Краткий анализ состояния и деятельности системы здравоохранения Российской Федерации в целом
В Российской Федерации динамика улучшения демографических показателей и показателей здоровья населения, происходившая с 2005 по 2013 г., в последние 3 года замедлилась. Так, общий коэффициент смертности (ОКС -число умерших от всех причин на 1 тыс. населения) в 2013-2015 гг. стагнирует на уровне 13,0-13,1 случая на 1 тыс. населения (рис. 1) [1, 2]. Из материалов рис. 1 следует, что в настоящее время в Российской Федерации ОКС остается на 14% выше, чем в "новых" странах Евросоюза (ЕС) (Анализ демографических и других показателей в Российской Федерации проведен по сравнению с "новыми" странами ЕС, точнее с 8 из них: Венгрией, Латвией, Литвой, Польшей, Словакией, Словенией, Чехией, Эстонией ("новые-8"), которые имеют сопоставимый с Российской Федерацией ВВП на душу населения в год, т.е. так же экономически развиты, как и Российская Федерация.), и на 37% выше, чем в "старых" странах ЕС. Следует отметить, что в 1986 г. смертность в Российской Федерации была даже ниже, чем в "новых" странах ЕС, и такой же, как в "старых" странах ЕС; общий коэффициент смертности в те годы в Российской Федерации равнялся 10,4. В 2015 г. основными причинами смертности были неинфекционные заболевания: болезни системы кровообращения - 49%, новообразования -16%, внешние причины - 9%. От инфекционных заболеваний умерли 32,2 тыс. человек, что составило 2% умерших [1, 2].
&hide_Cookie=yes)
Ожидаемая продолжительность жизни (Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) - это число лет, которое в среднем предстояло бы прожить одному человеку из некоего гипотетического поколения, родившегося при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте остается таким, как в год, для которого вычислен этот показатель.) (ОПЖ) с 2006 г. в Российской Федерации начала заметно увеличиваться и в 2015 г. составила 71,4 года. Тем не менее она остается низкой: на 5,7 года меньше, чем в "новых-8" странах ЕС, и на 10,4 года меньше, чем в "старых" странах ЕС (соответственно 77,1 и 81,8 года) [3].
На рис. 2 представлена динамика общей заболеваемости населения в Российской Федерации. В последние 16 лет этот показатель постоянно растет, что, с одной стороны, объясняется ростом доли пожилого населения и более эффективной диагностикой заболеваний, с другой - ухудшением здоровья населения и неэффективностью системы профилактики и лечения заболеваний. В 1990 г. было зарегистрировано (выявлено) 107 тыс. случаев заболеваний на 100 тыс. населения, в 2014 г. - 160,9 тыс., т.е. рост составил 50%. Наблюдаемый рост заболеваемости коррелирует с ростом смертности населения за этот период [1].
&hide_Cookie=yes)
Во многом такие неудовлетворительные показатели здоровья населения связаны с проблемами, сложившимися в системе здравоохранения Российской Федерации, и основные из них - недостаточное государственное финансирование и дефицит медицинских кадров. В 2015 г. государственные расходы на здравоохранение составили 3,5% валового внутреннего продукта (ВВП), что в 1,4 раза ниже, чем в "новых-8" странах ЕС (5,0% ВВП). При этом в 2016 г. по сравнению с 2014 г. предусмотренное государственное финансирование здравоохранения уменьшилось на 15% (на 470 млрд руб.) в сопоставимых ценах с учетом инфляции и девальвации рубля.
Между тем очевидно, что увеличение государственного финансирования здравоохранения приводит к росту ОПЖ (рис. 3). В зоне государственного финансирования от 400 до 1700 $ППС (Паритет покупательной способности (ППС) (Райзберг Б.А. и др., 2007) - соотношение двух или нескольких денежных единиц, валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определенному набору товаров и услуг. ППС может быть общим, устанавливаемым по всему ВВП в целом, и частным, устанавливаемым по определенной группе товаров. Например, если один и тот же набор потребительских товаров, скажем, потребительская корзина, стоит 600 руб. в России и 100 долл. в США, то 1 долл. ППС = 6 руб. по данной потребительской корзине.) есть прямая зависимость между этими расходами и показателем ОПЖ. Как следует из рис. 3, для достижения ОПЖ 74 года необходимо, чтобы подушевые государственные расходы на здравоохранение составляли не менее 1200 $ППС, т.е. были в 1,32 раза больше расходов 2014 г. Дополнительно подтверждают это результаты Приоритетного национального проекта "Здоровье". В период его реализации с 2005 по 2009 г. государственные расходы на здравоохранение выросли на 16% в сопоставимых ценах, и, как следствие, ОКС снизился на 12%, а ОПЖ увеличилась на 3,4 года [4].
