Развитие непрерывного медицинского образования по дисциплине "Инфекционные болезни"

Резюме

Структура модели непрерывного медицинского образования по инфекционным болезням, может быть представлена четырьмя взаимосвязанными блоками (ABCD), которые направлены на усовершенствование профессиональных компетенций, востребованных практическим здравоохранением, с последующей аккредитацией специалистов.

Блок А представлен инновационными образовательными технологиями, которые детерминированы новыми гипотезами, основанными на научных данных и принципах доказательной медицины. Этот блок тесно связан со смежными дисциплинами, которые учитываются при разработке программ профессионального ТУ в рамках НМО.

Блок В, предусматривает приобретение слушателями, новых знаний с последующим их контролем, который проводится аттестационными комиссиями или профессиональными сообществами для подтверждения компетенции по специальности "инфекционные болезни"

Блок С направлен на повышение качества оказываемой медицинской помощи населению на основе накопленных новых теоретических знаниях и практических умениях с учетом принципа доказательной медицины.

И наконец, блок D оценивает влияние новых практик на исход медицинской помощи, где важной составляющей является уровень профессиональной компетенции врача с валидизацией критериев оценки практической деятельности.

Таким образом, модель системной организации НМО и повышения квалификации врача инфекциониста имеет в своей основе цикл от знаний к действию.

Ключевые слова:непрерывное медицинское образование, послевузовское образование, инфекционные болезни, накопительные кредиты, образовательные программы

Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2013. № 4. С. 11-14

В современных условиях на этапе модернизации медицинского образования одной из основных задач здравоохранения является обеспечение надлежащей подготовки медицинских кадров, так как качество оказания медицинской помощи населению напрямую зависит от уровня профессиональной компетенции врача.

Послевузовское обучение врачей проходит на кафедрах и факультетах последипломного образования и ориентировано на беспрерывность в течение всей профессиональной деятельности.

Необходимость непрерывного медицинского образования (НМО) продиктована целым рядом причин, среди которых существуют некоторые противоречия, что обусловлено следующими позициями. Первая: изменчивость мира, с одной стороны, и статичность обучения - с другой. Вторая: активность преподавателей и пассивность слушателей. Третья: огромный объем информации и ограниченность сроков обучения. Четвертая: массовость обучения, в то время как процесс познания происходит индивидуально. Пятое: алгоритмы современной диагностики и эффективной терапии предполагают использование высокотехнологичных методов диагностики и лечения, а большинство врачей (особенно первичного звена) недостаточно владеют знаниями о новых технологиях.

Инновационными составляющими современного НМО являются модульный формат образовательных программ, система зачетных единиц в межаккредитационный период, дистанционное образование и организация симуляционных центров.

Таким образом, НМО включает в себя 2 компонента - обучающий и оценочный, а в своем построении имеет целый ряд принципов, среди которых сохранение и развитие отечественного опыта последипломного образования с использованием инновационных образовательных технологий в сопровождении современными учебнометодическими пособиями.

Существующая сегодня структура послевузовского образования специалиста по инфекционным болезням и регламентированная сертификация врачей не в полной мере отвечает реалиям сегодняшнего дня. В соответствии с федеральными документами об основах охраны здоровья граждан в РФ, врач лишь 1 раз в 5 лет проходит аккредитацию с допуском к профессиональной деятельности; по сути, образовательное пространство остается открытым и в целом ряде случаев исключает мотивацию врачей к самообразованию, к самосовершенствованию и повышению профессиональной компетенции. Система накопительных кредитов и зачетов позволит в полный мере заполнить существующий вакуум и реализовать современную концепцию НМО на практике.

Для претворения в жизнь принципов НМО и расширения образовательного пространства необходимо разработать современный государственный образовательный стандарт (ГОС) послевузовской подготовки врача-инфекциониста с отработкой современной квалификационной характеристики по специальности и формированием креативной личности, которая может принимать обоснованные решения по диагностике, лечению и профилактике инфекционных болезней, оперируя знаниями действующих стандартов лечения и протоколов ведения пациентов в триаде "врач-пациент, пациент-врач, пациент-социальная среда", смещая образовательные акценты с повышения уровня знаний на повышение качества практической деятельности врача.

Развитие НМО невозможно без банка примерных учебных программ, которые требуют унифицированности по России, так как мобильность врачей увеличивается с каждым годом. Опыт работы кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова показал эффективность блок-модульных программ, которые, отличаясь высокой гибкостью в плане приспосабливаемости к различным условиям, могут использоваться на всех уровнях образовательного процесса (как по вертикали, так и по горизонтали).

Блок в этой программе обозначает название дисциплины, а темы модуля меняются в зависимости от сложности и объема информации в соответствии с профессиональными потребностями и подготовкой целевой аудитории. Программы регулярно пересматриваются, перерабатываются с учетом меняющихся условий современности и стремительным обновлением медицинской информации в области инфекционных болезней и смежных дисциплин и служат целям повышения дуальной компетенции (теоретические знания, практические умения).

