Самоэффективность как необходимый элемент формирования компетенции в медицинском образовании: взгляд врача-педагога

РезюмеВ статье авторы обращаются к концепту самоэффективности применительно к высшему медицинскому образованию, обосновывают его значение для формирования компетентного врача, дают обзор существующих инструментов для оценки общей, академической и профессиональной самоэффективности. Приведены данные о первом отечественном опыте оценки авторами общей академической самоэффективности в медицинском вузе с помощью опросника CASES. Обоснована целесообразность разработки и внедрения оригинальных шкал для оценки эффективности обучения клиническим дисциплинам в российской академической практике, включая инфекционные болезни.

Ключевые слова:профессиональное медицинское образование, самоэффективность, инфекционные болезни

Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2016. № 3. С. 24-29.

Современные социально-экономические условия дикту­ют необходимость повышения качества и интенсифи­кации медицинского образования с учетом требований действующего Федерального государственного образова­тельного стандарта (ФГОС). Развитие компетенций позицио­нируется как цель ФГОС, а ключевое понятие этого докумен­та - компетенция - подразумевает не только способность, но и готовность применить на практике полученные в про­цессе обучения знания и навыки. Безусловно, эффектив­ная профессиональная деятельность выпускника медицин­ского вуза требует от него полного освоения требуемого объема знаний и навыков, предусмотренных программой.

Другим не менее важным результатом обучения будущего врача должно стать формирование самоэффективности, т.е. его уверенности в своей способности эти знания и на­выки успешно применить в процессе профессиональной деятельности.

Что такое самоэффективность?

Понятие "самоэффективность", введенное классиком мировой психологии Альбертом Бандурой еще в 1977 г. [1], обозначает "суждение людей о собственной способно­сти организовать и осуществить последовательность действий для достижения определенных результатов" и около 40 лет широко используется во всех областях, начиная с международных отношений и заканчивая спортом высоких достижений.

Как показано на рисунке, ожидаемый результат -это следствие представления индивида о результате опре­деленного поведения, а ожидаемая эффективность (успеш­ность) - убежденности в собственной способности успешно произвести определенное действие для получения конкрет­ного результата.

"Люди повседневно корректируют собственное психо­социальное функционирование посредством механизмов деятельности личности. Не существует механизма, более важного и универсального, чем уверенность в личной эф­фективности: пока люди не поверят, что смогут достичь же­лаемого своими усилиями, у них невелик стимул к действию. Таким образом, уверенность в собственной эффективности является главной основой для действия. Люди строят соб­ственную жизнь, основываясь на своей уверенности в лич­ной эффективности" [2]. Таким образом, для успешного вы­полнения задания недостаточно обладать соответствующими знаниями и умениями - у человека обязательно должна присутствовать уверенность в достижении желаемого ре­зультата своими действиями в обычных или нестандартных условиях. Эффективное функционирование требует как со­ответствующих навыков, так и уверенности в собственной способности их должным образом применить. Оба эти ком­понента успешной деятельности не только совместно разви­ваются по мере роста и развития личности - они взаимно влияют друг на друга, что получило название "реципрокной каузации" [2].

Согласно концепции А. Бандуры [2], самоэффектив­ность влияет на выбор поля деятельности, интенсивность и настойчивость прилагаемых индивидом усилий. Люди с низкой самоэффективностью в отношении выполнения ка­кого-либо задания будут склонны избегать его, в то время как те, кто уверен в собственном успехе, скорее за него возь­мутся. Высокая самоэффективность также сопровождается большей настойчивостью в преодолении сопутствующих трудностей, что особенно важно для личной успешности индивида. Таким образом, для достижения успеха человеку требуется сформированное чувство целеспецифичной самоэффективности в сочетании с достаточной гибкостью для преодоления неизбежных жизненных препятствий. Важно, что автор теории в определении самоэффектив­ности подразумевает уверенность в собственной успеш­ности при достижении определенной цели в конкретных обстоятельствах [2].

