От редакции
Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2016. № 3. С. 5.
Глубокоуважаемые коллеги!
Инфекционные болезни как причина заболеваемости и смертности населения не утратили своего значения, и борьба с ними (профилактика, диагностика, лечение) по-прежнему остается актуальной задачей ВОЗ и национальных государственных программ. Высокая распространенность инфекционных заболеваний (в том числе у детей), связанные с ними риски развития инвалидности и смертности, проблемы качества и доступности медицинской помощи, компетентность специалистов здравоохранения и непрерывное профессиональное образование врачей находятся под пристальным вниманием государства и медицинского профессионального сообщества. Снижение уровней детской и младенческой смертности является национальным приоритетом, и немаловажное значение для решения этой задачи имеет борьба с инфекционными болезнями.
В структуре инфекционной заболеваемости у детей доминируют острые респираторные инфекции. Доля гриппа и других ОРВИ составляет 85-90% суммарной инфекционной заболеваемости у детей. Острые респираторные заболевания (ОРЗ) - этиологически разнородная группа инфекционных болезней со схожими клиническими, эпидемиологическими характеристиками. Ряд возбудителей респираторных заболеваний могут вызывать развитие своеобразной клинической картины (атипичные пневмонии при респираторном микоплазмозе, бронхиолит при респираторно-синцитиальной инфекции, ларингит при парагриппе и др.). Между тем этиологическая верификация ОРЗ вызывает определенные трудности, так как общее число вирусов, вызывающих ОРВИ, достигает 200; пока не расшифрована значительная часть внебольничных пневмоний (в том числе атипичные). В последние годы открыты новые возбудители ОРЗ, в том числе метапневмо-, бока- и коронавирусной инфекции и др.
Второе место в структуре инфекционной заболеваемости у детей делят между собой инфекции дыхательных путей и диарейные болезни. Инфекции дыхательных путей, традиционно считающиеся детскими инфекциями, в последние годы нередко регистрируются у взрослых пациентов (корь, ветряная оспа, Эпштейна-Барр вирусная инфекция и др.) и имеют в этой возрастной категории больных клинические особенности развития инфекционного процесса (тяжесть течения болезни, характер осложнений). В отдельных регионах страны остается высокой заболеваемость менингококковой инфекцией, заслуживают внимания энтеровирусная инфекция (в том числе ее менингеальные формы), а также гемофильная и пневмококковая инфекции, вызывающие развитие пневмоний и менингитов.
Среди диарейных заболеваний особое место занимают антибиотикоассоциированные диареи, в том числе псевдомембранозный колит (в силу тяжести клинических проявлений и чрезвычайной опасности развития хирургических осложнений). Врожденные (внутриутробные) инфекции, такие как TORCH-инфекции (включая цитомегаловирусную инфекцию), и бактериальные врожденные инфекции (например, врожденный листериоз) способствуют формированию врожденных пороков органов и систем, развитию патологии со стороны центральной нервной системы, возникновению генерализованных воспалительных процессов. Актуальной остается проблема профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку.
Междисциплинарное значение инфекционной патологии неоспоримо, а знания в этой области медицины необходимы инфекционистам, педиатрам, неонатологам, врачам общей врачебной практики/семейной медицины, акушерам-гинекологам, хирургам, микробиологам и др. Непрерывное профессиональное образование врачей различных специальностей, несомненно, предполагает формирование компетентностей в вопросах диагностики, лечения, профилактики инфекционных болезней как у детей, так и у взрослых. Поэтому разработка и внедрение современных образовательных технологий, в том числе использование в педагогическом процессе лекций в виде презентации, особенно актуальны, а разработка и использование таких методических материалов (например, по теме "Инфекционные экзантемы - вопросы клинической диагностики") облегчает работу врача-педагога.
Настоящий номер журнала "Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение" посвящен клинико-эпидемиологическим, клинико-диагностическим, терапевтическим, профилактическим вопросам инфекционных болезней у детей и детских инфекций у взрослых.