&hide_Cookie=yes)
В Российской Федерации в 2014 г. (без учета Крымского ФО) обеспеченность врачами без учета диетологов, физиотерапевтов, санитарно-эпидемиологических кадров, стоматологов и административной группы составила 3,6 на 1 тыс. населения (рис. 4). Это на 20% выше, чем в "новых" странах ЕС (3,2 врача на 1 тыс. населения) и практически на уровне "старых" стран ЕС (3,5 врача на 1 тыс. населения) [3]. Однако в Российской Федерации СКС в 1,4 раза выше, чем в "новых" странах ЕС, и в 2,1 раза выше, чем в "старых" странах ЕС, к тому же имеют место большие расстояния между населенными пунктами, соответственно обеспеченность стационарными койками и врачами должна быть выше [4].
&hide_Cookie=yes)
Результаты деятельности инфекционной службы Российской Федерации
Проблемы, имеющиеся в системе здравоохранения Российской Федерации, отражаются и на показателях работы инфекционной службы. С 1990 по 2015 г. коэффициент смертности (КС) от инфекционных болезней (ИБ) в Российской Федерации вырос в 1,9 раза и составил 23,5 случая на 100 тыс. населения. При этом в 2015 г. по сравнению с 2013 г. КС от ИБ вырос на 6% (рис. 5).
Стандартизованный коэффициент смертности от некоторых инфекционных и паразитарных болезней (СКС от ИБ) (Стандартизованный коэффициент смертности - это показатель, стандартизованный по возрасту прямым способом, т.е. полученный для каждого класса причин смерти как средняя арифметическая из показателей для 5-летних возрастных групп, взвешенная по единой возрастной структуре; Росстатом принят Европейский стандарт возрастной структуры населения.) в Российской Федерации начиная с 2005 г. снижался, но в 2014 г. он составил 20,3 случая на 100 тыс. населения, что в 1,6 раза выше, чем в 1991 г. в РСФСР, в 3,3 раза выше, чем в "новых" странах ЕС, и в 2,2 раза выше, чем в "старых" странах ЕС (рис. 6) [5]. При этом в 1990 г. в Российской Федерации разница по СКС от ИБ с "новыми" странами ЕС составляла только 2 раза.
&hide_Cookie=yes)
В Российской Федерации СКС от туберкулеза хоть и снижается начиная с 2005 г., но по-прежнему остается высоким. В 2014 г. он был в 8,2 раза выше, чем в "новых" странах ЕС, и в 22,5 раза выше, чем в "старых" странах ЕС (рис. 7).
Общая и первичная заболеваемость инфекционными болезнями начиная с 2001 г. практически неуклонно снижается (рис. 8). Установлено, что общая заболеваемость ИБ с 2001 по 2014 г. сократилась на 25% (соответственно с 6136 до 4578 случаев на 100 тыс. населения). Первичная заболеваемость с 2001 по 2014 г. сократилась на 30% (соответственно с 4381 до 3093 случаев на 100 тыс. населения) [1, 2]. Однако, как следует из дальнейшего анализа, это связано не с реальным снижением заболеваемости ИБ, а со снижением числа случаев их регистрации (выявления).
Мощности инфекционной службы
Для анализа мощностей инфекционной службы было проведено наложение показателей обеспеченности стационаров врачами-инфекционистами и инфекционными койками на динамику КС от ИБ (рис. 9).
&hide_Cookie=yes)
Из материалов рис. 9 следует, что с 1990 по 2014 г. рост КС от ИБ сопровождается неуклонным снижением числа инфекционных коек в стационарах - на 52%, а с 2010 г. и числа врачей-инфекционистов - на 16% (за предшествующие периоды данные в базах Росстата и ЦНИИОИЗ отсутствуют) [2].
Наложение показателей динамики обеспеченности инфекционными койками и врачами-инфекционистами на кривые динамики общей и первичной заболеваемости ИБ показывает, что снижение заболеваемости происходит на фоне неуклонного снижения мощностей инфекционной службы (рис. 10).
&hide_Cookie=yes)
Отмеченное снижение заболеваемости ИБ в Российской Федерации связано с тем, что в нашей стране заболеваемость регистрируется по обращаемости, соответственно, снижение обеспеченности врачами-инфекционистами и инфекционными койками в стационарах ведет к ее снижению, а также к уменьшению объемов оказания медицинской помощи больным соответствующего профиля. Так, с 1990 по 2014 г. в Российской Федерации наблюдается снижение числа пролеченных больных в стационарах по профилю ИБ (рис. 11). Из приведенных данных следует, что за этот период в Российской Федерации показатель выбывших больных из стационара сократился на 24% (соответственно с 1261 по 958 случаев на 100 тыс. населения), в "новых" странах ЕС он остался практически на одном уровне (соответственно 567 и 500 случаев на 100 тыс. населения), а в "старых" странах ЕС он даже возрос на 32% (соответственно 274 и 363 случая на 100 тыс. населения) [1, 2, 5].
