ. 2012. Vol. 1, N 2. P.76-85.
11. Turan S., Valcke M., de Maeseneer J. et al. A novel Medical Achievement Self-Efficacy Scale (MASS): a valid and reliable tool // Med. Teach. 2013. Vol. 35. P. 575-580.
12. Dumbauld J., Black M., Depp C. et al. Association of learning styles with research self-efficacy: study of short-term research training program for medical students // Clin. Transl. Sci. 2014. Vol. 7, N 6. P. 489-492.
13. Mills B.A., Caetano R., Rhea A.E. Factor structure of the Clinical Research Appraisal Inventory (CRAI) // Eval. Health Prof. 2014. Vol. 37, N 1. P. 71-82.
14. Hagemeier N., Hess R. Jr., Hagen K., Sorah E. Impact of an interprofessional communication course on nursing, medical, and pharmacy students' communication skill self-efficacy beliefs // Am. J. Pharm. Educ. 2014. Vol. 78, N 10. P. 1-10.
15. Mandrusiak A., Isles R., Chang A. et al. Senior physiotherapy students as standardized patients for junior students enhances self-efficacy and satisfaction in both junior and senior students // BMC Med. Educ. 2014. Vol. 14. P. 105. doi: 10.1186/1472-6920-14-105.
16. Ghaffarifar S., Ghofranipour F., Ahmadi F. et al. The causal relationship between interns' knowledge and self-efficacy and their value in predicting the interns' communication behavior with patients // Int. J. Community Based Nurs. Midwifery. 2015. Vol. 3, N 4. P. 263-271.
17. Zachariae R., O'Connor M., lassesen B. et al. The self-efficacy in patient-centeredness questionnaire - a new measure of medical student and physician confidence in exhibiting patient-centered behaviors // BMC Med. Educ. 2015. Vol. 15. P. 150. doi: 10.1186/s12909-015-0427-x
18. Abdal M., Alavi N.M., Adib-Hajbaghery M. Clinical self-efficacy in senior nursing students: a mixed-methods study // Nurs. Midwifery Stud. 2015. Vol. 4, N 3. Article ID e29143. doi: 10.17795/nmsjournal29143