Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения базируется на четырех основных направлениях: санитарная охрана территории; эпидемиологический надзор за природно-очаговыми зоонозными и другими опасными инфекционными болезнями; предупреждение и противодействие чрезвычайным ситуациям санитарно-эпидемиологического характера; обеспечение биологической безопасности работ с патогенными биологическими агентами (ПБА) [1]. В соответствии с требованиями Международных медико-санитарных правил (2005 г.), указанные направления функционально интегрируются в рамках национального эпидемиологического надзора и контроля (ответных мер на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера). Каждое из них, в том числе обеспечение биологической безопасности работ с ПБА, содержит профилактическую (предупредительную) и противоэпидемическую (экстренную, локализацию и ликвидацию эпидемических очагов) компоненты.
На территории РФ свыше 160 организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляют деятельность с ПБА I-II групп [2].
Обеспечение биологической безопасности подобных работ определено рядом законодательных, подзаконных актов Российской Федерации как актуальное и приоритетное направление обеспечения национальной безопасности России [3-6]. При этом основной задачей является исключение или максимально возможное снижение биологического риска(Биориск - сочетание вероятности возникновения вредного воздействия и степени вредного воздействия биологического агента или токсина на здоровье человека (работника, населения) и окружающую среду.) вследствие какого-либо неблагоприятного события: аварии, внутрилабораторного инфицирования персонала, выхода микроорганизмов в окружающую среду.
С этой целью на предприятиях и в учреждениях, использующих в своей деятельности ПБА I-II групп, регламентирован комплекс мероприятий: организационных, инженернотехнических, санитарно-профилактических (противоэпидемических), контрольных [7].
В приоритете работы предприятий и учреждений, использующих в своей деятельности ПБА I-II групп, - обеспечение биобезопасности с целью снижения риска аварий при работе с микроорганизмами, заражения работников, исключение выхода инфекционных агентов за пределы учреждения с последующим инфицированием населения и окружающей среды. Это осуществляется за счет повышения надежности оборудования с использованием дублирующих систем безопасности, совершенствования средств индивидуальной защиты, тщательного изучения досье претендентов на работу, проведения медицинских осмотров для выявления противопоказаний к работам с микроорганизмами, разработки регламентов проведения работ и стандартных операционных процедур, совершенствования обучения специалистов [7, 8].
В последние годы основными путями совершенствования обеспечения биобезопасности работ с ПБА являются внедрение новых инженерно-технических систем и оборудования, а также усиление контроля за обращением ПБА.
Вместе с тем анализ аварийных ситуаций в противочумных учреждениях Роспотребнадзора свидетельствует о том, что более 90% нарушений и аварий происходит по вине человека. Роль работников в возникновении биорисков при работе с ПБА отражена в положениях Международного стандарта по управлению лабораторными биорисками [9].
В документе перечислены 10 основных манипуляций, выполняемых персоналом, которые связаны с риском неблагоприятных событий. К этим манипуляциям отнесены выполнение надлежащих микробиологических процедур; эксплуатация инженерно-технических систем, включая защитное и лабораторное оборудование; использование средств индивидуальной защиты; обращение ПБА; транспортирование ПБА; инактивация биологических агентов и токсинов; обращение с отходами; нарушение физической защиты микробных культур, образцов для исследования, потенциально загрязненных материалов, отходов.
Однако общеизвестно, что около 70% аварийных ситуаций на потенциально опасных объектах в различных отраслях были предотвращены в результате квалифицированных действий специалистов. Следовательно, управление биорисками должно быть направлено на профилактику неблагоприятных событий, обусловленных человеческим фактором(Человеческий фактор - многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях [10].), в том числе при помощи специализированной профессиональной подготовки по вопросам биологической безопасности работ.