Инструменты для оценки самоэффективности

Поскольку самоэффективность является внутренним ощущением уверенности личности в своих силах перед по­ставленным вызовом, то естественным (если не единствен­ным) методом ее оценки является грамотно составленный опросник. Вопросы в подобных анкетах предлагают оце­нить собственную уверенность респондента в успешном вы- полнении того или иного действия в конкретных условиях. C методической точки зрения оптимальным вариантом считается использование 5-9-ступенчатой оценочной шкалы Лайкерта. Размер опросника зависит от масштаба изучаемого явления и его сложности, хотя в большин­стве случаев считается, что в окончательный вариант ан­кеты достаточно включить 6-10 четко сформулированных вопросов [3].

В частности общая самоэффективность подразумевает уверенность респондента в своей способности совладать с широким кругом незнакомых ситуаций и насчитывает не­сколько инструментов для оценки. Наиболее в отечествен­ной практике широко распространена шкала общей самоэф­фективности Р. Шварцера и М. Ерусалема, адаптированная в российском варианте В.Г. Ромеком [4]. Другой популярный в России опросник М. Шерера и Дж. Маддукса в адаптации А.В. Бояринцевой [5] позволяет оценить не только общую, но и социальную самоэффективность. Имеются и другие, менее известные у нас шкалы для оценки воспринимаемой общей самоэффективности [6].

Изучение и развитие самоэффективности широко рас­пространено при подготовке кадров для работы во многих сферах деятельности, включая спорт, военное дело, бизнес, здравоохранение и образование. Особое значение имеет целенаправленное формирование самоэффективности, как академической, так и профессиональной, в процессе под­готовки специалиста в стенах высшей школы. Для более подробного знакомства с современным состоянием этого вопроса можно использовать подготовленное и изданное Томским государственным университетом учебное пособие "Психологические практики диагностики и развития само­эффективности студенческой молодежи" [7].

Обращение к концепту самоэффективности особенно ак­туально в настоящее время, когда выпускник медицинского вуза должен приступить к практической деятельности сразу после получения врачебного диплома. Это обстоятельство накладывает особую ответственность не только на начина­ющего врача, но и на его альма-матер, отвечающую за про­фессиональную эффективность своего выпускника.

Следует отметить, что в области медицинского образо­вания самоэффективность (академическая и профессио­нальная) пользуется неизменным вниманием специалистов в качестве объекта изучения и педагогического воздействия в процессе профессиональной подготовки врача. Неза­висимо от сторонних оценок успехов студента, именно его собственная уверенность в способности к успешным дей­ствиям в заданной ситуации является залогом сложившейся профессиональной самоидентификации и главным мерилом собственной удовлетворенности обучением.

Общая академическая самоэффективность. Первый опыт авторов

По мнению авторитетного ученого Барри Циммермана, самоэффективность является важнейшей мотивацией к об­учению [8], поэтому мы решили обратиться к общей акаде­мической самоэффективности как предиктору успешности профессионального обучения студента, в том числе меди­цинского вуза.

Для оценки общей академической самоэффективности обучающихся в вузах любого профиля широко применяется популярный во всем мире, но неизвестный в России опрос­ник Стивена Оуэна и Робина Фромана (College Academic Self-Efficacy Scale - CASES), включающий 33 вопроса по основным направлениям внутривузовской деятельности студентов [9]. Составители опросника оценивали академическую само­эффективность в баллах от 1 до 5 и рассматривали средний балл по всем вопросам как количественную характеристику изучаемого конструкта.

Авторы настоящей статьи с любезного разрешения про­фессора Оуэна взяли на себя смелость перевести на русский язык оригинальный вариант (см. Приложение) и провели пилотное исследование среди 656 студентов лечебного и стоматологического факультетов ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России. Следует отметить, что предложенные вопросы не вызывали трудностей при восприятии нашими респондентами, а сама шкала показала высокую внутреннюю согласованность в русскоязычном варианте (α=0,87). Как и ожидалось, самоэффективность и академическая успеваемость продемонстрировали стати­стически достоверную прямую взаимосвязь. Средние вели­чины изучаемого показателя у студентов III курсов лечеб­ного и стоматологического факультета, а также у студентов III и VI курсов лечебного факультета оказались практически идентичными, что не позволило выявить каких-либо разли­чий академической самоэффективности в зависимости от специальности и года обучения респондентов. Тем не менее мониторинг и коррекция академической самоэффективно­сти в процессе обучения представляются важными предпо­сылками повышения результативности усилий медицинского вуза в профессиональной подготовки будущих врачей.

