Психолого-педагогические вопросы подготовки и работы врача-инфекциониста в системе непрерывного медицинского образования

РезюмеВ статье показана значимость психолого-педагогических аспектов непрерывного профессионального образования в практической деятельности врача. В учебном процессе, лечебно-диагностической и нравственно-просветительской работе он должен опираться на передовые психолого-педагогические и медицинские технологии, учитывая при этом новые возможности и риски. Совершенствование системы непрерывного медицинского образования требует углубленного анализа актуальных психолого-педагогических вопросов, возникающих при любой (в том числе инфекционной) патологии.

Ключевые слова:непрерывное медицинское образование, новые психолого-педагогические технологии, новые медицинские технологии, инфекционные болезни

Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2016. № 2. С. 8-11.

В Астрахани на базе ГБОУ ВПО "Астраханский государ­ственный медицинский университет" Минздрава России 7 и 8 октября 2015 г. состоялись 2 знаковых события: выездное заседание учебно-методической комис­сии по инфекционным болезням и научно-практическая конференция "Социально значимые нозологии в инфектологии". Организатор конференции - Минздрав России, председатель - академик РАН, президент ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, доктор медицин­ских наук, профессор, академик РАН Н.Д. Ющук. Программа была чрезвычайно содержательной и интересной.

Конференция началась с доклада академика РАН Н.Д. Ющука "Современные подходы к повышению квалификации врачей в различных странах". Были проанализирова­ны определения непрерывного медицинского образования (НМО), принятые в Европейском союзе (ЕС) и России. НМО актуально во всех государствах мира.

Как убедительно показал докладчик, врачи в странах ЕС предпочитают различные виды образовательной ак­тивности: конференции, семинары, разборы клинических случаев, электронное обучение, аудиторные занятия, симуляционные курсы, обучение в клинических условиях, научные исследования, самообучение (чтение журналов, руководств и др.), участие в мероприятиях от работодате­лей, клинический аудит, изучение видеоматериалов, оцен­ка коллегами и т.д.

Ежегодно врачи ЕС должны обучаться в рамках НМО от 7 до 100 ч, или от 5 до 15 дней. Оплачивают такую подго­товку прежде всего сами доктора, получая образовательный сертификат. В некоторых странах им помогают работодате­ли и медицинская индустрия. Подчеркнем, что это делается с учетом этических требований. Так, в 70% стран ЕС введены этические кодексы независимости НМО от фармацевтиче­ских компаний [1].

По мнению Н.Д. Ющука, в России нужно установить виды образовательной активности врачей в системе НМО нор­мативными документами, создать независимую комиссию по оценке качества мероприятий и материалов для НМО, а также включить в учебные программы тематического усо­вершенствования врачей соответствующие темы.

Отсюда делается вывод: миссия профессиональных об­ществ в развитии НМО заключается в объединении усилий по специальностям всех кафедр медицинских вузов, главных внештатных специалистов федерального и региональных ор­ганов управления здравоохранением. Это необходимо, что­бы совместно разрабатывать и постоянно актуализировать единые программы повышения профессиональной квали­фикации врача, использовать аккредитованные образова­тельные материалы. Только так, по убеждению Н.Д. Ющука, можно повысить качество образовательного процесса и кон­курентоспособность кафедр.

К основным тенденциям развития педагогических техно­логий относятся:

■ дальнейшее совершенствование системы непрерыв­ного профессионального образования;

■ более широкое применение инновационных педаго­гических технологий, практико- и личностно-ориентированных форм обучения в целях развития креатив­но-аналитического мышления студентов;

■ создание электронно-информационной образова­тельной среды;

■ использование единой базы контрольно-измеритель­ных и оценочных материалов [2].

Таким образом, НМО предполагает постоянное обуче­ние врача. Примерами могут служить выездные сессии Национальной школы гастроэнтерологов и гепатологов Российской гастроэнтерологической ассоциации, которые в течение многих лет проводит научный руководитель школы - академик РАН, д.м.н., профессор В.Т. Ивашкин. Лекции и мастер-классы рассчитаны на профессорско-преподавательский состав медицинских вузов и училищ, врачей-специалистов, заведующих отделениями лечеб­ных учреждений. Ключевые темы сессий, несомненно, актуальны: алкогольный гепатит и цирроз печени, ви­русные гепатиты, инфекция d. difficile, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, Н. pylori-ассоциированный гастрит и т.д.