Актуальность подготовки специалистов по биологической безопасности обусловлена появлением угроз и вызовов, определяемых как биологический терроризм, возможным возникновением генных войн, разработкой нового поколения биологического оружия, ростом значимости технологий двойного назначения на фоне устойчивой тенденции появления новых (неизвестных) или возвращающихся инфекций, а также эпидемиологическим неблагополучием в отношении социально значимых инфекционных болезней. Перечисленные угрозы современного мира диктуют необходимость совершенствования мер предупреждения и контроля чрезвычайных ситуаций биологического характера, масштаб последствий которых сопоставим с угрозой национальной и международной безопасности [1], выделения дисциплины "биологическая безопасность" в отдельную специальность в перечне, утвержденном Минобрнауки России. В "Основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу" в качестве приоритетных направлений определены укрепление кадрового потенциала и совершенствование системы подготовки специалистов. Для обеспечения биологической безопасности необходимо создание условий для повышения уровня подготовки кадров, включая обслуживающий персонал, который осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов. В связи с этим требуются разработка и внедрение новых учебных программ тематического усовершенствования по вопросам анализа рисков негативного воздействия биологических факторов и применения технологий управления рисками, проведение учений и тренировочных занятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на биологически опасных объектах [6].
В результате анализа действующих документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и дополнительного профессионального образования в Российской Федерации [6-8, 11] установлено, что система профессионального образования для работы с ПБА включает три обязательных последовательных этапа.
I этап. Высшее (5-6 лет) или среднее (2-4 года) профессиональное (медицинское, биологическое, ветеринарное) образование.
В учебные программы включены отдельные вопросы обеспечения биологической безопасности. Например, циклы занятий, освещающие основы биологической безопасности в широком понимании (национальная биологическая безопасность; международные системы биобезопасности; санитарная охрана территорий; предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций биологического характера; инфекционные болезни, требующие проведения мероприятий по санитарной охране территории; меры профилактики инфек- ционных болезней как основа национальной безопасности и др.) и узкой трактовке (обеспечение противоэпидемического режима в инфекционных стационарах; локализация и ликвидация очагов инфекционных заболеваний; методы дезинфекции; обеззараживание и утилизация медицинских отходов; средства индивидуальной защиты при работе в очаге инфекции и др.).
II этап. Дополнительное (послевузовское) профессиональное образование (профессиональная переподготовка) - обучение на курсах объемом занятий 500 ч и более - обязательное условие для оформления допуска к работе с ПБА. Подготовку бактериологов, эпидемиологов, зоологов, лаборантов, допускаемых к работам с ПБА I-II групп, проводят по четырем образовательным программам, согласованным руководителем Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека.
Одной из основных целей подготовки на втором этапе является освоение правил обеспечения биологической безопасности; выработка навыков их соблюдения при рутинных манипуляциях, входящих в должностные обязанности; формирование у специалиста культуры безопасного поведения.
Таким образом, профессиональная переподготовка призвана обеспечить как индивидуальную, так и общественную биобезопасность.
Обучение правилам работы с ПБА I-II групп проводят на базе противочумных учреждений Роспотребнадзора: в ФКУЗ "РосНИПЧИ “Микроб”" - с 1924 г.; в Ростовском-на-Дону НИПЧИ - с 1934 г.; в НИПЧИ Сибири и Дальнего Востока - с 1938 г., в Ставропольском НИПЧИ - с 1952 г., в Волгоградском НИПЧИ - с 1999 г., на Астраханской противочумной станции - с 1986 г.
Центральная часть образовательных программ представлена комплексом мероприятий по формированию культуры безопасности, современных представлений о теоретических и прикладных основах биологической безопасности. Материалы, обеспечивающие учебный процесс, разработаны с учетом основных понятий: "биологическая опасность", "биологически опасные факторы и процессы", "оценка биорисков", "обеспечение биологической безопасности".
Во все учебные программы в 2013 г. введен раздел "Профессиональные требования", включающий перечень знаний и умений, необходимых, в том числе, для обеспечения биобезопасности работ с ПБА, которые должен приобрести специалист, завершивший обучение.
В настоящее время сформирован учебный модуль по проблемам биобезопасности, биозащиты и обеспечения биобезопасности работ с ПБА, включающий лекционные и практические занятия (табл. 1, 2).
Материалы учебного модуля используют при проведении курсов профессиональной переподготовки бактериологов, эпидемиологов, зоологов, лаборантов и курсов повышения квалификации специалистов различных профессиональных групп.
III этап. Повышение квалификации - обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.
В настоящее время на базе противочумных институтов реализуют 15 учебных программ, согласованных руководителем Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека. В 2013 г. в учебные планы и содержание всех программ внесена коррекция с учетом современных взглядов на проблему биобезопасности, биозащиты и подходов к обеспечению биобезопасности работ с возбудителями особо опасных инфекционных болезней человека.