Самоэффективность в профессиональном медицинском образовании

Энтони Артино-младший в 2012 г. в своей оригинальной статье "Академическая самоэффективность: от педагогиче­ской теории к практике обучения" показал значение и воз­можности измерения, мониторирования и коррекции само­эффективности студентов-медиков в процессе обучения в вузе [10]. Именно эта работа может быть рекомендована для первоначального знакомства заинтересованного чита­теля с обсуждаемой здесь проблемой.

В недавней публикации, посвященной оценке ин­тегральной самоэффективности студента медицинского вуза по шкале ключевых компетенций (Medical Achievement Self-efficacy Scale - MASS), состоящей из 18 пунктов с 5 вариантами ответов, авторы сделали вывод, что полученные показатели с высокой степенью достоверности предсказывают уровень успеваемости ре­спондентов [11].

В приложении к исследовательской работе c анало­гичной целью другие исследователи использовали шкалу научной самоэффективности (Research Self-Efficacy Scale - RSES), которая позволила выявить повышение вос­принимаемой уверенности студентов после интенсивных летних курсов по планированию и выполнению научных исследований [12].

Инструмент для более детального изучения самоэф­фективности в отношении проведения клинических иссле­дований был предложен Б. Миллз и соавт. [13] и состоял из 92 вопросов, касающихся 10 аспектов деятельности ре­спондентов, на момент опроса обучавшихся в профильной магистратуре. Индекс самоэффективности был признан важным промежуточным показателем будущей научной про­дуктивности, что позволило авторам рекомендовать его для текущего контроля и оценки успешности выполнения учеб­ных программ.

К оценке самоэффективности зарубежные врачи-педа­гоги постоянно обращаются для получения обратной связи и повышения качества подготовки будущих медицинских работников. В частности уверенность в собственной эф­фективности применялась для оценки компетенций в сфере коммуникаций с коллегами [14] и пациентами [15, 16], прак­тического применения пациент-ориентированного подхода студентами и врачами [17], овладения базисными мануаль­ными навыками на старших курсах обучения медсестрин­скому делу [18].

Последние достижения в применении концепта само­эффективности при обучении студентов-медиков и других медицинских работников регулярно освещаются ведущими академическими журналами ("Medical Teacher", "Academic Medicine", "Perspectives on Medical Education" и др.), в кото­рых ежегодно публикуются десятки статей, посвященных об­суждаемому вопросу. Целый ряд серьезных исследований на эту тему представлен в материалах ежегодных конференций Международной ассоциации по медицинскому образованию за последние годы (http://amee.org/conferences/amee-past-conferences).

К сожалению, в доступных отечественных источниках нам не удалось найти указаний на сколько-нибудь значи­мый опыт изучения и использования самоэффективности студентов в процессе обучения в высшей медицинской школе. В то же время самоэффективность студента-медика представляет несомненный практический интерес, отражая не только результат образовательных усилий вуза, но и об­щественную полезность будущего врача как профессионала в области здравоохранения. Выпускник с отличной акаде­мической успеваемостью, но низкой самоэффективностью не будет уверен в собственной способности оказания по­мощи людям в экстренных ситуациях, например, человеку, внезапно потерявшему сознанию на улице, или женщине, у которой начались роды. Отсутствие должной самоэффективности в избранной специальности также может стать главным побудительным фактором к отказу от врачебной карьеры.

Разработка, валидизация и применение опросников для оценки самоэффективности будущего врача как критерия успешности его профессиональной подготовки должны про­водиться с учетом специфики конкретного предмета и усло­вий применения полученных знаний и навыков.

Ценным подспорьем врачу-педагогу, который возьмется за разработку подобных опросников, несомненно, послужит опубликованное в журнале "Medical Teacher" руководство Европейской ассоциации по медицинскому образованию (AMEE) № 87 "Разработка опросников для исследований в сфере образования" [3]. Важный момент, на который де­лается акцент в этом руководстве, - точное определение масштаба объекта, в отношении которого проводится данное исследование.

Например, применительно к учебной дисциплине "Ин­фекционные болезни" при оценке уверенности обучающе­гося в освоении базовых клинических компетенций опрос­ник может быть сфокусирован на оценку умений:

проводить полный физикальный осмотр пациента;

распознавать основные симптомы/синдромы (напри­мер, экзантема/энантема), характерные для инфекци­онной патологии;

проводить полный комплекс дифференциально-диа­гностических мероприятий у больного с подозрением на инфекционную патологию.