В настоящее время проходит много различных обучаю­щих мероприятий. Но, думается, их тон должны задавать ко­миссии Учебно-методического объединения (УМО) по соот­ветствующим дисциплинам. Кроме того, в связи с развитием НМО и реформами здравоохранения, а также предстоящей специализированной аккредитацией врачей и профессор­ско-преподавательского состава кафедр медицинских вузов чрезвычайно важно обратить особое внимание на психоло­го-педагогические и этико-деонтологические аспекты под­готовки и работы специалистов.

Технократическое мышление как препятствие в обучении и деятельности врача-инфекциониста

Сознательное или бессознательное игнорирование ука­занных аспектов порождает чрезвычайно уродливое тех­нократическое мышление - взгляд на пациента как на про­граммируемый компонент системы или объект, вышедший из строя, который путем разнообразных манипуляций можно починить. Но когда лечить живого человека стараются ме­ханически, дистанционно или кибернетически, клиническое мышление и моральный облик врача неизбежно деградиру­ют. Скользя по поверхности, уже не вдумываешься в данные психологического и медицинского анамнеза, без которых невозможно правильно понять этиологические причины и патогенетические механизмы болезни. А ведь игнориро­вание духовных и ценностно-смысловых ракурсов заболева­ния - залог необъективной диагностики и некачественного лечения [3, 4].

Но как учесть все эти нюансы при использовании ком­пьютерных, симуляционных и дистанционных способов обучения, предполагающих опосредованное общение сту­дента-медика с реальным пациентом? Достаточно ли назван­ных способов обучения для формирования полноценного клинического мышления?

Врачей, пренебрегающих клиническим мышлением и подменяющих его лабораторно-инструментальными ис­следованиями, видный отечественный терапевт и гематолог, академик И.А. Кассирский метко назвал воинствующими ин­струменталистами. Он предостерегал, что может произойти постепенное исчезновение врача-клинициста, аналитика, эксперта и появление врача-инструменталиста, модератора, диспетчера. Искаженное врачебное сознание побуждает доктора общаться с пациентом в основном дистанционно, опосредованно, через медицинские приборы и лаборатор­ные данные. Однако даже суперсовременная техника не за­меняет профессионального взаимодействия со страдающим человеком: умения найти индивидуальный подход, грамотно провести внешний осмотр, собрать анамнез, выявить психо­логические особенности собеседника, увидеть внутреннюю картину болезни и т.д.

О важности психологического знания в инфектологии и иных областях медицины свидетельствуют многочислен­ные научные исследования, проводимые доктором медицин­ских наук и доктором психологических наук, профессором Н.А. Сиротой, кандидатом психологических наук, профес­сором Е.В. Орестовой, кандидатами психологических наук, доцентами А.А. Денисовым, В.А. Моховым, Н.В. Воротыло и другими сотрудниками факультета клинической психоло­гии ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стома­тологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России.

Так, 8 апреля 2014 г. состоялось тематическое заседа­ние секции "Клиническая психология" XXXVII итоговой на­учной конференции общества молодых ученых ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России. Среди победителей конференции - аспирант кафедры психологи­ческого консультирования, психокоррекции и психотерапии Валерий Огарев. В своем докладе он убедительно показал особенности мотивации на лечение у больных хроническим вирусным гепатитом С.

Вопросами развития педагогической грамотности орди­наторов-инфекционистов в течение многих лет занимается кафедра педагогики и психологии ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора М.А. Лукацкого и доктора педагогических наук, почетного профессора Н.В. Кудрявой.