Во все учебные программы введен раздел "Профессиональные требования", включающий перечень знаний и умений, необходимых в том числе для обеспечения биобезопасности работ с ПБА, которые должен приобрести специалист, завершивший обучение.
При проведении курсов повышения квалификации используют материалы учебного модуля, приведенного в таблицах.
Внедрение современных информационных технологий позволяет вывести процесс обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификции на качественно новый уровень. В настоящее время разработан ряд электронных учебно-методических пособий, видеолекций (презентаций), тематических электронных баз данных, учебных видеофильмов, 2D- и 3D-анимаций, электронных контрольно-измерительных материалов. Информационным сопровождением процесса обучения на данный момент являются:
■ материалы, размещенные на сайте ФКУЗ "РосНИПЧИ “Микроб”" (www.microbe.ru) и других противочумных учреждений;
■ научно-практический журнал "Проблемы особо опасных инфекций", выпускаемый 4 раза в год (с 1968 г.);
■ компьютерная база данных "Биологическая безопасность", содержащая около 2000 законодательных, нормативных, правовых, методических документов, статей, монографий и др. (свидетельство об офици- альной регистрации в Роспатенте № 2 004 620 130 от 21.05.2004);
■ ежегодно выпускаемые с 2000 г. институтом "Микроб" тематические реферативные сборники "Биологическая безопасность" по материалам, включенным в базу данных, а также ежегодные реферативные сборники "Методические документы и отчеты по санитарно-эпидемиологической охране территории Российской Федерации";
■ книга "Биологическая безопасность. Термины и определения", первое и второе издания [12];
■ учебно-методические пособия для практических занятий по обеспечению биологической безопасности при работе с ПБА в микробиологической лаборатории (ФКУЗ "Иркутский НИПЧИ Сибири и Дальнего Востока", ФКУЗ "РосНИПЧИ “Микроб”");
■ учебное пособие по биобезопасности [13];
■ электронный учебно-методический комплекс "Актуальные особо опасные инфекционные болезни: микробиология, эпидемиология, лабораторная диагностика, обеспечение биологической безопасности", разработанный в соответствии с распоряжением Правительства РФ по поддержке внедрения и реализации положений Международных медико-санитарных правил в государствах - участниках СНГ от 07.10.2014 № 1965-р;
■ более 20 учебных аудио- и видеофильмов, иллюстрирующих выполнение отдельных манипуляций с ПБА в соответствии с правилами обеспечения биобезопасности.
Однако внедрение электронного и дистанционного образования в процесс обучения на базе противочумных учреждений сопряжено с необходимостью наличия специального оборудования, программного обеспечения, электронных обучающих средств и т.д., а также специализированной подготовки преподавателей, а следовательно, требует адекватного целевого финансирования.
Неотъемлемой составной частью процесса обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации является оценка уровня знаний, навыков и умений использовать приобретенные знания.
Для входного и итогового контролей используют тестовые задания с учетом материалов базы данных "Правила биологической безопасности работ с патогенными биологическими агентами I-II групп" (свидетельство №2 004 620 130 об официальной регистрации базы данных в Реестре баз данных от 21.05.2004). Задания предусматривают освоение действующих санитарных правил и инструкций:
■ "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)" СП 1.3.3118-13;
■ "Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями парази- тарных болезней" СП 1.3.2322-08. "Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней". СП 1.3.2518-09. Дополнения и изменения № 1 к СП 1.3.2322-08;
■ "Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I-IV групп патогенности". СП 1.2.036-95;
■ "Порядок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека I-IV групп патогенности, генно-инженерно-модифицированными микроорганизмами, ядами биологического происхождения и гельминтами" СП 1.2.1318-03;
■ инструкции учрежденческого уровня.
При разработке тестовых заданий использован дифференцированный подход, учитывающий специфику работы специалистов разного профиля (бактериологи, зоологи и паразитологи, эпидемиологи, вирусологи, сотрудники здравпункта (изолятора, медицинской части), административные работники разного уровня). Кроме этого, в тест входят вопросы общего характера и задания, контролирующие знания уровня допуска к работе с ПБА (по должностным обязанностям врача/научного сотрудника, лаборанта, дезинфектора).
Одним из компонентов организации и проведения автоматизированного процесса обучения и контроля знаний по вопросам биобезопасности у персонала, допускаемого к проведению всех видов работ с ПБА, является Комплексная программа самообучения и контроля знаний правил биологической безопасности работ с патогенами I-II групп (свидетельство № 2 005 612 024 об официальной регистрации программы в Реестре программ для ЭВМ от 09.08.2005) [14].
