В Астрахани на базе ГБОУ ВПО "Астраханский государственный медицинский университет" Минздрава России 7 и 8 октября 2015 г. состоялись 2 знаковых события: выездное заседание учебно-методической комиссии по инфекционным болезням и научно-практическая конференция "Социально значимые нозологии в инфектологии". Организатор конференции - Минздрав России, председатель - академик РАН, президент ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН Н.Д. Ющук. Программа была чрезвычайно содержательной и интересной.
Конференция началась с доклада академика РАН Н.Д. Ющука "Современные подходы к повышению квалификации врачей в различных странах". Были проанализированы определения непрерывного медицинского образования (НМО), принятые в Европейском союзе (ЕС) и России. НМО актуально во всех государствах мира.
Как убедительно показал докладчик, врачи в странах ЕС предпочитают различные виды образовательной активности: конференции, семинары, разборы клинических случаев, электронное обучение, аудиторные занятия, симуляционные курсы, обучение в клинических условиях, научные исследования, самообучение (чтение журналов, руководств и др.), участие в мероприятиях от работодателей, клинический аудит, изучение видеоматериалов, оценка коллегами и т.д.
Ежегодно врачи ЕС должны обучаться в рамках НМО от 7 до 100 ч, или от 5 до 15 дней. Оплачивают такую подготовку прежде всего сами доктора, получая образовательный сертификат. В некоторых странах им помогают работодатели и медицинская индустрия. Подчеркнем, что это делается с учетом этических требований. Так, в 70% стран ЕС введены этические кодексы независимости НМО от фармацевтических компаний [1].
По мнению Н.Д. Ющука, в России нужно установить виды образовательной активности врачей в системе НМО нормативными документами, создать независимую комиссию по оценке качества мероприятий и материалов для НМО, а также включить в учебные программы тематического усовершенствования врачей соответствующие темы.
Отсюда делается вывод: миссия профессиональных обществ в развитии НМО заключается в объединении усилий по специальностям всех кафедр медицинских вузов, главных внештатных специалистов федерального и региональных органов управления здравоохранением. Это необходимо, чтобы совместно разрабатывать и постоянно актуализировать единые программы повышения профессиональной квалификации врача, использовать аккредитованные образовательные материалы. Только так, по убеждению Н.Д. Ющука, можно повысить качество образовательного процесса и конкурентоспособность кафедр.
К основным тенденциям развития педагогических технологий относятся:
■ дальнейшее совершенствование системы непрерывного профессионального образования;
■ более широкое применение инновационных педагогических технологий, практико- и личностно-ориентированных форм обучения в целях развития креативно-аналитического мышления студентов;
■ создание электронно-информационной образовательной среды;
■ использование единой базы контрольно-измерительных и оценочных материалов [2].
Таким образом, НМО предполагает постоянное обучение врача. Примерами могут служить выездные сессии Национальной школы гастроэнтерологов и гепатологов Российской гастроэнтерологической ассоциации, которые в течение многих лет проводит научный руководитель школы - академик РАН, д.м.н., профессор В.Т. Ивашкин. Лекции и мастер-классы рассчитаны на профессорско-преподавательский состав медицинских вузов и училищ, врачей-специалистов, заведующих отделениями лечебных учреждений. Ключевые темы сессий, несомненно, актуальны: алкогольный гепатит и цирроз печени, вирусные гепатиты, инфекция d. difficile, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, Н. pylori-ассоциированный гастрит и т.д.
В настоящее время проходит много различных обучающих мероприятий. Но, думается, их тон должны задавать комиссии Учебно-методического объединения (УМО) по соответствующим дисциплинам. Кроме того, в связи с развитием НМО и реформами здравоохранения, а также предстоящей специализированной аккредитацией врачей и профессорско-преподавательского состава кафедр медицинских вузов чрезвычайно важно обратить особое внимание на психолого-педагогические и этико-деонтологические аспекты подготовки и работы специалистов.
Технократическое мышление как препятствие в обучении и деятельности врача-инфекциониста
Сознательное или бессознательное игнорирование указанных аспектов порождает чрезвычайно уродливое технократическое мышление - взгляд на пациента как на программируемый компонент системы или объект, вышедший из строя, который путем разнообразных манипуляций можно починить. Но когда лечить живого человека стараются механически, дистанционно или кибернетически, клиническое мышление и моральный облик врача неизбежно деградируют. Скользя по поверхности, уже не вдумываешься в данные психологического и медицинского анамнеза, без которых невозможно правильно понять этиологические причины и патогенетические механизмы болезни. А ведь игнорирование духовных и ценностно-смысловых ракурсов заболевания - залог необъективной диагностики и некачественного лечения [3, 4].
Но как учесть все эти нюансы при использовании компьютерных, симуляционных и дистанционных способов обучения, предполагающих опосредованное общение студента-медика с реальным пациентом? Достаточно ли названных способов обучения для формирования полноценного клинического мышления?
Врачей, пренебрегающих клиническим мышлением и подменяющих его лабораторно-инструментальными исследованиями, видный отечественный терапевт и гематолог, академик И.А. Кассирский метко назвал воинствующими инструменталистами. Он предостерегал, что может произойти постепенное исчезновение врача-клинициста, аналитика, эксперта и появление врача-инструменталиста, модератора, диспетчера. Искаженное врачебное сознание побуждает доктора общаться с пациентом в основном дистанционно, опосредованно, через медицинские приборы и лабораторные данные. Однако даже суперсовременная техника не заменяет профессионального взаимодействия со страдающим человеком: умения найти индивидуальный подход, грамотно провести внешний осмотр, собрать анамнез, выявить психологические особенности собеседника, увидеть внутреннюю картину болезни и т.д.