Рабочая программа дисциплины "Педагогика" реализу­ется в базовой части учебного плана подготовки специали­ста по инфекционным болезням. Ее цель - формирование основ педагогической компетентности и психологической готовности будущего врача выстраивать свою деятельность на гуманитарных основаниях. Задачи программы для орди­наторов-инфекционистов чрезвычайно актуальны:

отработка навыков коммуникативной компетентности, профессионального и педагогического общения;

формирование умения разрабатывать медико-образо­вательные и просветительские программы для паци­ентов и их родственников;

развитие готовности к участию в педагогической де­ятельности по программам среднего и высшего меди­цинского образования, в образовательной деятель­ности, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения;

формирование готовности к дальнейшему непрерыв­ному профессиональному образованию, самообразо­ванию и профессиональному росту.

Темы занятий для ординаторов-инфекционистов посвя­щены следующим вопросам:

педагогические основы профессиональной деятель­ности врача;

педагогические подходы к формированию навыков здорового образа жизни;

педагогические подходы к формированию ценностно-смысловых установок врача;

педагогические основы коммуникативного взаимо­действия врача с пациентами и коллегами.

К вопросу об изучении и лечении инфекционных заболеваний

Безусловно, психолого-педагогические аспекты подго­товки и деятельности врачей важны для всех специалистов, особенно находящихся на переднем крае, так сказать, на переднем плане медицины (например, для инфекционистов, травматологов и реаниматологов). С точки зрения психоло­гии, это самые беспокойные медицинские специальности. Они требуют колоссального напряжения сил и сопряжены с серьезными рисками, включая синдром эмоционального выгорания.

Так, инфекционисты действительно находятся на перед­нем плане, поскольку очаг особо опасной инфекции может вспыхнуть в любое время и в любом месте. Сталкиваясь ли­цом к лицу не просто со смертью пациентов, но и с риском для собственной жизни, эти люди призваны защищать на­циональную безопасность страны. История знает десятки примеров, когда исследователи ставили эксперименты над собой: вводили себе возбудителей инфекционных болезней, доказывая пути заражения и методы лечения. Вспомним имена И. Мечникова, В. Знаменского, Б. Маршалла, М. Бала­яна и многих других. Такие примеры самоотверженного слу­жения людям важны для понимания сути профессии инфек­циониста, для нравственного и патриотического воспитания будущих поколений врачей.

Итак, значение психолого-педагогических аспектов в не­прерывном медицинском образовании и практической де­ятельности врачей будет только возрастать. Совершенство­вание системы непрерывного медицинского образования требует углубленного анализа актуальных вопросов, возни­кающих при любой (в частности инфекционной) патологии. В учебном процессе, своей лечебной и просветительской работе врач должен опираться на передовые психолого-педагогические технологии и традиционные нравственные ценности. Это нужно учитывать при разработке специальных программ и спецкурсов для додипломного и последипломно­го образования [5-7].

Таким образом, без решения насущных психолого-педа­гогических проблем невозможно достичь главной цели не­прерывного медицинского образования - повысить качество и безопасность помощи пациентам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Итоги работы выездного заседания Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням УМО Минз­драва России в Астрахани // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2015. № 4 (13). С. 14.

2. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Учебно-методическая комиссия по инфекционным болезням: итоги расширенного заседания с участием заведующих кафедрами инфекционных болезней медицинских вузов России // Инфекционные болезни: новости, мнения обучение. 2013. № 1 (2). С. 22.

3. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. Психо­логия и педагогика в медицинском образовании : учебник для студентов учреждений высшего образования / под ред. Н.В. Кудрявой. М. : Кнорус, 2016. 320 с.

4. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. и др. Нравственно-просветительские аспекты деятельности врача-педагога. М. : РИО МГМСУ, 2015. С. 181-182.

5. Зорин К. Инфекционные заболевания и стиль жизни // Медицин­ская газета. 27. 11.2015. № 89. С. 12.

6. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Духовно-нравственные и просвети­тельские аспекты врачебной деятельности в области инфекционных болезней // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2015. № 3. С. 8-12.

7. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Педагогические и ценностно-смыс­ловые подходы к изучению инфекционных болезней: от истории к со­временности // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2015. № 4. С. 20-24.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»