Дисциплина "Инфекционные болезни" является смежной со многими специальностями, и модульные программы в настоящее время сформированы и уже запущены для обучения не только врачей-инфекционистов, но и других медицинских специалистов. В настоящее время очевидна востребованность знаний по инфекционным болезням у врачей первичного звена - терапевтов, хирургов, гинекологов, неврологов, которые могут первыми столкнуться с инфекционными больными. Например: тематическое усовершенствование (ТУ) знаний о "герпесвирусных инфекциях", актуальных для врачей-гинекологов, урологов, дерматологов и неврологов. Проблема, так до конца и не разрешенная в области терапии ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов интересна для хирургов, стоматологов, гастроэнтерологов. Учитывая запросы практического здравоохранения, необходимо пересматривать программы ТУ не только с позиции концепции непрерывного образования, но и с позиций действующих стандартов оказания медицинской помощи. Работа по таким программам может проводиться в лечебных учреждениях без отрыва врачей от работы, что позволит им совершенствовать свои знания на рабочем месте (имеются в виду выездные циклы). Преподаватели, работающие на этих циклах, могут проводить мастер-классы непосредственно у постели больного в лечебном учреждении с экспертной оценкой медицинской документации. В проведение таких циклов возможно включение элементов дистанционного обучения. Мы считаем, что тематические модули по специальности "инфекционные болезни" должны входить в образовательные стандарты врачей всех специальностей.

Развитие НМО очевидно потребует создания сети научно-образовательных кластеров по дисциплине "инфекционные болезни", где врачи могут отрабатывать компетенции при работе с редко встречающимися в каждо дневной практике ситуациями. Например: тактика действия врача при работе с карантинными инфекциями, работа врача в чрезвычайных ситуациях. Эти образовательные центры должны обратить особое внимание на краевую патологию, отработку модели поведения врача в сложных клинических и эпидемиологических ситуациях. Однако это ничуть не умаляет роли подготовки врача у постели больного с участием врачей в профессорских обходах и формированием клинического мышления.

Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий повышает роль интерактивных форм обучения, куда включаются: полипозиционные дискуссии, круглые столы, технологии проведения мастер классов. Эффективной моделью обучения являются интернетконференции, видеоконференции, т. е. электронные формы обучения.

Внедрение технологий дистанционного медицинского образования может быть реальным и доступным методом накопления кредитных единиц в системе НМО.

Однако этот инновационный подход в системе образования потребует разработки стандартизованных модулей для дистанционного обучения.

НМО невозможно без расширения образовательного пространства с участием практикующих врачей в научнопрактических конференциях, в профессиональных сообществах, научных школах, форумах, где есть возможность оттачивать стиль клинического мышления, получать и накапливать кредиты, а педагогам передавать научно-практическое наследие корифеев и решать проблемы гуманизации образования.

Одним из важных компонентов в системе НМО, который предстоит еще разработать, является персонифицированный учет накопления кредитов. Система кредитных единиц является не только формой учета образовательных мероприятий, но и представляется накопительной базой для подтверждения профессиональной компетенции врача в межаккредитационный период. И в этой связи нам предстоит разработать многовариантные кредитные позиции с персонифицированным учетом всех возможных форм образовательного процесса и экспертного контроля. Включение кредитной технологии в систему НМО явится мотивацией для врачей к систематической поддержке своего профессионального имиджа.

Важным фактором эффективного и профессионально ориентированного образования врача является квалификация профессорского-преподавательского корпуса, что требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс педагогов и переосмысления их педагогической практики.

Необходима подготовка по программе "преподаватель высшей школы", который должен быть умелым педагогом, эффективно проектируя образовательный процесс, высоким профессионалом, а так же психологом, чтобы корректно строить отношения с учащимися, коллегами и пациентами; также преподаватель высшей медицинской школы должен быть ученым, осуществляя интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, структура модели НМО по инфекционным болезням, может быть представлена 4 взаимосвязанными блоками (ABCD), которые направлены на усовершенствование профессиональных компетенций, востребованных практическим здравоохранением, с последующей аккредитацией специалистов (см. рисунок).

Блок А представлен инновационными образовательными технологиями, которые детерминированы новыми гипотезами, основанными на научных данных и принципах доказательной медицины. Этот блок тесно связан со смежными дисциплинами, которые учитываются при разработке программ профессионального ТУ в рамках НМО.

Блок В предусматривает приобретение слушателями новых знаний с последующим контролем, который проводится аттестационными комиссиями или профессиональными сообществами для подтверждения компетенции по специальности "инфекционные болезни".

Блок С направлен на повышение качества оказываемой медицинской помощи населению на основе накопленных новых теоретических знаниях и практических умениях с учетом принципов доказательной медицины.

И наконец, блок D оценивает влияние новых практик на исход медицинской помощи, где важной составляющей является уровень профессиональной компетенции врача с валидизацией критериев оценки практической деятельности.

Таким образом, модель системной организации НМО и повышения квалификации врача-инфекциониста имеет в своей основе цикл "от знаний к действию".

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»