Комплексная программа позволяет:
■ сотрудникам учреждения провести самоподготовку по нормативно-методическим документам и отработать навыки проверки знаний в тестовой форме;
■ лицам, проводящим оценку уровня знаний, осуществлять контроль с целью оформления допуска к работе с ПБА; повышать собственный уровень знаний; участвовать в корректировке и пополнении базы данных, содержащей вопросы и ответы;
■ администрации учреждения организовать контроль, в том числе оперативный, знаний правил биологической безопасности работ с ПБА у персонала; получать информацию для принятия решений по повышению уровня профподготвленности работника; повышать качество обучения правилам биобезопасности работ с ПБА; получать базовые данные для оценки надежности профессиональной деятельности работника и использовать информацию для совершенствования паспорта безопасности учреждения; повышать эффективность обеспечения биобезопасности учреждения; повышать эффективность управления персоналом учреждения.
Вместе с тем отсутствуют программы и, соответственно, курсы подготовки и повышения квалификации по вопросам обеспечения биобезопасности для вспомогательного и инженерно-технического персонала учреждений, осуществляющих деятельность с ПБА. Обучение проходит на местах в подразделениях, где они работают [7, 8], что не гарантирует полного и адекватного освещения условий и требований безопасной работы. Определенные шаги для решения задачи предпринимаются. В настоящее время на базе ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" разработана и реализуется программа подготовки по биологической безопасности членов специализированных противоэпидемических бригад НИПЧИ Роспотребнадзора, имеющих инженерно-техническое образование. Пока нерешенным остается также вопрос о краткосрочной переподготовке сотрудников, по каким-либо причинам не работавших с ПБА продолжительное (более 6 мес) время (сроки требуют научного обоснования и закрепления в нормативных документах) с целью тренинга и контроля сохранения навыков выполнения манипуляций в соответствии с правилами обеспечения биологической безопасности.
Система обеспечения биологической безопасности работ с ПБА в качестве одной из основных групп мероприятий включает контрольные [7], для реализации которых в учреждениях (организациях) формируют Комиссию по биологической безопасности (КББ), состоящую из высококвалифицированных специалистов. В состав КББ входят сотрудники, осуществляющие разные виды деятельности: диагностическую, экспериментальную, производственную. Вместе с тем в учреждениях, работающих с ПБА, отсутствует должность "специалист по биологической безопасности", подготовка которых становится актуальной в связи с:
■ широким кругом организаций, осуществляющих различные виды работ с объектами и материалами, содержащими или подозрительными на содержание микроорганизмов I-II групп патогенности: диагностические исследования, включая детекцию нуклеиновых кислот; все виды экспериментальных работ с использованием микроорганизмов, гельминтов, токсинов и ядов биологического происхождения; работы по производству медицинских иммунобиологических препаратов с использованием микроорганизмов и продуктов их микробиологического синтеза; зоолого-энтомологические исследования; сбор полевого материала на территориях природных очагов инфекций и его транспортирование; содержание диких позвоночных животных и членистоногих; работы в инфекционных очагах заболеваний, эвакуация больных особо опасными инфекциями; работы в больницах (госпиталях), изоляторах и обсерваторах; вскрытие трупов людей и павших животных; исследования по контролю качества продукции на наличие санитарнопоказательных микроорганизмов [7];
■ необходимостью квалифицированных действий при организации обеспечения биологической безопасности функционирования учреждений (организаций), осуществляющих указанные виды работ с ПБА, и при проведении контрольных мероприятий;
■ пополнением в последние годы нормативной базы обеспечения биобезопасности в Российской Федерации рядом законодательных, подзаконных актов и нормативно-методических документов, регламентирующих лицензирование деятельности и безопасность работ с возбудителями инфекционных заболеваний, санитарную охрану территорий, противодействие биотерроризму;
■ формированием биобезопасности как области специальных знаний и прикладных разработок, созданием концепции биологической безопасности [1, 15, 16];
■ внедрением современных защитных инженерно-технических средств.
Следовательно, актуальной является подготовка на тематических курсах специалистов, участвующих в организации работ с ПБА в учреждениях (организациях) и проведении контрольных мероприятий (плановый, текущий, внеплановый контроль).