О важности психологического знания в инфектологии и иных областях медицины свидетельствуют многочисленные научные исследования, проводимые доктором медицинских наук и доктором психологических наук, профессором Н.А. Сиротой, кандидатом психологических наук, профессором Е.В. Орестовой, кандидатами психологических наук, доцентами А.А. Денисовым, В.А. Моховым, Н.В. Воротыло и другими сотрудниками факультета клинической психологии ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России.
Так, 8 апреля 2014 г. состоялось тематическое заседание секции "Клиническая психология" XXXVII итоговой научной конференции общества молодых ученых ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России. Среди победителей конференции - аспирант кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии Валерий Огарев. В своем докладе он убедительно показал особенности мотивации на лечение у больных хроническим вирусным гепатитом С.
Вопросами развития педагогической грамотности ординаторов-инфекционистов в течение многих лет занимается кафедра педагогики и психологии ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора М.А. Лукацкого и доктора педагогических наук, почетного профессора Н.В. Кудрявой.
Рабочая программа дисциплины "Педагогика" реализуется в базовой части учебного плана подготовки специалиста по инфекционным болезням. Ее цель - формирование основ педагогической компетентности и психологической готовности будущего врача выстраивать свою деятельность на гуманитарных основаниях. Задачи программы для ординаторов-инфекционистов чрезвычайно актуальны:
■ отработка навыков коммуникативной компетентности, профессионального и педагогического общения;
■ формирование умения разрабатывать медико-образовательные и просветительские программы для пациентов и их родственников;
■ развитие готовности к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования, в образовательной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения;
■ формирование готовности к дальнейшему непрерывному профессиональному образованию, самообразованию и профессиональному росту.
Темы занятий для ординаторов-инфекционистов посвящены следующим вопросам:
■ педагогические основы профессиональной деятельности врача;
■ педагогические подходы к формированию навыков здорового образа жизни;
■ педагогические подходы к формированию ценностно-смысловых установок врача;
■ педагогические основы коммуникативного взаимодействия врача с пациентами и коллегами.
К вопросу об изучении и лечении инфекционных заболеваний
Безусловно, психолого-педагогические аспекты подготовки и деятельности врачей важны для всех специалистов, особенно находящихся на переднем крае, так сказать, на переднем плане медицины (например, для инфекционистов, травматологов и реаниматологов). С точки зрения психологии, это самые беспокойные медицинские специальности. Они требуют колоссального напряжения сил и сопряжены с серьезными рисками, включая синдром эмоционального выгорания.
Так, инфекционисты действительно находятся на переднем плане, поскольку очаг особо опасной инфекции может вспыхнуть в любое время и в любом месте. Сталкиваясь лицом к лицу не просто со смертью пациентов, но и с риском для собственной жизни, эти люди призваны защищать национальную безопасность страны. История знает десятки примеров, когда исследователи ставили эксперименты над собой: вводили себе возбудителей инфекционных болезней, доказывая пути заражения и методы лечения. Вспомним имена И. Мечникова, В. Знаменского, Б. Маршалла, М. Балаяна и многих других. Такие примеры самоотверженного служения людям важны для понимания сути профессии инфекциониста, для нравственного и патриотического воспитания будущих поколений врачей.
Итак, значение психолого-педагогических аспектов в непрерывном медицинском образовании и практической деятельности врачей будет только возрастать. Совершенствование системы непрерывного медицинского образования требует углубленного анализа актуальных вопросов, возникающих при любой (в частности инфекционной) патологии. В учебном процессе, своей лечебной и просветительской работе врач должен опираться на передовые психолого-педагогические технологии и традиционные нравственные ценности. Это нужно учитывать при разработке специальных программ и спецкурсов для додипломного и последипломного образования [5-7].
Таким образом, без решения насущных психолого-педагогических проблем невозможно достичь главной цели непрерывного медицинского образования - повысить качество и безопасность помощи пациентам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Итоги работы выездного заседания Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням УМО Минздрава России в Астрахани // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2015. № 4 (13). С. 14.
2. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Учебно-методическая комиссия по инфекционным болезням: итоги расширенного заседания с участием заведующих кафедрами инфекционных болезней медицинских вузов России // Инфекционные болезни: новости, мнения обучение. 2013. № 1 (2). С. 22.
3. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. Психология и педагогика в медицинском образовании : учебник для студентов учреждений высшего образования / под ред. Н.В. Кудрявой. М. : Кнорус, 2016. 320 с.
4. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. и др. Нравственно-просветительские аспекты деятельности врача-педагога. М. : РИО МГМСУ, 2015. С. 181-182.
5. Зорин К. Инфекционные заболевания и стиль жизни // Медицинская газета. 27. 11.2015. № 89. С. 12.
6. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Духовно-нравственные и просветительские аспекты врачебной деятельности в области инфекционных болезней // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2015. № 3. С. 8-12.
7. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Педагогические и ценностно-смысловые подходы к изучению инфекционных болезней: от истории к современности // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2015. № 4. С. 20-24.