Для выявления зависимости между коэффициентом смертности от ИБ и обеспеченностью врачами-инфекционистами все регионы Российской Федерации были разделены на 4 группы (рис. 12, 13):
1) в 1-ю группу вошли регионы, в которых рост КС от ИБ происходил на фоне снижения числа врачей-инфекционистов;
2) во 2-ю группу - регионы, в которых рост КС от ИБ происходил на фоне увеличения числа врачей-инфекционистов;
3) 3-я группа - снижение КС от ИБ на фоне увеличения числа врачей-инфекционистов;
4) 4-я группа - снижение КС от ИБ на фоне уменьшения числа врачей-инфекционистов.
&hide_Cookie=yes)
На рис. 12 и 13 черными квадратиками обозначены регионы, вошедшие в 1-ю группу. Число регионов в 1-й группе (где уменьшение обеспеченности врачами-инфекционистами приводит к увеличению КС от ИБ) с 2011 по 2013 г. составляло всего 16, а с 2013 по 2014 г. их число выросло до 26 регионов. Число регионов, где происходит рост обеспеченности врачами-инфекционистами (2-я и 3-я группы) сократилось на 12 регионов. При сравнении данных рис. 12 и 13 выявлено, что большинство регионов из 4-й группы (снижение КС от ИБ на фоне уменьшения числа врачей-инфекционистов) стремится к оси Х. Это можно объяснить тем, что минимальный порог обеспеченности врачами-инфекционистами в этих регионах сокращается и дальнейшее снижение обеспеченности этими врачами приведет к росту смертности от некоторых инфекционных и паразитарных болезней.
Ранее нами проводились исследования влияния на ОПЖ и ОКС различных факторов (уровня государственного финансирования здравоохранения, доходов и образа жизни населения и др.) методом регрессионного анализа. Было выявлено, что степень влияния системы здравоохранения на ОПЖ выше, чем других факторов.
Полученные методом регрессионного анализа данные (на примере всех регионов Российской Федерации) показали, что за 2013-2014 гг. 1-процентное уменьшение обеспеченности населения врачами-инфекционистами привело к 0,04-процентному увеличению количества смертей от инфекционных и паразитарных болезней в расчете на 100 тыс. населения. Анализ проведен с учетом влияния других переменных: экономических (ВРП на душу населения и подушевые государственные расходы на здравоохранение), демографических (уровень урбанизации) и экологических (выбросы диоксида углерода). Если перевести эти данные в абсолютные числа, по всем регионам Российской Федерации сокращение 5 врачейинфекционистов приводит к 1 дополнительному случаю смерти от некоторых инфекционных и паразитарных болезней. Этот анализ подтверждает высокое влияние состояния системы здравоохранения на смертность от инфекционных болезней.
Выводы
1. С 1990 г. в Российской Федерации коэффициент смертности от некоторых инфекционных и паразитарных болезней (КС от ИБ) вырос в 1,9 раза, при этом за последние 2 года он увеличился на 6%. В 2014 г. в Российской Федерации СКС от ИБ был в 1,6 раза выше, чем в РСФСР (1991 г.), в 3,3 раза выше, чем в "новых" странах ЕС, и в 2,2 раза выше, чем в "старых" странах ЕС.
2. По расчетам, неудовлетворительные показатели смертности от некоторых инфекционных и паразитарных болезней связаны с неуклонным сокращением мощностей инфекционной службы: со снижением обеспеченности врачами-инфекционистами (на 16% с 2010 по 2014 г.) и инфекционными койками в стационарах (на 52% с 1990 по 2014 г.). Такое снижение мощностей инфекционной службы приводит к сокращению случаев зарегистрированных заболеваний от ИБ (с 2001 по 2014 г. произошло снижение общей заболеваемости на 25%, а первичной заболеваемости - на 30%), а также к снижению объемов оказания медицинской помощи больным с инфекционными заболеваниями (с 1990 по 2014 г. число выбывших из стационара сократилось на 24%).
3. Проведенный регрессионный анализ зависимости КС от ИБ и обеспеченности врачами-инфекционистами показал, что сокращение 5 инфекционистов приводит к 1 дополнительному случаю смерти от ИБ.
4. Из полученных данных следует, что в Российской Федерации необходимо актуализировать нормативы объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных и стационарных условиях по профилю ИБ (соответственно нормативы обеспеченности врачами-инфекционистами и стационарными койками по этому профилю). Далее необходимо привести фактические показатели объемов медицинской помощи к установленным нормативам, предусмотрев соответствующие финансовые ресурсы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Росстат. URL: http://www.gks.ru
2. База данных ЕМИСС. URL: http://www.fedstat.ru/indicators/ themes.do
3. База данных ОЭСР. URL: http://stats.oecd.org/
4. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. 700 с.
5. База данных ВОЗ. URL: http://data.euro.who.int/hfadb/shell_ ru.html