Востребованность их определяется многоуровневой структурой и задачами системы эпидемиологического надзора, контроля за особо опасными инфекционными болезнями и опасными промышленными объектами, прогнозирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории РФ.
В связи с этим в 2007 г. специалистами противочумных институтов была разработана и согласована руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека программа повышения квалификации "Биологическая безопасность". Цель обучения - совершенствование знаний и навыков в области обеспечения биобезопасности при организации и проведении всех видов работ с ПБА. В разделе "Профессиональные требования" четко определен перечень знаний и умений, которые должен за время обучения приобрести специалист.
Обучение расчитано на 163 учебных часа, из них 101 ч отведен на практические занятия для совершенствования навыков обеспечения биобезопасности непосредственно при: проведении манипуляций с ПБА, включая упаковку и транспортирование; осуществлении локализации и ликвидации аварий разных видов; работе в изоляторе; проведении планового и текущего контролей обеспечения биобезопасности в подразделении/учреждении; решении ситуационных задач. Теоретический раздел включает занятия по следующим темам: основы биобезопасности (терминология, биологические угрозы, оценка биологических рисков, противодействие биотерроризму); национальные и международные системы биобезопасности; источники биологических рисков и угроз; патогенные биологические агенты; обращение с ПБА; потенциально опасные объекты; средства индивидуальной защиты; инженерные системы обеспечения биологической безопасности; физическая защита ПБА; методы обеззараживания ПБА; хранение, обеззараживание и утилизация медицинских отходов; аварии при работе с ПБА; санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия; контрольные мероприятия; формирование культуры безопасного поведения; профессионально важные качества специалистов, допускаемых к работам с ПБА; оценка профессиональной адаптации и надежности профессиональной деятельности работников.
Программа предназначена для специалистов, занимающихся обеспечением безопасности работ с ПБА на разных уровнях, а также контролем их проведения:
■ руководителей учреждений, подразделений, лабораторий, врачей и биологов противочумных, научноисследовательских и других учреждений Роспотребнадзора и других ведомств, осуществляющих работы с ПБА;
■ сотрудников управлений Роспотребнадзора в субъектах РФ, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора, руководителей, эпидемиологов, врачей-инфекционистов и других специалистов учреждений здравоохранения, различных организаций, задействованных в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Необходимость подготовки указанных специалистов обусловлена положениями федеральных законов от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", а также "Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу" (утв. Президентом РФ 01.11.2013 № Пр-2573).
Заключение
Таким образом, подготовка специалистов по биобезопасности является цельной системой непрерывного профессионального образования, раскрывающей современную концепцию обеспечения биологической безопасности. Вопросы обеспечения национальной биологической безопасности, противодействия биологическому терроризму и биобезопасности при выполнении конкретных манипуляций в соответствии с профессиональными обязанностями и задачами включены во все учебные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, реализуемые на базе противочумных учреждений Роспотребнадзора.
Особой задачей является подготовка профессионалов, занимающихся организацией работ с ПБА и осуществлением контрольных мероприятий в области обеспечения биологической безопасности.
Необходимо разработать специализированные программы обучения для дезинфекторов, инженерно-технических сотрудников и работников, не осуществлявших манипуляции с ПБА более 6 мес.
Направлениями повышения эффективности функционирования системы подготовки специалистов по биологической безопасности являются применение информационнокоммуникационных технологий (электронного и дистанционного образования) и внедрение системы профессиональной оценки работников (профессионально важных качеств, профессиональной адаптации, профессионального здоровья, профессиональной подготовленности, успешности, надежности, разработка которой была начата в рамках работ по ФЦП "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 гг.)".
Актуальность совершенствования подготовки и оценки надежности профессиональной деятельности персонала обусловлена рядом факторов, в том числе:
■ регистрацией внутрилабораторных заражений, в том числе с летальным исходом [16-18];
■ регистрацией случаев нарушения правил и порядка обеспечения физической защиты, хранения, обращения, утилизации опасных объектов и материалов [19-23];
■ материальными затратами на ликвидацию последствий каждой аварии в соответствии с действующими нормативными документами в сфере биобезопасности работ и стандартами веде_ния лиц, инфицированных возбудителями особо опасных инфекций.
Часть представленных результатов была выполнена в 2010 г. в рамках работ по ФЦП "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 гг.)" и Распоряжения Правительства РФ поддержке внедрения и реализации положений ММСП в государствах - участниках СНГ от 07.10.2014 № 1965-р.