Таким образом, самоэффективность наряду со знаниями и умениями можно рассматривать как критерий профессио­нальной годности специалиста, а целенаправленную ее вы­работку в процессе обучения - в качестве несомненного преимущества отдельного вуза в условиях нарастающей кон­куренции на рынке образовательных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bandura A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change // Psychol. Rev. 1977. Vol. 84, N 2. P. 191-215.

2. Bandura A. Self-Efficacy: The Exercise of Control. New York : W.H. Freeman and Company, 1997. 604 p.

3. Artino A.R. Jr., la Rochelle J.S., Dezee K.J., Gehlbach H. Developing questionnaires for educational research: AMEE Guide No. 87 // Med. Teach. 2014. Vol. 36. P. 463-474.

4. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психо­логия. 1996. № 7. C. 71-76.

5. Бояринцева А.В. Тест на самоэффективность / Митина Л.М. // Психология развития конкурентоспособной личности. М. : Изд-во МПСУ; Воронеж : МОДЕК, 2003. С. 217-219.

6. Chen G., Gully S.M., Eden D. Validation of a new general self-efficacy scale // Organ. Res. Methods. 2001. Vol. 4, N 1. P. 62-83.

7. Краснорядцева О.М., Кабрин В.И., Муравьева О.И. и др. Пси­хологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи : учебное пособие. Томск : ИД ТГУ, 2014. 274 с.

8. Zimmerman B.J. Self-efficacy: an essential motive to learn //Contemp. Educ. Psychol. 2000. Vol. 25. P. 82-91.

9. Owen S.V., Froman R.D. Development of a college academic self-efficacy scale. Paper presented at the 1988 annual meeting of the National Council on Measurement in Education. New Orleans, 1988. URl: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED298158.pdf

10. Artino A.R. Jr. Academic self-efficacy: from educational theory to instructional practice // Perspect. Med. Educ. 2012. Vol. 1, N 2. P.76-85.

11. Turan S., Valcke M., de Maeseneer J. et al. A novel Medical Achievement Self-Efficacy Scale (MASS): a valid and reliable tool // Med. Teach. 2013. Vol. 35. P. 575-580.

12. Dumbauld J., Black M., Depp C. et al. Association of learning styles with research self-efficacy: study of short-term research training program for medical students // Clin. Transl. Sci. 2014. Vol. 7, N 6. P. 489-492.

13. Mills B.A., Caetano R., Rhea A.E. Factor structure of the Clinical Research Appraisal Inventory (CRAI) // Eval. Health Prof. 2014. Vol. 37, N 1. P. 71-82.

14. Hagemeier N., Hess R. Jr., Hagen K., Sorah E. Impact of an interprofessional communication course on nursing, medical, and pharmacy students' communication skill self-efficacy beliefs // Am. J. Pharm. Educ. 2014. Vol. 78, N 10. P. 1-10.

15. Mandrusiak A., Isles R., Chang A. et al. Senior physiotherapy students as standardized patients for junior students enhances self-efficacy and satisfaction in both junior and senior students // BMC Med. Educ. 2014. Vol. 14. P. 105. doi: 10.1186/1472-6920-14-105.

16. Ghaffarifar S., Ghofranipour F., Ahmadi F. et al. The causal relationship between interns' knowledge and self-efficacy and their value in predicting the interns' communication behavior with patients // Int. J. Community Based Nurs. Midwifery. 2015. Vol. 3, N 4. P. 263-271.

17. Zachariae R., O'Connor M., lassesen B. et al. The self-efficacy in patient-centeredness questionnaire - a new measure of medical student and physician confidence in exhibiting patient-centered behaviors // BMC Med. Educ. 2015. Vol. 15. P. 150. doi: 10.1186/s12909-015-0427-x

18. Abdal M., Alavi N.M., Adib-Hajbaghery M. Clinical self-efficacy in senior nursing students: a mixed-methods study // Nurs. Midwifery Stud. 2015. Vol. 4, N 3. Article ID e29143. doi: 10.17795/nmsjournal29143

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»