От редакции

Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2016. № 3. С. 5.

Глубокоуважаемые коллеги!

Инфекционные болезни как причина заболеваемости и смертности населения не утратили своего значения, и борьба с ними (профилактика, диагностика, лечение) по-прежнему остается актуальной задачей ВОЗ и национальных государственных программ. Высокая распространен­ность инфекционных заболеваний (в том числе у детей), связанные с ними риски развития ин­валидности и смертности, проблемы качества и доступности медицинской помощи, компетент­ность специалистов здравоохранения и непрерывное профессиональное образование врачей находятся под пристальным вниманием государства и медицинского профессионального со­общества. Снижение уровней детской и младенческой смертности является национальным при­оритетом, и немаловажное значение для решения этой задачи имеет борьба с инфекционными болезнями.

В структуре инфекционной заболеваемости у детей доминируют острые респираторные ин­фекции. Доля гриппа и других ОРВИ составляет 85-90% суммарной инфекционной заболевае­мости у детей. Острые респираторные заболевания (ОРЗ) - этиологически разнородная группа инфекционных болезней со схожими клиническими, эпидемиологическими характеристиками. Ряд возбудителей респираторных заболеваний могут вызывать развитие своеобразной кли­нической картины (атипичные пневмонии при респираторном микоплазмозе, бронхиолит при респираторно-синцитиальной инфекции, ларингит при парагриппе и др.). Между тем этиоло­гическая верификация ОРЗ вызывает определенные трудности, так как общее число вирусов, вызывающих ОРВИ, достигает 200; пока не расшифрована значительная часть внебольничных пневмоний (в том числе атипичные). В последние годы открыты новые возбудители ОРЗ, в том числе метапневмо-, бока- и коронавирусной инфекции и др.

Второе место в структуре инфекционной заболеваемости у детей делят между собой ин­фекции дыхательных путей и диарейные болезни. Инфекции дыхательных путей, традиционно считающиеся детскими инфекциями, в последние годы нередко регистрируются у взрослых па­циентов (корь, ветряная оспа, Эпштейна-Барр вирусная инфекция и др.) и имеют в этой возраст­ной категории больных клинические особенности развития инфекционного процесса (тяжесть течения болезни, характер осложнений). В отдельных регионах страны остается высокой за­болеваемость менингококковой инфекцией, заслуживают внимания энтеровирусная инфекция (в том числе ее менингеальные формы), а также гемофильная и пневмококковая инфекции, вы­зывающие развитие пневмоний и менингитов.

Среди диарейных заболеваний особое место занимают антибиотикоассоциированные диа­реи, в том числе псевдомембранозный колит (в силу тяжести клинических проявлений и чрез­вычайной опасности развития хирургических осложнений). Врожденные (внутриутробные) инфекции, такие как TORCH-инфекции (включая цитомегаловирусную инфекцию), и бактериаль­ные врожденные инфекции (например, врожденный листериоз) способствуют формированию врожденных пороков органов и систем, развитию патологии со стороны центральной нервной системы, возникновению генерализованных воспалительных процессов. Актуальной остается проблема профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку.

Междисциплинарное значение инфекционной патологии неоспоримо, а знания в этой об­ласти медицины необходимы инфекционистам, педиатрам, неонатологам, врачам общей вра­чебной практики/семейной медицины, акушерам-гинекологам, хирургам, микробиологам и др. Непрерывное профессиональное образование врачей различных специальностей, несомненно, предполагает формирование компетентностей в вопросах диагностики, лечения, профилактики инфекционных болезней как у детей, так и у взрослых. Поэтому разработка и внедрение со­временных образовательных технологий, в том числе использование в педагогическом процессе лекций в виде презентации, особенно актуальны, а разработка и использование таких методи­ческих материалов (например, по теме "Инфекционные экзантемы - вопросы клинической диа­гностики") облегчает работу врача-педагога.

Настоящий номер журнала "Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение" посвящен клинико-эпидемиологическим, клинико-диагностическим, терапевтическим, профилактическим вопросам инфекционных болезней у детей и детских инфекций у взрослых.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»