ЛИТЕРАТУРА
1. Онищенко Г.Г., Смоленский В.Ю., Ежлова Е.Б., Демина Ю.В. и др. Концептуальные основы биологической безопасности. Ч. 1 // Вестн. РАМН. 2013. № 10. С. 4-13.
2. Доброхотский О.Н. Оценка и управление биологическими рисками при работе с патогенными биологическими агентами (современное состояние вопроса в России) // Биозащита и биобезопасность. 2010. Т. 2, № 3 (4). С. 18-22.
3. О мерах по реализации полномочий Единой Государственной Федеральной централизованной системы Государственного санитарноэпидемиологического надзора в области обеспечения биологической и химической безопасности. Распоряжение № 50 Руководителя Роспотребнадзора от 4.08.2009.
4. Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.11.2005 № 893.
5. Об утверждении Федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)": постановление Правительства РФ от 27.10.2008 № 791.
6. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу : приказ Президента РФ от 01.11.2013 № Пр-2573.
7. Безопасность работ с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности). Санитарные правила. СП 1.3.3118-13 // Бюл. норм. и метод. докум. Госсанэпиднадзора. 2013. № 3 (13). С. 95-115.
8. Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней: санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.2322-08. М. : Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. 75 с.
9. The International Biorisk Management Standard (CWA 15793: 2008). Canada, 2008. 43 p.
10. Salvendy G. Handbook of Human Factors and Ergonomics. 3rd ed. N.Y : Wiley, 1987. 814 p.
11. Организация подготовки кадров медико-профилактического профиля на базе органов и организаций Роспотребнадзора: методические рекомендации. М. : Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. 38 с.
12. Биологическая безопасность. Термины и определения. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Г.Г. Онищенко, В.В. Кутырева. М. : Медицина, 2011. 152 с.
13. Дмитриева В.А., Боронин А.М., Дмитриев В.В., Доброхотский О.Н. и др. Учебное пособие по биобезопасности. Тула : Изд-во ТулГУ, 2013. 500 с.
14. Ляпин М.Н., Малюкова Т.А. Филимонов Е.С., Головко Е.М. и др. Комплексная программа самообучения и контроля знаний правил биологической безопасности работ с патогенными биологическими агентами I-II групп // Официальный бюл. Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программы для ЭВМ, базы данных и топологии ИМС. 2005. № 4 (53). С. 90.
15. Ляпин М.Н., Ежов И.Н., Дроздов И.Г., Кутырев В.В. Эволюция взглядов на проблему биобезопасности и формирование области специальных знаний // Мол. мед. 2006. № 3. С. 14-19.
16. Проект Федерального закона "О биологической безопасности": Общий технический регламент // Дезинфекц. дело. 2006. № 2. С. 46-61.
17. Безсмертный В.Е., Иванова С.М., Филатов Н.Н., Родина Л.В. и др. Определение подходов к обеспечению биологической безопасности населения крупного города на примере Москвы // Пробл. особо опасных инфекций. 2006. Вып. 92. С. 35-38.
18. Fatal laboratory-acquired infection with an attenuated Yersinia pestis Strain - Chicago, Illinois, 2009 // MMWR. Morb. Mortal. Wkly Rep. 2011 Feb 25. Vol. 60, N 7. P. 201-205.
19. Инспекторы CDC выявили ряд опасных нарушений в системе обеспечения биобезопасности гослабораторий. URL: http://www.univadis.ru/medical-news/Inspektory-CDC-vyyavili-ryadopasnyhnarushenij-v-sisteme-obespecheniya-biobezopasnostigoslaboratorij
20. 300 vials labeled flu, dengue found at US lab (Update). URL: http://medicalxpress.com/news/2014-07-vials-influenza-dengue-lab.html
21. CDC обнаружил существенные нарушения при перевозке опасных штаммов H5N1. URL: http://www.univadis.ru/medical-news/CDC-obnaruzhil-suschestvennye-narusheniya-pri-perevozke-opasnyhshtammovH5N1
22. Official: U.S. CDC says 84 lab workers possibly exposed to live anthrax bacteria. URL: http://medportal.ru/mednovosti/news/2014/06/20/470anthrax/
23. Old vials of smallpox found in US storage room (Update). URL: http://medicalxpress.com/news/2014-07-forgotten-vials-smallpoxstorageroom.html#inlRlv